Каковы представления о психике в первобытном
Каковы представления о психике в первобытном
Сознании?
Первые представления о душе и природе человека зародились уже в первобытном обществе. Они возникали в первобытных религиях и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве — поэзии, сказках. Эти донаучные и вненаучные представления предшествовали первым научным взглядам на природу и поэтому очень своеобразны. Они отличались от научных представлений о душе тем, что имели иное назначение, способ получения, а также форму воплощения в жизни. Душа рассматривалась здесь как что-то неземное, таинственное и непознанное, сверхъестественное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, в то время как смерть или сон объясняются сответственно ее постоянным или временным отсутствием. Иными словами, человек жив и активен, только если в его теле есть душа, в то время как смерть является отсутствием души. Древние верили, что предохраниться от смерти, т. е. обрести вечную к личную жизнь, можно двумя способами: либо закрыв душе выход и i тела, либо, если она его покинула, добиться ее возвращения. Древние верили, что для осуществления одного из этих способов необходимо соблюдение различных запретов и табу.
В общественном сознании веками царило мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги. При этом боги наделялись определенными стилями поведения, такими как коварство и мудрость, мстительность и зависть, и иными качествами, познанными первобытным человеком-язычником в земной практике своего общения с ближними. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя как части окружающего мира — части мира, созданного богами.
Каковы основные представления о психическом
В античности?
Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества, культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять и описать психику человека. Таким образом, мы можем считать, что начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли такие великие древнегреческие мыслители и философы, как Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.
Одним из первых мифологических учений о душе в античной философии был анимизм (от лат. anima — душа). Это направление рассматривало психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно, мифология в период античности была особенно развита). Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь. Анимизм представлял душу как особый признак, который не виден за конкретными повседневными вещами и который покидает человеческое тело с его последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под «Я» (или «сознание», или «душа»), которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.
В некоторых других учениях того времени (например, знаменитого математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора) души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.
Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считались изначально живыми; границы между живым, неживым и психическим не проводилось — все они рассматривались как порождения единой живой материи. Тем не менее это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Гилозоизм покончил с анимизмом (хотя последний и продолжал на протяжении столетий, вплоть до наших дней, находить множество приверженцев, считавших душу внешней по отношению к телу сущностью) и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы, естества, утвердив непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.
Глава 3
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Его понимание души?
Эмпирической психологии?
В теории основоположника немецкой эмпирической психологии, немецкого психолога и педагога И. Ф. Гербарта (1776—1841), мы находим соединение основных принципов английского ассо-цианизма с традиционными подходами немецкой психологии — активности души и роли бессознательного. Необходимо отметить следующие положения концепции Гербарта о природе человека.
5. Представление душевной жизни человека как единой це
лостной структуры, не допускающей разделения на отдельные
самостоятельные функции.
6. Изучение явлений и фактов сознания должно проходить ис
ключительно опытным путем и на результатах опыта, а на теорети
зировании должны строиться все концепциц о природе человека.
7. Предметом любого психологического исследования явля
ются факты сознания, а методами их изучения — наблюдение за
другими, самонаблюдение, анализ продуктов деятельности, но
ни в коем случае не эксперимент. При этом для получения досто
верных, а не приблизительных фактов необходимо использова
ние ресурсов и методов математики, которая дает возможность
проверить полученные в ходе наблюдений результаты.
8. Простейшими элементами психики являются представле
ния, определяемые как возникающие под влиянием внешних
объектов образы восприятий. При этом наряду с качественными
характеристиками представления имеют и количественные,
а именно: силу, критерием которой является уровень ясности
представления в сознании человека, а также их способность взаи
модействовать друг с другом, изменяя общую картину представ
лений в сознании.
