Компьютерная психодиагностика

Под ред. А.С.Чернышева

Компьютерная экспресс-психодиагностика личности и коллектива школьников

Педагогическое общество России

Компьютерная экспресс-психодиагностика личности и коллектива школьников

Под редакцией

доктора психологических наук, профессора

А.С.Чернышева

Москва 2001

Компьютерная экспресс-психодиагностика личности и коллектива школьников: Учебное пособие для студентов-психологов высших и средних специальных педагогических учебных заведений.

Н.Н.Гребеньков, А.В.Корнев, С.В.Сарычев, А.С.Чернышев / Под ред. Проф. А.С.Чернышева. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 140 с.

В пособии представлена технология целостного подхода к диагностике личности и коллектива школьников с помощью наиболее популярных методик, реализованных в двух вариантах: бланковом и компьютерном. Впервые предлагается методические согласованное сочетание количественной и качественной оценок психодиагностики.

Пособие ориентирует практического психолога на сочетание диагностики и формирования личности и коллектива как наиболее перспективную модель психологической службы.

Предназначено для студентов-психологов педагогических вузов и колледжей, практикующих психологов в сфере образования.

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Воронежского государственного педагогического университета Е.А.Корсунский,

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социологии и социальной работы Курского государственного медицинского университета Н.С.Степашов.

От редактора

Формирование компьютерной культуры населения связано с подготовкой специалистов в высшей школе, успешно освоивших компьютерные технологии.

Наряду с другими сферами острую необходимость в компьютерах испытывает и психологическая служба образования. Овладение компьютерными технологиями, особенно в рамках психодиагностических задач, является одним из основных условий успешной работы практического психолога не только как психодиагноста, но и при выполнении других функций – консультирования, психокоррекции, просвещения, профилактики.

В этой связи представляется важным сохранение приоритета личностного подхода к ребенку, который опасно заслонить компьютером.

Именно с этих позиций авторы исходили при подготовке пособия, в основу которого положен следующий принцип реализации задач компьютерной экспресс-диагностики:

- за исходное принимался субъект деятельности и общения (личность, коллектив), в котором выделились те характеристики (признаки), что необходимы для учебной деятельности и общения, так что в итоге определялся «профиль личности (коллектива)».

Для диагностики каждой характеристики «профиля» подбиралась соответствующая методика с описанием процедуры проведения, количественной и качественной оценки полученных данных. Затем разрабатывалась отдельная компьютерная программа диагностики, позволяющая провести психодиагностические процедуры на компьютерах. На экране компьютера результаты представляются как в цифровом варианте (количественная оценка), так и в текстовом описании (качественная оценка) на языке пользователя.

Графически данную логическую схему можно представить следующим образом:

Личность→ (коллектив) комплекс→ признаков («профиль…»)   адекватные→методики для каждого признака процедура →проведения и оценки (количественной и качественной) данных компьютерная программа→
→Психолого-педагогическиерекомендации по развитию личности и коллектива

Подобная схема экспресс-диагностики нацеливает практического психолога на сочетание диагностики и формирования, т.е. на принцип «… пришел, измерил и изменил» вопреки принципу «… пришел, измерил… и ушел».

Полный набор признаков обеспечивает достаточно полное распознание психологии субъекта (личности, коллектива), но требует значительного времени. Однако, в зависимости от конкретных локальных задач, например, изучения только направленности личности или организованности коллектива можно воспользоваться лишь отдельными методиками.

К сожалению, не удалось пока разработать компьютерные программы для диагностики познавательных процессов, и пользователь может ограничиться только бланковым вариантом. Авторы надеются решить эту проблему к следующему возможному второму изданию.

В целом пособие может помочь психологу за сравнительно короткое время провести экспресс-диагностику важных для учебной деятельности и общения признаков личности и коллектива школьников.

Авторы с благодарностью примут все замечания и предложения, которые можно высылать по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33, государственный педагогический университет, кафедра психологии.

