Каковы психологические аспекты обучения и воспитания детей в эпохи Средневековья и Возрождения?
В Средние века светских и высших учебных заведений не существовало, поэтому обучение в этот период носило религиозный характер и было ориентировано преимущественно на схоластический метод учения. Большинство образованных людей принадлежали к духовному кругу, а отдельные частицы светского образования получали лишь знатные юноши, жившие в основном при дворах монархов. Основу этого так называемого светского воспитания составляли не грамотность и чтение, а физическое развитие и военное дело. Лишь в XII в. появились первые светские университеты, до этого школы существовали при церковныхи монастырях. Таким образом, именно церковь долгое время являла собой основу образования и культуры.
Обучение в школах того времени происходило в основном по памяти, без формирования у ученика способности к самостоятельно мышлению, логике, и даже такой предмет, как ораторское искусство, ставил перед собой задачу научить вести беседу по строго определенным вышестоящими авторитетами правилам и законам.
По такому же принципу пассивного восприятия идеи, привычек и манер осуществлялось и нравственное, и этическое воспитание личности, не ставившее перед собой задачу развития самостоятельности суждений.
В эпоху Возрождения с принципами такого воспитания не соглашались ученые-гуманисты, которые считали, что основой правильного воспитания является интерес воспитателя к личности ребенка, а не пассивное вкладывание в его сознание общеприняты? норм, ценностей и привычек. Также в этот период были разработаны такие важнейшие принципы обучения, как наглядность и природосообразность, основы которых были заложены еще во времена античности Аристотелем.
Так, поддерживая идею наглядности в сочетании с положительными эмоциями у ребенка, Эразм Роттердамский разработал новую систему обучения детей грамоте и письму, замени буквы из слоновой кости на буквы, выпеченные из съедобны? материалов, которые потом съедались детьми, обеспечивая возникновение положительных эмоций. В этом нехитром приеме усматриваются зачатки разработанной И. П. Павловым теорш рефлексов, оказавшей в дальнейшем огромнейшее влияние на психологию в целом и ее отдельные отрасли.
Еще одним важным принципом воспитания и обучения Становится индивидуальный подход к личности каждого ребенка, разработанный в Вюртембергском школьном законе 1559 г.
Однако все эти принципы воспитания и развития личности ребенка разрабатывались в интересах преподавания в узком смысле без ориентации на общее развитие личности. Психическое развитие ребенка изучали не само по себе, а как составляющую процесса обучения, необходимую для его оптимизации.
Обучение и воспитание детей в периоды Средневековья и Возрождения носило натуралистический характер, т. е. было ориетировано на подражание природе и основывалось на изучении окружающего мира, а не внутреннего мира и психических особенностей самих детей. Однако понимание учеными того факта, что в природе существует переход от простого к сложному, от простой низкоорганизованной материи к сложным высокоорганизованным существам позволило в дальнейшем перенести этот вывод на развитие психических функций ребенка. Таким образом, на этом этапе эволюции психологического знания были заложены основы периодизации развития.
Глава 4
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII В.)
Каковы особенности развития психологии в Новое время и в эпоху Просвещения? Как в этот период понимался предмет психологии?
Наступление нового этапа в развитии и становлении психологии было тесно связано с глобальными изменениями, произошедшими в обществе и, как следствие, в науке того времени. В XV— XVI вв. в научных кругах возникли новые методы, связанные со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений. Развитие этих методов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших психологические концепции и Новое время.
Психология в период Нового времени, так же как и на первых тгапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что психологии сложнее было избавиться от схоластических догм и отделиться от богословия, продолжая изучать свой сочтенный предмет — душу, которая также являлась и предметом изучения теологии. Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию психического (особенно психики человека) на его основе.
Однако тесная связь с философией не означала, что психология в это время не искала собственного предмета исследования, конкретного определения области своей деятельности. Эта область понималась прежде всего как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя, и главным здесь виделась осознанность этого процесса, так как именно наличие данной способности отличало человека от других живых существ. Таким образом, происходит уточнение предмета психологии как науки о сознании.
