Структура современной юридической психологии
Структура современной юридической психологии
Как науки
В структуре данной современной юридической психологии как прикладной науки следует выделять следующие основные составляющие:
1) Методолого-теоретические и методические основы, где обосновываются объект, предмет, задачи, система, методология и методы, а также раскрывается история и перспективы развития юридической психологии.
2) Правовая психология - раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты правотворчества и правореализации, психологические закономерности и механизмы правовой социализации личности, развития правосознания и его дефекты.
Криминальная психология - раздел юридической психологии, где исследуются психологические особенности личности преступника и генезиса различных видов преступных деяний (насильственных, корыстных и др.), а также психология преступных групп и организованной преступности.
4) Психология следственной и оперативно-розыскной деятельности - разделы юридической психологии, в которых изучаются психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разрабатываются психотехнические средства воздействия на криминальные элементы.
5) Судебная психология - раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.
6) Пенитенциарная психология - раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты эффективности различных видов наказания, психология осужденных и их общностей, а также обосновываются меры по их ресоциализации и реабилитации лиц, отбывающих наказания.
Кроме указанных основных составляющих в последние десятилетия активно начали развиваться и такие направления юридической психологии, как превентивная, военно-юридическая, психология юридического труда, психология правоотношений в предпринимательстве и др.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ И
ПРЕВЕНТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Состояние и перспективы развития
Правовой психологии
Правовая психология– это раздел (подотрасль) юридической психологии, которая изучает психологические закономерности и механизмы реализации правопонимания и правотворчества, формирование индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правоисполнительного поведения.
Усвоение людьми законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, осознание своих прав и социально-приемлемых способов их реализации, а также понимание сложных правовых взаимоотношений между различными людьми, их группами и социальными институтами происходит в процессе правовой социализации. Он происходит при развитии человека в социуме, где создаются условия, чтобы, во-первых , дать индивиду представления о правовых ценностях, нормах, санкциях и ролевых предписаниях, а во-вторых, обеспечить их перевод во внутренний план и превратить в личное поведенческие регуляторы.
Первое знакомство с существующей в обществе правовой культурой осуществляется человеком еще в детстве: из сказок возникают первые юридические представления, из детских ролевых игр приобретаются понятия о функциях права и его представителях, из средств массовой информации, бесед со взрослыми и чтения книг возникают знания о правовых ценностях, стандартах нормативно - оценочного поведения. Возникшая в детстве индивидуальная правовая картина мира в последующем с возрастом значительно обогащается и уточняется, при усложнении форм деятельности (учеба, труд), расширением круга общения человека, реализации им попыток самоактуализации и самореализации.
Итогом правовой социализации личности является возникновение индивидуального правосознания- системы знаний, оценок и представлений о правопорядке данного общества, а также установок правоисполнительного поведения. Содержание правосознания конкретного человека (его правовая информированность, оценка правовой действительности, мотивация правомерного поведения) зависит от уровня личностно-гражданской зрелости. Последний определяется характером и объемом полученного правового опыта, т.е. зависит от степени освоения доминирующей правовой культуры общества и субкультур его конкретных социальных групп, в которые включен человек.
В развитой правовой культуре следует выделять три взаимосвязанных звена: 1) правовая осведомленность (компетентность); 2) позитивное психологическое отношение к праву, согласие с ним; 3) интерноризация права, т.е. включение в его систему собственных ценностных ориентаций, в потребностно-мотивационную подсистему личности, которая и выражается в правомерном поведении. Как происходит формирование и развитие у человека в онтогенезе правовой культуры рассмотрим более подробно.
При взрослении человека важнейшими агентами формирования правосознания (их порой еще криминологи называют институтами социализации) выступают семья, школа, референтные группы сверстников, трудовые коллективы, средства массовой информации. При этом основными механизмами формирования правосознания выступают: идентификация, внушение, заражение, подражание, убеждение.
Психологический механизм идентификации рассматривается как отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица.
Психологический механизм внушения представляет собой особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, но неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей.
Заражениеесть бессознательная (невольная) подверженность индивида определенным психологическим состояниям, при которых происходит некритическое принятие какой-либо информации и чувств.
Подражаниеявляется способом воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство личностных черт и поведенческих паттернов.
Убеждение– это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и в целом мировоззрения.
