X. Психоанализ и его эволюция в ХХ в.
Психоанализ как научное направление возник в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики в трудах австрийского врача, философа и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939).
Занимаясь неврозами, главным образом истерией, 3. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и И. Бернгейма, использовавших гипноз с терапевтическими целями. Факты постгипнотического внушения произвели на З.Фрейда большое впечатление и привели его к убеждению о том, что поведение человека управляется такими содержаниями, о которых человек даже не подозревает, не осознает их на когнитивном уровне. Исходя из такого понимания, предметом психоанализа становится бессознательное.
Изначально, З.Фрейд приступил к лечению истерии совместно с известным венским врачом И. Брейером (1842-1925). Результаты совместной деятельности были изложены в книге "Исследование истерии" (1895). Метод лечения истерии, разработанный И.Брейером еще до встречи с З.Фрейдом, сводился к воспоминанию и переживанию психотравмирующих переживаний (вытесненных в бессознательное) в состоянии гипноза. Однако для З.Фрейда все более очевидным становился тот факт, что воспроизведение психотравмирующих ситуаций в состоянии гипноза, приносит лишь временный эффект, поскольку вытесненные переживания, управляющие активностью человека, не выводятся из бессознательного в зону сознания (так как сознание при гипнозе отключено). Фрейд был убежден, что именно осознание лишает ранее вытесненные переживания мотивационной силы и не позволяет им трансформироваться в другие невротические симптомы. Гипотеза о сохранении психических содержаний при изменении формы существования (из сознательной в бессознательную), базировалась на физиологических идеях о сохранении энергии, усвоенных З.Фрейдом во время обучения в Венском университете под руководством выдающегося физиолога Э.Брюкке.
Исключив гипноз как средство проникновения к вытесненным содержаниям, Фрейд нашел другие каналы высвобождения психотравмирующих переживаний, а именно: толкование сновидений, свободных ассоциаций, невротических симптомов и многочисленных проявлений психопатологии обыденной жизни (оговорки, забывания, опоздания, описки, однообразный юмор и т.п.). Систему выявления и толкования этого материала Фрейд назвал психоанализом.
Основой для предположения возможности толкования бессознательного через его прорывы в обыденную жизнь, также, стали физиологические идеи, а именно – строгий причинный детерминизм. В психоанализе Фрейда этот закон трансформировался в гипотезу о бессознательном как причине сознательного поведения. Бессознательные импульсы выдают тайны человека, раскрывают его истинные желания или страхи, которые были вытеснены из-за своей травматичности или аморальности из сознания. Анализ бессознательных проявлений психики («руда для психоанализа») является источником проникновения в бессознательное, то есть методом перевода вытесненного материала в сознание.
В становлении концепции бессознательного З.Фрейда можно условно выделить три периода.
Первый период (1897-1905) характеризуется разработкой методов лечения неврозов, что отразилось в научных работах того периода: "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Отрывок из одного анализа истерии"(1905). Уже в этот период З.Фрейд предложил топографичексую модель психики, которая включает в себя три уровня – сознательное (то, что осознается непосредственно), предсознательное (латентное, но доступное для осознания) и бессознательное (психотравмирующий вытесненный материал). В этот период психоанализ становится популярным в научной и общественной среде. И если раньше он имел отношение только к патологическим, т.е. болезненным явлениям психики, то после перехода к толкованию сновидений и психопатологии обыденной жизни, которые являются проявлениями нормальной психической жизни, психоанализ становится общепсихологическим учением.
Во втором периоде (1906-1918) Фрейд сосредоточился на разработке общепсихологического учения о личности и ее развитии. Фрейд выдвинул Учение о влечениях, в котором выделил две тенденции, движущие человеком: инстинкт самосохранения и сексуальные влечения. Главные работы периода: "Анализ фобии одного пятилетнего мальчика" (1909), "Леонардо да Винчи" (1910) и "Тотем и табу" (1912), "Лекции по введению в психоанализ".
В третьем периоде З.Фрейд, под влиянием событий первой мировой войны, внес коррективы в свое Учение о влечениях, поскольку только сексуальный инстинкт и инстинкт самосохранения не могли объяснить поведение человека на войне, массовые случаи героизма и жестокости, в связи с чем, Фрейд объединил эти инстинкты в единое влечение к жизни(Эрос, в основе которого энергия либидо) и добавил влечение к смерти (движимое агрессией и аутоагрессией). Эти идеи были изложены в книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920).
