Учебное пособие по истории психологии
Институт психологии
Кафедра общей психологии
Н.О.ЛЕОНЕНКО, К.В.АДУШКИНА
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Учебное пособие
ЕКАТЕРИНБУРГ 2011
Учебное пособие по истории психологии
АВТОРЫ:
ЛЕОНЕНКО НАТАЛИЯ ОЛЕГОВНА, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии – подготовила темы I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, X, XI, XII.
АДУШКИНА КСЕНИЯ ВАЛЕРИЕВНА, старший преподаватель кафедры психологии образования – подготовила темы III, XIII, XIV.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 030301 «Психология», 050706 «Педагогика и психология» и направлениям 030300 «Психология», 050700 «Педагогика».
Данное учебное пособие разработано с учетом новейших требований к подготовке специалистов и бакалавров, сформулированных в рамках компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования. Настоящий подход обусловил содержание практических заданий и упражнений, каждое из которых направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Каждый раздел пособия включает в себя теоретический обзор психологических воззрений изучаемого периода, практические задания, контрольные вопросы и рекомендуемую литературу. Содержание контрольных и практических заданий отражает накопленный авторами опыт проведения семинарских занятий по данной дисциплине у студентов-психологов на протяжении пяти лет. Представленные в пособии темы и их теоретическое содержание соответствуют требованиям обязательного федерального компонента психологического образования.
Рекомендовано кафедрой общей психологии
Института психологии
Уральского государственного педагогического университета
Рецензенты:
РОМАНОВ А.В., кандидат философских наук.
КРЫЛОВА С.Г., кандидат психологических наук.
СКОРОБОГАТОВА Н.В., кандидат психологических наук.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ | |
ТЕМА I. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ | |
Практические задания............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. | |
Контрольные вопросы | |
Рекомендуемая литература | |
ТЕМА II. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ | |
Практические задания............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. | |
Контрольные вопросы | |
Рекомендуемая литература | |
ТЕМА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ | |
Практические задания............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. | |
Контрольные вопросы | |
Рекомендуемая литература | |
ТЕМА IV. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ | |
Практические задания............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. | |
Контрольные вопросы | |
Рекомендуемая литература | |
ТЕМА V. РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XVIII–XIX веках | |
Практические задания............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. | |
Контрольные вопросы | |
Рекомендуемая литература | |
ТЕМА VI. РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В XVIII - XIX ВЕКАХ (ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, РОССИЯ) | |
Практические задания............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. | |
Контрольные вопросы | |
Рекомендуемая литература | |
ТЕМА VII. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ (XIX в.). | |
Практические задания............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. | |
Контрольные вопросы | |
Рекомендуемая литература | |
ТЕМА VIII. ОФОРМЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ | |
Практические задания............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. | |
Контрольные вопросы | |
Рекомендуемая литература | |
ТЕМА IХ. БИХЕВИОРИЗМ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ | |
Практические задания............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. | |
Контрольные вопросы | |
Рекомендуемая литература | |
ТЕМА Х. ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ В XX ВЕКЕ | |
Практические задания............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. | |
Контрольные вопросы | |
Рекомендуемая литература | |
ТЕМА ХI. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ | |
Практические задания............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. | |
Контрольные вопросы | |
Рекомендуемая литература | |
ТЕМА ХII. ТЕОРИИ И ШКОЛЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | |
Практические задания............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. | |
Контрольные вопросы | |
Рекомендуемая литература | |
ТЕМА ХIII. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ | |
Практические задания............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. | |
Контрольные вопросы | |
Рекомендуемая литература | |
ТЕМА ХIV. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ | |
Практические задания............................................................................................. Ошибка! Закладка не определена. | |
Контрольные вопросы | |
Рекомендуемая литература |
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «История психологии» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла и занимает одно из центральных и системообразующих мест в психолого-педагогическом образовании. Особая роль истории психологии обусловлена включением в содержание данной дисциплины как общекультурных, так и профессиональных компонентов, что позволяет студенту интегрировать знания, полученные из курсов философии, социологии, культурологи и собственно профессиональных дисциплин в единую систему, составляющую основу профессионального мышления.