В процессе социализации освоение правовых ценностей и норм (или иначе, их интерноризация - перевод во внутрь) вначале преимущественно происходит на бессознательном уровне. Так, для детей наиболее значительными фигурами идентификации выступают их родители, а также учителя. Именно от них они узнают, как подобает себя вести в различных ситуациях, копируют с них модели социального поведения. При этом глубина усвоения ребенком образцов поведения, степень принятия им социальных ценностей и норм (в том числе правовых) во многом зависит от эмоционального отношения к конкретным лицам. При позитивном отношении к ним ребенком усваиваются не только внешние поведенческие проявления взрослых, но и ценностно-мировоззренческое отношение к правовой реальности. При негативном же отношении ребенка к родителям, и учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственных и правовых ценностей, носителями которых они являются. В последующем может происходить и полная переориентация на других людей, с иной, часто противоположной системой ценностей, т.е. иного восприятия добра, зла, справедливости, вины и других основных нравственных и правовых императивов.
В случае наличия благоприятных условий правовой социализации личности (развитие в семье правопослушных граждан, целенаправленное правовое обучение и воспитание в школе, общение в подростковом и юношеском возрасте в просоциальных группах сверстников и т.п.) происходит достижение высокого уровня индивидуального правосознания. При этом в достаточной мере развитым оказываются все структурные компоненты (стороны) правосознания: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (мотивационно-волевой). Познавательный компонент правосознания характеризуется суммой правовых представлений, знаний и умений.
Эмоциональный-оценочными суждениями и отношениями к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий компонент предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычек к безоговорочному исполнению норм различных видов законодательств и негативному отношению к их нарушителям.
В научных исследованиях выявлено, что дефекты в правовой социализации личности могут возникать из-за следующих негативных моментов: конфликтов с родителями, воспитания в социально неблагополучных семьях (криминогенных, аморальных, проблемных, неполных, псевдоблагополучных), трудностей саморегуляции в школе, сближения с неформальными асоциальными группами сверстников и т.д. Следствием последних может быть как совершение незначительных правонарушений, так и серьезных преступлений. О том, в какой мере конкретные условия и определенные факторы ведут к противоправному поведению, речь будет вестись в разделе, посвященном проблемам криминальной психологии. Далее же хотелось особо отметить факт, что в качестве важной предпосылки к противоправным деяниям в последние годы часто указывается влияние особой ментальности, сложившейся в российском обществе советского периода. Она часто приводила и приводит до сих пор к недооценке ценности права (правовой негативизм), или к легкомысленному, безответственному отношению к требованиям закона (правовой инфантилизм) или к активному неприятию норм права (правовой нигилизм).
Длительное существование в нашей стране тоталитарного режима привело к специфической деформации правосознания. В правосознании большинства социальных групп и общества в целом доминирующим представлением стала карательная функция закона, а сами законы и другие нормативные акты воспринимались преимущественно как обязанность личности перед государством, а не как права. Игнорирование в законотворчестве личности в качестве главной правовой единицы отразилось на дисгармоничном противопоставлении норм и мер правового воздействия, зафиксировавших приоритетность отношений к государству и его институтам, по сравнению с правами конкретного человека. Одновременно низкая правовая культура должностных лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступления от права, ярче всего проявлялась в неуважении права и пренебрежении им. Права человека - категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечить их незыблемость.
Учитывая, что правовые представления, интерпретация права принадлежат к самым сложным психосоциальным явлениям, имеющим комплекс исторических, государственно-иституциональных, мировоззренческих, личностных детерминант и одновременно множество характеристик или измерений, то в качестве основных групп условий, которые могут обеспечить эффективность функционирования правовых норм, выступают следующие:
1) макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права и т.д.);
2) микросоциальные условия ( субкультуральные правовые ориентации в различных формальных и неформальных социальных группах, трудовых и иных коллективах);
3) личностные условия (субъектная правовая активность в правотворчестве и правоисполнительном поведении).
На основе современных достижений и тенденций развития правовой психологии остановимся на научно-психологических предпосылках для реализации каждой из указанных групп условий.
Учет макросоциальных условий имеет целью гармонизовать объективные потребности общества, строящего правовое государство, и интересы его граждан. Последнее будет достигнуто, если при разработке законов, в непосредственной работе государственных и общественных институтов будут реализовываться следующие моменты:
во-первых, учитываться общественное мнение и уровень развитости правовой культуры населения в целом;
во-вторых, предприниматься целенаправленные меры по научному обоснованию и повышению престижа права в обществе;
в-третьих, наряду с политической и социально-экономической стабилизацией будет вестись активная борьба с правонарушителями, и осуществляться разноплановая профилактическая деятельность среди различных слоев и групп населения.
