Характеристика конфликта как социально-психологического феномена.
Конфликт является одним из видов социального взаимодействия индивидов. Существует множество различных подходов к изучению этого феномена. Приведем некоторые из них.
«Философская энциклопедия» (1964) содержит следующее определение конфликта: «Конфликт как предельный случай обострения противоречия».
В «Социологическом словаре» (1991) находим другое определение: Социальный конфликт «как предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей- классов, наций, государств, социальных институтов, социальных групп, и т.п., обусловленным противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития».
«Психологический словарь» (1983) дает такое определение: конфликт- это «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями».
Дарендорф Р. определяет конфликт как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности.
Я. Щепаньский: «Конфликт-это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действий по отношению к конкретному предмету или ситуации.
Корнелиусом Х. и Фэером Ш. конфликт рассматривается как нераскрытая возможность (преобразования отношений).
«Конфликт является одним из средств управления, пренебрегая или не владея которым руководитель всегда снижает эффективность своей деятельности». Анцупов А.Я., Шипилов А.И.: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающий в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями». Хасан Б.И. пишет, что конфликт-это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане.
Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении, только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя являет (Хасан,1996).
«Конфликт выступает как биполярное явление-противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами). Приведенный неполный перечень определений конфликта позволяет выделить следующие его признаки: наличие столкновения, противостояния, противоречий; активность субъектов, направленная на преодоление имеющихся противоречий и наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта. Таким образом, находиться в конфликте человек может только с кем-либо (группой, с другим человеком, собой), что означает возможность взаимодействия сторон.
Понятие и типология конфликтов
Конфликт – это сложное, многомерное, многоуровневое социально-психологическое явление.
Под конфликтом также понимают борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.
В конфликте принимают участие индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами.
Выделяют также конфликт и на уровне отдельного индивида, между элементами внутренней структуры личности. Внутри – личностный конфликт также является социально-психологическим, а не только психологическим феноменом, т. к. удовлетворение взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов связано с целой системой определенных социальных отношений.
Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т. д.
В методологическом аспекте конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Если противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами будут выступать различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. Люди преследуют в конфликте те или иные цели и борются за утверждение своих интересов.
Т.о.конфликт – это своеобразное качество взаимодействия (между людьми или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.
В основе всех конфликтов лежат противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Эти противоречия могут носить объективный и субъективный характер, т. е. быть обусловленными субъективными или мнимыми личностными факторами. Однако, не все противоречия вызывают развитие конфликта, некоторые из них могут существовать в бесконфликтной форме, лишь в определенной социальной ситуации приобретая конфликтную форму (например, противоречие между мужчиной и женщиной).
Конфликт всегда развивается во взаимодействии социальных субъектов. Это касается и внутри – личностного конфликта, для возникновения которого также необходимо социальное окружение. Однако не всякое социальное взаимодействие является конфликтом, а только то, в котором обнаруживаются острые противоречия. Так, товарищеское, дружеское сотрудничество, обычно не приводят к конфликту.
Для возникновения конфликта необходимо сознание, поэтому борьбу, происходящую в неорганическом мире нельзя с полным правом назвать конфликтом.
В отличие от борьбы за существование у животных конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. Он носит временный характер.
Соревнование отличается от конфликта тем, что регулируется различного рода правилами, процедурами и соглашениями, с которыми, заранее согласны все участники соревнования. Конфликт может возникнуть только в случае, когда нарушаются правила соревнования. Конфликт – это не игра, сопровождающаяся приятными эмоциями, это серьезное отрицательно окрашенное социально-психологическое явление.
Объектом конфликта является та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон. Возникновение конфликта возможно только при наличии его объекта, который может быть истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным.
Предметом конфликта служат те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
Структура конфликта
Объект конфликта – это ценность, которая способна удовлетворить потребность, из-за овладения которой возникает конфликт. Ценности могут быть:
а) материальные;
б) социальные;
в) духовные.
Участники конфликта , которыми могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств.
В зависимости от роли участника в конфликте различают:
1) противодействующие стороны или противников – главные участники конфликта, образующие его стержень. Выход из противоборства одного из противников прекращает конфликт. Важнейшими характеристиками противоборствующих сторон являются их физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, навыки и умения;
2) подстрекатель – это физическое лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать; его задача ограничивается тем, чтобы спровоцировать, развязать конфликт между другими лицами (группами);
3) пособник – лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами;
4) организатор – это физическое лицо или группа, планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др. Организатор может в одном лице совпадать с противоборствующей стороной, но может быть и самостоятельной фигурой.
Социальное и психологическое значение участников конфликта может быть различным.
Типы конфликтов по характеру сторон:
1) внутриличностный – один аспект личности противостоит другому ее аспекту (конфликт Гамлета);
2) межличностный – одна личность противостоит другой (конфликт Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем в повести Гоголя);
3) конфликт типа личность – группа (представлен Грибоедовым в его пьесе «Горе от ума»);
4) конфликт группа – группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства.
Условия конфликта – конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых конфликт развертывается, социальная среда.
Социальная среда – та почва, на которой возникает и развивается конфликт, включая не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.
Субъективное восприятие или образ конфликта , который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Образ конфликта может не соответствовать истинному положению дел. Эти образы являются непосредственной основой поведения конфликтантов.