Целью учебной дисциплины является формирование у студентов адекватного представления о развитии системы психологических знаний, знаний методологических и теоретических аспектов истории психологии.
Задачи изучаемой дисциплины в соответствии с поставленной целью формулируются следующим образом:
· Формирование системы знаний и представлений о закономерностях развития и основных парадигмах психологии.
· Развитие умений оценивать конкретные психологические идеи и теории в рамках целостного развития мировой психологической науки.
· Стимулирование становления профессионально значимых качеств личности психолога.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):
способность и готовность к:
· пониманию современных концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
· владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· использованию системы категории и методов, неооходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
· проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);
Процесс изучения дисциплины «Общая психология (введение)» направлен на формирование следующих профессиональныхкомпетенций (ПК):
Общепрофессионалъные
способность и готовность к:
· ассистированию деятельности магистра или специалиста-
психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).
Педагогическая деятельность
способность и готовность к:
· преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);
· самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
· просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· современные проблемы и тенденции психологии;
· основные подходы и технологии психологического воздействия на разных этапах развития индивида и личности;
Уметь:
· анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике развития психологической науки;
· формировать и реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение возможных расстройств психики.
Владеть:
· приемами комплексного профессионального воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, функциональных состояний личностных черт в норме с целью гармонизации психического функционирования человека;
· приемами оказания психологической помощи в различных жизненных проблемных ситуациях.
Содержание пособия составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлению «Психология». Структура пособия повторяет логику программы по дисциплине «История психологии» и включает в себя следующие разделы:
I. История психологии как наука.
II. Развитие психологии в период античности.
III. Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения.
IV. Развитие психологии в Новое время.
V. Развитие ассоциативной психологии XVIII–XIX в.в.
VI. Развитие европейской психологии в XVIII- XIX в.в.
(Франция, Германия, Россия).
VII. Естественнонаучные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку (XIX в.).
VIII. Оформление психологии как экспериментальной самостоятельной науки.
IX. Бихевиоризм: становление и развитие в ХХ в.
X. Психоанализ и его эволюция в ХХ в.
XI. Гештальтпсихология: становление и развитие в ХХ в.
XII. Теории и школы гуманистической психологии.
XIII. Когнитивная психология: становление и направления развития.
XIV. Развитие отечественной психологии.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 (четыре) зачетных единицы, предполагающих работу на семинарских занятиях, выполнение домашних практических заданий, тестовый контроль и экзамен.
Предлагаемое пособие является составной частью учебно-методического комплекса по курсу «История психология» для студентов высших учебных заведений дневной и заочной формы обучения по специальностям и направлениям «Психология» и «Педагогика».
Основная
1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.
2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).
3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.
4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.
5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.
6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.
7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.
Дополнительная
1. Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферова. М., 1988.
2. Койре, А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.
3. Кольцова, В.А. Идеологические и научные дискуссии в истории психологической науки в СССР // Современная психология: исторические, методологические и социокультурные аспекты развития // Материалы Международной конференции "2-е Московские встречи". М., 1993. 232 с.
4. Лакатос, И. История науки и ее рациональная реконструкция // Структура и развитие науки. М., 1978.
5. Мамчур, Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.
6. Марцинковская, Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994.
7. Систематический ретроспективный указатель (указатель психологической литературы, изданной в СССР за 1987 г.). М., 1990.
8. Соколова, Е.Ю. 13 диалогов о психологии. М., 1994.
9. Ткаченко, А.Н. Категориальный строй психологии как предмет историко-научного исследования // Методология историко-психологического исследования. М., 1974.
10. Ярошевский, М.Г. О категориальном анализе истории психологического познания // Проблемы теории и истории развития психологии. М., 1973.
Основная
1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.
2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).
3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.
4. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.
5. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.
Дополнительная
1. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1976.
2. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.
3. Асмус, В.Ф. Античная философия. М., 1976.
4. Блонский, П.П. Философия Плотина. М., 1918.
5. Виц, Б.Б. Демокрит. М., 1979.
6. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936.
7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
8. Кессиди, Ф.Х. Гераклит. М., 1983.
