Организация обработки и анализа итогов тестирования.
Многоплановость использования результатов тестирования: для разработки коррекционных и развивающих программ, для консультирования учеников, учителей и родителей, а также для ознакомления с данными самих учащихся и их родителей, - предполагают особую организацию полученных данных.
В связи с различным уровнем психологической культуры потребителей психологических информаций – от профессиональных психологов до учащихся и их родителей, - приходится оформлять данные на двух уровнях: научно-профессиональном и на обывательски бытовом (в системе «утилит»). Соответственно используются и разный язык описания итогов – научно-теоретический и разговорно-бытовой.
Кроме того, массового потребителя (ученик, родитель) часто в большей мере интересуют и соответственно более понятны качественные оценки, нежели количественные (кроме показателя интеллекта IQ).
Двойное представление итогов тестирования требует определенного опыта и традиций, которые еще полностью не сложились в отечественной психологической службе.
В данном пособии предлагается опыт применения двух систем представления итоговых данных, оправдавших себя на практике. Так, каждый показатель психического статуса ученика и уровень развития школьного класса (см. главы 2-3) описываются двумя способами: количественно на языке науки и качественно на бытовом языке.
Причем, такой подход касается и каждого психологического признака и феномена (например, личности) в целом.
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА
Современная школа ориентирована на личностное развитие школьников. Личностный подход и личность как ценность становятся отличительными особенностями современного образования.
Определение личности
Личность – основное психологическое качество человека. Известно несколько определений личности, приведем некоторые из них:
· личность – это человек, стремящийся к достижению новых целей и выходящий за пределы этих целей (Г. Олпорт);
· личность – направленность человека на будущее, его активное отношение к нему, построение планов самоутверждения, преодоления собственной слабости (А. Адлер);
· личность – самость, организованная и долговременная, субъективно воспринимающая сущность, составляющая сердцевину переживаний (К.Роджерс);
· личность – приоритет внутреннего духовного мира человека над внешним воздействием, преломление внешних воздействий через внутренние условия (С.Л. Рубинштейн);
· личность – уникальный опыт переживания индивидом своего жизненного опыта (Д. Келли) (); (); ().
Итак, личность – это не внешний, «социально желательный образ» человека (например, приятная внешность, хорошие манеры и т.д.), а способность быть субъектом, т.е. не пассивным потребителем внешних воздействий, а создателем своей позиции, преобразователем ситуации. Личность в каждом человеке проявляется индивидуально.
С.Л.Рубинштейн отмечал три основных свойства личности:
а) направленность активность (цели, ценности, мотивы, установки);
б) самосознание, проявляющееся в самооценках, уровне притязаний;
в) способности, опыт, темперамент, жизненный путь, построение собственной судьбы.
В антропологической модели человека С.Л.Рубинштейн, признавая биологическую и социальную включенность индивида, одновременно постулирует его способность дистанцироваться от этой включенности. Все это ставит вопрос о необходимости личностного подхода как принципа познания человека.
Личностный подход – признание зависимости всех психических процессов от личности как единого основания, проявляющейся в том, что
а) существуют индивидуальные различия у разных людей восприятия, памяти, внимания, мышления и др;
б) психические процессы не имеют самостоятельной линии развития, а зависят от общего развития личности;
в) процессы не замыкаются в себе, они превращаются в сознательные регуляторы действия или операции.
Выдвинутый С.Л.Рубинштейном принцип единства сознания и деятельностипредполагает необходимость изучения психических процессов и состояний в деятельности (не изолированно изучать восприятие, мышление, память, а то, как воспринимает и мыслит человек, действующий в конкретных ситуациях и реализующий конкретные цели).
Сознание выполняет регулирующую роль: с его помощью определяется отношение личности с миром, взаимодействие с окружающей действительностью; посредством сознания личность соотносит внутренние действия – намерения, притязания, ценности, - с тем, что исходит от общественного бытия и от позиции самой личности.
Личность и сознание взаимообусловлены. Эта взаимосвязь проявляется, реализуется и развивается в деятельности.
Особенность проявления личности в деятельности не сводится только к мотивам, но дополняется способами постановки и достижения целей. Личность не растворяется в деятельности, а выстраивает систему жизненных отношений с миром. Личность в деятельности не только удовлетворяет свои сущностные потребности, но посредством выбора целей и способов их достижения создает свой жизненный путь.