ГЛАВА I. МЕСТО КОМПЬЮТЕРНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Автоматизация методик

В настоящее время преобладающее большинство разработок относится к автоматизации методик, что выражается, главным образом, в создании компьютерных версии известных психодиаг­ностических тестов, ранее предназначенных для "ручного" упот­ребления. Переложение на компьютерную основу методик со стан­дартизированными вербальными и статическими невербальными стимулами, на которые испытуемый дает ответы закрытого типа, не представляет особой сложности. В данном случае компьютер фактически выполняет функция калькулятора с той разницей, что также обеспечивает автоматическое предъявление стимулов, реги­страцию ответов, ведение протокола эксперимента и выдает ре­зультаты в привычной для психодиагноста форме на экран дисплея или в виде твердой копии. [11,40]

За счет автоматизации в психодиагностической практике на­блюдается ряд положительных эффектов, которые условно можно назвать количественными:

• быстрое получение результатов бывает крайне необходимо в таких областях, как, например, клиническое обследование или консультирование;

• эксперт освобождается от трудоемких рутинных операций и может сконцентрироваться на решении сугубо профессио­нальных задач;

• повышается точность регистрации результатов и исключают­ся ошибки обработки исходных данных, неизбежные при руч­ных методах расчета выходных показателей (например, раньше при ручной обработке MMPI допускалось до 20% ошибок);

• оперативность обработки данных при компьютерном экспе­рименте позволяет проводить в сжатые сроки массовые пси­ходиагностические обследования путем параллельного тести­рования многих испытуемых.

Как следствие перечисленных эффектов, автоматизация мето­дик оказывает положительное действие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностического эксперимента. Кроме того, можно отметить положительное влияние автоматизации на общие условия обследования. В частности, возрастает уровень стандартизации этих условий за счет единообразного инструкти­рования испытуемых и предъявления заданий, не зависящих от пола, возраста, степени привлекательности, настроения и предвзя­тости, как экспериментатора, так и самого обследуемого. Немало­важной может оказаться конфиденциальность автоматизирован­ного тестирования, позволяющая испытуемому быть более откро­венным и естественным во время эксперимента. Также в ряде слу­чаев считается полезной возможность скрыть от испытуемого тех­нологию получения результирующих показателей.

Автоматизация методик имеет и свою оборотную сторону, ко­торую необходимо учитывать. Изменение условий психодиагно­стического эксперимента требует проверки компьютерных версий методик на их адекватность традиционному "ручному" аналогу. Это, в частности, связано с тем, что при взаимодействии с компью­тером у некоторых испытуемых могут возникать эффекты "психологического барьера" или "сверхдоверия" (Из собственного опыта в сравнении с опытом американских психологов видно, что эти тенденции могут достаточно сильно отличаться в зависимости от межкультурных различий. В частности, в США испытуемые склонны выражать недоверие к компьютерам, в то время как у нас наблюдается выраженный противоположный эффект). Поэтому автоматизированные варианты психодиагностических методик следует подвергать рестандартизации. [10,50]

В отличие от "количественных" эффектов, которые обеспечива­ет автоматизация психодиагностического эксперимента, развитие компьютерной психодиагностики связано с принципиально ины­ми, качественно новыми возможностями, которые открывает при­менение компьютеров.

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

Современная школа ориентирована на личностное развитие школьников. Личностный подход и личность как ценность становятся отличительными особенностями современного образования.

Определение личности

Личность – основное психологическое качество человека. Известно несколько определений личности, приведем некоторые из них:

· личность – это человек, стремящийся к достижению новых целей и выходящий за пределы этих целей (Г. Олпорт);

· личность – направленность человека на будущее, его активное отношение к нему, построение планов самоутверждения, преодоления собственной слабости (А. Адлер);

· личность – самость, организованная и долговременная, субъективно воспринимающая сущность, составляющая сердцевину переживаний (К.Роджерс);

· личность – приоритет внутреннего духовного мира человека над внешним воздействием, преломление внешних воздействий через внутренние условия (С.Л. Рубинштейн);

· личность – уникальный опыт переживания индивидом своего жизненного опыта (Д. Келли) (); (); ().

