Каковы основные положения ассоциативной психологии А. Бэна? В чем заключается их историческое значение?
Александр Бэн(1818—1903) является представителем третьего, завершающего этапа в развитии ассоцианизма. В его теории наблюдается ряд отступлений от положений предыдущего этапа, в частности понимание ассоциации как творческого процесса, учение о накоплении опыта с помощью метода проб и ошибок и др. Рассмотрим подробнее некоторые положения концепции А. Бэна, описанные им в двух основных работах: «Чувство и интеллект» (1885) и «Эмоции и воля» (1859).
1. Бэн возвращается к пониманию феноменов сознания и мето
дов психологии через физиологию и биологию, ориентируясь на
исследования в физиологии нервной системы и органов чувств.
2. Ориентация Бэна на идеи и исследования физиологии
и биологии в объяснении нервных процессов проявляется в рас
смотрении этих процессов через связь их с телесной организа
цией. Бэн ориентировался на изучение тех явлений и уровней
психической жизни, которые имеют непосредственную и оче
видную связь с физиологической составляющей организма
и минимально зависят от сознания. Такими феноменами челове
ческой психики, по Бэну, являются рефлексы, навыки и инстинк
ты. Интересно, что до А. Бэна эти феномены практически не
изучались в психологии или, по крайней мере, им не придавалась
столь серьезного значения, и заслуга А. Бэна — в том, что он сделал эти явления предметом глубокого изучения, расширив самым область изучения в психологии, которая раньше сводилась исключительно к изучению феноменов сознания.
3. В качестве метода исследования в психологии предлагал
применять методы естественных наук — на основе наблюдения
заниматься описанием фактов и созданием их классификаций.
Таким образом, Бэном была создана самая полная и последова
тельная классификация душевных явлений, выявленных им
с помощью наблюдения как основного метода исследования.
4. Произвольные движения — один из феноменов, изучению
и объяснению которых Бэн уделяет в своих исследованиях боль
шое внимание. Произвольные движения рассматриваются как
спонтанные и имеют причину происхождения в активности
нервной системы. Такое понимание феноменов психической
жизни человека указывает на ее немеханистическую трактовку,
т. е. в область изучения Бэном вводятся такие понятия, как спон
танность, а следовательно, и творческая активность.
5. Путь образования навыка лежит через ассоциацию между
каким-либо движением, совершенным организмом, и чувством,
вызванным этим движением. При этом важны как временные
факторы, т. е. ассоциация по времени между совершенным дви
жением и вызванным им чувством (этот фактор формирования
навыка был объяснен еще Д. Гартли), так и качественные, т. е.
сопровождение действия ощущением удовольствия или неудо
вольствия, которое усваивается и запоминается сознанием не
одинаково, а избирательно. Таким образом, Бэн предлагает свой
новый механизм формирования навыка, суть которого сводится
к возникновению ассоциации и ее закреплению с помощью се
лекции ощущений, т. е. отсева неподходящих и сохранения под
ходящих из всех присутствующих в опыте ощущений методом
проб и ошибок. Такое понимание Бэном механизмов и принци
пов организации человеческого поведения оказало в дальней
шем влияние на эволюционный ассоцианизм Герберта Спенсера
и эволюционную теорию развития Чарльза Дарвина.
6. Один из главных пунктов, обусловивших отход Бэна от по
ложений классического ассоцианизма, — его учение об ассоциа
циях, в котором он вводит понятие творческой ассоциации как
способности ума составлять новые комбинации, отличные от
тех, которые были сформированы опытным путем. Это означает,
что Бэн с помощью понятия ассоциации объясняет те явления,
которые не могут быть так объяснены, например феномен твор
чества, понимаемый Бэном как ассоциативный процесс. Ис
пользование ассоциации для объяснения такого рода явлений
изменяет само понятие ассоциации, ранее объясняемое как ком
бинация прежних впечатлений.
В чем суть теории эволюционного ассоцианизма Герберта Спенсера и какое влияние она оказала на развитие психологии как науки?