9. Лафарг, П. Происхождение и развитие понятия души. М., 1923.
10. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.
11. Лосев, А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель // ЖЗЛ. М., 1993.
12. Лукреций. О природе вещей. М.; Л., 1947.
13. Платон. Соч.: В 3 т. М., Т. 1. 1968-1970.
14. Рожанский, И.Д. Анаксагор. М., 1983.
15. Римские стоики. М., 1995.
16. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека // ЖЗЛ. М., 1995.
17. Тейлор, Э.Б. Первобытная культура. М., 1939.
18. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.
19. Фреззр, Д. Д. Золотая ветвь. Гл. 8. С. 66-67. М., 1980.
20. Шакир-Заде, А.С. Эпикур. М., 1963.
21. Якунин, В.А. История психологии.- СПб, 1998.
Основная
1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.
2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).
3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.
4. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.
5. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.
Дополнительная
1.Ерагина, Л.М., Варьяш, О.И. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996.
2.Боргош, Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
3. Бэкон, Р. Избранное / Под ред. И. В. Лупандина — М.: Издательство Францисканцев, 2005. - 480 с.
3.Герье, В.И. Блаженный Августин. М., 1910.
4. Гайденко, В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989.
4. Ибн Сина. Канон врачебной науки: [Пер. с араб.] / 2-е изд. — Ташкент: Ташкент Фан, 1980—1982.
5.Федотов, Г.П. Абеляр. Пг., 1924.
6.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
Основная
1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.
2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).
3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.
4. Саугстад Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.
5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.
6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.
7. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.
Дополнительная
1. Гоббс, Т. Левиафан. М., 1936.
2. Декарт, Р. Страсти души // Р. Декарт. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989.
3. Заиченко, Г.А. Дж. Локк. М., 1973.
4. Лейбниц, Г. Новые опыты о человеческом разумении... // Г.В. Лейбниц. Соч.: В 4 т. Т.2. М., 1983.
5. Лейбниц, Г.В. Монадология // Г.В. Лейбниц. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1982.
6. Ляткер, Я.А. Декарт. М., 1975.
7. Мееровский, Б.В. Гоббс. М., 1975.
8. Нарский, И.С. Западно-европейская философия XVII в. М., 1974.
9. Нарский, И.С. Лейбниц. М., 1972.
10. Соколов, В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.
11. Соколов, В.В. Спиноза. М., 1973.
12. Субботин, А.Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.
XVIII–XIX в.в.
Ассоциативная психология является первой научной школой психологии, положившей начало её выделению из философии, становлению естественнонаучной парадигмы и поиску объективных методов исследования психики. Зародившись в Англии на рубеже XVII – XVIII веков, ассоциативная психология просуществовала до начала XX века как доминирующее научное направление психологии, утверждающее ассоциации в качестве универсального объяснительного принципа всей психической деятельности.
Об ассоциации как феномене было известно еще со времен Платона и Аристотеля, однако первым силу универсального закона психической деятельности придал ассоциациям английский мыслитель Т.Гоббс (1588-1679), описав психическую жизнь как механические ассоциации между ощущениями от внешнего мира и высшими проявлениями, в том числе и мышлением. Эмпирические идеи Т.Гоббса были продолжены его соотечественником Джоном Локком (1632 – 1704), признанным «отцом эмпирической психологии» и «предвестником ассоциативной психологии».
Если Р.Декарт и другие рационалисты Нового времени говорили о врожденном характере идей, то Дж.Локк утверждал исключительно прижизненный характер образования идей через чувственный опыт. Дж.Локк сравнивал сознание при рождении с чистой доской («tabula rasa»), на которой прижизненный чувственный опыт оставляет «свои письмена». Обобщив все известные факты психической жизни ребенка, Локк пришел к выводу, что до момента обучения ребенок не имеет математических понятий, тогда как рационалисты утверждали их врожденный характер. Сравнительный анализ содержания сознания людей из разных культур и социальных слоев, также, показал различия, приобретенные прижизненно.