Отдельного внимания заслуживает теория сознания Гербарта, отразившая в себе идеи Лейбница и давшая начало исследованиям феноменов сознания во второй половине XIX в., а также в XX в. и во многом повлиявшая на становление глубинной психологии 3. Фрейда:
1) выделяется три уровня сознания, каждый из которых вмещает в себя соответствующие ему по степени ясности представления:
а) ясное сознание (апперцепция),содержанием которого явля
ются представления с максимальной степенью ясности;
б) сознание (перцепция),вмещающее в себя менее ясные пред
ставления и образы;
в) бессознательное,т. е. область сознания, имеющая в свое]
составе представления, подавленные содержаниями двух дру
гих уровней;
2) каждое, находящееся на определенном уровне сознания пред
ставление обладает способностью к движению, т. е. может переме
щаться с одного уровня на другой в разные моменты времени;
3) все три области сознания отделены друг от друга границами
порогами. Граница между ясным сознанием и сознанием назы
вается порогом ясного сознания. Порогом сознания называется
граница между неясным сознанием и бессознательным;
4) таким образом, душевная жизнь, т. е. сознание человека,
находится в постоянной динамике, оно не пассивно, и внутри
его всегда есть более или менее осознаваемые представления,
одни из которых находятся в зоне полного или частичного осоз-
навания, а другие — за порогом осознавания;
5) выделяются следующие причины, обусловливающие сте
пень интенсивности, ясности представления и, как следствие,
нахождение его на одном из трех уровней сознания:
• сила впечатления, обусловленная уровнем его значимости
для субъекта;
• отсутствие препятствий (например, более сильных впе
чатлений);
• прошлый опыт субъекта, его прошлые впечатления, слия
ние которых с новым поступившим в сознание впечатлением на
зывалось «апперцепцией»;
6) чувства и воля как отдельные феномены в сознании не при
сутствуют, а являются результатом взаимодействия представле
ний между собой. Например, стеснение в сознании одного или
нескольких представлений вызывает у субъекта чувство неудо
вольствия, которое сменяется противоположным чувством удо
вольствия благодаря устранению этого стеснения. Воля опреде
ляется как результат некоего стесненного представления, про
бившегося в сознание сквозь подавление других представлений
и теперь определяющего некоторые из них.
Концепция Гербарта — «Теория статики и динамики представлений» — оказала сильное влияние на развитие теории обучения и на ее практическое применение. С его точки зрения главной задачей любой методики обучения является обеспечение максимально сильной концентрации внимания и осознанности, без которых невозможно усвоение любого нового знания.
Необходимый уровень внимания может быть достигнут либо за счет привлекательности самого нового знания, либо за счет его соединения со старым, уже усвоенным представлением посредством классических законов ассоциаций.
И. Ф. Гербарт ввел в психологическую науку традицию использования математических методов исследования, в будущем получивших широкое распространение, создал свою научную школу и заложил основы немецкой эмпирической психологии, а идеи Гербарта активно развивались его последователями и учениками.
Какие основные периоды в своем развитии прошла английская ассоцианистическая психология в XIX в. ?
Ассоцианизм в XIX в. развивался под сильным влиянием естествознания, физики, химии и биологии, а также имел тесную связь с философией позитивизма.
В своем развитии ассоцианистическая психология прошла три этапа.
Первый этап — начало XIX в. — характеризуется как этап расцвета ассоцианизма, когда были созданы классические теории и разработаны основные положения этой концепции. Главными представителями данного периода являются Т. Браун и Дж. Ст. Милль.
Второй этап, относящийся к середине XIX в., стал переломным для ассоцианистической психологии, так как в этот период наблюдается пересмотр основных взглядов классического ассоцианизма на предмет и методы исследования, что способствовало началу его кризиса. Указанные тенденции отчетливо проявились в теории Дж. Ст. Милля, а впоследствии, у А. Бена.
На третьем этапе, относящемся к концу XIX в., наблюдается кризис классического ассоцианизма, обусловленный произошедшими на предыдущем этапе изменениями во взглядах, а также в область психологического исследования вводится метод эксперимента. Представителями этого периода считаются Г. Эббин-гауз, Т. Циген, а также Г. Э. Спенсер, являющийся одним из идеологов философии позитивизма и создавший теорию эволюционного ассоцианизма.
Величайшая заслуга ассоцианистов — введение в область психологического знания и дальнейшее развитие и закрепление таких важных понятий и идей, как опытное, прижизненное формирование содержаний сознания, что стимулировало развитие педагогики и формирование многих законов обучения и развития, понятия и теории ассоциации, которые также оказали существенное влияние на изучение законов приобретения знаний
и научения. Ассоцианисты «узаконили» новые методы исследования в психологии — самонаблюдение и эксперимент — как единственно верные. Эти методы в соединении с концепцией ассоциации нашли свое прикладное значение в качестве (ассоциативного эксперимента) и в клинической психологии, медицине, психиатрии, в частности в исследованиях 3. Фрейда, К. Г. Юнга и других психиатров. В исследованиях — исследования психологических феноменов.
Однако есть и некоторые недостатки и заблуждения этой концепции, ее однобокость по некоторым вопросам. Например, признание только опытных, прижизненно сформированных феноменов и содержаний сознания, выведение их из чувств и ощущений, отрицание врожденных особенностей человека как имеющих достаточное влияние на его развитие, описательность самой концепции, т. е. отсутствие средств для объяснения процессов и явлений душевной жизни, отказ от изучения мышления, способностей, особенностей поведения личности без привязывания их к феномену ассоциации или области чувств и ощущений.
