Каковы представления о психике в первобытном

Каковы представления о психике в первобытном

Сознании?

Первые представления о душе и природе человека зародились уже в первобытном обществе. Они возникали в первобытных религиях и верованиях людей, в мифологии, в художественном на­родном творчестве — поэзии, сказках. Эти донаучные и вненаучные представления предшествовали первым научным взглядам на природу и поэтому очень своеобразны. Они отличались от науч­ных представлений о душе тем, что имели иное назначение, способ получения, а также форму воплощения в жизни. Душа рас­сматривалась здесь как что-то неземное, таинственное и непознанное, сверхъестественное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, в то время как смерть или сон объясняются сответственно ее постоянным или временным отсутствием. Иными словами, человек жив и активен, только если в его теле есть душа, в то время как смерть является отсутствием души. Древ­ние верили, что предохраниться от смерти, т. е. обрести вечную к личную жизнь, можно двумя способами: либо закрыв душе выход и i тела, либо, если она его покинула, добиться ее возвращения. Древние верили, что для осуществления одного из этих способов необходимо соблюдение различных запретов и табу.

В общественном сознании веками царило мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги. При этом боги наделялись определенными стилями поведения, такими как коварство и мудрость, мститель­ность и зависть, и иными качествами, познанными первобыт­ным человеком-язычником в земной практике своего общения с ближними. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя как части окружаю­щего мира — части мира, созданного богами.

Каковы основные представления о психическом

В античности?

Античность ознаменовала собой новый этап в истории чело­вечества, культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять и описать психику человека. Таким образом, мы можем считать, что начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли та­кие великие древнегреческие мыслители и философы, как Пла­тон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.

Одним из первых мифологических учений о душе в античной философии был анимизм (от лат. anima — душа). Это направле­ние рассматривало психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно, мифология в пе­риод античности была особенно развита). Анимизм рассматри­вал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь. Ани­мизм представлял душу как особый признак, который не виден за конкретными повседневными вещами и который покидает че­ловеческое тело с его последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрыва­ются под «Я» (или «сознание», или «душа»), которое восприни­мает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.

В некоторых других учениях того времени (например, знаме­нитого математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора) души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.

Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от ани­мизма к гилозоизму (от греч. слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считались изначально живыми; границы между живым, неживым и психическим не проводилось — все они рассматривались как порождения единой живой материи. Тем не менее это философское учение стало ве­ликим шагом на пути познания природы психического. Гилозо­изм покончил с анимизмом (хотя последний и продолжал на протяжении столетий, вплоть до наших дней, находить мно­жество приверженцев, считавших душу внешней по отношению к телу сущностью) и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы, естества, утвердив непреложный и для совре­менной науки постулат об изначальной вовлеченности психи­ческих явлений в круговорот природы.

Глава 3

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Его понимание души?

Эмпирической психологии?

В теории основоположника немецкой эмпирической психо­логии, немецкого психолога и педагога И. Ф. Гербарта (1776—1841), мы находим соединение основных принципов английского ассо-цианизма с традиционными подходами немецкой психологии — активности души и роли бессознательного. Необходимо отметить следующие положения концепции Гербарта о природе человека.

5. Представление душевной жизни человека как единой це­
лостной структуры, не допускающей разделения на отдельные
самостоятельные функции.

6. Изучение явлений и фактов сознания должно проходить ис­
ключительно опытным путем и на результатах опыта, а на теорети­
зировании должны строиться все концепциц о природе человека.

7. Предметом любого психологического исследования явля­
ются факты сознания, а методами их изучения — наблюдение за
другими, самонаблюдение, анализ продуктов деятельности, но
ни в коем случае не эксперимент. При этом для получения досто­
верных, а не приблизительных фактов необходимо использова­
ние ресурсов и методов математики, которая дает возможность
проверить полученные в ходе наблюдений результаты.

8. Простейшими элементами психики являются представле­
ния, определяемые как возникающие под влиянием внешних
объектов образы восприятий. При этом наряду с качественными
характеристиками представления имеют и количественные,
а именно: силу, критерием которой является уровень ясности
представления в сознании человека, а также их способность взаи­
модействовать друг с другом, изменяя общую картину представ­
лений в сознании.