Итак, личность – это не внешний, «социально желательный образ» человека (например, приятная внешность, хорошие манеры и т.д.), а способность быть субъектом, т.е. не пассивным потребителем внешних воздействий, а создателем своей позиции, преобразователем ситуации. Личность в каждом человеке проявляется индивидуально.

С.Л.Рубинштейн отмечал три основных свойства личности:

а) направленность активность (цели, ценности, мотивы, установки);

б) самосознание, проявляющееся в самооценках, уровне притязаний;

в) способности, опыт, темперамент, жизненный путь, построение собственной судьбы.

В антропологической модели человека С.Л.Рубинштейн, признавая биологическую и социальную включенность индивида, одновременно постулирует его способность дистанцироваться от этой включенности. Все это ставит вопрос о необходимости личностного подхода как принципа познания человека.

Личностный подход – признание зависимости всех психических процессов от личности как единого основания, проявляющейся в том, что

а) существуют индивидуальные различия у разных людей восприятия, памяти, внимания, мышления и др;

б) психические процессы не имеют самостоятельной линии развития, а зависят от общего развития личности;

в) процессы не замыкаются в себе, они превращаются в сознательные регуляторы действия или операции.

Выдвинутый С.Л.Рубинштейном принцип единства сознания и деятельностипредполагает необходимость изучения психических процессов и состояний в деятельности (не изолированно изучать восприятие, мышление, память, а то, как воспринимает и мыслит человек, действующий в конкретных ситуациях и реализующий конкретные цели).

Сознание выполняет регулирующую роль: с его помощью определяется отношение личности с миром, взаимодействие с окружающей действительностью; посредством сознания личность соотносит внутренние действия – намерения, притязания, ценности, - с тем, что исходит от общественного бытия и от позиции самой личности.

Личность и сознание взаимообусловлены. Эта взаимосвязь проявляется, реализуется и развивается в деятельности.

Особенность проявления личности в деятельности не сводится только к мотивам, но дополняется способами постановки и достижения целей. Личность не растворяется в деятельности, а выстраивает систему жизненных отношений с миром. Личность в деятельности не только удовлетворяет свои сущностные потребности, но посредством выбора целей и способов их достижения создает свой жизненный путь.

Ценностные ориентации

Ценностные ориентации –это пристрастное отношение человека к объектам и явлениям среды, которые связаны с его потребностями, таковыми могут быть, например, друзья, учение, книга, одежда, любовь, семья, спорт, телевидение, музыка, активная содержательная жизнь, саморазвитие и т.д.

Роль ценностной ориентации состоит в том, что она как бы «заводит» и направляет психическую жизнь ребенка: он думает, запоминает, переживает и действует в соответствии с миром своих ценностей.

Методика Е.Б. Фанталовой

Методика Е.Б. Фанталовой дает достаточно объективную информацию о восприятии подростком своего отношения с реальностью в важнейших жизненных сферах. Она может быть использована как инструмент индивидуальной психодиагностической и психокоррекционной работы с подростками и юношами в случае проработки самых различных проблем: от школьной дезадаптации до личностного, семейного и в широком смысле слова социального самоопределения в будущем ( ).

Образец бланка

Дорогой друг!

Мы просим Вас высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей жизни. Просим Вас быть искренними. Перед Вами список из 12-ти ценностей:

Необходимо по 10 балльной системе оценить каждую из указанных ценностей жизни.

Наиболее значимые следует оценивать – в 8-10 баллов; просто значимые – 5-7 баллов; нейтральные – 3-4 балла; совсем не значимые – 1-2 балла.

Спасибо!

1. Активная, деятельная жизнь

2. Здоровье

3. Интересная работа

4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

5.Любовь

6. Материально- обеспеченная жизнь

7. Наличие хороших и верных друзей

8. Уверенность в себе (отсутствие сомнений)

9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора)

10 .Свобода как независимость с поступках и действиях

11. Счастливая семейная жизнь

12. Творчество

Обработка результатов.