Кроме того, в третьем периоде своего творчества, З.Фрейд преобразовал и выделенную им ранее структуру личности. Если прежняя структура имела статичный топографический характер, то в новом учении личность понимается как динамика между тремя инстанциями личности: «Я» (с лат «Эго»), «Оно» (с лат. «Ид») и «Сверх-Я» (с лат. «Супер-Эго»). Динамические представления о структуре личности Фрейд изложил в работе «Я и Оно» (1923). Именно в этот период своей научной деятельности, З.Фрейд экстраполировал свое учение на всю культуру и историю человечества, общественную жизнь и религию. Так, психоанализ становится философской системой и смыкается с другими течениями современной философии. Основные работы третьего периода: «Будущность одной иллюзии» (1927), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Моисей и единобожие» (1939) и др.
Итак, в контексте психоаналитического учения личность включает в себя 3 инстанции: ОНО (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).
Оно (Ид) изначально аморально и иррационально, движимое принципом удовольствия, к достижению которых стремится снизить любой ценой, не взирая на реальные условия.
Сверх-Я, составляющее совесть и идеалы личности, ее морально-этический облик, напротив, постоянно запрещает и сдерживает стремление Оно.
Я, руководствуясь принципом реальности, направлено на примирение несовместимых тенденция и старается удовлетворить влечения Оно только с учетом условий реальности. Этот конфликт между сознательной и бессознательной частью психики и составляет динамику структуры.
Если совмещение влечений Оно и Сверх-Я невозможно, то в Я растет напряжение, которое человек ощущает как тревогу. С целью снижения напряжения в Я начинают функционировать механизмы психологической защиты (МПЗ) – устойчивые неосознаваемые стратегии поведения и мышления, адаптирующие личность к реальности (за счет ее искажения) и сохраняющие самооценку. Фрейд описал такие механизмы как вытеснение (непроизвольное удаление психотравмирующей информации из сознания), отрицание (избирательное внимание к психотравмирующей информации и недопущение до осознания), рационализация (логическое, рациональное обоснование неблаговидных поступков или обесценивание недоступных благ), регрессия (непроизвольное «соскальзывание» на более ранний психический уровень в онтогенезе), проекция (бессознательное приписывание собственных недостатков или нежелательных импульсов окружающим), реактивное образование (бессознательная подмена нежелательных импульсов на прямо противоположные, желательные) и др. В настоящее время описано более двадцати механизмов психологической защиты, имеющих место при неврозе, внутреннем неразрешаемом конфликте личности. Продуктивным механизмом психологической защиты является сублимация, направленная на преобразование сексуальных или агрессивных импульсов в социально приемлемые (творчество, дружба, спорт, наука и пр.).
Таким образом, главной энергезирующей силой личности являются бессознательные содержания, сосредоточенные в Оно (Ид). Как нам уже известно, такими бессознательными влечениями являются инстинкт самосохранения, сексуальные влечения и влечение к смерти. Как полагал З.Фрейд, наиболее сильным является именно сексуальный инстинкт, при этом, человек не становится, а рождается сексуальным существом. Идея З.Фрейда о том, что психическое развитие – это стадиальное развитие сексуального потенциала (либидо) легло в основу концепции психосексуального развития. Термин «сексуальный» означает стремление к любви, нежности, разрядке эрогенных зон. На разных этапах развития источник сексуального удовольствия фиксирован в разных зонах (рот, анус, гениталии). Нарушения в прохождении стадий вызывают фиксацию на них, что отражается на формировании характера.
Оральная стадия соответствует возрасту ребенка от рождения до 1 года. Источником сексуального удовольствия является рот, а удовлетворение достигается через поглощение. Фиксация на данной стадии при ее неблагополучном прохождении отражается в формировании орального характера (речевой эгоцентризм, обжорство, курение, алкоголизм, чрезмерная зависимость и доверчивость, страсть к поцелуям др.).
Анальная стадияохватывает период от 1 года до 3 лет. Источник удовольствия – анус, способ удовлетворения – акт дефекации или его произвольная задержка. На этой стадии формируется чувство собственности и самоконтроль. Чрезмерное внимание и давление родителей в связи с навыками гигиены может вызвать фиксацию, которая в будущем выразится в форме анального характера (чрезмерная бережливость, скупость, накопительство/коллекционирование, педантизм, упрямство, чрезмерная любовь к порядку). Обратный полюс выражается в неряшливости и необязательности.
На фаллической стадии, соответствующей старшему дошкольному возрасту (от 3 до 6-7 лет), происходит половая идентификация и начинается процесс выбора объекта полового влечения. Первым объектом становится родитель противоположного пола. Так, мальчик сосредотачивает свои сексуальные желания на маме (объектный катексис к матери), при этом испытывает враждебность по отношению к отцу. Девочки, напротив, испытывают нежность к отцу и враждебность к матери. Этот конфликт, по мнению З.Фрейда, является обязательной стадией психосексуального развития и заканчивается формированием Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. При благополучном прохождении стадии происходит идентификация ребенка с родителем того же пола, а образованные комплексы вытесняются и формируют внутренние регуляторы поведения (сверх – Я).
