Каковы особенности развития психологии в недрах арабской средневековой философии?
На изучение вопросов познания в средневековой науке существенный отпечаток наложили работы не только античных ученых, но и арабских психологов, которые стали проникать в Европу в XII—XIIIвв., получая все большее распространение. Также наряду с изучением проблем души и познания, составляющих предмет европейской науки, средневековая психология занималась и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой, известным в Европе как Авиценна.
Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, его работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики. При этом важное значение им придавалось развитию теории воспитания. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру.
Физиологическая психология Авиценны включала предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Авиценна разрабатывал идею о том, что психическое и физиологическое связаны не только благодаря зависимости психики от телесных состояний, но и во многом ее способностью влиять на эти телесные состояния посредством психических травм и деятельности воображения. Таким образом, утверждаемая Авиценной связь между телом и душой, а в современном понимании души — психикой, указывает па зачатки возникновения современной науки психосоматики.
Особый интерес арабские натуралисты и математики проявляли к органу зрения. Среди исследований в этой области выделяются открытия Ибн аль-Хайсама (XI в.), в латинской транскрипции Альгазена. Вкаждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой — присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливаются сходство и различие видимых объектов.
Альгазен изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д., и указывал, что для
полного восприятия объектов необходимо движение глаз. Проанализировав зависимость зрительного восприятия от его длительности, он обнаружил, что при кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты лишь знакомые объекты. На основе этого наблюдения он сделал вывод о том, что условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений.
Как развивалась психология в эпоху Возрождения (Ренессанса)?
В переходный этап развития науки, связанный с изменениями в общественном строе и переходе от феодальной культуры к буржуазной, ученые эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей, очищение античной картины мира от «средневековых варваров». Признаком нового идейного климата стало восстановление античных памятников культуры в их подлинном виде, хотя их восприятие, разумеется, было; созвучно новому образу жизни, главными чертами которого стало возникновение мануфактурного производства, усложнение и совершенствование орудий труда, великие географические открытия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивавшего свои права в ожесточенной политической борьбе. Все эти процессы изменили положение человека в мире и обществе, а следовательно, и его представления о мире и самом себе.
Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, который, теперь из гонимого церковными служителями еретика превращается в символ свободомыслия. Однако понимание философии Аристотеля и его основных законов мироздания было неоднозначным у разных мыслителей эпохи Возрождения. Так, сильные различия наблюдались в понимании главнейшего для психологии того времени трактата Аристотеля «О душе». Спорящие разделились на две группы, называющие себя аверроистами и александристами. Коренное различие касалось вопроса о бессмертии души — главного вопроса в церковном вероучении. Если первая группа (аверроисты) разделяли разум (ум) и душу и считали разум, как высшую часть души, бессмертным, то александристы настаивал! на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, чтс все способности души начисто исчезают вместе с телом.
Одним из наиболее известнейших мыслителей периода Возрождения принято считать Леонардо да Винчи(1452—1519), итальянца по происхождению, который считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью является не божественный разум, а сила и продукт творца. Его мысли и идеи вызревали, что называется, «в поле», т. е. родились в практике, в художественных мастерских.
Наряду с Италией, по праву считающейся колыбелью эпохи возрождения, и в других странах возникали новые гуманистические взгляды на индивидуальную психическую жизнь. Например, в Испании появились направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике.
Испанский врач Хуан Луис Вивес(1492—1540) в книге «О душе и жизни» утверждал, что главным и единственно верным способом познания природы человека является наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать.
Другой врач Хуан Уарте(ок. 1530-1592) в своей книге «Исследование способностей к наукам» впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.
В целом этап развития психологии в эпоху Возрождения можно охарактеризовать, с одной стороны, как возвращение к традициям и ценностям античной философии и психологии с их антропоцентризмом и определением души как главного предмета изучения, но с другой стороны, с возникновением принципиально новых, неизвестных античным философам и мыслителям особенностей понимания человеческой природы, как, например, примат творчества и творца над всеми остальными элементами мироздания.