Оценка эмпирических данных проводится на основе сравнения реального рейтинга (ранга) ценностей с наиболее оптимальным вариантом. В качестве оптимального варианта на основе эмпирических исследований наиболее личностно развитых школьников и теоретических выводов С.В.Кривцовой, Е.Б.Фанталовой и наших обобщений предлагается следующий ряд:

1. Активная, деятельная жизнь

2. Друзья.

3. Семья.

4. Здоровье.

5. Интересная работа.

6. Познание.

7. Красота природы.

8. Любовь.

9. Творчество.

10. Свобода.

11. Уверенность в себе.

12. Материально обеспеченная жизнь

Сравнение реального и оптимального рядов проводится с помощью метода ранговой корреляции.

Степень совпадения реального и оптимального вариантов устанавливается на основе следующих четырех эмпирических интервалов:

Ч1 = 0,7-0,98 (оптимальный)

Ч2 = 0,6-0,69 (хороший)

Ч3 = 0,4-0,59 (средний)

Ч4 = 0,1-0,39 (недостаточный)

Качественная оценкапроводится путем наложения интервалов на соответствующие примерные характеристики четырех типов критериев: оптимальный, хороший, средний, недостаточный.

Оптимальный вариант

Ценностные ориентации – личностно-плодотворные ориентации в мире духовных и материальных объектов. Создается возможность для самосовершенствования, высокосодержательной деятельности и возможность помогать другим в самосовершенствовании – «быть источником света и тепла для других» (С.Л.Рубинштейн). Ощущается уверенность в своих силах и психологическая защищенность в жизни. Приобщение к поиску истины и красоты, готовность к творчеству.

Ваш вариант выбора ценностей очень близок к оптимальному варианту (см. в сравнении два ряда: оптимальный ряд и ваш вариант).

Хороший вариант

Хорошая ориентировка в мире ценностей. Обращено внимание на объекты: (идеи, люди, вещи, явления и т.п.), имеющие большое значение для жизнедеятельности людей. Приобщение к таким ценностям создает условия для полноценного развития потенциальных возможностей человека и достижения успехов в жизни. Однако следует обратить внимание на некоторое смещение сознания с ведущих ценностей на второстепенные (см. в сравнении два ряда ценностей: ряд идеально выбранных ценностей и Ваш вариант выбора). Желательно приблизить Ваш вариант выбора к оптимальному варианту.

Средний вариант

В целом выбраны ценности, достаточные для ориентировки в сложной ситуации жизнедеятельности человека. Однако, при таком варианте определения ценностей жизни могут возникать затруднения в учебной деятельности, общении, личном самочувствии. Желательно пересмотреть с целью изменения Ваше отношение к миру (сравните Ваш вариант выбора ценностей с оптимальным вариантом).

Недостаточный вариант

Ваш вариант выбора ценностей жизни заметно отличается от идеального варианта (сравните их). Вы видите много расхождений относительно того, какие ценности кажутся Вам наиболее значимыми, и мнением экспертов. При таком большом расхождении в Вашей жизнедеятельности будет много трудностей и проблем, что принесет Вам немало разочарований, а возможно и неудач.

Постарайтесь самостоятельно (и с помощью близких и родных) изменить свой взгляд на мир ценностей.

Интересы

Интересы – эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям. Наличие интереса облегчает выполнение деятельности и приносит успех. Мечта всех педагогов мира – чтобы дети учились с интересом. В сферу интересов входят общие и профессиональные интересы.

Для оценки интересов (общих и профессиональных) можно использовать один из опросников, разработанных ярославскими психологами ( ).

Опросник

на выявление учебных и профессиональных интересов, а также склонностей ученика, их широты, устойчивости

Инструкция:

Заполните, подчеркнув или дописав нужные варианты ответов.

1. Что больше всего тебя привлекает в школе? (общение с товарищами, получение отметок, узнавание нового, сам процесс учения, самостоятельная работа, другое). (Подчеркните, что именно.)