В целом ассоцианизм оказал серьезное влияние на психологию XX столетия: многие идеи ассоцианистов Локка, Беркли, Гартли, Юма, их последователей Милля, Гербарта, Спенсера и других нашли свое отражение в современных концепциях, например в психоанализе, гештальтпсихологии, а потом и гешталытерапии, гуманистической психологии и теории потребностей А. Маслоу и др.
На развитие психологии?
Немецкий физиолог Эдуард Пфлюгер(1829—1910) проводил опыты на лягушке, не имеющей переднего мозга, целью которых было изучение причин и факторов, регулирующих поведение организма. Результаты опытов показали, что отсутствие как таковой нервно-мышечной связи между органом и мозгом не изменяет специфики поведения организма в пространстве, так как при помещении лягушки в воду она плыла, а на столе ползала. Это означало, что причиной приспособительных действий организма служит не сама по себе нервно-мышечная связь, а сенсорная функция, позволяющая различать условия и сигналы внешней среды и в соответствии с ними изменять поведение.
Опыты Э. Пфлюгера открывали особую причинность — психическую. Чувствование (то, что Э. Пфлюгер называл «сенсорной функцией») — это, считал он, не физиологическая, а психологическая сущность; «сенсорная функция» заключается в различении условий, в которых находится организм, и в регуляции в соответствии с ними ответных действий. В различении того, что происходит во внешней среде, и реагировании на происходящее в ней и состоит фундаментальное предназначение психики, ее главный жизненный смысл. Опыты исследователя подрывали принятое мнение о том, что психика и сознание — одно и то же, и доказывали, что наряду с сознанием имеется огромная область неосознаваемой психики (бессознательного), которая не сводится ни к нервной системе, ни к системе сознания.
Каковы естественно-научные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки?
В качестве естественно-научных предпосылок, обусловивших is середине XIX в. становление психологии как самостоятельной пауки, можно выделить следующие направления и особенности развития науки в тот период.
1. Постепенное отделение психологии от философииявилось од
ной из важных предпосылок ее становления как самостоятельной
науки. Это объясняется тем, что для психологии назрела необхо
димость разделения предметов и методов, в частности ориентация
на эмпирические способы познания, тогда как философия, будучи
больше теоретической наукой, нежели практической, не могла
дать психологии необходимые инструменты.
2. Внедрение в психологию новых методов исследования.Исхо
дя из исторической необходимости обрести свой, отличный от
философского метод познания, в середине XIX в. в психологию
вводится заимствованный из естествознания метод эксперимен
та, а также математические методы подсчетов результатов опы
тов. Именно благодаря эксперименту и математике психология
получила возможность по-новому взглянуть на уже известные,
но только с теоретической точки зрения, явления и феномены,
осмыслить и изменить их общепринятое понимание.
3. Активное развитие физиологии в начале XIX столетия.
Вэтот период развитие психологических знаний стимулирова
лось открытиями не в области механики, что было свойственно
веку Просвещения, а в области физиологии, которая, обладая
конкретным предметом исследования — человеческим телом —
и изучая строение его органов, ставила психические функции че
ловека в зависимость от особенностей его анатомии.
4. Активное опытное изучение организма человекав русле естест
вознания, в частности физиологии, стимулирующее огромное
количество открытий, по-новому объясняющих причины и ме-;:
ханизмы его функционирования. Более того, благодаря опытно-J
му изучению механизмов работы человеческого тела физиология;
сумела объяснить казавшиеся фантастическими в эпоху Просве
щения идеи, которые объясняли причины человеческого поведе
ния не как следствия влияния и особой организации души, явля
ющейся некоей бестелесной и божественной субстанцией, но
целиком и полностью зависящие от особенностей анатомии
и физиологии человека. Методологическое значение произве
денных в этот период открытий заключается в том, что не на
уровне теоретических изысканий, а непосредственно в опыте
была доказана зависимость некоторых аспектов поведения чело-
векаот физиологических, т. е. материальных, факторов работы
организма. Более того, первые в этой области эмпирические от
крытия дали повод к более глубокому изучению строения голов
ного мозга человека. К тому же в русле самого естествознания
были накоплены некоторые сугубо психологические факты, от
крытия, теории. Приведем примеры таких открытий.
• В XIX в. врачам и натуралистам: чеху И. Прахазке, французу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу — удалось опытным nyrei
через обнаружение различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг, доказать и объяснить суть рефлекторной схемы, открытой Рене Декартом.
