Актуальные проблемы правовой и
ПРЕВЕНТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Состояние и перспективы развития
Правовой психологии
Правовая психология– это раздел (подотрасль) юридической психологии, которая изучает психологические закономерности и механизмы реализации правопонимания и правотворчества, формирование индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правоисполнительного поведения.
Усвоение людьми законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, осознание своих прав и социально-приемлемых способов их реализации, а также понимание сложных правовых взаимоотношений между различными людьми, их группами и социальными институтами происходит в процессе правовой социализации. Он происходит при развитии человека в социуме, где создаются условия, чтобы, во-первых , дать индивиду представления о правовых ценностях, нормах, санкциях и ролевых предписаниях, а во-вторых, обеспечить их перевод во внутренний план и превратить в личное поведенческие регуляторы.
Первое знакомство с существующей в обществе правовой культурой осуществляется человеком еще в детстве: из сказок возникают первые юридические представления, из детских ролевых игр приобретаются понятия о функциях права и его представителях, из средств массовой информации, бесед со взрослыми и чтения книг возникают знания о правовых ценностях, стандартах нормативно - оценочного поведения. Возникшая в детстве индивидуальная правовая картина мира в последующем с возрастом значительно обогащается и уточняется, при усложнении форм деятельности (учеба, труд), расширением круга общения человека, реализации им попыток самоактуализации и самореализации.
Итогом правовой социализации личности является возникновение индивидуального правосознания- системы знаний, оценок и представлений о правопорядке данного общества, а также установок правоисполнительного поведения. Содержание правосознания конкретного человека (его правовая информированность, оценка правовой действительности, мотивация правомерного поведения) зависит от уровня личностно-гражданской зрелости. Последний определяется характером и объемом полученного правового опыта, т.е. зависит от степени освоения доминирующей правовой культуры общества и субкультур его конкретных социальных групп, в которые включен человек.
В развитой правовой культуре следует выделять три взаимосвязанных звена: 1) правовая осведомленность (компетентность); 2) позитивное психологическое отношение к праву, согласие с ним; 3) интерноризация права, т.е. включение в его систему собственных ценностных ориентаций, в потребностно-мотивационную подсистему личности, которая и выражается в правомерном поведении. Как происходит формирование и развитие у человека в онтогенезе правовой культуры рассмотрим более подробно.
При взрослении человека важнейшими агентами формирования правосознания (их порой еще криминологи называют институтами социализации) выступают семья, школа, референтные группы сверстников, трудовые коллективы, средства массовой информации. При этом основными механизмами формирования правосознания выступают: идентификация, внушение, заражение, подражание, убеждение.
Психологический механизм идентификации рассматривается как отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица.
Психологический механизм внушения представляет собой особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, но неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей.
Заражениеесть бессознательная (невольная) подверженность индивида определенным психологическим состояниям, при которых происходит некритическое принятие какой-либо информации и чувств.
Подражаниеявляется способом воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство личностных черт и поведенческих паттернов.
Убеждение– это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и в целом мировоззрения.
В процессе социализации освоение правовых ценностей и норм (или иначе, их интерноризация - перевод во внутрь) вначале преимущественно происходит на бессознательном уровне. Так, для детей наиболее значительными фигурами идентификации выступают их родители, а также учителя. Именно от них они узнают, как подобает себя вести в различных ситуациях, копируют с них модели социального поведения. При этом глубина усвоения ребенком образцов поведения, степень принятия им социальных ценностей и норм (в том числе правовых) во многом зависит от эмоционального отношения к конкретным лицам. При позитивном отношении к ним ребенком усваиваются не только внешние поведенческие проявления взрослых, но и ценностно-мировоззренческое отношение к правовой реальности. При негативном же отношении ребенка к родителям, и учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственных и правовых ценностей, носителями которых они являются. В последующем может происходить и полная переориентация на других людей, с иной, часто противоположной системой ценностей, т.е. иного восприятия добра, зла, справедливости, вины и других основных нравственных и правовых императивов.
В случае наличия благоприятных условий правовой социализации личности (развитие в семье правопослушных граждан, целенаправленное правовое обучение и воспитание в школе, общение в подростковом и юношеском возрасте в просоциальных группах сверстников и т.п.) происходит достижение высокого уровня индивидуального правосознания. При этом в достаточной мере развитым оказываются все структурные компоненты (стороны) правосознания: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (мотивационно-волевой). Познавательный компонент правосознания характеризуется суммой правовых представлений, знаний и умений.
Эмоциональный-оценочными суждениями и отношениями к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий компонент предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычек к безоговорочному исполнению норм различных видов законодательств и негативному отношению к их нарушителям.
В научных исследованиях выявлено, что дефекты в правовой социализации личности могут возникать из-за следующих негативных моментов: конфликтов с родителями, воспитания в социально неблагополучных семьях (криминогенных, аморальных, проблемных, неполных, псевдоблагополучных), трудностей саморегуляции в школе, сближения с неформальными асоциальными группами сверстников и т.д. Следствием последних может быть как совершение незначительных правонарушений, так и серьезных преступлений. О том, в какой мере конкретные условия и определенные факторы ведут к противоправному поведению, речь будет вестись в разделе, посвященном проблемам криминальной психологии. Далее же хотелось особо отметить факт, что в качестве важной предпосылки к противоправным деяниям в последние годы часто указывается влияние особой ментальности, сложившейся в российском обществе советского периода. Она часто приводила и приводит до сих пор к недооценке ценности права (правовой негативизм), или к легкомысленному, безответственному отношению к требованиям закона (правовой инфантилизм) или к активному неприятию норм права (правовой нигилизм).