2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным и почему?

3. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным и почему?

4. Какой из учебных предметов ты считаешь самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы и почему?

5. Какие учебные предметы надо было бы включить в обучение и почему?

6. Твои занятия на досуге, чтение, трудовые занятия, участие в художественной самодеятельности, занятия каким-либо видом искусства (музыка, живопись, скульптура и т.п.).

7. Какая работа тебе больше нравится: работа с людьми, с предметами, работа в коллективе, работа в одиночку, сидячая работа, работа подвижная, мало ответственная или очень ответственная работа, работа в природных условиях, в помещении, работа, требующая физической силы, не требующая физической силы?

8. Куда ты собираешься пойти после окончания 9 (11) класса: учиться, работать, работать и учиться, не знаю?

9. Какую профессию ты решил для себя выбрать или еще не выбрал и почему?

10. Что привлекает тебя в избранной профессии: интересная специальность, творческий характер, популярность (престижность) профессии, возможности роста (повышение квалификации), заработок, романтика, благородство профессии?

11. Кто повлиял (что повлияло) на пробуждение интереса к данной профессии: родители, родственники, учителя, товарищи, знакомые, герои любимых книг и кинофильмов, газеты, телевидение, занятия в специальных кружках (секциях)?

Обработка

Обработка данных осуществляется на основе качественного и количественного анализа с целью выявления учебных и внеучебных интересов, склонностей учащихся, выявления мотивов выбора профессии, факторов, способствующих возникновению интереса к профессии, выявления возможностей будущей профессии.

Количественная оценка – определение частоты (или процента) называния каждой позиции по итогам ответов всех учащихся класса и на этом фоне рассмотрение показателей по данному ученику для его понимания индивидуальности.

Условно формализовать ответы можно с помощью балльной оценки, исходя из следующих допущений:

а) в вопросах, предполагающих выбор одной или нескольких позиций из ряда предложенных, каждый выбор оценивается в 1 балл. Например, в 1-м вопросе предлагается 5 позиций. Если респондент проявил широкий интерес и выбрал все 5 позиций, он получает 5 баллов, если выбрал 3 позиции, то соответственно получает 3 балла и т.д.

Таким образом оцениваются вопросы № 1,6,7,8,10,11;

б) если вопросы касаются самостоятельного выдвижения позиций, например, вопросы № 2,3,4,5,9, то в этом случае каждая позиция оценивается в 2 балла. Допускается, что, чем богаче набор самостоятельно выдвинутых позиций, тем развитее интерес человека;

в) в связи с этим максимальные и минимальные оценки по каждому вопросу можно представить следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1.

Вопросы Минимальная оценка Максимальная оценка
  1.
  2.
  3.
  4.
  5.
  6.
  7.
  8.
  9.
  10.
  11.
  Итого:

Соответственно можно условно выделить уровневые интервалы состояний интересов:

· высокий – 50-62

· достаточно высокий – 40-49

· средний – 30-39

· ниже средний – 19-29

Качественная оценка

Качественная оценка основывается на степени выраженности основных характеристик:

- содержания (духовно богатые или примитивные);

- широты или узости;

- действенности или созерцательности;

- совпадения общих и профессиональных интересов.

В связи с этим можно условно выделить четыре градации состояния интересов школьников, соответствующих вышеуказанным интересам:

а) высокоразвитые интересы;

б) достаточно развитые;

в) в общем благополучные;

г) не сложившиеся интересы.

Высокоразвитые интересы

Многие стороны школьной жизни являются привлекательными. Ряд школьных предметов, в том числе и трудных, вызывают повышенный интерес. Определились учебные предметы, полезные для будущей жизни. Есть желание обогатить цикл традиционных предметов новыми дисциплинами, например, ввести преподавание психологии, логики, восточных единоборств и т.д.

Свободное время заполнено различными занятиями, в том числе и трудовыми. Много времени отводится на чтение книг. Определилась будущая профессия и четко осознаются ее сильные и слабые стороны; выбрано и соответствующее учебное заведение для профессиональной подготовки.