• В другом исследовании изучались механизмы влияния
стимулов внешней среды на органы чувств. Результатом этого
открытия явилось утверждение о том, что независимо от качеств
и силы воздействующих на нервы стимулов эффект (но его сущ
ность, а не сила) будет одинаковым, например любое раздраже
ние зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек
света. Более того, такая зависимость между объективными физи
ческими стимулами и производимыми ими психическими эф
фектами была математически исчисляема.
• На основе этого исследования был сформулирован закон
«специфической энергии органов чувств», который определял
энергию, известную в физике как основополагающую в форми
ровании нервной ткани.
• Австрийский анатом Ф. Галь, изучавший зависимость ощу
щений от нервного субстрата, опроверг принятое положение
о локализации мышления в мозговых желудочках. Он утверждал,
что извилины коры больших полушарий головного мозга явля
ются местом локализации психической энергии и ума.
5. Возникновение эволюционного подходак пониманию природы человека, в частности теория эволюционного развития Ч. Дарвина и эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера. Именно влияние внешней среды и естественного отбора на развитие у вида необходимых для выживания функций обусловили изменение взглядов на понимание психики человека и вытекающие отсюда задачи психологии.
Такое положение дел в науке не могло не сказаться и на основополагающих для психологии взглядах и идеях, в частности на принятом представлении о душе как субстанции, управляющей телом или, по крайней мере, имеющей некую нетленную сущность. Открытия физиологии ставили душу, психику в зависимость от тела, и это полностью переворачивало представления
0 человеке, господствующие до указанного периода. Названные
1 гредпосылки сыграли решающую роль в превращении психоло
гии в самостоятельную экспериментальную науку.
Глава 7
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
OR
дачи соответствует его состоянию в реальных условиях трудового процесса, т. е. насколько проводимый эксперимент отражает картину реальности;
3) в ходе анализа полученных на основе лабораторного эксперимента данных выявлялась непригодность старых традиционных схем анализа и требовалось создание адекватных новых методик.,
Так происходит постепенный переход от прежней устаревшей системы научного воззрения на понимание сознания как предмета психологии к новой, еще не до конца сформированной, но уже активно заявляющей о себе. Начинают формироваться предпосылки «открытого» кризиса, в который психология вступила в 20—ЗО-е гг. прошлого, XX столетия.
Как проходило оформление возрастной психологии в самостоятельную науку? Какие цели и задачи стояли перед ней на начальном этапе ее развития?
Возрастная психология на протяжении многих веков не существовала как самостоятельная наука, более того, изучение психического развития ребенка и создание концепций воспитания осуществлялось в русле философии (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк, А. Бэн и др.) и естествознания, изучавшего ребенка с точки зрения физиологии, биологии и медицины (работы Ч. Дарвина), а также в этнографических исследованиях детства и языка (И. Тен). Такая картина просуществовала вплоть до конца XIX в., когда постепенно стали намечаться предпосылки для формирования возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки, важнейшими из которых были:
1) разработка идей развития в биологии, в частности в эволю
ционной теории Чарльза Дарвина;
2) активное развитие самой психологии как самостоятельной
науки, в частности развитие экспериментальной, дифферен
циальной психологии, и проводимые в то время лабораторные
эксперименты В. Вундта, исследования памяти Г. Эббингауза,
изучение индивидуальных различий Ф. Гальтона;
3) появление в русле экспериментальной психологии объек
тивно научных методов исследования — эксперимента как соб
ственно психологического, а не психофизиологического метода,
использование математических методов для проверки и анализа
полученных результатов, что впоследствии привело к разработке
различных тестов для измерения способностей и высших психо
логических функций как взрослых, так и детей;
4) обусловленный требованиями времени и ходом развития об
щества переход психологии от теоретической науки к практике
и практическому применению накопленных знаний, в частности
применение этих знаний в области педагогики и обучения, т. е.
возникновение тесной связи между психологией и педагогикой. Таким образом, возрастная психология как самостоятельная '
наука появилась на стыке двух других наук — психологии и пе- ] дагогики. Целью детской психологии становится разработка объективных общих рекомендаций относительно разработки приемов и методов обучения на каждом из возрастов. В соответствии с этой целью перед детской психологией встала задача исследования общих для всех детей механизмов и этапов психического развития.
Основателем детской психологии принято считать В. Прейе-ра, английского эмбриолога и психолога, так как именно он поставил задачу целостного исследования проблемы детского развития и систематического наблюдения за этим. Его книга «Душа ребенка» (1882), основанная на эволюционном подходе, являет собой первый систематический труд в области возрастной психологии, так как содержит полное описание стадий и этапов развития ребенка от рождения до 3 лет, а также в ней исследуются причины индивидуальных различий детей, главной из которых является биологическая наследственность.