Герберт Спенсер (1820—1903), английский философ, развивал идеи эволюционной психологии в своей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, и должна развиваться психология, чтобы стать объективной наукой. В своей теории он последовательно сближает психологию и биологию, используя для объяснения процессов и феноменов психики и поведения учение о биологической эволюции.
Говоря о предмете психологии, Спенсер вносит в его понимание некоторые изменения и таким образом расширяет сферу исследований науки. Так, предметом изучения в психологии, по его мнению, должно стать не только сознание или ассоциации между внутренними факторами организма, но и поведение, рассматриваемое им как связь сознания с окружающей средой. Используя терминологию ассоцианистической психологии, задачу науки, по Спенсеру, можно определить как изучение соотношения и ассоциаций внешних форм с внутренними, т. е. поведения с сознанием.
Спенсер развил свое учение о психике, основанное на изучении и анализе ее возникновения и развития и содержащее следующие основные положения:
1) возникновение психики обусловлено спецификой окру
жающей среды и условиями жизни, т. е. психика является ме
ханизмом адаптации организма к изменяющимся условиям
окружающей среды, ее задача — приспособление внутренних
отношений к внешним;
2) психика является высшей ступенью психического разви
тия человека, так как возникает не сразу, а постепенно, и меха
низмом ее возникновения являются все более усложняющиеся
в процессе эволюции вселенной условия жизни;
3) исходным этапом развития психики является возникнове
ние ощущения, обусловленного раздражимостью;
4) на основе простейшего элемента — ощущения — формиру
ется любое другое, более сложное средство психической жизни
и приспособления организма к окружающим условиям;
5) исходя из положения о том, что предметом психологии яв
ляется изучение связи внешних и внутренних факторов, сущест
вуют два субъекта локализации и реализации всех средств при
способления индивида к окружающей среде: сознание, содержа
нием которого являются такие средства адаптации организма,
как ощущение, память, воля, разум, интеллект; и поведение, ко
торое вмещает в себя такие частные формы приспособления, как
рефлексы, инстинкты и навыки;
6) соответственно с этим существуют низшие формы приспособления к окружающей среде, обозначенные как автоматизмы, и возникающие из них высшие формы — интеллект, чувства, воля, характеризующиеся появлением осознания действия, а не1 автоматизма.
В своем понимании сути ассоциаций Спенсер также опирается на эволюционную концепцию развития и рассматривает их как механизмы, обусловливающие приспособление и адаптацию индивида к окружающей среде. По Спенсеру, ассоциация есть основной закон психического развития, и существующий на его основе механизм адаптации заключается в следующем:
1) внутренние связи, к которым относятся ощущения, вос
приятия, чувства, привычки, т. е. автоматизмы, а также все выс
шие функции, формируются под воздействием внешних связей
и являются результатом накопленного при жизни индивидуаль
ного опыта субъекта;
2) существуют также внутренние связи, не сформированные
при жизни опытным путем, а наследственные, т. е. полученные
генетическим способом, связи, среди которых могут быть неко
торые безусловные рефлексы, инстинкты и знания;
3) таким образом, Спенсер спорит с Локком относительно
специфики содержания сознания, утверждая, что оно не явля
ется «чистым листом», а имеет в своем составе как приобретен
ные, так и врожденные ассоциации, и именно последние
и обусловливают отличия мышления у разных народов, напри
мер у европейцев и дикарей;
4) случайные, несущественные для выживания связи организм
игнорирует, а связи, необходимые для решения задачи адаптации,
прочно фиксирует, сохраняет «про запас», на случай новых конф
ронтации со всем, что может угрожать его существованию;
5) таким образом, по Спенсеру, адаптация может означать не
только приспособление к новым ситуациям органов чувств как
источников информации о том, что происходит вовне (как, на
пример, изменяется чувствительность глаза в темноте), но и не- > J
которую работу разума, интеллекта по отбору необходимых свя
зей. В такой трактовке Спенсером схемы адаптации чувствуется
влияние учения А. Бэна о методе проб и ошибок как способе
формирования ассоциативной связи;
6) разум, интеллект, являясь высшей формой приспособле
ния, имеет решающее значение для успешной адаптации и, еле- 1
довательно, выживания организма в условиях постоянно изме
няющейся внешней среды, так как он лишен ограничений, при
сущих низшим формам психики. Понимание Спенсером
интеллекта и психики в связи с проблемой адаптации организма
оказало сильнейшее влияние на последующие психологические исследования и на всю психологию XXстолетия.