Общие и профессиональные интересы хорошо согласуются и дополняют друг друга.

Выбор будущей профессии проведен осознанно, с различных позиций носит устойчивый характер и, самое главное, - соответствует желаниям и возможностям школьника.

Средне выраженные интересы

Школа привлекает лишь некоторыми позициями. Среди учебных предметов есть интересные, но большинство из них особенно не привлекают внимания. Некоторые предметы представляются полезными для будущего. Хочется введения нескольких новых дисциплин, но при условии, что они будут занимательными и легкими для усвоения.

В свободное время чаще всего слушается музыка и просматриваются развлекательные телепередачи, хотя иногда оказывается помощь родителям или приходится что-либо мастерить. Книги читаются очень редко, да и то в основном детективы.

Не сложившиеся интересы

В школе мало интересного, кроме отдельных моментов на уроках, во внеклассной работе и общении с друзьями.

В основном бывает скучно на уроках, а в расписание желательно включить 2-3 предмета: физкультуру, ОБЖ и еще что-нибудь. Свободное время заполнено общением с друзьями, слушанием музыки, просмотром роликов или ничегонеделаньем. Книги практически не читаются, трудом тоже заниматься лень, если не обязывают родители.

Пока нет привлекательных профессий, может быть, пристроюсь в какой-нибудь фирме или попробую стать «челноком», Мало интересующей передачи и вообще всякие разговоры о труде, профессиях, учебе и т.п.

Мотивы учебной деятельности

Мотив – побуждение к деятельности. Бывают положительные мотивы: любознательность, наслаждение процессом деятельности, стремление к самосовершенствованию, интерес и т.д. Отрицательные мотивы: страх, корысть, подражание, желание выделиться и т.д.

Положительные мотивы обеспечивают и эффективность деятельности, и успешность психического развития ребенка. Отрицательные мотивы в определенной мере тоже ведут к успеху, но временно, однако неблагоприятно влияют на личность.

Обычно у человека складывается набор и тех и других мотивов, но важным является их строение, т.е. удельный вес каждого мотива в общей структуре, которая всегда иерархична.

Благоприятной для личностного развития является иерархия с ведущей ролью положительных мотивов.

Обычно психологи чаще всего изучают не столько сам мотив, сколько мотивацию, т.е. объяснение испытуемым своего мотива (а это не всегда одно и то же). Приведем один из многих опросников в изучении мотивации.

Опросник

Дорогой друг!

Учеба занимает в Вашей школьной жизни большое место. Просим Вас высказать свое мнение по этому вопросу.

Какие, по Вашему мнению, причины побуждают учиться большинство учеников Вашего класса и Вас лично?

Обведите номер вопроса, соответствующего Вашему мнению, за класс кружком, а за себя поставьте перед вопросом знак (+). Можно отмечать несколько вопросов (1-3), если это соответствует Вашему мнению.

Вопросы

1. Учимся, потому что хотим больше знать.

2. Учимся, потому что сейчас все учатся.

3. Учимся, потому что интересно.

4. Потому что нравится учиться.

5. Привлекает сам процесс учебы.

6. Из-за любопытства.

7. Заставляют родители.

8. Потом легко будет устроиться на работу или поступить в вуз.

9. Хочу быть авторитетным в школе.

10. Неприятно испытывать наказание за плохую учебу.

11. Люблю заниматься самообразованием.

Обработка

Количественная обработка данных опроса проводится с помощью таблицы.

Кол-во учащихся Из них по позициям
 
Абсолютное число (%) по классу                      
Абсолютное число (%) индивидуальных                      

Качественная обработка

Установление иерархии мотивов – расположить по значимости (на основе величины в %) мотивы в общий ряд. Оценка полученной иерархии мотивов: соотношение удельного веса положительных и отрицательных мотивов. Для получения более точной оценки мотивации учебной деятельности школьника и класса в целом целесообразно сопоставить реальный иерархический ряд с оптимальным с помощью метода ранговой корреляции. В качестве оптимального ряда можно условно принять следующий:

1. Учимся, потому что хотим больше знать.

