Тема 1. Предмет социальной психологии и ее место в системе научного знания
План лекции
1. Социально-психологические феномены.
2. Предмет, структура социальной психологии, взаимосвязи с другими науками.
3. Этапы становления зарубежной и отечественной социальной психологии.
4. Методология и методы социально-психологического исследования. Классификация методов.
Основные понятия:
Социально-психологические феномены, социальная психология, методология, интеракционизм, теория соответствия, экспериментальная социальная психология.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.
2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., Питер, 1997.
3. Парыгин БД. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
4. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. / Под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна. – М., 2000.
5. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. – М., 1999.
6. Социальная психология / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова. – М., 1995.
7. Хрестоматия по социальной психологии / Под ред. Т.В.Кутасовой. –М., 1995.
8. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1999.
9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
10. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1972.
Тема 2. Психология общения
План лекции
1. Понятие общения: виды, функции.
2. Структура общения:
а) общение как коммуникация;
б) общение как интеракция;
в) общение как перцепция.
3. Взаимное влияние людей в процессе межличностных отношений.
4. Техники межличностного общения.
Основные понятия:
Общение, взаимодействие, атрибуция, взаимоотношения, внушение, диалог, идентификация, коммуникативная компетентность, коммуникативный барьер, аттракция, рефлексия социальная, эффект ореола, стереотипизация, эмпатия
Библиографический список
1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Э. Аронсон. – М., 1999.
2. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. псих. Труды /А.А. Бодалев. – М., 1998.
3. Вердербер Р. Психология общения / Р.Вердербер, К.Вердербер – СПб., 2003.
4. Кон И.С. Социология личности /И.С.Кон. - М., 1967.
5. Крижанская Ю.С. Грамматика общения /Ю.С.Крижанская, В.П.Третьяков. - М., 1990.
6. Леонтьев А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев. - Тарту, 1973.
7. Обозов Н.Н. Межличностные отношения Н.Н. Обозов.- Л., 1979.
8. Петровская Л.А. Компетентность в общении /Л.А. Петровская. – М., 1995.
9. Станкин М.И. Психология общения /М.И. Станкин. – М., МПСИ, 2000.
Тема 3. Социальная психология конфликта
План лекции
1. Понятие конфликта. Виды и функции.
2. Структура конфликта и стадии протекания.
3. Причины возникновения и способы разрешения.
4. Особенности педагогических конфликтов и их анализ.
Основные понятия:
Инцидент, конфликтная ситуация, оппонент, конфликт, функции конфликта, внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, личностно-групповой и межгрупповой конфликт, переговорные стратегии.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Конфликтология /В.И. Андреев. – Казань, 1992.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов /А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – М., 2002.
3. Бэрон Р. Агрессия / Р.Бэрон, Д.Ричардсон. – СПб., Питер, 2000.
4. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты /Н.В.Гришина. - СПб, 1993.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта /Н.В.Гришина. – СПб.: Питер, 2002.
6. КозыревГ.И. Конфликтология. Конфликты в социально-педагогическом процессе /Г.И.Козырев. // Социально-гуманитарные знания. - 2000, №2, с.118-135.
7. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешить конфликт / Х.Корнелиус, Ш.Фэйр. - М., 1992.
8. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта /Л.А.Петровская. //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1977.
9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе /М.М. Рыбакова. - М., 1991.
10. Скотт Дж.-Г. Конфликты. Пути их преодоления /Дж.-Г. Скотт. - Киев, 1991.
Тема 4. Социально-психологические проблемы малых групп
План лекции
1. Понятие социальной группы.
2. Классификация группы.
3. Динамические процессы малой группы.
4. Развитие группы. Уровни развития.
5. Эффективность групповой деятельности.
Основные понятия:
Группа, групповая динамика, лидер, социальные нормы, общность социальная, санкции, референтная группа, конформность, негативизм, сплоченность групповая, коллектив.
Библиографический список
1. АгеевB.C. Психология межгрупповых отношений /В.С.Агеев.– М.: МГУ, 1983.
2. Андреева Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. - М., 1996.
3. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии /В.М.Бехтерев. М., 1994.
4. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности /А.И. Донцов.- М.: МГУ, 1979.
5. Квинн В. Прикладная психология /В.Квинн. – СПб., Питер, 2000.
6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах /Я.Л. Коломинский.– Минск, 1976.
7. Кричевский Р.Л. Психология малой группы /Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская.- М.: МГУ, 1991.
8. Современная психология: Справочное руководство /Под ред. В.Н.Дружинина. – М., 1999.
9. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Под ред. А.Л. Свенцицкого. – СПб., Питер, 2000.