В чем суть психологической концепции
интенциональных актов Франца Брентано,
и какое историческое значение имели его идеи?
Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838—
1917),являясь противником как экспериментальной структур ралистской теории В. Вундта, так и ассоциативной психоло-' гии, создал свою психологическую теорию и программу развития психологии как самостоятельной науки, получившую название функционализма. Главной идеей его теории была активная природа человеческой психики, а главной проблемой — проблема понимания сознания и его взаимодействие с окружающей реальностью. Программа развития психологии и его теоретическая платформа Брентано содержали следующие ключевые идеи:
1) главное качество сознания — интенциональность, или осо
бого рода активность, в результате которой сознание всегда взаи
модействует с каким-либо объектом и направлено на него. Та
ким образом, содержаниями сознания являются не ощущения
и восприятия, а интенциональные акты, содержащие в себе
объект, с которым они взаимодействуют;
2) соответственно предмет психологии — не содержания, как
утверждает экспериментальная психология В. Вундта и структу
рализм Э. Титчинера, а акты сознания;
3) задача психологии как науки — изучение интенциональных
актов сознания и, следовательно, описание того, как работает
сознание, а не из чего оно состоит;
4) существует три основные формы интенциональных актов
(или актов активности сознания), различаемых по способу отно
шения к субъекту:
— акты представления — они являются ведущими и опреде
ляются как процесс презентации предмета сознанию; к актам
представления относятся восприятие, воображение, понятие;
— акты суждения, в процессе которых объекту дается оценка
истинности или ложности;
— акты чувства, которые представляют собой эмоциональ
ную оценку объекта с точки зрения его желаемости или отвергае
мое™ субъектом.
Иными словами, когда человек слышит какую-либо фразу, его сознание совершает акт представления, затем он понимает и оценивает эту фразу с точки зрения ее правдивости или ложности для него, и здесь совершается работа акта суждения, и нако-
нец, когда человек понимает, приятно ему слышать эту фразу или нет, вступает в силу акт чувства;
5) метод исследования интенциональных актов — не эксперимент, а тщательное внутреннее наблюдение за протеканием этих актов, при этом оно должно быть непредвзятым и непосредственным. Впоследствии этот метод был назван феноменологическим наблюдением, так как его задачей являлось наблюдение за феноменами сознания.
При некоторой идеалистичности теории интенциональных актов сознания заслуга Ф. Брентано состоит в том, что он ввел в психологию изучение сознания не в его содержательном, а в процессуальном аспекте, а также указал на активность и предметность сознания, что, безусловно, дало толчок к развитию этой стороны в исследовании данного предмета. Постулируемый Брентано принцип активности обусловил развитие функционализма как психологического течения, а также многих направлений в западноевропейской психологии. Его идеи повлияли на Вюрцбургскую школу, поставившую себе задачу изучения процессуальное™ мышления, обусловили развитие новых экспериментальных методик изучения сознания, в частности феноменологический метод, а также отразились в теории гештальтпеихо-логии и психоанализе 3. Фрейда.
Каковы основные направления развития психологической мысли В. Джеймса и в чем заключается их историческое значение для психологии?
Вильям Джеймс(1842—1910), американский психолог, профессор психологии Гарвардского университета, создатель первой американской лаборатории и президент Американской психологической ассоциации, является одной из фундаментальных фигур мировой психологии. В. Джеймс является отцом американского направления в функционализме, основой которого во многом явилась теория акта австрийского психолога Ф. Брентано. Это направление противопоставлялось развиваемому в Америке Э. Титчинером функционализму, берущему свое начало из экспериментальной психологии В. Вундта. Таким образом, функционализм Джеймса и его взгляды расширили представления о предмете психологии, понимании личности в целом, а также обусловили развитие новых направлений науки, например психологии личности как отрасли психологии.
