Состояние и перспективы развития
Превентивной психологии
Превентивная психология- это направление юридической психологии, которое изучает природу и механизмы отклоняющегося поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические факторы, обуславливающие социопатогенез, а также предлагает научно обоснованные рекомендации по психологическому обеспечению, предупреждению, диагностике и коррекции отклоняющегося поведения.
Объектом исследований отечественных превентивных психологов преимущественно являются социально-дезадаптивные дети и подростки (иначе “трудновоспитуемые”, “педагогогически запущенные”), чье отклоняющееся поведение на докриминальном уровне носит формы агрессивного, корыстного или социально-пассивного саморазрушающегося характера.
Зарубежными учеными девиантное поведение рассматривается в более широком (преимущественно социокультурном) контексте. При этом среди богатства теоретических подходов зарубежных ученых к феномену девиации следует условно выделить три ведущих направления:
1) в аспекте социализации;
2) с позиции социальных реакций;
3) в плане социального контроля.
В отечественных научных традициях отклоняющееся поведение обычно изучается через анализ системы поступков или отдельных социальных действий, которые противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К его основным видам относят как преступное (делинквентное), так и непротивоправное (уголовно не наказуемое) аморальное поведение (например, систематическое пьянство, стяжательство, сексуальные и другие формы асоциальной распущенности). Однако приведенное выделение видов девиантного поведения является достаточно условным, т.к. игнорирование морально-нравственных норм довольно часто перерастает в преступление или иное правонарушение.
Актуальность разработки нового, более многопланового (в том числе базирующегося на достижениях психологической науки ) подхода к проблеме профилактики и предупреждения отклоняющегося поведения, состоит в том, чтобы в постсоветской России при построении правового государства отказаться от ранее существовавшей “карательной профилактики”, основанной на императиве санкций, а также мерах жесткого социального и административного контроля. Новый подход должен быть как “охранно-защитная профилактика”, представлять собой комплекс мероприятий социальной, правовой, медицинской, педагогической и психологической помощи и поддержки конкретным категориям граждан и их общностям.
Среди первостепенных задач превентивной психологии рассматриваются следующие:
1) выявление закономерностей и механизмов отклоняющегося поведения, а также факторов, вызывающих социопатогенез, и разработка мер по их нейтрализации;
2) психологическое обеспечение социально-правовой и коррекционно-реабилитационной практики, осуществляемой учреждениями и специальными службами различных ведомств (народного образования, социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных органов и пр.).
Реализация первой из указанных задач требует проведения системного исследования генезиса отклоняющегося поведения, где возможно вскрытие сложной взаимосвязи биологических, социальных и культурных факторов, играющих различную роль на разных этапах развития индивида. Разноплановые негативные факторы, обуславливающие генезис асоциального поведения, можно классифицировать следующим образом:
1) индивидный фактор, действующий на уровне биопсихологических предпосылок асоциального поведения, которые моут затруднять социальную адаптацию индивида;
2) психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах семейного развития, школьного и других видов образования, в формализме воспитательных функций производственных коллективов и т.д.;
3) социально-психологический фактор, охватывающий неблагоприятные особенности взаимодействия человека со своим ближним окружением (в семье, на улице, в классе, на производстве и т.д.);
4) личностный фактор, раскрывающийся в активно-избирательном отношении человека к предпочитаемым видам деятельности и среде общения, а также к социальным нормам и ценностям, реализуемым конкретными государственными и общественными институтами;
5) социальный фактор, определяющийся политическими, социальными, правовыми, экономическими, культурными, этническими и другими условиями, которые имеют место в социуме.
Вышеуказанные факторы действуют не изолированно, а во взаимосвязи, в контексте жизненных ситуаций. При этом в различных возрастных периодах существует своя иерархия и проявляется в разной мере негативный вклад различных факторов в генезис отклоняющегося поведения.
Механизмы девиантного поведения различны на разных стадиях психосоциального развития человека и в контексте разноплановости действий в конкретных жизненных ситуациях тех или иных факторов. Так для “трудных подростков” харатерны:
гиперидентификация со своей спонтанной группой сверстников и нарушение межличностных отношений со взрослыми (родителями, учителями, и пр.);
подверженность эмоциональному заражению при демонстрации “иррационального протеста” как самоутверждения;
определенная жесткость, вызванная, с одной стороны, упрощенным пониманием мужественности (отождествление ее с грубостью), а с другой - анонимностью группового поведения (появление чувства безнаказанности).
В связи с тем, что поведение “трудного подростка” преимущественно ситуативно, а социальные нормы еще не стали действенным регулятором, то для него типичным является постоянное стремление выделиться и привлечь внимание (причем неважно чем: внешним видом, жаргоном, манерой поведения и пр.).
В отношении молодежи причины девиантного поведения часто объясняются реально имеющимся разрывом в их возможностях и степени удовлетворения ими тех или иных потребностей. При этом именно стремление к преодолению такого разрыва чаще всего и является тем внутренним мотивом, который побуждает молодых людей с недостаточно устойчивой социальной ориентацией к поступкам и действиям, противоречащим социально-этническим или правовым нормам.