Длительное существование в нашей стране тоталитарного режима привело к специфической деформации правосознания. В правосознании большинства социальных групп и общества в целом доминирующим представлением стала карательная функция закона, а сами законы и другие нормативные акты воспринимались преимущественно как обязанность личности перед государством, а не как права. Игнорирование в законотворчестве личности в качестве главной правовой единицы отразилось на дисгармоничном противопоставлении норм и мер правового воздействия, зафиксировавших приоритетность отношений к государству и его институтам, по сравнению с правами конкретного человека. Одновременно низкая правовая культура должностных лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступления от права, ярче всего проявлялась в неуважении права и пренебрежении им. Права человека - категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечить их незыблемость.
Учитывая, что правовые представления, интерпретация права принадлежат к самым сложным психосоциальным явлениям, имеющим комплекс исторических, государственно-иституциональных, мировоззренческих, личностных детерминант и одновременно множество характеристик или измерений, то в качестве основных групп условий, которые могут обеспечить эффективность функционирования правовых норм, выступают следующие:
1) макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права и т.д.);
2) микросоциальные условия ( субкультуральные правовые ориентации в различных формальных и неформальных социальных группах, трудовых и иных коллективах);
3) личностные условия (субъектная правовая активность в правотворчестве и правоисполнительном поведении).
На основе современных достижений и тенденций развития правовой психологии остановимся на научно-психологических предпосылках для реализации каждой из указанных групп условий.
Учет макросоциальных условий имеет целью гармонизовать объективные потребности общества, строящего правовое государство, и интересы его граждан. Последнее будет достигнуто, если при разработке законов, в непосредственной работе государственных и общественных институтов будут реализовываться следующие моменты:
во-первых, учитываться общественное мнение и уровень развитости правовой культуры населения в целом;
во-вторых, предприниматься целенаправленные меры по научному обоснованию и повышению престижа права в обществе;
в-третьих, наряду с политической и социально-экономической стабилизацией будет вестись активная борьба с правонарушителями, и осуществляться разноплановая профилактическая деятельность среди различных слоев и групп населения.
Отмечая важность реализации всех указанных моментов, в то же время следует особо отметить имеющую место недостаточную востребованность российскими законодателями достижений и рекомендаций психологической науки. Среди негативных причин последнего часто выступают, с одной стороны, иллюзии отечественных разработчиков законодательства, что они в состоянии самостоятельно выделять и решать проблемы, фактически требующие использования психологических знаний на профессиональном уровне, а с другой - отсутствие в современной юридической психологии концепции использования ее знаний в разработке законодательства и формирования практики его применения.
Учет микросоциальных условий, обеспечивающих эффективность норм права, предполагает реализацию социально-психологического мониторинга тенденций в развитии правовых субкультур, свойственных тем или иным социальным слоям и группам. Ведь последние всегда различаются практикой исполнения права, своеобразным пониманием его. Например, в среде бизнесменов, где оборот товаров и денег проходит быстро, соблюдение определенных правовых формальностей может замедлить скорость и наращивание обьемов торгово-финансовых операций. Поэтому здесь в определенной мере легализована практика отступления от оперативного заключения юридических актов при продлении или заключении контрактов деловыми партнерами, т.к. сделки даже связанные с большим риском могут заключаться под устное “честное слово”, на основе телефонных договоренностей и т.п.
Учет личностных условий субъекта, реализующего право, требует прежде всего, изучения соотношений внешней и внутренней правовой мотивации у конкретных типов людей. Мотивы правомерного поведения личности могут отличаться большим разнообразием:
1) убежденность в общественной пользе поступка;
2) долг перед обществом;
3) профессиональное чувство ответственности;
4) практическая полезность поступка для другого;
5) стереотип, привычное поведение;
6) конформизм, подчинение большинству;
7) боязнь юридической или моральной ответственности;
8) личная польза от совершения поступка;
9) эгоистические интересы;
10) негативные мотивы (месть, ревность и др.), реализуемые правомерными средствами.
Из приведенного перечня видно, что здесь представлены как мотивы общественные и сугубо личные, так и множество переходных и смешанных форм мотивации.
Существует необходимость создания условий для проявления личностью позитивной социально-правовой активности - добровольного, инициативного совершения действий, способствующих укреплению законности и правопорядка. Чтобы такая активность реально имела место, у человека должен быть интерес и уважение к праву, признание высокого престижа деятельности правовых учреждений, поиск наиболее эффективных путей использования своих правомочий и реализации своих гражданских обязанностей, долга в правовой сфере. Однако, хотя позитивная социально-правовая активность в полной мере соответствует духу правового государства и демократическому общественному строю, она еще не свойственна широким кругам российского населения. В индивидуальном правосознании россиян содержатся консервативные элементы (социальные привычки, установки), которые унаследованы от ранее полученной в советский период правовой деформации личности. На личностном уровне правосознания могут существовать два рода противоречий: одно связано с прямым, до сих пор имеющим место собственно правовым насилием и унижением достоинства личности со стороны государства, общества, его институтов; второе же - с неурегулированностью отношений личность - “другой” (“другие”).
Противоречия в сфере отношений личность - “другие” в России усугубляется из-за того, что здесь, во-первых, до сих пор преобладают не правовые, а морально-этические регуляторы поведения (например доверие - недоверие, совесть и пр.), а во-вторых, вместо взаимности в интерпретации прав и обязанностей партнеров по отношению друг к другу действует преимущественно механизм психологического обмена, реализуемый по формуле “ты - мне, я - тебе”.
Единственно действенным путем построения у нас правового общества является путь “снизу”, т.е. становления сознания личности и ее способности и умения оценивать и защищать свои права. При этом начальным моментом должно стать развитие у личности способности регулировать взаимоотношения с другим человеком без того, чтобы игнорировать чужие и жертвовать своими интересами.