Пенитенциарная психология и ее роль в

СОВРЕМЕННОЙ РЕФОРМЕ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Пенитенциарная психология – раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты эффективности различных видов наказания, психология осужденных и их общностей, а также обосновываются меры по ресоциализации и реабилитации лиц, отбывающих наказания.

Объектом пенитенциарной психологии являются люди, находящие­ся в условиях отбывания тех или иных видов наказания и психологи­ческий анализ эффективности применения к ним средств и методов исправительного и превентивного воздействия. В силу многоплано­вости и сложности проблем, решаемых исправительными учреждениями, предмет пенитенциарной психологии многократно расширялся за более чем столетний период ее развития. В настоящее время в него вклю­чают вопросы, которые связаны с изучением фактов, закономерностей и механизмов проявлений психики у конкретных типов осужденных и их общностей на различных этапах отбывания наказания, а также с разработкой научно обоснованных психологических рекомендаций по оптимальному использованию условий и средств в ресоциализации осужденных и в постпенитенциарной реабилитации лиц, отбывших на­казание.

Психологические аспекты проблемы наказания и

Исправления преступников

С позиций психологической науки рассмотрение феномена нака­зания в трехракурсном плане (покарание и исправление преступни­ков, профилактирование совершения новых преступлений) обосновыва­ется спецификой психологических закономерностей и механизмов не­обходимых при этом мер пенитенциарного воздействия. В психологи­ческом аспекте наказание как кара, базируясь на закономерностях отрицательного подкрепления, только тогда будет действенной, если суд с учетом субъективной стороны преступления и перспектив изме­нения личности осужденного изберет такую меру причинения физичес­ких и моральных страданий, которые бы не ожесточали его, а зас­тавляли испытывать угрызения совести и стремиться к позитивным самоизменениям. В этой связи выбор типа исправительного учрежде­ния с соответствующим режимом (общим, строгим, особым) позволяет действенно реализовать все его основные функции: карательную, воспитывающую и обеспечивающую. При этом карательная функция ре­жимасостоит в том, что осужденный изолируется от общества, нахо­дится под охраной и постоянным надзором, в условиях принудитель­ной регламентации его работы, учебы, общения и досуга, которые обеспечивают долговременное фрустрирование из-за лишения его оп­ределенных бытовых благ, ограничений в удовлетворении большинства базисных физиологических и социальных потребностей. Кара, заклю­ченная в режиме, психологически по-разному воспринимается и пере­живается различными осужденными. Субъективная сила, глубина и длительность переживаний кары зависят от пенитенциарно-криминаль­ного опыта осужденного, его пола, возраста, социального и семей­ного положения, отношения к приговору, времени нахождения в конк­ретном учреждении и т.д. Воспитывающая функция режимасостоит в том, что строгая организованность жизни и быта осужденных (нали­чие распорядка дня, регламентированных условий отбывания наказа­ния и пр.) со временем накладывает отпечаток на характер и в це­лом на поведение осужденного, приучая к дисциплинированности, ак­куратности, исполнительности и др. Обеспечивающая функция режимапроявляется в создании благоприятных условий для организации тру­да, обучения, воспитательной работы, исправительной деятельности персонала и самодеятельных организаций осужденных, а также путем подключения различных внешних общественных объединений к работе в колониях.

Исправление осужденных в условиях отбывания наказания осно­вывается на такой психологической закономерности человеческой психики, как способности ее претерпевать изменения под воздейс­твием специально организованной внешней среды. Если целенаправ­ленность последней эффективно задействует исправительный потенци­ал таких средств как творческий и производительный труд, разнооб­разные формы общего и профессионального обучения, многоплановые виды воспитательной работы и общественных воздействий, то можно вести речь не только о возможности юридического исправления осуж­денных, но и их перевоспитания.