С момента подавления комплексов до пубертата наступает латентный период, когда сексуальные импульсы сублимируются в игру, спорт, учебу.
Пубертатному периоду соответствует генитальная стадия, которая принципиально отличается от фаллической тем, что целью сексуального поведения становится воспроизведения рода. На генитальной стадии происходит выбор реального сексуального объекта и поиск приемлемых способов разрядки либидозной энергии.
Абсурдность пансексуализма вызвала к жизни различные варианты неофрейдизма. У всех неофрейдистов, по-прежнему, как и у З.Фрейда, поведением управляет биологический фактор, но этот фактор не сводится к сексуальным влечениям. Все неофрейдистские концепции условно можно развести на два направления:
1) Глубинная психология изучает конфликт между биологическим и социальным внутри личности, который может проявляться в форме стиля жизня (А.Адлер), индивидуации (К.-Г. Юнг), акцентуаций личности (К.Леонгард).
2) Социальный фрейдизманализирует конфликт между биологическим и социальным в социальном окружении, который может проявляться форме социального характера (Э.Фромм, К.Хорни, Г.Салливен).
Во второй половине ХХ в. наибольшее развитие получили те идеи З.Фрейда, в которых он анализирует собственные склонности и тенденции «Я». Так, в центр интересов эго-психологии Анны Фрейд было поставлено «Эго» и его адаптивные функции. Анна Фрейд, соглашаясь с идеей отца о врожденных агрессивных влечениях, рассматривала детскую агрессивность как результат развития ребенка в аномальных условиях (без родителей, без семьи, в концлагерях, в домах ребенка, интернатах и т.д.). Агрессивность появляется потому, что в этих условиях либо совсем отсутствуют объекты любви в окружении ребенка, либо эти объекты часто меняются, либо по каким-то причинам вообще не устанавливаются отношения с этими объектами любви. Таким образом, агрессивные (как и тревожные) тенденции появляются в связи с тем, что либидо не развивалось или оставалось в первичной стадии. Исходя из этих утверждений, А. Фрейд пришла к выводу, что в таких случаях коррекционная работа с детьми должна ориентироваться на развитие либидо, формирование привязанности к другим людям, развитие у детей чувства защищенности, а не на преодоление у них агрессивных реакций.
Идеи о врожденном характере агрессивности, кроме Анны Фрейд, были продолжены Мелани Клейн, которая связывалаагрессивный инстинкт не с либидо, а с некоторыми возрастными особенностями (рождение Супер-Эго). Однако, также как и А.Фрейд, Мелани Клейн считала, что только усиление либидо может снизить агрессивность.
Идеи Анны Фрейд о ведущей роли Я в развитии личности получили развитие в эпигенетической концепции Эрика Эриксона (1902 – 1994), объединившего психоанализ и гуманистическую психологию. Оставив структуру личности такой же как в психоанализе З.Фрейда, он сосредоточил свой интерес именно на Я, от характеристик и новообразований которого зависит становление личности. Э. Эриксон, в отличие от З.Фрейда, считал, что развитие Я происходит всю жизнь, до зрелости и старости, в процессе стадиального прохождения психосоциальных кризисов, которые заключаются в выборе из двух альтернативных направлений движения – одно. В зависимости от выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности, тогда как негативноеразрешение влечет за собой деструктивные новообразования, препятствующие формированию эго-идентичности. Кризис Идентичности(Identity crisis) – это потеря эго-идентичности, его критерий – отсутствие целей, ценностей, представлений о себе, отсутствие мечты и смысла жизни. Эго-идентичность гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем и зависит от уровня самоидентификации в социокультурных условиях. В каждой стране – свои институты социализации и традиции, которые определяют особенности идентификации личности на протяжении всей жизни.
Одной из наиболее значимых концепций для детской психологии стала теория привязанности,разработанная английским психологом и психиатром Джоном Боулби (1907-1990). Главная идея Д.Боулби состояла в том, что в первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком,которая не сводима ни к сексуальности, ни к инстинктивному поведению. Резкий разрыв этой связи приводит к серьезным нарушениям в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. В отличие от госпитализма, эти нарушения могут проявиться не сразу, а лишь в подростковом возрасте.