2. Учимся, потому что интересно.

3. Привлекает сам процесс учебы.

4. Потому что нравится учиться.

5. Из-за любопытства.

6. Люблю заниматься самообразованием.

7. Потом легко будет устроиться на работу.

8. Хочу быть авторитетным в школе.

9. Заставляют родители.

10. Неприятно испытывать наказание.

11. Потому что сейчас все учатся.

Степень совпадения реальных вариантов иерархии с оптимальным можно определить на основе следующих эмпирически найденных интервалов значений коэффициентов корреляции.

Ч1 = 0,7-0,98 - высокий

Ч2 = 0,6-0,69 – достаточно высокий

Ч3 = 0,4-0,59 - средний

Ч4 = 0,1-0,39 – ниже среднего

Качественная оценка проводится путем наложенния указанных интервалов на примерные типичные варианты мотивации учебной деятельности школьников, представленные ниже.

Высокая мотивация

Ощущается желание узнать как можно больше нового, необычного. Нравится сам процесс учебы, люблю искать неизвестное в задачах, вычислять, применять формулы, работать с компьютером. Любопытство не имеет границ, хочется разгадать тайны природы и человека.

Хочется самому открыть что-то новое или самостоятельно решить уже найденное ранее другими. И каждая удача приносит большую радость, а неудача не только огорчает, но и побуждает дойти до истины.

Но бывает, что иногда приходится «подгонять» себя сознанием чувства ответственности, стыда перед родителями, которые тяжело переживают мои неудачи в учебе.

Средняя мотивация

Временами учусь по желанию, но чаще всего приходится заставлять себя выполнять школьные обязанности. Наряду с осознанием своего учебного долга, часто опираюсь на желание не отставать от других и учиться получше. Понимание того, что образование полезно для человека и, кроме того, что нехорошо быть смешным и неудачником в глазах других помогает преодолевать школьные трудности.

Обработка данных

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивности пары в семь баллов. При этом надо учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в 3 категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Ключ: Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5, 0 – 5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но их соотношение.

С методической точки зрения целесообразно выделение четырех интервалов значений САН:

а) высокий, если оценки лежат в зоне 5,6-7,0;

б) вышесредний, если оценки лежат в зоне 5,0-5,5;

в) средний, если оценки расположены в зоне 4,0-4,9;

г) ниже средний, если оценки находятся в зоне 2,5-3,9.

Качественная оценка возможна при наложении каждого из интервальных значений на соответствующий тип САН из описанных ниже.

Высокое состояние САН

В основном испытываю хорошее самочувствие, ощущается сила и работоспособность, высокое рабочее напряжение. Чувствую себя отдохнувшим, бодрым, выносливым и здоровым. Присуща увлеченность делом, эмоциональность, собранность и внимательность. Мыслится легко и быстро, высокая активность ищет выхода в разнообразных желаниях и действиях. Ощущаю себя счастливым человеком, оптимистично смотрю на жизнь, полон надежд и в принципе доволен собой. В основном преобладает радостное, а порой и восторженное состояние. Редко бывает озабоченность промахами и неудачами.

Среднее состояние САН

Более всего выручает выносливость и хорошее деловое напряжение, неплохая работоспособность и ощущение душевных сил. Неустойчиво самочувствие, бодрость сменяется вялостью, усталость преодолевается состоянием бодрости. В целом, сохраняется деятельное настроение, есть желание работать. Внимание и мышление функционируют хорошо. Однако, возможно снижение подвижности и появление медлительности. Приходится за одно и то же дело приниматься несколько раз.

Но, тем не менее, мне не покидают надежды на лучшее, оптимистично воспринимаю свое будущее, склонен считать себя счастливым и работоспособным.

Вопросник КОС

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня

13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми

14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением

15. Трудно ли Вам осваиваться в новом коллективе

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя

19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

34. Охотно ли приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой

Наши рекомендации