Вильям Джеймс занимался изучением многих вопросов и проблем психологии. В частности, он дал психологии фундаментальный труд «Основы психологии» (1890), где изложил свою точку зрения и на саму эту науку, и на изучаемые ею феномены, явления и проблемы.
Джеймс придавал большое значение прикладной психологии, что послужило ее дальнейшему развитию, в частности необходимости ее использования в педагогике для решения ею задач по обучению, воспитанию и развитию личности ребенка с точки зрения ее прижизненного формирования. Эти взгляды Джеймса оказали прямое воздействие на педагогику и разрабатываемые ею в дальнейшем методы обучения и развития детей.
Одной из фундаментальных в психологии является разработанная Джеймсом теория эмоций, основным постулатом которой служит указание на связь между эмоциями и их физиологическими проявлениями, но с обратной стороны, т. е. не физиологическое изменение возникает под действием эмоции, а эмоция рождается из соответствующего физиологического действия, например грусть рождается из физиологического процесса плача. Интересно то, что эта теория, имея совершенно отличную от общепринятой точку зрения на природу эмоций, получила широкое распространение и была принята многими учеными-психологами как основополагающая, а впоследствии была частично подтверждена современными исследованиями в области психокоррекции и психофармакологии.
Широкую известность получили идеи Джеймса относительно природы сознания и природы человеческой личности в целом.
Как В. Джеймс понимал сознание и в чем видел задачи психологии как науки?
Одной из важнейших проблем психологии В. Джеймс считал проблему изучения и понимания природы сознания и выдвигал следующие идеи по этому вопросу.
1. Предметом психологии является сознание, но не с точки
зрения изучения его структуры и механизмов соединения его
элементов, как это постулировала школа В. Вундта. Предметом
изучения психологии должна стать работа сознания, исследова
ние законов и механизмов, обуславливающих специфику его
функционирования.
2. Сознание понимается не как субстанция, а как функция
познания и накопления опыта, имеющая ряд характеристик:
— цельность, т. е. отсутствие каких-либо связок внутри самого
сознания;
— непрерывность работы сознания, постоянное движение,
названное Джеймсом «поток сознания», означающее, что созна
ние человека постоянно работает и происходит более или менее
точное осознавание каких-либо окружающих нас вещей, явле
ний, предметов, также внутренних явлений организма — мыс
лей, чувств, ощущений и т. п.;
— динамизм, постоянная изменчивость осознания даже при
вычных вещей;
— разная интенсивность осознавания тех или иных явлений
и вещей, т. е. в сознании всегда есть четко осознанные явления
и те, что не имеют такой четкости осознавания;
— селективность, т. е. избирательность в осознании как внеш
них, так и внутренних образов и явлений. Это означает, что не
все из окружающей нас действительности мы готовы осознавать,
и также во внутреннем плане всегда какой-то образ выходит впе
ред и осознается с максимальной четкостью, тогда как все ос
тальные отодвигаются на задний план. Какой именно образ или
явление будет выходить на первый план, обуславливается жела
ниями и интересами самого индивида.
3. Методом изучения функции сознания может быть только непосредственное самонаблюдение, интроспекция, в которой индивиду открываются не элементы, а цельные конкретные состояния сознания, изменчивые в каждый момент времени.
Размышления и идеи В. Джеймса относительно природы и сущности сознания обусловили множество изменений в психологии как науке о сознании:
— формируется новый подход к исследованию сознания не
как структуры, а как важнейшей функции организма — сознание
трактуется по-новому с точки зрения его приспособительной
функции для организма;
— описание характеристик сознания дало толчок к развитию
многих школ психологии, в частности выделение такой его характе
ристики, как селективность, дало почву для формирования теории
гештальтпсихологии, возникшей в результате открытого кризиса.
Какие идеи выдвигал В. Джеймс относительно личности человека и в чем их историческое значение?
