Какие экспериментальные исследования и опыты проводил Герман Эббингауз и в чем заключается их значение для психологии?

Герман Эббингауз(1850—1909) первым применил метод экс­перимента к исследованию высших психических функций, в ча­стности памяти, более того, он использовал эксперимент

в физиологическом, а в психологическом ключе, и законы памя­ти, сформулированные им на основе полученных результатов, также носят психологический, а не физиологической характер. Суть эксперимента Эббингауза по изучению особенностей памя­ти заключается в следующем: так как люди запоминают лучше факты, связанные между собой какими-то ассоциативными свя­зями, для чистоты эксперимента необходимо использовать бес­смысленные слоги, которые состоят из двух согласных и одной гласной в середине (например, слоги типа «мак», «сур», «мош» и т. п.). Далее на протяжении пяти лет Эббингауз на себе ставил жсперименты по заучиванию бессмысленных слогов, и резуль­таты этих экспериментов были им опубликованы в книге «О па­мяти». Эббингауз в ходе своих экспериментов с памятью выявил следующие законы.

1. Объем запоминания, выраженный количеством единиц,
которые человек без труда воспроизводит после однократного
прочтения материала, равен 6—8 бессмысленным слогам.

2. Количество запоминаемых единиц (т. е. слогов) зависит от
общей длины списка этих единиц: чем больше количество единиц
в списке, тем больше времени необходимо для его запоминания.

3. На качество и специфику запоминания информации влияет
гак называемый «эффект края», суть которого сводится к тому,
что стимулы, находящиеся в начале и конце общего материала,
запоминаются легче, поскольку испытывают «тормозящее» вли­
яние других слогов только с одной стороны.

4. Необходимо не только заучивание, но и повторение, или
переучивание, так как не повторяемый после заучивания мате­
риал забывается быстрее, чем периодически переучиваемый.

5. Забывание информации также имеет свои законы:

1) кривая забывания, т. е. постепенное замедление процесса
забывания, выраженное графически в ее падении: когда наи­
большая часть выученного материала забывается в первое время
после заучивания, и чем больше времени после этого проходит,
тем меньшее количество информации забывается;

2) на замедление процесса забывания и падения кривой могут
влиять различные факторы, в том числе сон, поскольку во время
сна нет никакой дополнительной, «тормозящей» деятельности.

6. Запоминание и заучивание осмысленного материала, на­
пример литературного текста, происходит в 9 раз быстрее, чем не
связанных между собой бессмысленных слогов. При этом кривая
забывания, имея в обоих случаях общую форму, в случае забыва­
ния осмысленного материала проходила медленнее.

7. Закон Йоста, действующий на запоминание как бессмыс­
ленного, так и осмысленного материала: для запоминания лучше
повторять материал часто и понемногу, так как время, когда

была запомнена информация, работает с точки зрения ретрос­пективы — более старая информация лучше укрепляется и потом воспроизводится, нежели только что запомненная.

8. При увеличении нагрузки на память снижается работоспо­
собность, поэтому оптимально разделять время, необходимое
для заучивания, на несколько коротких этапов, например тре­
бующий 30 повторений материал лучше повторять 3 раза по 10
единиц, чем сразу 30.

9. Память имеет характеристику упражняемое™, т. е. треш
ровка в запоминании одного материала повышает качество за­
поминания другого.

Опыты Эббингауза по изучению памяти сыграли важную роль в дальнейшем укреплении психологических знаний о природе человека. Они оказали сильное влияние на дальнейшее развитие некоторых отраслей психологии:

1) в экспериментальной психологии также разрушаются сте­
реотипы прежних исследователей, которые считали память
сложной функцией сознания, и потому для ее изучения невоз­
можно применение эксперимента, утверждается мнение о том,
что память можно изучать объективно, т. е. с помощью экспери­
мента и статистической обработки данных, а не через субъектив­
ный по своей сути метод интроспекции;

2) на основе этого утверждения идет повсеместное распрост­
ранение эксперимента как основного метода исследования;
в психологии и разворачивается изучение других сложных формJ
человеческого поведения — навыков, в исследовании которых!
в качестве образца построения графиков выработки навыков ак-Ц
тивно используется принцип «кривой забывания»;

3) выводы и законы запоминания материала, сформулирован­
ные Эббингаузом, имели прикладное значение для многих отрас­
лей психологии, в частности для педагогики, так как позволяли
создавать действенные и результативные методики обучения;

4) Эббингаузом был создан специальный тест, используемый
в детской и возрастной психологии для диагностики умственно­
го развития, имеющий принцип незаконченного предложения;

5) благодаря своеобразному использованию Эббингаузом клас­
сического метода эксперимента изменились и задачи экспери­
ментатора, которые теперь сводились не к изучению интроспек­
тивных высказываний испытуемого, а были направлены на нат|
блюдение и анализ его поведения;

6) творческое наследие Г. Эббингауза составляет множество
работ, в частности «Очерк психологии» и монументальная двух­
томная работа-учебник «Основы психологии», благодаря кото­
рым психология поднялась на качественно новую ступень науч­
ного развития, повысив культурный и профессиональный уро-

вень экспериментальных исследований за счет введения в науку четких критериев объективности и точной проверки полученных данных с помощью математических процедур.

Наши рекомендации