Состояние и перспективы развития

Превентивной психологии

Превентивная психология- это направление юридической психо­логии, которое изучает природу и механизмы отклоняющегося поведе­ния с позиции междисциплинарного системного подхода, включая лич­ностные, социальные, социально-психологические, психолого-педаго­гические факторы, обуславливающие социопатогенез, а также предла­гает научно обоснованные рекомендации по психологическому обеспе­чению, предупреждению, диагностике и коррекции отклоняющегося по­ведения.

Объектом исследований отечественных превентивных психологов преимущественно являются социально-дезадаптивные дети и подростки (иначе “трудновоспитуемые”, “педагогогически запущенные”), чье отклоняющееся поведение на докриминальном уровне носит формы аг­рессивного, корыстного или социально-пассивного саморазрушающегося характера.

Зарубежными учеными девиантное поведение рассматривается в более широком (преимущественно социокультурном) контексте. При этом среди богатства теоретических подходов зарубежных ученых к феномену девиации следует условно выделить три ведущих направле­ния:

1) в аспекте социализации;

2) с позиции социальных реакций;

3) в плане социального контроля.

В отечественных научных традициях отклоняющееся поведение обычно изучается через анализ системы поступков или отдельных со­циальных действий, которые противоречат принятым в обществе пра­вовым или нравственным нормам. К его основным видам относят как преступное (делинквентное), так и непротивоправное (уголовно не наказуемое) аморальное поведение (например, систематическое пьян­ство, стяжательство, сексуальные и другие формы асоциальной рас­пущенности). Однако приведенное выделение видов девиантного пове­дения является достаточно условным, т.к. игнорирование мораль­но-нравственных норм довольно часто перерастает в преступление или иное правонарушение.

Актуальность разработки нового, более многопланового (в том числе базирующегося на достижениях психологической науки ) подхо­да к проблеме профилактики и предупреждения отклоняющегося пове­дения, состоит в том, чтобы в постсоветской России при построении правового государства отказаться от ранее существовавшей “кара­тельной профилактики”, основанной на императиве санкций, а также мерах жесткого социального и административного контроля. Новый подход должен быть как “охранно-защитная профилактика”, представ­лять собой комплекс мероприятий социальной, правовой, медицинс­кой, педагогической и психологической помощи и поддержки конкрет­ным категориям граждан и их общностям.

Среди первостепенных задач превентивной психологии рассмат­риваются следующие:

1) выявление закономерностей и механизмов отклоняющегося по­ведения, а также факторов, вызывающих социопатогенез, и разработ­ка мер по их нейтрализации;

2) психологическое обеспечение социально-правовой и коррек­ционно-реабилитационной практики, осуществляемой учреждениями и специальными службами различных ведомств (народного образования, социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных органов и пр.).

Реализация первой из указанных задач требует проведения сис­темного исследования генезиса отклоняющегося поведения, где воз­можно вскрытие сложной взаимосвязи биологических, социальных и культурных факторов, играющих различную роль на разных этапах развития индивида. Разноплановые негативные факторы, обуславлива­ющие генезис асоциального поведения, можно классифицировать сле­дующим образом:

1) индивидный фактор, действующий на уровне биопсихологичес­ких предпосылок асоциального поведения, которые моут затруднять социальную адаптацию индивида;

2) психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах семейного развития, школьного и других видов образования, в фор­мализме воспитательных функций производственных коллективов и т.д.;

3) социально-психологический фактор, охватывающий неблагоп­риятные особенности взаимодействия человека со своим ближним ок­ружением (в семье, на улице, в классе, на производстве и т.д.);

4) личностный фактор, раскрывающийся в активно-избирательном отношении человека к предпочитаемым видам деятельности и среде общения, а также к социальным нормам и ценностям, реализуемым конкретными государственными и общественными институтами;

5) социальный фактор, определяющийся политическими, социаль­ными, правовыми, экономическими, культурными, этническими и дру­гими условиями, которые имеют место в социуме.

Вышеуказанные факторы действуют не изолированно, а во взаи­мосвязи, в контексте жизненных ситуаций. При этом в различных возрастных периодах существует своя иерархия и проявляется в раз­ной мере негативный вклад различных факторов в генезис отклоняю­щегося поведения.

Механизмы девиантного поведения различны на разных стадиях психосоциального развития человека и в контексте разноплановости действий в конкретных жизненных ситуациях тех или иных факторов. Так для “трудных подростков” харатерны:

гиперидентификация со своей спонтанной группой сверстников и нарушение межличностных отношений со взрослыми (родите­лями, учителями, и пр.);

подверженность эмоциональному заражению при демонстрации “иррационального протеста” как самоутверждения;

определенная жесткость, вызванная, с одной стороны, упро­щенным пониманием мужественности (отождествление ее с грубостью), а с другой - анонимностью группового поведения (появление чувства безнаказанности).

В связи с тем, что поведение “трудного подростка” преиму­щественно ситуативно, а социальные нормы еще не стали действенным регулятором, то для него типичным является постоянное стремление выделиться и привлечь внимание (причем неважно чем: внешним ви­дом, жаргоном, манерой поведения и пр.).

В отношении молодежи причины девиантного поведения часто объясняются реально имеющимся разрывом в их возможностях и степе­ни удовлетворения ими тех или иных потребностей. При этом именно стремление к преодолению такого разрыва чаще всего и является тем внутренним мотивом, который побуждает молодых людей с недостаточ­но устойчивой социальной ориентацией к поступкам и действиям, противоречащим социально-этническим или правовым нормам.