Задачей Прейера было не только описание стадий и психических закономерностей развития, но и разработка методик изучения ребенка на протяжении всего его детства. Для этого им был разработан метод дневникового наблюдения за развитием ребенка, т. е. в возрастной психологии происходит формирование собственного метода исследования, наряду с которым позднее начинают использоваться экспериментальные и математические методы. Именно эти общепсихологические методы и дали в дальнейшем возможность сформировать методические основания психологического исследования детей, в частности использование тестов и естественного и формирующего экспериментов, что подняло возрастную психологию на более высокий научно-исследовательский уровень.
Как возникла педология и каковы ее основные положения относительно психического развития ребенка ?
С именем Стенли Холла (1844—1924) связано возникновение такой отрасли возрастной психологии, как педология, — Холл явился ее основателем. Также Ст. Холл, будучи учеником В. Вунд-та, повлиял на возникновение и развитие в США экспериментальной психологии, организовав исследовательскую лаборато-
рию по изучению психики ребенка, а также издавая психологический журнал, посвященный проблемам детской психологии.
В своих исследованиях Холл вывел следующие законы и идеи, ставшие центральными в его науке педологии.
1. Ребенок в своем психическом развитии проходит все ста
дии филогенетического развития психики человека.
2. Последовательность прохождения и содержание этих ста
дий имеют генетическую природу, и поэтому общие для всего че
ловеческого вида в целом. Это утверждение легло в основу со
зданной Холлом теории рекапитуляции.
3. Создание на основе теории рекапитуляции периодизации
психического развития ребенка, где ведущим критерием изучения
на каждом этапе является способ добывания ребенком пищи, при
этом каждая стадия развития имеет соответствующий онтогенезу,
т. е. общему развитию человека, способ добывания пищи.
4. Обучение должно проходить в точном соответствии с каж
дым возрастным этапом, не забегая вперед, но и не отставая, так
как организм самостоятельно подготавливает необходимую ос
нову для успешного психического развития ребенка.
5. Прохождение каждой из этих стадий обязательно в строго
отведенное для нее природой время, и застревание на какой-
либо стадии ведет к различным отклонениям от нормального
развития и может плохо повлиять на общее психическое и ум
ственное состояние ребенка.
6. Механизмом успешного перехода от одной стадии развития
к другой является игра, в которой и происходит освобождение ре
бенка от инстинктов, мешающих его успешному развитию.
Стенли Холл был одним из пионеров детской психологии. Созданная им наука педология имела широкий резонанс в научных кругах и пользовалась большой популярностью. Несмотря на ее педоцентризм и пересмотр в дальнейшем некоторых положений, она все же сыграла важную роль в развитии психологии вообще и детской психологии в частности. Ориентированность педологии главным образом на практику, а не на теорию, ее акцент на решение практических задач психологии и педагогики позволили просуществовать этой науке до середины XX в., завоевав популярность не только в Америке, но и в Европе и России, а позже и в СССР. (о развитии и судьбе педологии в России и СССР см. гл. 9).
Стенли Холл в созданной им науке педологии свел воедино требования педагогики к ее практическому применению и достижения того времени в биологии и психологии, что обусловило появление первой экспериментальной детской психологии, необходимость которой осознавалась многими учеными и психологами того времени.
Каковы представления о психике в первобытном
Сознании?
Первые представления о душе и природе человека зародились уже в первобытном обществе. Они возникали в первобытных религиях и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве — поэзии, сказках. Эти донаучные и вненаучные представления предшествовали первым научным взглядам на природу и поэтому очень своеобразны. Они отличались от научных представлений о душе тем, что имели иное назначение, способ получения, а также форму воплощения в жизни. Душа рассматривалась здесь как что-то неземное, таинственное и непознанное, сверхъестественное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, в то время как смерть или сон объясняются сответственно ее постоянным или временным отсутствием. Иными словами, человек жив и активен, только если в его теле есть душа, в то время как смерть является отсутствием души. Древние верили, что предохраниться от смерти, т. е. обрести вечную к личную жизнь, можно двумя способами: либо закрыв душе выход и i тела, либо, если она его покинула, добиться ее возвращения. Древние верили, что для осуществления одного из этих способов необходимо соблюдение различных запретов и табу.
В общественном сознании веками царило мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги. При этом боги наделялись определенными стилями поведения, такими как коварство и мудрость, мстительность и зависть, и иными качествами, познанными первобытным человеком-язычником в земной практике своего общения с ближними. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя как части окружающего мира — части мира, созданного богами.