В. Джеймс известен в психологии как создатель одной из первых теорий личности. Ключевые положения этой теории таковы:
1) личность, по Джеймсу, имеет две стороны: «эмпирическое
Я», т. е. познаваемое и определяемое как личность и «чистое Я» —
которое познает мир и себя;
2) структура «эмпирического Я»:
— физическая личность, в которую включены: собственная
телесная организация, одежда, а также дом, семья, материаль
ное состояние;
— социальная личность, понимаемая как признание в нас
личности со стороны других людей, а также социальные роли;
это означает, что у человека столько социальных личностей, во
сколько социальных групп он психологически включен;
— духовная личность, представляющая собой единство
всех духовных свойств и состояний личности: мышление, эмо
ции, желания и т. п., и ядром этой составляющей является
чувство активности «Я»;
Психология акта ф. Брентано |
Противостояние теорий____ |
Экспериментальная
психология
Исследования мышления Г. Эббингауз |
Функционализм В. Джеймс (США) |
Структурализм Э.Титчинер (США) |
В. Вундт
Дифференциальная психология ф.Гальтон |
Возрастная психология
как самостоятельная
отрасль
Педология Ст. Холл (США) |
Психотехника Г. Мюнстерберг (США) |
Социокультурная
детская психология
Дж. Болдуин
Рис.1. Развитие психологии как самостоятельной науки в конце XIX — начале XX в.
3) выделение в структуре личности такого важного феномена, как самооценка, которая по Джеймсу, состоит из самоуважения
личности, ее притязаний и внешнего влияния, а именно: успешности в осуществлении притязаний;
Успех |
4) уровень самооценки можно вычислить по формуле:
Самоуважение =
Притязания
Историческое значение понимания В. Джеймсом личности человека заключается в том, что, во-первых, им была создана первая в истории психологии теория личности, во-вторых, его взгляды на личность как на духовную сущность, которая развивает сама себя, оказали серьезное влияние на взгляды приверженцев экзистенциализма и соответственно на создание ими своих экзистенциальных теорий личности.
Глава 8
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД
ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (10-30-Е ГГ. XX В.).
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
В XX В.
В чем выражалась суть «открытого кризиса»
в психологии в 10—30-е гг. XXв., и как проходило
развитие психологической мысли в этот период?
В начале XX в. развитие психологии шло в очень активном режиме. В разных ее отраслях проводилась масса исследований, результаты которых по-новому отвечали на главнейшие вопросы этой науки: о природе сознания и высших психических функций, о взаимодействии человека и среды, о познании. Такое интенсивное развитие науки, огромное количество эмпирических исследований и опытов не могло не спровоцировать дискуссий относительно предмета психологии и борьбы мнений по этому поводу. Психология как наука о сознании начинает претерпевать изменения, и в первую очередь это касается самого предмета психологии — сознания. Таким образом, кризис психологии 10—30-х гг. можно назвать кризисом ее предмета. Рассмотрим основные предпосылки, обусловившие возникновение «открытого кризиса»:
1) постепенно происходит понимание того, что старые уста
новки, взгляды и методы исследования терпят свою несостоя
тельность, и с их помощью уже невозможно объяснить наблюда
емые учеными явления;
2) запросы практики также требуют от исследователей иного
подхода в объяснении изучаемых явлений;
3) интенсивное развитие различных отраслей, в том числе
дифференциальной, возрастной психологии, зоопсихологии,
происходившее на базе экспериментальной психологии В. Бунд-
та, обеспечило появление новых направлений, концепций и,
следовательно, новых взглядов на предмет психологической на
уки; происходит разрушение старого представления о сознании
как о замкнутом внутри себя объекте;
4) активное развитие новой биологии, которая меняла пред
ставление о сознании как замкнутом в себе субъекте и тем са
мым расширяла сферу непознаваемых путем классического ме
тода интроспекции явлений — поведение животных, детей,
психически больных людей; т. е. постепенно выявляется несос
тоятельность интроспекции как объективного метода психоло
гического исследования.
[1] История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута. М., 1997. С. 138.