Отдельного внимания заслуживает теория сознания Гербар­та, отразившая в себе идеи Лейбница и давшая начало исследо­ваниям феноменов сознания во второй половине XIX в., а так­же в XX в. и во многом повлиявшая на становление глубинной психологии 3. Фрейда:

1) выделяется три уровня сознания, каждый из которых вмеща­ет в себя соответствующие ему по степени ясности представления:



а) ясное сознание (апперцепция),содержанием которого явля­
ются представления с максимальной степенью ясности;

б) сознание (перцепция),вмещающее в себя менее ясные пред­
ставления и образы;

в) бессознательное,т. е. область сознания, имеющая в свое]
составе представления, подавленные содержаниями двух дру­
гих уровней;

2) каждое, находящееся на определенном уровне сознания пред­
ставление обладает способностью к движению, т. е. может переме­
щаться с одного уровня на другой в разные моменты времени;

3) все три области сознания отделены друг от друга границами
порогами. Граница между ясным сознанием и сознанием назы­
вается порогом ясного сознания. Порогом сознания называется
граница между неясным сознанием и бессознательным;

4) таким образом, душевная жизнь, т. е. сознание человека,
находится в постоянной динамике, оно не пассивно, и внутри
его всегда есть более или менее осознаваемые представления,
одни из которых находятся в зоне полного или частичного осоз-
навания, а другие — за порогом осознавания;

5) выделяются следующие причины, обусловливающие сте­
пень интенсивности, ясности представления и, как следствие,
нахождение его на одном из трех уровней сознания:

• сила впечатления, обусловленная уровнем его значимости
для субъекта;

• отсутствие препятствий (например, более сильных впе­
чатлений);

• прошлый опыт субъекта, его прошлые впечатления, слия­
ние которых с новым поступившим в сознание впечатлением на­
зывалось «апперцепцией»;

6) чувства и воля как отдельные феномены в сознании не при­
сутствуют, а являются результатом взаимодействия представле­
ний между собой. Например, стеснение в сознании одного или
нескольких представлений вызывает у субъекта чувство неудо­
вольствия, которое сменяется противоположным чувством удо­
вольствия благодаря устранению этого стеснения. Воля опреде­
ляется как результат некоего стесненного представления, про­
бившегося в сознание сквозь подавление других представлений
и теперь определяющего некоторые из них.

Концепция Гербарта — «Теория статики и динамики пред­ставлений» — оказала сильное влияние на развитие теории обу­чения и на ее практическое применение. С его точки зрения главной задачей любой методики обучения является обеспече­ние максимально сильной концентрации внимания и осознан­ности, без которых невозможно усвоение любого нового знания.

Необходимый уровень внимания может быть достигнут либо за счет привлекательности самого нового знания, либо за счет его соединения со старым, уже усвоенным представлением посред­ством классических законов ассоциаций.

И. Ф. Гербарт ввел в психологическую науку традицию исполь­зования математических методов исследования, в будущем полу­чивших широкое распространение, создал свою научную школу и заложил основы немецкой эмпирической психологии, а идеи Гербарта активно развивались его последователями и учениками.

Какие основные периоды в своем развитии прошла английская ассоцианистическая психология в XIX в. ?

Ассоцианизм в XIX в. развивался под сильным влиянием ес­тествознания, физики, химии и биологии, а также имел тесную связь с философией позитивизма.

В своем развитии ассоцианистическая психология прошла три этапа.

Первый этап — начало XIX в. — характеризуется как этап расцвета ассоцианизма, когда были созданы классические тео­рии и разработаны основные положения этой концепции. Глав­ными представителями данного периода являются Т. Браун и Дж. Ст. Милль.

Второй этап, относящийся к середине XIX в., стал перелом­ным для ассоцианистической психологии, так как в этот период наблюдается пересмотр основных взглядов классического ассо­цианизма на предмет и методы исследования, что способствова­ло началу его кризиса. Указанные тенденции отчетливо прояви­лись в теории Дж. Ст. Милля, а впоследствии, у А. Бена.