В социально-психологическом плане в выборе механизмов деви­антного поведения решающая роль принадлежит отношению самой лич­ности к совершаемым ею нарушениям, реагированию на мнение окружа­ющих, всего общества. Для большинства девиантов это отношение но­сит самооправдательный характер, в чем, в частности, и проявляют­ся конкретные психологические механизмы защиты (проекция, вытес­нение, отрицание, подавление и др.). Поэтому самооправдание своих асоциальных поступков и действий, какими бы тяжелыми и опасными они ни были, есть реальный психологический феномен, который может затруднить проведение с ними профилактической работы. Так, по данным криминологов, признание вины в совершенном преступлении встречается лишь у четверти убийц, воров, насильников и еще более редко у хулиганов. Среди алкоголиков каждый пятый лично мало оза­бочен тем, что о нем думают другие люди.

В отечественной превентивной психологии в настоящее время ведутся активные исследования по разработке типологий и психоло­гических характеристик, прежде всего, детей и подростков с пато­генной, психосоциальной и социальной дезадаптацией. Однако прог­рессирующая тенденция роста различных проявлений девиантного по­ведения ставит вопрос об изучении факторов и механизмов не только по конкретным видам отклоняющегося поведения, типичным для опре­деленных возрастных групп, а разработка более глубоких концепций - о сути и механизмах социальной девиации. Ведь девиантное поведе­ние как сложное многоплановое социальное явление, во-первых, не может быть раскрыто лишь через определенные аспекты (личностные, социальные, культурные и др.), во-вторых, быть сведено лишь к от­дельным видам проявлений (аморальный поступок, деликт, девиации и т.п.). Девиантное поведение– это специфический способ передачи, усвоения и закрепления проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий. Операционализм предложенного опреде­ления, на наш взгляд, позволяет четко увидеть актуальность именно междисциплинарного подхода к исследованию девиантного поведения. Ведь его могут провоцировать (стимулировать) нестабильные полити­ческие, социально-экономические условия, неразработанность законодательства и дефекты правовой системы, недостатки семейно-бы­товых отношений, деформированные индивидуально-личностные потреб­ности, социально-культурное окружение, межгрупповые отношения и межличностное взаимодействие людей друг с другом.

Для реализации второй узловой задачи превентивной психологии – психологического обеспечения социально-правовой и коррекцион­но-реабилитационной практики с девиантными людьми - актуальным является, прежде всего, разработка адекватных методических средств по диагностике и коррекции, причем в рамках профессио­нальной компетенции лиц, занимающихся профилактической деятель­ностью (психологи, социальные работники, учителя, воспитатели, сотрудники правоохранительных органов и др.).

Инструментарий превентивной диагностики должен быть состав­ной частью так называемых диагностико-коррекционных комплексов. Они должны позволять, с одной стороны, выявлять вид дефекта пси­хосоциального развития, а с другой - определять комплексную кор­рекционную программу его устранения.

В процессе превентивной психодиагностики и психокоррекции может быть реализован следующий процедурный алгоритм.

Диагностика должна начинаться с выявления наличия либо от­сутствия психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, затруднивших социальную адаптацию ребенка (отставание или задерж­ки в умственном развитии, наличие или отсутствие нервно-психичес­ких заболеваний и патологий неврозов, психопатий, психиатрических расстройств и т.п.). При обнаружении подобных предпосылок требу­ются специальные лечебно-воспитательные программы, в реализацию которых необходимо включать патопсихологов, дефектологов, вра­чей-психиаторов и других специалистов.

Далее важно выявлять возможные дефекты индивидуально-психо­логического плана, в том числе нарушений эмоционально-волевой и мотивационной сферы (повышенная тревожность, агрессивность, сни­женные эмпатийные качества, акцентуации характера, неадекватная самооценка и т.д.). Для устранения данного типа дефектов требует­ся индивидуальный психолого-педагогический подход, а также некото­рые дополнительные психокоррекционные программы.

При дальнейшей диагностике выясняется уровень социального развития человека, в том числе изучается включенность в различные сферы социализации (познание, общение, труд и др.), характер ре­ферентной ориентации на определенные группы и социальные слои, а также выявляется направленность личности (ценностно-смысловые предпочтения, социальные установки, ожидания и т.д.). Для после­дующего определения условий, обуславливающих социальную дезадап­тацию, исследуется атмосфера семьи, характер межличностных отноше­ний и социометрический статус человека в среде сверстников (кол­лег) и многое другое. Полученная в данном случае информация, воз­можно, потребует распространения коррекционно-профилактической деятельности и на ближайшую микросреду дезадаптанта.

Сегодня наиболее углубленное психологическое знание и наибо­лее полный диагностико-коррекционный инструментарий применяется психологами, работающими с детьми и семьями групп риска в системе учреждений образования и социальной защиты. Здесь психологи имеют надежные психодиагностические методики для выявления нарушений познавательных процессов, эмоционально-волевой и комму­никативной сферы характерологических и мотивационных особенностей детей и подростков. На основе результатов психодиагностики разра­батываются индивидуальные и групповые психокоррекционные програм­мы по устранению имеющихся дефектов. Одновременно широкое расп­ространение получило психологическое консультирование родителей девиантных детей, их учителей и воспитателей с целью реализации индивидуального подхода к дезадаптированным детям и подросткам.

Наши рекомендации