Таким образом Дж.Локк в качестве источника образования идей утверждает прижизненный опыт, в котором он выделяет два вида:
1) внешний (чувственное познание, образующее простые ощущения);
2) внутренний (рефлексия сознания, в результате которой простые чувственные ощущения преобразуются в сложные).
Дж.Локк выделял пять механизмов преобразования сложных идей из простых ощущений:
1. Ассоциация – (от лат. Assotiatio – соединение) – случайные связи
между идеями, возникающие по причине их совпадения друг с другом во времени и пространстве.
2. Соединение (сумма, накопление).
3.Сопоставление (сравнение).
4.Обобщение (присоединение частного случая к уже известному).
5. Абстрагирование (выделение, вытяжка).
Позже, последователи Дж.Локка в качестве единственного механизма работы психики стали рассматривать исключительно ассоциации, устранив из зоны научного анализа другие мыслительные операции. Так, Дж.Локк стал провозвестником ассоцианизма, который в английской психологии XVIII века был продолжен в двух направлениях:
1. Материализм (Дэвид Гартли, Джон Толланд и Джозеф Пристли).
2. Идеализм (Джордж Беркли и Дэвид Юм).
Ассоцианисты идеалистического направления в основе психической деятельности рассматривали исключительно внутренний опыт, утверждая тем самым активность сознания, независимо от объективной реальности. Так, последователь Локка и родоначальник крайней формы субъективного идеализма, Дж. Беркли (1685 – 1753) утверждал, что объекты не существуют в реальности, а существуют только тогда, когда их воспринимает сознание, т.е. «вещь – это комплекс ощущений», а «быть, значит быть в восприятии». Шотландский философ-идеалист Д.Юм (1711 – 1776) идет в своих рассуждениях еще дальше и ставит под сомнение существование не только физического мира, но и телесной компетентности человека, а именно, его органов чувств. Поставив под сомнение все известные на тот момент гипотезы об источнике порождения ощущений (Бог, физический мир и органы чувств), Юм не нашел им эмпирического и объективного подтверждения и констатировал, что познание осуществляется без участия внешнего опыта и заключено только в сознании, которое замкнуто в самом себе (как монада в учении Г.Лейбница), само порождает и само воспринимает ощущения.
Ассоцианисты материалистической ориентации, напротив, считали источником опыта исключительно внешний мир, физически воздействующий на нервную систему и механически порождающий ассоциации между участками головного мозга.
Первой законченной теорией ассоцианизма стала материалистическая концепция английского врача и философа Дэвида Гартли (1705 – 1757). Опираясь на принципы механики И.Ньютона, а также, научные данные медицины и физиологии, Д.Гартли рассматривал идеи как результат ассоциаций между участками головного мозга, возникающих от вибраций внешних воздействий в нервной системе.
В структуре психики Гартли выделил два круга – большой и малый. Большой круг представлен рефлекторной дугой и регулирует поведение (механически, от вибраций внешних воздействий). Малый круг представляет собой следы от внешних вибраций в головном мозге и регулирует мыслительную деятельность. Д.Гартли связывал силу следов вибраций со степенью осознанности, что стало первой материалистической трактовкой бессознательного. Все психические процессы возникают из ассоциаций между очагами вибраций в малом круге: мышление – из ассоциации образа и слова, воля – из ассоциации слова и движения, память – ассоциация следов со словом или образом и т.д. Таким образом, Д. Гартли утверждает укорененность ассоциаций в телесной организации и механистичность их образования (механическое возбуждение от вибраций, независимо от содержания идей).
Итак, начиная с выделения ассоциативного механизма образования сложных идей в концепции Дж.Локка и заканчивая объяснением всех психических процессов (от поведения до познания) исключительно ассоциациями в теории Д.Гартли, мы можем проследить эволюцию ассоциативной психологии, возведение принципа ассоциации в абсолют. Поскольку ассоциативное направление было единственным самостоятельным и доминирующим, то в научном психологическом познании до начала ХХ в. прочно укоренилась точка зрения о том, что в сознании нет ничего, кроме идей и ассоциаций между ними. В XIX веке ассоциативная психология получила развитие в работах английских мыслителей Джеймса Милля и Джона Стюарта Милля.