На третьем этапе, относящемся к концу XIX в., наблюдается кризис классического ассоцианизма, обусловленный произо­шедшими на предыдущем этапе изменениями во взглядах, а так­же в область психологического исследования вводится метод экс­перимента. Представителями этого периода считаются Г. Эббин-гауз, Т. Циген, а также Г. Э. Спенсер, являющийся одним из идеологов философии позитивизма и создавший теорию эво­люционного ассоцианизма.

Величайшая заслуга ассоцианистов — введение в область пси­хологического знания и дальнейшее развитие и закрепление та­ких важных понятий и идей, как опытное, прижизненное фор­мирование содержаний сознания, что стимулировало развитие педагогики и формирование многих законов обучения и разви­тия, понятия и теории ассоциации, которые также оказали сущест­венное влияние на изучение законов приобретения знаний

и научения. Ассоцианисты «узаконили» новые методы исследова­ния в психологии — самонаблюдение и эксперимент — как един­ственно верные. Эти методы в соединении с концепцией ассоци­ации нашли свое прикладное значение в качестве (ассоциативно­го эксперимента) и в клинической психологии, медицине, психиатрии, в частности в исследованиях 3. Фрейда, К. Г. Юнга и других психиатров. В исследованиях — исследования психоло­гических феноменов.

Однако есть и некоторые недостатки и заблуждения этой кон­цепции, ее однобокость по некоторым вопросам. Например, при­знание только опытных, прижизненно сформированных феноме­нов и содержаний сознания, выведение их из чувств и ощущений, отрицание врожденных особенностей человека как имеющих дос­таточное влияние на его развитие, описательность самой концеп­ции, т. е. отсутствие средств для объяснения процессов и явлений душевной жизни, отказ от изучения мышления, способностей, особенностей поведения личности без привязывания их к фено­мену ассоциации или области чувств и ощущений.

В целом ассоцианизм оказал серьезное влияние на психологию XX столетия: многие идеи ассоцианистов Локка, Беркли, Гартли, Юма, их последователей Милля, Гербарта, Спенсера и других на­шли свое отражение в современных концепциях, например в пси­хоанализе, гештальтпсихологии, а потом и гешталытерапии, гума­нистической психологии и теории потребностей А. Маслоу и др.

На развитие психологии?

Немецкий физиолог Эдуард Пфлюгер(1829—1910) прово­дил опыты на лягушке, не имеющей переднего мозга, целью которых было изучение причин и факторов, регулирующих поведение организма. Результаты опытов показали, что отсут­ствие как таковой нервно-мышечной связи между органом и мозгом не изменяет специфики поведения организма в про­странстве, так как при помещении лягушки в воду она плыла, а на столе ползала. Это означало, что причиной приспособи­тельных действий организма служит не сама по себе нервно-мышечная связь, а сенсорная функция, позволяющая разли­чать условия и сигналы внешней среды и в соответствии с ними изменять поведение.

Опыты Э. Пфлюгера открывали особую причинность — пси­хическую. Чувствование (то, что Э. Пфлюгер называл «сенсор­ной функцией») — это, считал он, не физиологическая, а психо­логическая сущность; «сенсорная функция» заключается в раз­личении условий, в которых находится организм, и в регуляции в соответствии с ними ответных действий. В различении того, что происходит во внешней среде, и реагировании на происходя­щее в ней и состоит фундаментальное предназначение психики, ее главный жизненный смысл. Опыты исследователя подрывали принятое мнение о том, что психика и сознание — одно и то же, и доказывали, что наряду с сознанием имеется огромная область неосознаваемой психики (бессознательного), которая не сводит­ся ни к нервной системе, ни к системе сознания.

Каковы естественно-научные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки?

В качестве естественно-научных предпосылок, обусловивших is середине XIX в. становление психологии как самостоятельной пауки, можно выделить следующие направления и особенности развития науки в тот период.