Среди основных направлений ресоциализующей деятельности выс­тупают следующие:

психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление дефектов общей и правовой социализации личности, а также дефектов в психической регуляции и наличия пог­раничных нервно-психических расстройств;

разработка долгосрочных программ индивидуально-личностной и групповой психолого-педагогической коррекции осужденных и поэ­тапная их реализация;

осуществление в специально созданных центрах необходимых мер психотерапии для осужденных, имеющих невротизацию и психопатические проявления, неадекватные психологические защиты и лич­ностные акцентуации;

разработка и внедрение новых моделей и принципов исполнения и отбывания наказаний, базирующихся на психологически обосно­ванных критериях исправления и предоставляющих возможности для личностного роста;

всемерное восстановление нарушенных у осужденных лишением свободы социальных и других связей, мобилизация их психической активности на выработку социально положительных ценностных ориен­таций и норм поведения, психологической готовности к правопослуш­ному поведению после освобождения.

Антирецидивный эффект деятельности исправительных учреждений будет невысок не только из-за низкой действенности мер профилак­тической работы с осужденными в местах лишения свободы (обеспече­ние общей и специальной превенции преступлений, правовое воспита­ние осужденных и пр.), но и при отсутствии целенаправленной, в общегосударственнном масштабе системы постпенитенциарной реабили­тации лиц, возвращающихся из исправительных учреждений.

Меры специальной превенции, реализуемые в местах лишения свободы, базируются на создании в процессе исполнения наказаний таких условий и такого “ психологического климата”, которые долж­ны исключать или в значительной мере затруднять совершения осуж­денными новых преступлений. Это обеспечивается не только за счет мероприятий, которые проводятся сотрудниками службы безопасности и оперативно-режимной работы исправительных учреждений, но и путем целенаправленного управления как факторами, которые непос­редственно воздействуют на осужденных в процессе реализации (воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и орга­низация отношений с осужденными, режим и возможности прогрес­сивного отбывания наказания, труд и наличие в нем элементов твор­чества и социальной полезности, возможности системы общего и про­фессионального развития), так и факторами факультативного харак­тера ( поддержание тесной связи с семьей, увлечения самодеятель­ным творчеством и самообразованием для повышения культурного уровня, активное участие в мероприятиях общественных и религиоз­ных организаций и т.д.)

Постпенитенциарная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, базируется на комплексе мер: во - первых, по со­циальной реадаптации их к жизни в новых условиях на свободе, во-вторых, по социальному контролю и профилактике вероятности “ асо­циальных срывов”, в том числе и совершения повторных преступлений.

Социальная реадаптация освободившихся из мест лишения свобо­ды крайне нужна в связи с тем, что данные лица могут испытывать значительные психические перегрузки из-за нарушенности прежних социальных и семейных связей, настороженности знакомых и отвер­жения их сотрудниками кадровых служб предприятий и учреждений, отсутствия жилья и бытовой неустроенности. Поэтому при отсутствии мероприятий поддержки и конкретной социальной помощи могут не только подавляться установки на новый, правопослушный образ жиз­ни, но и возникать тягостные переживания своего одиночества и враждебности к окружающим людям, в целом к обществу и его конк­ретным социальным институтам. Как свидетельствуют результаты исс­ледований, наибольшая вероятность рецидивного срыва приходится на первый год после освобождения. Именно в данный период требуется как социальный контроль, так и меры социальной коррекции и соци­альной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

В зарубежных странах, активно внедряющих пенитенциарную “реабилитационную модель” (США, Канада, отчасти Англия и Германия) вся деятельность по социальной реабилитации освободившихся из мест лишения свободы координируется специальными центрами постпе­нитенциарной помощи. В их задачи входят вопросы по трудоустройс­тву, проведению профессиональных и психологических консультаций и др. К социально-реабилитационной работе с бывшими заключенными также широко подключаются общественные благотворительные органи­зации, добровольные помощники и семьи-поручители из местных общин.

Наши рекомендации