Исходя из законов и механизмов биологической эволюции, Спенсер рассматривает и процессы социального развития человека, т. е. формирования у него механизмов адаптации к социальной среде. В процессе социальной эволюции, так же как и в биологической, человек имеет две категории опыта — индивидуальный и наследственный.
Спенсер наделяет социальную среду, в которой обретает индивид, способностью влиять на развитие его индивидуальных способностей. Это обусловлено спецификой развития самой среды, которая также проходит в своей эволюции стадии от сложного к простому, т. е. начиная от элементарных форм взаимодействия происходит появление таких новых, более сложных факторов, как язык, общество, материальное производство, наука, нравственные и эстетические категории. Таким образом, в процессе развития самого общества происходит и развитие психики человека, т. е. в адаптации возрастает роль более сложных механизмов психической жизни, например мышления, по сравнению с существовавшими ранее простыми, например восприятием и действием, а также происходит развитие самого мышления от конкретных понятий к более сложным абстрактным. Так, Спенсер приписывает обществу очень важную роль в формировании психики индивида, которая развивается в процессе эволюции самого общества.
Герберт Спенсер, развивая свою теорию эволюционного ас-социанизма, оказал серьезное влияние на всю психологию XX столетия: свершился крутой поворот в движении психологической мысли, и из «поля сознания» она устремилась в «поле поведения». Теория Спенсера нашла свое отражение и в развивающихся в конце XIX — начале XXв. различных отраслях психологии: экспериментальной психологии, психологии поведения, генетической (детской) психологии. Таким образом, велико ее историческое значение.
Каковы основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина?
В середине XIXв. в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду. Не последнюю роль в формировании столь революционных взглядов на природу человека сыграло учение Чарльза Дарвина(1809—1882), ознаменовавшее крутой
6-6307
поворот от механодетерминизма к биодетерминизму в понима- ! нии человека и, в частности, его психики.
Рассмотрим основные положения его эволюционного учения.
1. Главным фактором выживания организмов в постоянно
угрожающей их существованию внешней среде является естест
венный отбор, который вынуждает особь приспосабливаться
и одновременно с этим безжалостно истребляет все, чему не уда
лось справиться с трудностями среды.
2. Задача организма, стремящегося выжить, — пустить в ход
все свои ресурсы, в том числе и психические.
3. В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффек
тивно приспособиться; при этом выжившие в борьбе за сущест
вование передают свои свойства потомству.
4. Поскольку естественный отбор отсекает все ненужное .<
для жизни, то он истребляет и психические функции, не спо
собствующие приспособлению. Таким образом, психика в уче
нии Дарвина рассматривается как элемент адаптации организ
ма к внешней среде.
5. Факторами эволюции всех живых организмов являются J
наследственность, изменчивость, отбор.
Чарльз Дарвин в своей теории эволюционного развития разра- ' батывал и психологические идеи, в частности он пытался объяснить I феномены эмоциональной сферы с точки зрения биологической обусловленности, и им выдвигаются следующие положения:
1) инстинкты не являются разумными, т. е. их источником не
является разум;
2) инстинкт есть наследственное образование, уходящее сво
ими корнями в историю вида и являющееся фактором выжива
ния организма в среде;
3) инстинкты тесно связаны с эмоциями и могут проявлятьс
на физиологическом уровне через выразительные движения
имея, таким образом, практический смысл;
4) эмоции и чувства индивида, являясь психическими фено
менами, тем не менее не являются элементами сознания, а пер
вичны по отношению к нему.
Таковы основные положения дарвиновского учения об эволюции всего живого на Земле.