1. Постепенное отделение психологии от философииявилось од­
ной из важных предпосылок ее становления как самостоятельной
науки. Это объясняется тем, что для психологии назрела необхо­
димость разделения предметов и методов, в частности ориентация
на эмпирические способы познания, тогда как философия, будучи
больше теоретической наукой, нежели практической, не могла
дать психологии необходимые инструменты.

2. Внедрение в психологию новых методов исследования.Исхо­
дя из исторической необходимости обрести свой, отличный от
философского метод познания, в середине XIX в. в психологию
вводится заимствованный из естествознания метод эксперимен­
та, а также математические методы подсчетов результатов опы­
тов. Именно благодаря эксперименту и математике психология
получила возможность по-новому взглянуть на уже известные,
но только с теоретической точки зрения, явления и феномены,
осмыслить и изменить их общепринятое понимание.

3. Активное развитие физиологии в начале XIX столетия.
Вэтот период развитие психологических знаний стимулирова­
лось открытиями не в области механики, что было свойственно
веку Просвещения, а в области физиологии, которая, обладая
конкретным предметом исследования — человеческим телом —
и изучая строение его органов, ставила психические функции че­
ловека в зависимость от особенностей его анатомии.

4. Активное опытное изучение организма человекав русле естест­
вознания, в частности физиологии, стимулирующее огромное
количество открытий, по-новому объясняющих причины и ме-;:
ханизмы его функционирования. Более того, благодаря опытно-J
му изучению механизмов работы человеческого тела физиология;
сумела объяснить казавшиеся фантастическими в эпоху Просве­
щения идеи, которые объясняли причины человеческого поведе­
ния не как следствия влияния и особой организации души, явля­
ющейся некоей бестелесной и божественной субстанцией, но
целиком и полностью зависящие от особенностей анатомии
и физиологии человека. Методологическое значение произве­
денных в этот период открытий заключается в том, что не на
уровне теоретических изысканий, а непосредственно в опыте
была доказана зависимость некоторых аспектов поведения чело-
векаот физиологических, т. е. материальных, факторов работы
организма. Более того, первые в этой области эмпирические от­
крытия дали повод к более глубокому изучению строения голов­
ного мозга человека. К тому же в русле самого естествознания
были накоплены некоторые сугубо психологические факты, от­
крытия, теории. Приведем примеры таких открытий.

• В XIX в. врачам и натуралистам: чеху И. Прахазке, францу­зу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу — удалось опытным nyrei

через обнаружение различий между чувствительными (сенсор­ными) и двигательными (моторными) нервными путями, веду­щими в спинной мозг, доказать и объяснить суть рефлекторной схемы, открытой Рене Декартом.

• В другом исследовании изучались механизмы влияния
стимулов внешней среды на органы чувств. Результатом этого
открытия явилось утверждение о том, что независимо от качеств
и силы воздействующих на нервы стимулов эффект (но его сущ­
ность, а не сила) будет одинаковым, например любое раздраже­
ние зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек
света. Более того, такая зависимость между объективными физи­
ческими стимулами и производимыми ими психическими эф­
фектами была математически исчисляема.

• На основе этого исследования был сформулирован закон
«специфической энергии органов чувств», который определял
энергию, известную в физике как основополагающую в форми­
ровании нервной ткани.

• Австрийский анатом Ф. Галь, изучавший зависимость ощу­
щений от нервного субстрата, опроверг принятое положение
о локализации мышления в мозговых желудочках. Он утверждал,
что извилины коры больших полушарий головного мозга явля­
ются местом локализации психической энергии и ума.

5. Возникновение эволюционного подходак пониманию приро­ды человека, в частности теория эволюционного развития Ч. Дарвина и эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера. Именно влияние внешней среды и естественного отбора на развитие у вида необходимых для выживания функций обусловили изме­нение взглядов на понимание психики человека и вытекающие отсюда задачи психологии.

Такое положение дел в науке не могло не сказаться и на осно­вополагающих для психологии взглядах и идеях, в частности на принятом представлении о душе как субстанции, управляющей телом или, по крайней мере, имеющей некую нетленную сущ­ность. Открытия физиологии ставили душу, психику в зависи­мость от тела, и это полностью переворачивало представления

0 человеке, господствующие до указанного периода. Названные

1 гредпосылки сыграли решающую роль в превращении психоло­
гии в самостоятельную экспериментальную науку.

