Какие положения дифференциальной психологии выдвигал Ф. Гальтон и в чем историческое значение его концепции индивидуальных различий?

Основой возникновения дифференциальной психологии и дальнейшего ее становления как отдельной самостоятельной от­расли психологии явилась экспериментальная психология, в ко­торой решались задачи исследования общих законов сознания и психики, а индивидуальные различия выступали как побочный эффект эксперимента, к тому же мешающий достижению резуль­тата, а потому от него необходимо избавляться. Однако некоторые ученые обратили внимание на индивидуальные характеристики испытуемого, проявляющиеся во время эксперимента, и задались вопросом о силе влияния этих особенностей на результаты выпол­нения поставленных задач. Так, постепенно происходит зарожде­ние новой отрасли психологии — дифференциальной психоло­гии, изучающей индивидуальные различия людей.

Пионером этой отрасли был ученик и строгий последователь эволюционной теории Ч. Дарвина, английский биолог и антропо­лог Ф. Гальтон (1822—1911). Целью своих опытов он провозгласил выявление генетических основ индивидуальных различий испы­туемых, а основными методами исследований — эксперимент и математические методы статистики. Его перу принадлежит работа «Наследственность таланта» (1869), где Гальтон выдвинул свою идею наследования способностей и талантов и впервые в науке попытался обосновать ее статистическим методом. Рассмотрим и проанализируем основные идеи Ф. Гальтона относительно приро­ды индивидуальных способностей человека.

1. Умственные способности, так же как и физические при­знаки, передаются по наследству, т. е. имеют генетическую при­роду и, следовательно, не могут быть одинаковыми у всех людей.

-inn

Таким образом, Гальтоном отрицается природное равенство лю­дей по признаку умственных способностей.

2. Выведение на основе статистических методов закона рас­
пределения способностей: распределение способностей в обществе
происходит с точки зрения отклонения от средней величины, и
это отклонение детерминируется наследственными факторами.
То есть в общем количестве людей всегда большая часть имеет
средний уровень способностей, а меньшая часть — высокий, сле­
довательно, повышение уровня способностей ведет к пониже­
нию количества людей, обладающих ими.

3. Полное отрицание влияния на развитие индивидуальных
способностей человека социального фактора, т. е. воспитания,
культуры и общества в целом. Существуют только врожденные
детерминанты: врожденное стремление к науке, выдержка,
упорство, сила духа, здоровье индивида, данная от рождения не­
зависимость в суждениях и др.

4. Разработка концепции развития общества, основанной на
шконе передачи умственных способностей по наследству, со­
гласно которой для общего улучшения человеческого рода необ­
ходима селекция наций по принципу привилегии сильнейших
и талантливейших, а также заключение соответствующих бра­
ков, позволяющих через несколько поколений повысить общий
уровень способностей у людей.

Ф. Гальтон очень активно использовал различные методы экс­периментального исследования для решения поставленных за­дач. Среди этих методов можно выделить следующие:

— анкетирование (опрос выдающихся людей Англии) и био­
графический (изучение их биографий) методы для получения
необходимых для статистической обработки данных;

— экспериментальное изучение индивидуальных различий
через измерение физических данных испытуемого и его сенсо-
моторных качеств, например видов чувствительности, остроты
ощущений и времени реакции;

— статистические методы, используемые для точного под­
счета результатов проведенных исследований;

— тесты, используемые с целью оценки ума через измерение
психических функций, а именно: ассоциативных способностей,
воображения и скорости образования суждений.

Несмотря на однобокость концепции Гальтона, представляю­щей индивидуальные различия человека только в их врожден­ной, генетической обусловленности, все же она оказала влияние на дальнейшее развитие многих отраслей психологии и постави-иа многие важные для психологии вопросы, впоследствии ус­пешно разрабатываемые другими учеными:

1) Гальтоном была поставлена проблема генетических
предпосылок умственного развития и статистических методов
их исследования;

2) в психологию вводятся методы вариационной статистики
(метод исчисления корреляции через переменные), что обусловило
дальнейшее создание многих ценных математических методик
и возникновение метода факторного анализа, и по сей день успеш­
но применяемого в большинстве психологических исследований;

3) Гальтон, выдвигая проблему генетических предпосылок
развития психических способностей, еще раз доказывает не­
правомерность разделения и противопоставления телесных ка­
честв душевным;

4) благодаря использованию Гальтоном тестов — нового ме­
тода измерения умственных способностей — было положено на­
чало науки психотехники и широкого использования методов
тестирования в других областях психологического знания.

Наши рекомендации