Какое влияние на развитие психологии оказал эволюционный подход Чарльза Дарвина?
Теория Дарвина оказала сильнейшее влияние на развитие психологии и явилась одной из предпосылок становления психологии как самостоятельной науки. Более того, идеи Чарльза Дарвина послужили основой для развития некоторых отраслей психологии,
например зоопсихологии, дифференциальной и возрастной психологии. Рассмотрим подробнее то влияние, которое оказала эволюционная теория Ч. Дарвина на развитие психологии.
1. Изменение предмета психологии. Благодаря введению в психо
логию принципа соотношения «организм — среда» происходит
изменение и ее предмета с изучения сознания индивида на изуче
ние его поведения во внешней среде, которая является фактором,
детерминирующим его психическую жизнь. Таким образом, но
вый предмет изучения психологии — поведение индивида.
2. Введение фактора изменчивости организма под действием
внешней среды. Благодаря учению Дарвина происходит поворот
в понимании организма от пассивной неизменной машины со
сформированными физическими и психологическими функция
ми к повышению его активности и возможности развиваться под
действием внешней среды. Таким образом, организм отныне
рассматривается как активная, постоянно меняющаяся под дей
ствием внешних факторов сущность.
3. Возникновение зоопсихологии. Дарвинизм, указывая на про
исхождение человека от животного, стимулировал изучение раз
личий психики человека и животного и возникновение еще од
ного нового для психологии направления — зоопсихологии. В ее
русле возникает два противоположных направления—антропо
морфизм и механистическое направление.
• Антропоморфизм изучает психику человека и животных
больше с точки зрения их сходств, чем различий, говоря о том,
что все различия имеют скорее количественный, чем качествен
ный характер. Более того, установление у животных наличия не
которых «социальных» качеств, таких, например, как взаимовы
ручка, ставит их на более высокую по сравнению с человеком
ступень. При этом были сделаны попытки объяснения поведе
ния и психики животных с точки зрения действия механизмов
более низкого, чем у человека, уровня, например механизма на
учения с помощью метода «проб и ошибок». Тем не менее антро
поморфизм приписывает животным наличие сознания.
• Механистическое направление отрицает наличие у живот
ных любого вида психики и определяет их поведение как ре
зультат воздействия внешних стимулов. Все изменения в реак
циях обусловлены не психическим, а физиологическим состо
янием животного. У животных есть способность к научению,
однако она формируется по другим принципам — не через
осознавание, а через механическое запоминание. Результаты
исследований в этом направлении обусловили возникновение
в дальнейшем бихевиоризма.
4. Возрастная психология. Дарвиновское учение обусловило
понимание развития ребенка с точки зрения законов общей
эволюции человечества. Одной из ведущих теорий развития ребенка стала разработанная Ст. Холлом (1844—1924) и Дж. Болдуином (1861 —1934) теория рекапитуляции, основанная на| биогенетическом законе Геккеля и выдвигающая положение: о том, что развитие ребенка происходит в строгом соответ-0 ствии с определенными стадиями, которые, в свою очередь, соответствуют стадиям общей эволюции человечества. Даль- i нейшее развитие этого направления привело к возникновению «теории двух факторов» В. Штерна, которая объясняет особенности развития ребенка с точки зрения взаимовлияния на него двух факторов: внутренних, передающихся генетическим путем, т. е. наследственных, и внешних, исходящих от ок-1 ружающей его природной и общественной среды. При этом для наиболее продуктивного развития способностей ребенка необходимо знание так называемых сензитивных периодов в формировании каждой функции психики, и внешнее воз- | действие на нее именно в этот период обеспечивает наиболее высокую степень развития.
5. Возникновение дифференциальной психологии. Понятие об индивидуальных вариациях является составной частью эволюционной теории Ч. Дарвина. Стало быть, к ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми. В качестве факторов, обусловливающих эти различия, рассматриваются, во-первых, внутренние факторы, т. е. законы наследственно-! сти, и, во-вторых, внешние факторы, а именно: влияние уело- | вий окружающей среды.