Джеймс Милль (1773 – 1836) объяснял работу сознания как механические ассоциации элементарных ощущений, которые существуют в одном и том же качестве на протяжении всей жизни и изменяют только свое место в пространстве сознания. В соответствии со столь механистическим подходом, концепция Дж.Милля получила название «ментальная механика» и в эволюции ассоцианизма явилась его вершиной. Сын Дж.Милля Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) предложил концепцию, названную «ментальной химией». Главным принципом работы сознания, по-прежнему, оставались ассоциации ощущений, но возникали они уже не механически, а в результате активного порождения сознанием качественно новых психических состояний, отличных от качеств исходных простых идей. Подобный отход от механистических постулатов ассоцианизма способствовал его постепенной деградации. Дальнейшее развитие ассоцианизма проходило в рамках физиологии и эволюционной теории.
Так, Александр Бэн (1818 – 1903), автор физиологического ассоцианизма, объединил идеи ассоцианизма с идеями гедонизма в его физиологическом аспекте. Основным принципом организации мышления и поведения становятся ассоциации между ситуациями и удовлетворяющими в данных обстоятельствах реакциями. Вместо механицизма, А.Бэн вводит понятие о спонтанной активности нервной системы, которая проявляется в спонтанных движениях, повторяющихся до тех пор, пока не приведут к полезному результату. Удовлетворяющая реакция ассоциативно закрепляется с ситуацией и в следующий раз рефлекторно возникает в подобной же ситуации. Таким образом, вместо механического закрепления ассоциаций, А.Бэн вводит идею целесообразности. Кроме того, к традиционным видам ассоциаций по сходству и смежности в пространстве и времени А.Бэн добавляет творческие ассоциации.
Герберт Спенсер (1820 – 1903), автор эволюционной теории ассоцианизма расширил анализ психики от ее связи с организмом к отношениям психики с внешней средой. В своей концепции Г.Спенсер развивал идеи эволюционной теории Ч.Дарвинао том, что главная функция психики в процессе эволюции определяется адаптацией организма к среде. В основе адаптации (как биологической, так и социальной), Г.Спенсер видел формирование ассоциаций между внешними условиями и целесообразными способами реагирования.
По мере дальнейшего развития психологии, ассоцианизм утратил свою теоретическую значимость и актуальность, что способствовало переориентации исследовательского интереса от теории к практическому исследованию ассоциативных связей: законы памяти (Г.Эббингауз), формирование навыков (бихевиоризм), мотивация поведения (психоанализ), ассоциативный эксперимент (криминалистика, психиатрия) и др.
В 20-е годы ХХ века ассоцианизм как отдельное направление исчезает. Укореняется точка зрения о том, что ассоциация – не механизм работы психики, а психическое явление, которое само требует объяснения и раскрытия механизмов (как мышление, воображение, эмоции и пр.).
Практические задания
1. Составьте матрицу идей по форме:
«Сравнительный анализ ассоциативных теорий»
Источник происхождения ассоциаций | Механизмы возникновения ассоциаций | |
Д.Юм | ||
Д.Беркли | ||
Д.Гартли | ||
Дж.Милль | ||
Дж.Ст.Милль | ||
А.Бэн | ||
Г.Спенсер |
2. Определите авторов нижеприведенных фрагментов и обоснуйте свои ответы:
«Поскольку <…> ощущения передаются духу благодаря эффективности материальных причин мозгового вещества, как признано всеми физиологами и врачами, то мне представляется, что способности к порождению идей и возбуждению их при помощи ассоциации также должны возникать из материальных причин <…> А так как вибрационное движение более подходит к природе ощущений, чем любой другой вид движения, то оно представляется также более подходящим к способностям порождения идей и возбуждения их при помощи ассоциации. Однако эти способности проявляются самостоятельно, как уже отмечено, так что учение об ассоциации идей может стать фундаментом и руководством для наших будущих исследований, что бы ни случилось с учением о вибрациях».