Эрик Берн (1902 – 1970) в концепции трансактного анализа объединил психоанализ с гештальтпсихологией.Из психоаналитических представлений Э.Берн заимствовал идею детерминированности сценария жизни отношением родителей к ребенку в возрасте до шести лет. Новых теоретических положений концепция Берна не содержит, она более ориентирована на практику, а именно – на социальное научение, что сближает ТАА с социальным бихевиоризмом. В книгах «Игры, в которые играют люди» (1964) и «Что ты говоришь после того, как поздоровался» (1972) Берн представил понятие о трех Эго-состояниях: родитель, взрослый, ребенок. В каждый конкретный момент человек может находиться в одном из этих состояний, переключаясь на другое при изменении ситуации. Доминирующее состояние определяет поведение человека и его взаимоотношения с окружающими. Работа по осознанию и изменению Эго-состояний клиентов предполагает изучение межличностных отношений клиентов, стереотипных схем поведения (игр) и долговременных жизненных планов (скриптов). При этом задачей психотерапевта является избавление клиента от рано сформировавшихся деструктивных игр и сценариев и оптимизация его межличностных отношений.
Практические задания
1. Составьте схему «Эволюция психоанализа», опираясь на такие критерии, как структура личности, источник и движущие силы психического развития, факторы невротизации и психического здоровья и т.п. (структурирование материала по усмотрению студента).
2. Составьте задачи на определение механизмов психологической защиты (не менее пяти задач, механизмы на выбор студента).
3. Приведите примеры проявления бессознательного в обыденной жизни (описки, оговорки и т.п.).
4. Напишите эссе на тему «Проявления психоанализа в современной жизни» (по усмотрению студента может быть выбран любой аспект современной жизни – культура, наука, внутренняя и внешняя политика и т.д.).
5. Составьте тест на тему «Эволюция психоанализа» (не менее 15 вопросов).
Контрольные вопросы
1. Назовите научные предпосылки возникновения психоанализа.
2. Охарактеризуйте модели личностной организации, предложенные З.Фрейдом (топографическая, динамическая, энергетическая).
3. Охарактеризуйте механизмы психологической защиты личности, проиллюстрируйте их сущность примерами из жизни или произведений искусства.
4. Назовите и дайте характеристику основным методам исследования и лечения функциональных психических расстройств в психоанализе.
5. Назовите влечения человека, выделенные З.Фрейдом и поясните их соотношение в человеческой активности.
6. Дайте характеристику стадиям психосексуального развития личности и привудите примеры фиксации на каждой из стадий.
7. Как З.Фрейд соотносит проблемы культуры и религии с психоанализом?
8. В чем заключается значение фрейдизма для развития психологии?
9. Назовите основные направления критики фрейдизма.
10. Неофрейдизм: причины и направления модификации фрейдизма.
11. Охарактеризуйте основные положения аналитической психологии К.Юнга.
12. Охарактеризуйте основные положения индивидуальной психологии А. Адлера.
13. Охарактеризуйте основные положения концепции гуманистического психоанализа Э.Фромма.
14. Охарактеризуйте основные положения культурно-философской психопатологии К.Хорни.
15. Охарактеризуйте основные направления развития идей З.Фрейда в ХХ в. (А.Фрейд, Э.Эриксон и др.).
Рекомендуемая литература
Основная
1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.
2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).
3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.
4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.
5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.
6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.
7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.
Дополнительная
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995.
2. Антология фрагментов классических текстов западноевропейской философии [Электронный ресурс: http://www.auditorium.ru/books/1378/Berkeley/Ber.html] / Авт. колл.: Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.М. Руткевич и др. - Электр. дан. - М., 2002.
3. История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.
4. История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л.А.Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 784 с.
5. Кузьмин, Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в XVIII-XIX веках. Л.: ЛГУ, 1982.
6. Лихи, Томас. История современной психологии – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2003. – 448 с. («Серия «Мастера психологии»).
7. Овчаренко, В. И. Психоаналитический глоссарий. - Минск, 1994.
8. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – Т.1,2.
9. Уэллс, Г. К. Павлов и Фрейд. - М., 1989.
10. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. - М., 1993.
11. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М., 1991.
12. Фрейд, 3. «Я» и «ОНО». - Тбилиси, 1991.-Т. 1,2.
13. Фромм, Э. Иметь или быть. - М., 1990.
14. Фромм,Э. Душа человека. - М., 1992.
15. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. - М., 1993.
16. Хрестоматия по истории психологии.
17. Холл, Ст, Линдсей, Г.. Теории личности. М.: "КСП+", 1997.
18. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997.
19. Шульц, Д.П., Шульц, С.Э. История современной психологии. СПб,. 1998.
20. Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис. - М., 1996.
21. Эриксон, Э. Детство и общество. - СПб., 1996.
22. Юнг, К. Психологические типы. - М., 1995.
23. Юнг, К. Архетип или символ. - М., 1991.
24. Якунин, В.А. История психологии.- СПб., 1998.