Глава 7

Каковы представления о психике в первобытном - student2.ru РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

OR

дачи соответствует его состоянию в реальных условиях трудового процесса, т. е. насколько проводимый эксперимент отражает картину реальности;

3) в ходе анализа полученных на основе лабораторного экспе­римента данных выявлялась непригодность старых традиционных схем анализа и требовалось создание адекватных новых методик.,

Так происходит постепенный переход от прежней устаревшей системы научного воззрения на понимание сознания как пред­мета психологии к новой, еще не до конца сформированной, но уже активно заявляющей о себе. Начинают формироваться пред­посылки «открытого» кризиса, в который психология вступила в 20—ЗО-е гг. прошлого, XX столетия.

Как проходило оформление возрастной психологии в самостоятельную науку? Какие цели и задачи стояли перед ней на начальном этапе ее развития?

Возрастная психология на протяжении многих веков не сущест­вовала как самостоятельная наука, более того, изучение психичес­кого развития ребенка и создание концепций воспитания осуще­ствлялось в русле философии (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк, А. Бэн и др.) и естествознания, изучавшего ребенка с точки зрения физиологии, биологии и медицины (работы Ч. Дарвина), а также в этнографических исследованиях детства и языка (И. Тен). Такая картина просуществовала вплоть до конца XIX в., когда постепенно стали намечаться предпосылки для фор­мирования возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки, важнейшими из которых были:

1) разработка идей развития в биологии, в частности в эволю­
ционной теории Чарльза Дарвина;

2) активное развитие самой психологии как самостоятельной
науки, в частности развитие экспериментальной, дифферен­
циальной психологии, и проводимые в то время лабораторные
эксперименты В. Вундта, исследования памяти Г. Эббингауза,
изучение индивидуальных различий Ф. Гальтона;

3) появление в русле экспериментальной психологии объек­
тивно научных методов исследования — эксперимента как соб­
ственно психологического, а не психофизиологического метода,
использование математических методов для проверки и анализа
полученных результатов, что впоследствии привело к разработке
различных тестов для измерения способностей и высших психо­
логических функций как взрослых, так и детей;

4) обусловленный требованиями времени и ходом развития об­
щества переход психологии от теоретической науки к практике

и практическому применению накопленных знаний, в частности

применение этих знаний в области педагогики и обучения, т. е.

возникновение тесной связи между психологией и педагогикой. Таким образом, возрастная психология как самостоятельная '

наука появилась на стыке двух других наук — психологии и пе- ] дагогики. Целью детской психологии становится разработка объективных общих рекомендаций относительно разработки приемов и методов обучения на каждом из возрастов. В соот­ветствии с этой целью перед детской психологией встала задача исследования общих для всех детей механизмов и этапов пси­хического развития.

Основателем детской психологии принято считать В. Прейе-ра, английского эмбриолога и психолога, так как именно он по­ставил задачу целостного исследования проблемы детского раз­вития и систематического наблюдения за этим. Его книга «Душа ребенка» (1882), основанная на эволюционном подходе, являет собой первый систематический труд в области возрастной пси­хологии, так как содержит полное описание стадий и этапов раз­вития ребенка от рождения до 3 лет, а также в ней исследуются причины индивидуальных различий детей, главной из которых является биологическая наследственность.

Задачей Прейера было не только описание стадий и психиче­ских закономерностей развития, но и разработка методик изуче­ния ребенка на протяжении всего его детства. Для этого им был разработан метод дневникового наблюдения за развитием ребен­ка, т. е. в возрастной психологии происходит формирование соб­ственного метода исследования, наряду с которым позднее на­чинают использоваться экспериментальные и математические методы. Именно эти общепсихологические методы и дали в дальнейшем возможность сформировать методические основа­ния психологического исследования детей, в частности исполь­зование тестов и естественного и формирующего эксперимен­тов, что подняло возрастную психологию на более высокий на­учно-исследовательский уровень.

Как возникла педология и каковы ее основные положения относительно психического развития ребенка ?