В социально-психологическом плане в выборе механизмов девиантного поведения решающая роль принадлежит отношению самой личности к совершаемым ею нарушениям, реагированию на мнение окружающих, всего общества. Для большинства девиантов это отношение носит самооправдательный характер, в чем, в частности, и проявляются конкретные психологические механизмы защиты (проекция, вытеснение, отрицание, подавление и др.). Поэтому самооправдание своих асоциальных поступков и действий, какими бы тяжелыми и опасными они ни были, есть реальный психологический феномен, который может затруднить проведение с ними профилактической работы. Так, по данным криминологов, признание вины в совершенном преступлении встречается лишь у четверти убийц, воров, насильников и еще более редко у хулиганов. Среди алкоголиков каждый пятый лично мало озабочен тем, что о нем думают другие люди.
В отечественной превентивной психологии в настоящее время ведутся активные исследования по разработке типологий и психологических характеристик, прежде всего, детей и подростков с патогенной, психосоциальной и социальной дезадаптацией. Однако прогрессирующая тенденция роста различных проявлений девиантного поведения ставит вопрос об изучении факторов и механизмов не только по конкретным видам отклоняющегося поведения, типичным для определенных возрастных групп, а разработка более глубоких концепций - о сути и механизмах социальной девиации. Ведь девиантное поведение как сложное многоплановое социальное явление, во-первых, не может быть раскрыто лишь через определенные аспекты (личностные, социальные, культурные и др.), во-вторых, быть сведено лишь к отдельным видам проявлений (аморальный поступок, деликт, девиации и т.п.). Девиантное поведение– это специфический способ передачи, усвоения и закрепления проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий. Операционализм предложенного определения, на наш взгляд, позволяет четко увидеть актуальность именно междисциплинарного подхода к исследованию девиантного поведения. Ведь его могут провоцировать (стимулировать) нестабильные политические, социально-экономические условия, неразработанность законодательства и дефекты правовой системы, недостатки семейно-бытовых отношений, деформированные индивидуально-личностные потребности, социально-культурное окружение, межгрупповые отношения и межличностное взаимодействие людей друг с другом.
Для реализации второй узловой задачи превентивной психологии – психологического обеспечения социально-правовой и коррекционно-реабилитационной практики с девиантными людьми - актуальным является, прежде всего, разработка адекватных методических средств по диагностике и коррекции, причем в рамках профессиональной компетенции лиц, занимающихся профилактической деятельностью (психологи, социальные работники, учителя, воспитатели, сотрудники правоохранительных органов и др.).
Инструментарий превентивной диагностики должен быть составной частью так называемых диагностико-коррекционных комплексов. Они должны позволять, с одной стороны, выявлять вид дефекта психосоциального развития, а с другой - определять комплексную коррекционную программу его устранения.
В процессе превентивной психодиагностики и психокоррекции может быть реализован следующий процедурный алгоритм.
Диагностика должна начинаться с выявления наличия либо отсутствия психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, затруднивших социальную адаптацию ребенка (отставание или задержки в умственном развитии, наличие или отсутствие нервно-психических заболеваний и патологий неврозов, психопатий, психиатрических расстройств и т.п.). При обнаружении подобных предпосылок требуются специальные лечебно-воспитательные программы, в реализацию которых необходимо включать патопсихологов, дефектологов, врачей-психиаторов и других специалистов.
Далее важно выявлять возможные дефекты индивидуально-психологического плана, в том числе нарушений эмоционально-волевой и мотивационной сферы (повышенная тревожность, агрессивность, сниженные эмпатийные качества, акцентуации характера, неадекватная самооценка и т.д.). Для устранения данного типа дефектов требуется индивидуальный психолого-педагогический подход, а также некоторые дополнительные психокоррекционные программы.
При дальнейшей диагностике выясняется уровень социального развития человека, в том числе изучается включенность в различные сферы социализации (познание, общение, труд и др.), характер референтной ориентации на определенные группы и социальные слои, а также выявляется направленность личности (ценностно-смысловые предпочтения, социальные установки, ожидания и т.д.). Для последующего определения условий, обуславливающих социальную дезадаптацию, исследуется атмосфера семьи, характер межличностных отношений и социометрический статус человека в среде сверстников (коллег) и многое другое. Полученная в данном случае информация, возможно, потребует распространения коррекционно-профилактической деятельности и на ближайшую микросреду дезадаптанта.
Сегодня наиболее углубленное психологическое знание и наиболее полный диагностико-коррекционный инструментарий применяется психологами, работающими с детьми и семьями групп риска в системе учреждений образования и социальной защиты. Здесь психологи имеют надежные психодиагностические методики для выявления нарушений познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы характерологических и мотивационных особенностей детей и подростков. На основе результатов психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые психокоррекционные программы по устранению имеющихся дефектов. Одновременно широкое распространение получило психологическое консультирование родителей девиантных детей, их учителей и воспитателей с целью реализации индивидуального подхода к дезадаптированным детям и подросткам.