Какие положения дифференциальной психологии выдвигал Ф. Гальтон и в чем историческое значение его концепции индивидуальных различий?
Основой возникновения дифференциальной психологии и дальнейшего ее становления как отдельной самостоятельной отрасли психологии явилась экспериментальная психология, в которой решались задачи исследования общих законов сознания и психики, а индивидуальные различия выступали как побочный эффект эксперимента, к тому же мешающий достижению результата, а потому от него необходимо избавляться. Однако некоторые ученые обратили внимание на индивидуальные характеристики испытуемого, проявляющиеся во время эксперимента, и задались вопросом о силе влияния этих особенностей на результаты выполнения поставленных задач. Так, постепенно происходит зарождение новой отрасли психологии — дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия людей.
Пионером этой отрасли был ученик и строгий последователь эволюционной теории Ч. Дарвина, английский биолог и антрополог Ф. Гальтон (1822—1911). Целью своих опытов он провозгласил выявление генетических основ индивидуальных различий испытуемых, а основными методами исследований — эксперимент и математические методы статистики. Его перу принадлежит работа «Наследственность таланта» (1869), где Гальтон выдвинул свою идею наследования способностей и талантов и впервые в науке попытался обосновать ее статистическим методом. Рассмотрим и проанализируем основные идеи Ф. Гальтона относительно природы индивидуальных способностей человека.
1. Умственные способности, так же как и физические признаки, передаются по наследству, т. е. имеют генетическую природу и, следовательно, не могут быть одинаковыми у всех людей.
-inn
Таким образом, Гальтоном отрицается природное равенство людей по признаку умственных способностей.
2. Выведение на основе статистических методов закона рас
пределения способностей: распределение способностей в обществе
происходит с точки зрения отклонения от средней величины, и
это отклонение детерминируется наследственными факторами.
То есть в общем количестве людей всегда большая часть имеет
средний уровень способностей, а меньшая часть — высокий, сле
довательно, повышение уровня способностей ведет к пониже
нию количества людей, обладающих ими.
3. Полное отрицание влияния на развитие индивидуальных
способностей человека социального фактора, т. е. воспитания,
культуры и общества в целом. Существуют только врожденные
детерминанты: врожденное стремление к науке, выдержка,
упорство, сила духа, здоровье индивида, данная от рождения не
зависимость в суждениях и др.
4. Разработка концепции развития общества, основанной на
шконе передачи умственных способностей по наследству, со
гласно которой для общего улучшения человеческого рода необ
ходима селекция наций по принципу привилегии сильнейших
и талантливейших, а также заключение соответствующих бра
ков, позволяющих через несколько поколений повысить общий
уровень способностей у людей.
Ф. Гальтон очень активно использовал различные методы экспериментального исследования для решения поставленных задач. Среди этих методов можно выделить следующие:
— анкетирование (опрос выдающихся людей Англии) и био
графический (изучение их биографий) методы для получения
необходимых для статистической обработки данных;
— экспериментальное изучение индивидуальных различий
через измерение физических данных испытуемого и его сенсо-
моторных качеств, например видов чувствительности, остроты
ощущений и времени реакции;
— статистические методы, используемые для точного под
счета результатов проведенных исследований;
— тесты, используемые с целью оценки ума через измерение
психических функций, а именно: ассоциативных способностей,
воображения и скорости образования суждений.
Несмотря на однобокость концепции Гальтона, представляющей индивидуальные различия человека только в их врожденной, генетической обусловленности, все же она оказала влияние на дальнейшее развитие многих отраслей психологии и постави-иа многие важные для психологии вопросы, впоследствии успешно разрабатываемые другими учеными:
1) Гальтоном была поставлена проблема генетических
предпосылок умственного развития и статистических методов
их исследования;
2) в психологию вводятся методы вариационной статистики
(метод исчисления корреляции через переменные), что обусловило
дальнейшее создание многих ценных математических методик
и возникновение метода факторного анализа, и по сей день успеш
но применяемого в большинстве психологических исследований;
3) Гальтон, выдвигая проблему генетических предпосылок
развития психических способностей, еще раз доказывает не
правомерность разделения и противопоставления телесных ка
честв душевным;
4) благодаря использованию Гальтоном тестов — нового ме
тода измерения умственных способностей — было положено на
чало науки психотехники и широкого использования методов
тестирования в других областях психологического знания.