Какие основные теории разрабатывались в психофизике и психометрии?
Расцвет в XIX в. естествознания отразился и на активном раз- | витии психофизики и психометрии. У истоков этой отрасли науки стоял физиолог, профессор Лейпцигского университета Эрнст Be-;| бер(1795—1878). Он исследовал зависимость ощущений от вызы- | вающих их внешних физических стимулов, используя экспериментальный метод и математические расчеты. Его опыты и математические выкладки стали истоками психофизики, показав, что] индивид начинает различать изменение силы ощущения в первую очередь из-за разницы между силой первого и второго раздражителей, причем у каждого вида раздражителя может быть свой тюм рог различия ощущения, и эта величина постоянна для каждого из видов, например 1/10 для звука и 1/100 для света.
В чем суть закона Вебера — Фехнера? Какое значение для психологии имела теория Г. Фехнера?
В дальнейшем идею зависимости ощущений от силы вызывающих их раздражителей разрабатывал немецкий физик, психолог и философ Густав Теодор Фехнер(1801—1887). Рассмотрим основные идеи, которыми он обогатил психофизику.
1. Различие между ощущениями, вызванными двумя оди
наковыми стимулами, зависит от первоначальной величины
этих раздражителей .
2. Введение терминов «порог ощущений» и «разностный по
рог», который означает ту минимальную разницу, которую ис
пытывает в своих ощущениях индивид при изменении силы
и качества раздражителя.
3. Введение закона Вебера — Фехнера, суть которого заключает
ся в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логариф
му интенсивности раздражителя. То есть для того чтобы осуществил
ся рост интенсивности ощущения в арифметической прогрессии,
необходим рост величины стимула в геометрической прогрессии.
Благодаря разработанным в недрах психофизики и психометрии теориям и используемым методам исследования психология начинает свой путь как самостоятельная наука. Так, используемый Г. Фехнером метод математических исчислений и выведенный на основе этого метода закон чувствительности индивида, получивший название «закон Вебера — Фехнера», позволили психологии осуществлять исследования, основанные не на домыслах, но имеющие точные математические методы проверки и изучения взаимоотношений между психическим и физическим, включающие в себя такие понятия, как эксперимент, число, меру, а также в дальнейшем распространить эти методы и выведенный с их помощью закон и на другие отрасли и области психологии, например на изучение критериев принятия решений, эмоциональных состояний. Большой отклик теория Фехнера нашла в психодиагностике.
Каковы взгляды Г. Гельмгольца на природу психического и как они повлияли на развитие психологии?
В создании основ, на которых строилась психология как наука, велика роль Германа Гельмгольца (1821—1894). Его работы внесли огромный вклад в развитие собственно физиологии, а также в психологию восприятия и ощущения. Гениальному мыслителю принадлежат многие открытия, в том числе о приро-
де психического. Им были открыты: скорость прохождения импульса по нерву, закон сохранения энергии. В ходе своих опытов Гельмгольц создал теорию восприятия и бессознательных умозаключений, суть которой заключается в следующем:
1) восприятие подчинено закону соединения и в дальней
шем сопоставления конкретного стимула, т. е. внешнего объек
та, вызывающего то или иное ощущение в настоящем, с опреде
ленным опытом в прошлом, когда в ходе бессознательных умо
заключений делается вывод о соответствии или несоответствии
первого и второго;
2) бессознательные умозаключения имеют ряд отличитель
ных особенностей:
• возникают бессознательно, т. е. без участия сознания и
мышления, и соответственно не управляются ими;
• имеют опытное происхождение через многократное по
вторение;
• возникают из сенсомоторных связей между зрительным ощу
щением и ощущением от движений глаза в процессе восприятия.
Созданная Гельмгольцем теория восприятия повлияла на вьще-ление психологии в самостоятельную науку тем, что разделила психику и сознание, доказав, что образ в сознании индивида возникает через воздействие на него внешнего объекта, не зависящего от самого субъекта и его сознания и вообще лежащего вне организма.