«Когда я говорю, что стол, на котором я пишу, существует, то это значит, что я вижу и ощущаю его; и если б я вышел из своей комнаты, то сказал бы, что стол существует, понимая под этим, что, если бы я был в своей комнате, то я мог бы воспринимать его, или же что какой-либо другой дух действительно воспринимает его. Здесь был запах - это значит, что я его обонял; был звук - значит, что его слышали; были цвет или форма - значит, они были восприняты зрением или осязанием. Это все, что я могу разуметь под такими или подобными выражениями. Ибо то, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно. Их esse есть percipi, и невозможно, чтобы они имели какое-либо существование вне духов или воспринимающих их мыслящих вещей.
Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум. Но с какой бы уверенностью и общим согласием ни утверждался этот принцип, всякий, имеющий смелость подвергнуть его исследованию, найдет, если я не ошибаюсь, что данный принцип заключает в себе явное противоречие. Ибо, что же такое эти вышеупомянутые объекты, как не вещи, которые мы воспринимаем посредством чувств? А что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеи или ощущения (ideas or sensations)? И разве же это прямо-таки не нелепо, что какие-либо идеи или ощущения, или комбинации их могут существовать, не будучи воспринимаемы?»
«Давайте предположим, что душа представляет собой, так
сказать, белый лист, без единой буквы, без всяких идей. Каким образом появится на ней что-нибудь? Откуда происходит это разностороннее содержимое, которое с почти бесконечной изобретательностью начертала трудолюбивая и неограниченная фантазия человека? Откуда добывается весь материал разума и познания? Отвечу одним словом: из ОПЫТА. Именно на нем основано все наше познание и из него же оно берет начало»
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте основные принципы и направления ассоциативной психологии.
2. Назовите идейные предпосылки ассоциативной психологии.
3. Охарактеризуйте основные идеи в научном творчестве Дж.Локка.
4. Охарактеризуйте основные идеи и теории ассоциативной психологии идеалистической ориентации (Д.Беркли, Д.Юм).
5. Охарактеризуйте основные идеи и теории ассоциативной психологии материалистической ориентации (Д.Гартли).
6. Проведите сравнительный анализ ассоциативных концепций «ментальная механика» и «ментальная химия».
7. Раскройте сущность и основные идеи физиологического подхода в ассоциативной теории А. Бэна.
8. Раскройте сущность и основные идеи эволюционного подхода в ассоциативной теории Г.Спенсера.
9. Обобщая изученный материал, назовите основные этапы эволюции ассоциативной психологии и ее место в современной психологии.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.
2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).
3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.
4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.
5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.
6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.
7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.
Дополнительная
1. Английские материалисты XVIII в. – М., 1967. – Т.1,2.
2. Антология фрагментов классических текстов западноевропейской философии [Электронный ресурс: http://www.auditorium.ru/books/1378/Berkeley/Ber.html] / Авт. колл.: Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.М. Руткевич и др. - Электр. дан. - М., 2002.
Беркли Д. Опыт новой теории зрения // Дж. Беркли. Соч. М., 1978.
3. Блонский, П.П. Учение Беркли о реальности. М., 1925.
4. Быховский, Б.Э. Джордж Беркли. М., 1970.
5. Бэн, А. Психология. – СПб., 1887.
6. Гартли, Д. Избранные сочинения. – М., 1934.
7. Гартли, Д. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях // Английские материалисты XVIII века / Собр. произв.: В 2 т. Т. 2. М., 1967.
8. Гоббс, Т. Левиафан. М., 1936.
9. Гоббс, Т. Сочинения: В 2 т. – М., 1964. – Т 1,2.
10. Кузнецов, В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия, XVIII в. М., 1986.
11. Кузьмин, Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в XVIII-XIX веках. Л.: ЛГУ, 1982.
12. Локк, Д. Избранные философские произведения: В 2 т. – М., 1957.
13. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч.: В 3 т. Т.1. М., 1985.
14. Нарский, И.Д. Давид Юм. М., 1973.
15. Нарский, И.С. Западно-европейская философия 18 в. М., 1973.
16. Спенсер, Г. Соч.: В 7 т. Т 3. СПб. , 1898.
17. Юм, Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Д. Юм. Трактат о человеческой природе. Соч.: В 2 т. М., 1995.
Основная
1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших