Каковы основные положения ассоциативной психологии А. Бэна? В чем заключается их историческое значение?

Александр Бэн(1818—1903) является представителем третье­го, завершающего этапа в развитии ассоцианизма. В его теории наблюдается ряд отступлений от положений предыдущего этапа, в частности понимание ассоциации как творческого процесса, учение о накоплении опыта с помощью метода проб и ошибок и др. Рассмотрим подробнее некоторые положения концепции А. Бэна, описанные им в двух основных работах: «Чувство и ин­теллект» (1885) и «Эмоции и воля» (1859).

1. Бэн возвращается к пониманию феноменов сознания и мето­
дов психологии через физиологию и биологию, ориентируясь на
исследования в физиологии нервной системы и органов чувств.

2. Ориентация Бэна на идеи и исследования физиологии
и биологии в объяснении нервных процессов проявляется в рас­
смотрении этих процессов через связь их с телесной организа­
цией. Бэн ориентировался на изучение тех явлений и уровней
психической жизни, которые имеют непосредственную и оче­
видную связь с физиологической составляющей организма
и минимально зависят от сознания. Такими феноменами челове­
ческой психики, по Бэну, являются рефлексы, навыки и инстинк­
ты. Интересно, что до А. Бэна эти феномены практически не
изучались в психологии или, по крайней мере, им не придавалась

столь серьезного значения, и заслуга А. Бэна — в том, что он сде­лал эти явления предметом глубокого изучения, расширив самым область изучения в психологии, которая раньше своди­лась исключительно к изучению феноменов сознания.

3. В качестве метода исследования в психологии предлагал
применять методы естественных наук — на основе наблюдения
заниматься описанием фактов и созданием их классификаций.
Таким образом, Бэном была создана самая полная и последова­
тельная классификация душевных явлений, выявленных им
с помощью наблюдения как основного метода исследования.

4. Произвольные движения — один из феноменов, изучению
и объяснению которых Бэн уделяет в своих исследованиях боль­
шое внимание. Произвольные движения рассматриваются как
спонтанные и имеют причину происхождения в активности
нервной системы. Такое понимание феноменов психической
жизни человека указывает на ее немеханистическую трактовку,
т. е. в область изучения Бэном вводятся такие понятия, как спон­
танность, а следовательно, и творческая активность.

5. Путь образования навыка лежит через ассоциацию между
каким-либо движением, совершенным организмом, и чувством,
вызванным этим движением. При этом важны как временные
факторы, т. е. ассоциация по времени между совершенным дви­
жением и вызванным им чувством (этот фактор формирования
навыка был объяснен еще Д. Гартли), так и качественные, т. е.
сопровождение действия ощущением удовольствия или неудо­
вольствия, которое усваивается и запоминается сознанием не
одинаково, а избирательно. Таким образом, Бэн предлагает свой
новый механизм формирования навыка, суть которого сводится
к возникновению ассоциации и ее закреплению с помощью се­
лекции ощущений, т. е. отсева неподходящих и сохранения под­
ходящих из всех присутствующих в опыте ощущений методом
проб и ошибок. Такое понимание Бэном механизмов и принци­
пов организации человеческого поведения оказало в дальней­
шем влияние на эволюционный ассоцианизм Герберта Спенсера
и эволюционную теорию развития Чарльза Дарвина.

6. Один из главных пунктов, обусловивших отход Бэна от по­
ложений классического ассоцианизма, — его учение об ассоциа­
циях, в котором он вводит понятие творческой ассоциации как
способности ума составлять новые комбинации, отличные от
тех, которые были сформированы опытным путем. Это означает,
что Бэн с помощью понятия ассоциации объясняет те явления,
которые не могут быть так объяснены, например феномен твор­
чества, понимаемый Бэном как ассоциативный процесс. Ис­
пользование ассоциации для объяснения такого рода явлений
изменяет само понятие ассоциации, ранее объясняемое как ком­
бинация прежних впечатлений.

В чем суть теории эволюционного ассоцианизма Герберта Спенсера и какое влияние она оказала на развитие психологии как науки?

Герберт Спенсер (1820—1903), английский философ, развивал идеи эволюционной психологии в своей философии позитивиз­ма, в русле которого, по его мнению, и должна развиваться пси­хология, чтобы стать объективной наукой. В своей теории он последовательно сближает психологию и биологию, используя для объяснения процессов и феноменов психики и поведения учение о биологической эволюции.

Говоря о предмете психологии, Спенсер вносит в его понима­ние некоторые изменения и таким образом расширяет сферу ис­следований науки. Так, предметом изучения в психологии, по его мнению, должно стать не только сознание или ассоциации между внутренними факторами организма, но и поведение, рассматри­ваемое им как связь сознания с окружающей средой. Используя терминологию ассоцианистической психологии, задачу науки, по Спенсеру, можно определить как изучение соотношения и ассоци­аций внешних форм с внутренними, т. е. поведения с сознанием.

Спенсер развил свое учение о психике, основанное на изуче­нии и анализе ее возникновения и развития и содержащее следую­щие основные положения:

1) возникновение психики обусловлено спецификой окру­
жающей среды и условиями жизни, т. е. психика является ме­
ханизмом адаптации организма к изменяющимся условиям
окружающей среды, ее задача — приспособление внутренних
отношений к внешним;

2) психика является высшей ступенью психического разви­
тия человека, так как возникает не сразу, а постепенно, и меха­
низмом ее возникновения являются все более усложняющиеся
в процессе эволюции вселенной условия жизни;

3) исходным этапом развития психики является возникнове­
ние ощущения, обусловленного раздражимостью;

4) на основе простейшего элемента — ощущения — формиру­
ется любое другое, более сложное средство психической жизни
и приспособления организма к окружающим условиям;

5) исходя из положения о том, что предметом психологии яв­
ляется изучение связи внешних и внутренних факторов, сущест­
вуют два субъекта локализации и реализации всех средств при­
способления индивида к окружающей среде: сознание, содержа­
нием которого являются такие средства адаптации организма,
как ощущение, память, воля, разум, интеллект; и поведение, ко­
торое вмещает в себя такие частные формы приспособления, как
рефлексы, инстинкты и навыки;

6) соответственно с этим существуют низшие формы приспо­собления к окружающей среде, обозначенные как автоматизмы, и возникающие из них высшие формы — интеллект, чувства, воля, характеризующиеся появлением осознания действия, а не1 автоматизма.

В своем понимании сути ассоциаций Спенсер также опирает­ся на эволюционную концепцию развития и рассматривает их как механизмы, обусловливающие приспособление и адаптацию индивида к окружающей среде. По Спенсеру, ассоциация есть основной закон психического развития, и существующий на его основе механизм адаптации заключается в следующем:

1) внутренние связи, к которым относятся ощущения, вос­
приятия, чувства, привычки, т. е. автоматизмы, а также все выс­
шие функции, формируются под воздействием внешних связей
и являются результатом накопленного при жизни индивидуаль­
ного опыта субъекта;

2) существуют также внутренние связи, не сформированные
при жизни опытным путем, а наследственные, т. е. полученные
генетическим способом, связи, среди которых могут быть неко­
торые безусловные рефлексы, инстинкты и знания;

3) таким образом, Спенсер спорит с Локком относительно
специфики содержания сознания, утверждая, что оно не явля­
ется «чистым листом», а имеет в своем составе как приобретен­
ные, так и врожденные ассоциации, и именно последние
и обусловливают отличия мышления у разных народов, напри­
мер у европейцев и дикарей;

4) случайные, несущественные для выживания связи организм
игнорирует, а связи, необходимые для решения задачи адаптации,
прочно фиксирует, сохраняет «про запас», на случай новых конф­
ронтации со всем, что может угрожать его существованию;

5) таким образом, по Спенсеру, адаптация может означать не
только приспособление к новым ситуациям органов чувств как
источников информации о том, что происходит вовне (как, на­
пример, изменяется чувствительность глаза в темноте), но и не- > J
которую работу разума, интеллекта по отбору необходимых свя­
зей. В такой трактовке Спенсером схемы адаптации чувствуется
влияние учения А. Бэна о методе проб и ошибок как способе
формирования ассоциативной связи;

6) разум, интеллект, являясь высшей формой приспособле­
ния, имеет решающее значение для успешной адаптации и, еле- 1
довательно, выживания организма в условиях постоянно изме­
няющейся внешней среды, так как он лишен ограничений, при­
сущих низшим формам психики. Понимание Спенсером
интеллекта и психики в связи с проблемой адаптации организма

оказало сильнейшее влияние на последующие психологические исследования и на всю психологию XXстолетия.

Исходя из законов и механизмов биологической эволюции, Спенсер рассматривает и процессы социального развития челове­ка, т. е. формирования у него механизмов адаптации к социальной среде. В процессе социальной эволюции, так же как и в биологи­ческой, человек имеет две категории опыта — индивидуальный и наследственный.

Спенсер наделяет социальную среду, в которой обретает ин­дивид, способностью влиять на развитие его индивидуальных способностей. Это обусловлено спецификой развития самой среды, которая также проходит в своей эволюции стадии от сложного к простому, т. е. начиная от элементарных форм взаи­модействия происходит появление таких новых, более сложных факторов, как язык, общество, материальное производство, нау­ка, нравственные и эстетические категории. Таким образом, в процессе развития самого общества происходит и развитие психики человека, т. е. в адаптации возрастает роль более слож­ных механизмов психической жизни, например мышления, по сравнению с существовавшими ранее простыми, например вос­приятием и действием, а также происходит развитие самого мышления от конкретных понятий к более сложным абстракт­ным. Так, Спенсер приписывает обществу очень важную роль в формировании психики индивида, которая развивается в про­цессе эволюции самого общества.

Герберт Спенсер, развивая свою теорию эволюционного ас-социанизма, оказал серьезное влияние на всю психологию XX столетия: свершился крутой поворот в движении психологи­ческой мысли, и из «поля сознания» она устремилась в «поле по­ведения». Теория Спенсера нашла свое отражение и в развиваю­щихся в конце XIX — начале XXв. различных отраслях психоло­гии: экспериментальной психологии, психологии поведения, генетической (детской) психологии. Таким образом, велико ее историческое значение.

Каковы основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина?

В середине XIXв. в науках о жизни произошли революци­онные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду. Не последнюю роль в формировании столь революционных взглядов на природу человека сыграло учение Чарльза Дарвина(1809—1882), ознаменовавшее крутой

6-6307

поворот от механодетерминизма к биодетерминизму в понима- ! нии человека и, в частности, его психики.

Рассмотрим основные положения его эволюционного учения.

1. Главным фактором выживания организмов в постоянно
угрожающей их существованию внешней среде является естест­
венный отбор, который вынуждает особь приспосабливаться
и одновременно с этим безжалостно истребляет все, чему не уда­
лось справиться с трудностями среды.

2. Задача организма, стремящегося выжить, — пустить в ход
все свои ресурсы, в том числе и психические.

3. В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффек­
тивно приспособиться; при этом выжившие в борьбе за сущест­
вование передают свои свойства потомству.

4. Поскольку естественный отбор отсекает все ненужное .<
для жизни, то он истребляет и психические функции, не спо­
собствующие приспособлению. Таким образом, психика в уче­
нии Дарвина рассматривается как элемент адаптации организ­
ма к внешней среде.

5. Факторами эволюции всех живых организмов являются J
наследственность, изменчивость, отбор.

Чарльз Дарвин в своей теории эволюционного развития разра- ' батывал и психологические идеи, в частности он пытался объяснить I феномены эмоциональной сферы с точки зрения биологической обусловленности, и им выдвигаются следующие положения:

1) инстинкты не являются разумными, т. е. их источником не
является разум;

2) инстинкт есть наследственное образование, уходящее сво
ими корнями в историю вида и являющееся фактором выжива
ния организма в среде;

3) инстинкты тесно связаны с эмоциями и могут проявлятьс
на физиологическом уровне через выразительные движения
имея, таким образом, практический смысл;

4) эмоции и чувства индивида, являясь психическими фено
менами, тем не менее не являются элементами сознания, а пер
вичны по отношению к нему.

Таковы основные положения дарвиновского учения об эво­люции всего живого на Земле.

Какое влияние на развитие психологии оказал эволюционный подход Чарльза Дарвина?

Теория Дарвина оказала сильнейшее влияние на развитие пси­хологии и явилась одной из предпосылок становления психологии как самостоятельной науки. Более того, идеи Чарльза Дарвина по­служили основой для развития некоторых отраслей психологии,

например зоопсихологии, дифференциальной и возрастной пси­хологии. Рассмотрим подробнее то влияние, которое оказала эво­люционная теория Ч. Дарвина на развитие психологии.

1. Изменение предмета психологии. Благодаря введению в психо­
логию принципа соотношения «организм — среда» происходит
изменение и ее предмета с изучения сознания индивида на изуче­
ние его поведения во внешней среде, которая является фактором,
детерминирующим его психическую жизнь. Таким образом, но­
вый предмет изучения психологии — поведение индивида.

2. Введение фактора изменчивости организма под действием
внешней среды. Благодаря учению Дарвина происходит поворот
в понимании организма от пассивной неизменной машины со
сформированными физическими и психологическими функция­
ми к повышению его активности и возможности развиваться под
действием внешней среды. Таким образом, организм отныне
рассматривается как активная, постоянно меняющаяся под дей­
ствием внешних факторов сущность.

3. Возникновение зоопсихологии. Дарвинизм, указывая на про­
исхождение человека от животного, стимулировал изучение раз­
личий психики человека и животного и возникновение еще од­
ного нового для психологии направления — зоопсихологии. В ее
русле возникает два противоположных направления—антропо­
морфизм и механистическое направление.

• Антропоморфизм изучает психику человека и животных
больше с точки зрения их сходств, чем различий, говоря о том,
что все различия имеют скорее количественный, чем качествен­
ный характер. Более того, установление у животных наличия не­
которых «социальных» качеств, таких, например, как взаимовы­
ручка, ставит их на более высокую по сравнению с человеком
ступень. При этом были сделаны попытки объяснения поведе­
ния и психики животных с точки зрения действия механизмов
более низкого, чем у человека, уровня, например механизма на­
учения с помощью метода «проб и ошибок». Тем не менее антро­
поморфизм приписывает животным наличие сознания.

• Механистическое направление отрицает наличие у живот­
ных любого вида психики и определяет их поведение как ре­
зультат воздействия внешних стимулов. Все изменения в реак­
циях обусловлены не психическим, а физиологическим состо­
янием животного. У животных есть способность к научению,
однако она формируется по другим принципам — не через
осознавание, а через механическое запоминание. Результаты
исследований в этом направлении обусловили возникновение
в дальнейшем бихевиоризма.

4. Возрастная психология. Дарвиновское учение обусловило
понимание развития ребенка с точки зрения законов общей

эволюции человечества. Одной из ведущих теорий развития ребенка стала разработанная Ст. Холлом (1844—1924) и Дж. Бол­дуином (1861 —1934) теория рекапитуляции, основанная на| биогенетическом законе Геккеля и выдвигающая положение: о том, что развитие ребенка происходит в строгом соответ-0 ствии с определенными стадиями, которые, в свою очередь, соответствуют стадиям общей эволюции человечества. Даль- i нейшее развитие этого направления привело к возникнове­нию «теории двух факторов» В. Штерна, которая объясняет особенности развития ребенка с точки зрения взаимовлияния на него двух факторов: внутренних, передающихся генетичес­ким путем, т. е. наследственных, и внешних, исходящих от ок-1 ружающей его природной и общественной среды. При этом для наиболее продуктивного развития способностей ребенка необходимо знание так называемых сензитивных периодов в формировании каждой функции психики, и внешнее воз- | действие на нее именно в этот период обеспечивает наиболее высокую степень развития.

5. Возникновение дифференциальной психологии. Понятие об индивидуальных вариациях является составной частью эволю­ционной теории Ч. Дарвина. Стало быть, к ним относятся и ва­риации в сфере психики. Это придало импульс разработке но­вого направления в психологии, предметом которого стало изуче­ние индивидуальных различий между людьми. В качестве факторов, обусловливающих эти различия, рассматриваются, во-первых, внутренние факторы, т. е. законы наследственно-! сти, и, во-вторых, внешние факторы, а именно: влияние уело- | вий окружающей среды.

Какие основные теории разрабатывались в психофизике и психометрии?

Расцвет в XIX в. естествознания отразился и на активном раз- | витии психофизики и психометрии. У истоков этой отрасли науки стоял физиолог, профессор Лейпцигского университета Эрнст Be-;| бер(1795—1878). Он исследовал зависимость ощущений от вызы- | вающих их внешних физических стимулов, используя экспери­ментальный метод и математические расчеты. Его опыты и мате­матические выкладки стали истоками психофизики, показав, что] индивид начинает различать изменение силы ощущения в первую очередь из-за разницы между силой первого и второго раздражи­телей, причем у каждого вида раздражителя может быть свой тюм рог различия ощущения, и эта величина постоянна для каждого из видов, например 1/10 для звука и 1/100 для света.

В чем суть закона Вебера — Фехнера? Какое значение для психологии имела теория Г. Фехнера?

В дальнейшем идею зависимости ощущений от силы вызыва­ющих их раздражителей разрабатывал немецкий физик, психо­лог и философ Густав Теодор Фехнер(1801—1887). Рассмотрим основные идеи, которыми он обогатил психофизику.

1. Различие между ощущениями, вызванными двумя оди­
наковыми стимулами, зависит от первоначальной величины
этих раздражителей .

2. Введение терминов «порог ощущений» и «разностный по­
рог», который означает ту минимальную разницу, которую ис­
пытывает в своих ощущениях индивид при изменении силы
и качества раздражителя.

3. Введение закона Вебера — Фехнера, суть которого заключает­
ся в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логариф­
му интенсивности раздражителя. То есть для того чтобы осуществил­
ся рост интенсивности ощущения в арифметической прогрессии,
необходим рост величины стимула в геометрической прогрессии.

Благодаря разработанным в недрах психофизики и психомет­рии теориям и используемым методам исследования психология начинает свой путь как самостоятельная наука. Так, используе­мый Г. Фехнером метод математических исчислений и выведен­ный на основе этого метода закон чувствительности индивида, получивший название «закон Вебера — Фехнера», позволили психологии осуществлять исследования, основанные не на до­мыслах, но имеющие точные математические методы проверки и изучения взаимоотношений между психическим и физичес­ким, включающие в себя такие понятия, как эксперимент, чис­ло, меру, а также в дальнейшем распространить эти методы и вы­веденный с их помощью закон и на другие отрасли и области психологии, например на изучение критериев принятия реше­ний, эмоциональных состояний. Большой отклик теория Фехне­ра нашла в психодиагностике.

Каковы взгляды Г. Гельмгольца на природу психического и как они повлияли на развитие психологии?

В создании основ, на которых строилась психология как нау­ка, велика роль Германа Гельмгольца (1821—1894). Его работы внесли огромный вклад в развитие собственно физиологии, а также в психологию восприятия и ощущения. Гениальному мыслителю принадлежат многие открытия, в том числе о приро-

де психического. Им были открыты: скорость прохождения им­пульса по нерву, закон сохранения энергии. В ходе своих опытов Гельмгольц создал теорию восприятия и бессознательных умо­заключений, суть которой заключается в следующем:

1) восприятие подчинено закону соединения и в дальней­
шем сопоставления конкретного стимула, т. е. внешнего объек­
та, вызывающего то или иное ощущение в настоящем, с опреде­
ленным опытом в прошлом, когда в ходе бессознательных умо­
заключений делается вывод о соответствии или несоответствии
первого и второго;

2) бессознательные умозаключения имеют ряд отличитель­
ных особенностей:

• возникают бессознательно, т. е. без участия сознания и
мышления, и соответственно не управляются ими;

• имеют опытное происхождение через многократное по­
вторение;

• возникают из сенсомоторных связей между зрительным ощу­
щением и ощущением от движений глаза в процессе восприятия.

Созданная Гельмгольцем теория восприятия повлияла на вьще-ление психологии в самостоятельную науку тем, что разделила пси­хику и сознание, доказав, что образ в сознании индивида возникает через воздействие на него внешнего объекта, не зависящего от са­мого субъекта и его сознания и вообще лежащего вне организма.

Наши рекомендации