С именем Стенли Холла (1844—1924) связано возникновение такой отрасли возрастной психологии, как педология, — Холл явился ее основателем. Также Ст. Холл, будучи учеником В. Вунд-та, повлиял на возникновение и развитие в США эксперимен­тальной психологии, организовав исследовательскую лаборато-

рию по изучению психики ребенка, а также издавая психологи­ческий журнал, посвященный проблемам детской психологии.

В своих исследованиях Холл вывел следующие законы и идеи, ставшие центральными в его науке педологии.

1. Ребенок в своем психическом развитии проходит все ста­
дии филогенетического развития психики человека.

2. Последовательность прохождения и содержание этих ста­
дий имеют генетическую природу, и поэтому общие для всего че­
ловеческого вида в целом. Это утверждение легло в основу со­
зданной Холлом теории рекапитуляции.

3. Создание на основе теории рекапитуляции периодизации
психического развития ребенка, где ведущим критерием изучения
на каждом этапе является способ добывания ребенком пищи, при
этом каждая стадия развития имеет соответствующий онтогенезу,
т. е. общему развитию человека, способ добывания пищи.

4. Обучение должно проходить в точном соответствии с каж­
дым возрастным этапом, не забегая вперед, но и не отставая, так
как организм самостоятельно подготавливает необходимую ос­
нову для успешного психического развития ребенка.

5. Прохождение каждой из этих стадий обязательно в строго
отведенное для нее природой время, и застревание на какой-
либо стадии ведет к различным отклонениям от нормального
развития и может плохо повлиять на общее психическое и ум­
ственное состояние ребенка.

6. Механизмом успешного перехода от одной стадии развития
к другой является игра, в которой и происходит освобождение ре­
бенка от инстинктов, мешающих его успешному развитию.

Стенли Холл был одним из пионеров детской психологии. Со­зданная им наука педология имела широкий резонанс в научных кругах и пользовалась большой популярностью. Несмотря на ее пе­доцентризм и пересмотр в дальнейшем некоторых положений, она все же сыграла важную роль в развитии психологии вообще и дет­ской психологии в частности. Ориентированность педологии глав­ным образом на практику, а не на теорию, ее акцент на решение практических задач психологии и педагогики позволили просущест­вовать этой науке до середины XX в., завоевав популярность не только в Америке, но и в Европе и России, а позже и в СССР. (о развитии и судьбе педологии в России и СССР см. гл. 9).

Стенли Холл в созданной им науке педологии свел воедино требования педагогики к ее практическому применению и до­стижения того времени в биологии и психологии, что обусло­вило появление первой экспериментальной детской психоло­гии, необходимость которой осознавалась многими учеными и психологами того времени.

Каковы представления о психике в первобытном

Сознании?

Первые представления о душе и природе человека зародились уже в первобытном обществе. Они возникали в первобытных религиях и верованиях людей, в мифологии, в художественном на­родном творчестве — поэзии, сказках. Эти донаучные и вненаучные представления предшествовали первым научным взглядам на природу и поэтому очень своеобразны. Они отличались от науч­ных представлений о душе тем, что имели иное назначение, способ получения, а также форму воплощения в жизни. Душа рас­сматривалась здесь как что-то неземное, таинственное и непознанное, сверхъестественное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, в то время как смерть или сон объясняются сответственно ее постоянным или временным отсутствием. Иными словами, человек жив и активен, только если в его теле есть душа, в то время как смерть является отсутствием души. Древ­ние верили, что предохраниться от смерти, т. е. обрести вечную к личную жизнь, можно двумя способами: либо закрыв душе выход и i тела, либо, если она его покинула, добиться ее возвращения. Древние верили, что для осуществления одного из этих способов необходимо соблюдение различных запретов и табу.

В общественном сознании веками царило мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги. При этом боги наделялись определенными стилями поведения, такими как коварство и мудрость, мститель­ность и зависть, и иными качествами, познанными первобыт­ным человеком-язычником в земной практике своего общения с ближними. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя как части окружаю­щего мира — части мира, созданного богами.

Наши рекомендации