Виды образов, восприятий:
а) представления о самих себе;
б) восприятие других участников конфликта;
в) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.
Для начала конфликта необходима реализация образов, восприятия, представления о конфликтной ситуации в соответствующих обоюдных действиях.
Способы действий и поведение сторон конфликта зависит от объективных и субъективных причин конфликта, возникающих как на его ближних, так и на дальних подступах, а также от состава участников. В процессе конфликта происходит взаимодействие участников: действия одного из участников вызывают соответствующее противодействие, другого.
Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата.
Конфликт представляет собой длительный процесс, т. к. на вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуется время.
Функции конфликта
Функция конфликта – роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.
По совпадению результатов конфликта с целями различают:
1) явные функции конфликта – функции, для которых характерно совпадение результатов конфликта с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта;
2) скрытые (латентные) функции конфликта – последствия отличаются от ранее провозглашенных участниками конфликта намерений и могут оказаться неожиданными, не отвечающими целям участников конфликта. Они обнаруживаются лишь с течением времени.
По конструктивности различают:
1) общие конструктивные функции конфликта проявляются на различных уровнях социальной системы и имеют следующее значение:
а) информационное значение конфликта – состоит в обнаружении и фиксации противоречии и проблем в обществе, организации, группе, свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению;
б) способствуют разрешению противоречий, устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту;
в) интегративное значение – объединение перед общим врагом, в решении возникших проблем;
г) способствуют снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации;
д) разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, предотвращению более серьезных конфликтов, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился;
е) выяснение соотношения сил социальных групп или общностей и предотвращение более разрушительных конфликтов;
2) конструктивные функции конфликта на личностном уровне – касаются влияния конфликта непосредственного на личность и способствуют:
а) самопознанию и адекватной самооценке личности;
б) лучшему узнаванию союзниками друг друга, а также определению сил противника;
в) снятию психической напряженности в группе, при положительном разрешении конфликта;
г) адаптации и социализации человека, развитию его как личности, набору опыта за небольшой отрезок времени;
д) самореализации и самоутверждению;
общие деструктивные функции конфликта могут приводить к следующим последствиям:
а) к большим человеческим жертвам и материальным потерям;
б) к состоянию дестабилизации и дезорганизации стороны противоборства;
в) к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества;
г) к дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы;
д) к нарастанию в обществе настроений пессимизма и упадком нравов;
е) к новым, более деструктивным конфликтам;
ж) к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности;
деструктивные функции конфликта на личностном уровне могут приводить к следующим последствиям:
к негативному воздействию на социально-психологический климат в группе (появлению чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса);
а) к разочарованию в своих возможностях и способностях, к деидентификации личности;
б) к развитию чувства неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентаций и образцов поведения;
в) к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях;
г) к развитию для общения видов поведения (безынициативность, критиканство, буквоедство, поиск виноватых, самобичевание и т. д.).
Динамика конфликта
Динамика конфликта – это процесс изменения конфликта.
Этапы конфликта:
предконфликтная ситуация – это время вызревания конфликта, развития и обострения противоречий, его вызывающих. Противоречия и факты, приводящие к противоборству, в этот период скрыты и явно не обнаруживаются. Будущие оппоненты конфликта еще не осознают нарастание и последствия уже наметившегося конфликта. Для предконфликтной ситуации характерно существование реальной возможности конфликта, который еще может быть разрешен «мирным» путем. Осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть адекватным (правильным) и неадекватным. При неадекватном восприятии причин конфликта он не может быть устранен окончательно, т. к. истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту.
открытый конфликт наступает в случае, если противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать, наличие противоборства становится очевидным всем. Стадии открытого конфликта:
инцидент – это пусковой механизм, который инициирует открытое противоборство сторон, начало конфликта. В отличие от инцидента повод (конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий) – это ещё не конфликт.
Для инцидента характерно обнажение позиций сторон, деление на «своих» и «чужих», однако реальные силы противников еще до конца не известны, что может способствовать сдерживанию развития конфликта или дальнейшему его развитию. На этой стадии производится: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Ещё сохраняется возможность решить конфликт мирным путем.
эскалация конфликта – стадия развернутого конфликта, когда обострение противоречий между его участниками достигает максимума и происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и др. Переговоры и другие мирные способы разрешения конфликта на этой стадии затруднены. Разум уступает место эмоциям, могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта, на первое место выдвигаются новые причины и новые цели. Конфликт приобретает спонтанный, неуправляемый характер.
На этой стадии происходит создание образа врага, демонстрация силы и угроза ее применения, применение насилия, наблюдается тенденция к расширению и углублению конфликта.
завершение конфликта – окончательный этап открытого периода конфликта, который может наступать при явном ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющих вести дальнейшее противоборство, очевидной бесперспективности продолжения конфликта и ее осознание его участниками, преобладании одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю, появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство. Завершение конфликта может быть достигнуто путем устранения оппонента или обоих оппонентов, устранения объекта конфликта, изменения позиций обеих или одной из сторон конфликта, при участии в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения, при обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи или путем переговоров. Завершение конфликта может быть мирным или насильственным, конструктивным или деструктивным.
послеконфликтный период – период ликвидации основных видов напряженности, нормализация отношений между сторонами.