Эволюция представлений о предмете социальной психологии.
Происхождение СΨ. Корни СΨ в интересе древних к феноменам массового заражения, табу, обрядам и, вероятно, произошла из философии; возможный родоначальник – Платон, затем этими вопросами интересовался Аристотель, в Новое время – Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель.
Выделение СΨ в самостоятельную науку. Это происходит в середине 19 века, в период бурного развития наук, в т.ч. общественных, изучающих связи между странами. Различные области знания не могли дать ответа на некоторые междисциплинарные вопросы, отсюда возникает нужда в СΨ. Она возникает и развивается как психология индивида.
Первые исторические формы СΨ-теорий:
— психология народов (середина 19 века, Германия; Лацарус, Штейнталь): главная сила истории – народ, выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифох, обычаях, индивидуальное сознание – его продукт; «сверхиндивидуальная душа» подчиняется «сверхиндивидуальной целостности» – народу, нации; задача СΨ – изучение ψ-сущность духа народа, законы протекания духовной деятельности народа (теория основана на учении Гегеля о «народном духе», монадологии Лейбница и английском ассоцианизме)
— психология масс (конец 19 века, Франция, Италия; Тард, Лебон, Сигеле): социальное поведение обусловлено подражанием и иррациональными моментами; всякое скопление людей – масса, утрачивающая способность к наблюдению; поведение человека в массе: обезличивание, преобладание чувств над интеллектом, утрата чувства личной ответственности; масса хаотична, и ей нужен вождь (элита)
— теория инстинктов социального поведения (конец 19 века, МакДугал): причина социального поведения, как и у животных – врожденные инстинкты; желания, стремление к цели – движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение; все, что в сознании, зависит от бессознательного начала; внутреннее выражение инстинктов – эмоции (например, инстинкт борьбы, гнев, страх, инстинкт бегства, чувство самосохранения, инстинкт строительства, чувство созидания, инстинкт воспроизведения, ревность, женская робость); инстинкты – основа всех социальных институтов (семья, торговля, война)
Экспериментальный период развития (начало 20 века, бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм):
Начало ХХ в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. В развитии психологии к этому времени четко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-теория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе.
Однако в тех конкретных условиях, в которых эта тенденция развивалась в США, такое увлечение привело к одностороннему развитию социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной.
Все это привело к тому, что начиная с 50-х гг. ХХ в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию. Теоретические исследования концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма. Из четырех названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвертое направление - интеракционизм - представляет социологический источник.
Бихевиоризм
Два направления: Халл (введение промежуточных переменных) и Скиннер (классический бихевиоризм). В рамках подхода Халла: теория фрустрации – агрессии Миллера и Долларда, модели диадического взаимодействия Тибо и Келли.
Психоанализ
В социальной психологии больше распространен неофрейдизм (Фромм, Салливан).
В рамках классического психоанализа: теория развития группы Бенниса и Шеппарда, Шутц.
Уход от диадического взаимодействия, изучение групповых процессов. Здесь зародилаьс практика т-групп. В основном теории содержат вкрапления психоанализа.
Отсюда также начался гуманистический подход, который опирается на теорию и практику треннингов.
Когнтивизм
Этот подход исходит из гештальтпсихологии и теория К. Левина. Социальное поведение рассматривается с т.з. когнитивных процессов. Теории соответствия: главный мотивирующий фактор поведения – потребность в соответствии (теория сбалансированных структур Хайдера, теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума). Креч, Крачфилд, Аш. Все поступки людей совершаются ради построения непротиворечивой картины мира.
Интеракционизм
Интеракционизм – это методологический подход, объединяющий нескольких различных направлений в общественных науках. Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г. Мида. Теория ролей Сарбина, теория референтных групп Хаймена и Мертона.
Установление социальных детерминант человеческого поведения. Но в этих теория индивид по существу не включен в общественные отношения.
В настоящее время
Предмет социальной психологии – закономерность поведения людей при включении в социальные группы, характеристика групп, конфликт между личностью и обществом, массовые психические процессы и положение (статус) в группе, практические потребности общества, личность и межличностные отношения в обществе.
Или – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Наиболее видные социальные психологи современного периода: А. Тэшфел и С. Московиси.
А. Тэшфел видит выход из кризиса для социальной психологии на путях введения в ее проблематику психологии межгрупповых отношеиий. Ее основой является разработанная Тэшфелом теория социальной идентичности, в рамках которой и рассматривается вопрос о социальной обусловленности осознания человеком себя и своего поведения в социальном мире.
С. Московиси является главой французской школы социальной психологии, автором теории «социальных представлений». Как общий анализ состояния социальной психологии (в частности, американской), предпринятый Московиси, так и разработка теории «социальных представлений» служат все той же, настойчиво проводимой идее: социальная психология может достичь успеха только на путях ее большей «социологизации», т.е. отступления от канонов индивидуальной психологии и усиления меры и степени ее «социальности» - вплетения в ткань реальных проблем общества. Такая постановка проблемы представляется особенно близкой позициям этой науки в нашей стране.