Психология античности исследовала несколько вопросов: о познании, о движущих силах и закономерностях психики и механизмах регуляции поведения, однако для мыслителей периода Нового времени и Просвещения главной темой изучения стала именно психология познания, что объяснялось стремлением ученых доказать возможности человека в постижении истины на основе знания, а не веры. Изучение содержания и функций со знания подвело ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении человека. Так, вновь перед психологией вставала необходимость проанализировать разницу между разумным и неразумным (аффективным) поведением, установить границы свободы человека. Здесь мы наблюдаем двойственность предмета психологии того времени: изучение сознания и путей его формирования, а также этапов развития образа мира и себя, с одной стороны, и изучение поведения и движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности индивида — с другой.
Необходимо также отметить и тот факт, что на науку того времени вообще и на психологию в частности существенное влияние оказал расцвет механики и появление физики И. Ньютона. Это означало, что очень часто производство шло впереди науки и успехи в производственной деятельности, особенно в области механики, обусловливали появление новых научных воззрений. Так, в XVII в. утвердился новый взгляд на Вселенную, природу в целом как гигантский механизм. Аналогичный подход развивался и в учениях о человеческом теле, которое виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики.
Одной из первых механистических теорий, понимающих человеческий организм как «машину» и использующих принципы Галилея и новую механику Ньютона, была концепция природы человека французского естествоиспытателя Рене Декарта (1596—1650). Он представил теоретическую модель организма как механически работающий автомат, в котором само тело освобождалось от влияния и управления души, а его функции, к которым относятся восприятие, запечатление и удержание идей в памяти, а также внутренние стремления осуществлялись механически, как работа часов.
Этот новый объяснительный принцип, получивший название механистического детерминизма, именно в Новое время стал господствовать в психологии.
В исследовании процессов познания наблюдались две противоположные точки зрения. Представители сенсуализмаопределяли в качестве основы всех человеческих знаний ощущения, в то время как рационалистыотдавали приоритет мышлению.
При этом сенсуалисты рассматривают процесс познания как единый, выделяя в нем несколько ступеней — от ощущения к мышлению, т. е. это процесс постепенного восхождения от частного к общему, постепенного обобщения отдельных предметов в классы и понятия на основе логики.
Рационалисты выделяли в процессе познания два этапа. Первый этап, состоящий из нескольких ступеней, заключался, как и в сенсуализме, в восхождении от частного к общему при переходе от восприятия к логическому мышлению. Важным отличием было то, что понятие, которое формировалось таким образом, рационалисты не считали окончательным и, главное, объективным, передающим существенные свойства окружающего мира, и поэтому выделялся второй этап познания — интуитивное мышление, которое черпает знания из разума, мгновенно актуализируя в нем понятия, осознавая всеобщие законы и свойства предметов.
В эпоху Просвещения впервые немецким ученым Готфридом Вильгельмом Лейбницем(1646—1716) была выдвинута концепция души-монады, оказавшая впоследствии сильнейшее влияние на психологию. Лейбниц утверждал, что в психике есть не только область сознания, но и область бессознательного. Хотя в то время данное представление и не было полностью принято психологией, которая оставалась еще почти два века наукой о сознательных процессах, эти идеи Лейбница легли в основу последующих работ Гартли, Гербарта и, наконец, Фрейда, сделавшего бессознательное предметом своей глубинной психологии.
Появление новых социальных групп и возникновение нового общества требовали пересмотра не только научных истин, но и нравственных ценностей уходящей эпохи, а следовательно, и разработки новой этики. Анализ подхода к проблеме эмоций и свободы человека в теориях психологов Нового времени и эпоху Просвещения показывает, что в решении этих вопросов они во многом склонялись к позиции ученых античности, которые считали, что эмоции отражают внешнюю ситуацию (а часто и вызываются ею). Поэтому они также связывали свободу с возможностью преодоления аффекта и разумной регуляцией деятельности.