Отмечая важность реализации всех указанных моментов, в то же время следует особо отметить имеющую место недостаточную востребованность российскими законодателями достижений и рекомендаций психологической науки. Среди негативных причин последнего часто выступают, с одной стороны, иллюзии отечественных разработчиков законодательства, что они в состоянии самостоятельно выделять и решать проблемы, фактически требующие использования психологических знаний на профессиональном уровне, а с другой - отсутствие в современной юридической психологии концепции использования ее знаний в разработке законодательства и формирования практики его применения.
Учет микросоциальных условий, обеспечивающих эффективность норм права, предполагает реализацию социально-психологического мониторинга тенденций в развитии правовых субкультур, свойственных тем или иным социальным слоям и группам. Ведь последние всегда различаются практикой исполнения права, своеобразным пониманием его. Например, в среде бизнесменов, где оборот товаров и денег проходит быстро, соблюдение определенных правовых формальностей может замедлить скорость и наращивание обьемов торгово-финансовых операций. Поэтому здесь в определенной мере легализована практика отступления от оперативного заключения юридических актов при продлении или заключении контрактов деловыми партнерами, т.к. сделки даже связанные с большим риском могут заключаться под устное “честное слово”, на основе телефонных договоренностей и т.п.
Учет личностных условий субъекта, реализующего право, требует прежде всего, изучения соотношений внешней и внутренней правовой мотивации у конкретных типов людей. Мотивы правомерного поведения личности могут отличаться большим разнообразием:
1) убежденность в общественной пользе поступка;
2) долг перед обществом;
3) профессиональное чувство ответственности;
4) практическая полезность поступка для другого;
5) стереотип, привычное поведение;
6) конформизм, подчинение большинству;
7) боязнь юридической или моральной ответственности;
8) личная польза от совершения поступка;
9) эгоистические интересы;
10) негативные мотивы (месть, ревность и др.), реализуемые правомерными средствами.
Из приведенного перечня видно, что здесь представлены как мотивы общественные и сугубо личные, так и множество переходных и смешанных форм мотивации.
Существует необходимость создания условий для проявления личностью позитивной социально-правовой активности - добровольного, инициативного совершения действий, способствующих укреплению законности и правопорядка. Чтобы такая активность реально имела место, у человека должен быть интерес и уважение к праву, признание высокого престижа деятельности правовых учреждений, поиск наиболее эффективных путей использования своих правомочий и реализации своих гражданских обязанностей, долга в правовой сфере. Однако, хотя позитивная социально-правовая активность в полной мере соответствует духу правового государства и демократическому общественному строю, она еще не свойственна широким кругам российского населения. В индивидуальном правосознании россиян содержатся консервативные элементы (социальные привычки, установки), которые унаследованы от ранее полученной в советский период правовой деформации личности. На личностном уровне правосознания могут существовать два рода противоречий: одно связано с прямым, до сих пор имеющим место собственно правовым насилием и унижением достоинства личности со стороны государства, общества, его институтов; второе же - с неурегулированностью отношений личность - “другой” (“другие”).
Противоречия в сфере отношений личность - “другие” в России усугубляется из-за того, что здесь, во-первых, до сих пор преобладают не правовые, а морально-этические регуляторы поведения (например доверие - недоверие, совесть и пр.), а во-вторых, вместо взаимности в интерпретации прав и обязанностей партнеров по отношению друг к другу действует преимущественно механизм психологического обмена, реализуемый по формуле “ты - мне, я - тебе”.
Единственно действенным путем построения у нас правового общества является путь “снизу”, т.е. становления сознания личности и ее способности и умения оценивать и защищать свои права. При этом начальным моментом должно стать развитие у личности способности регулировать взаимоотношения с другим человеком без того, чтобы игнорировать чужие и жертвовать своими интересами.
Превентивной психологии
Превентивная психология- это направление юридической психологии, которое изучает природу и механизмы отклоняющегося поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические факторы, обуславливающие социопатогенез, а также предлагает научно обоснованные рекомендации по психологическому обеспечению, предупреждению, диагностике и коррекции отклоняющегося поведения.
Объектом исследований отечественных превентивных психологов преимущественно являются социально-дезадаптивные дети и подростки (иначе “трудновоспитуемые”, “педагогогически запущенные”), чье отклоняющееся поведение на докриминальном уровне носит формы агрессивного, корыстного или социально-пассивного саморазрушающегося характера.
Зарубежными учеными девиантное поведение рассматривается в более широком (преимущественно социокультурном) контексте. При этом среди богатства теоретических подходов зарубежных ученых к феномену девиации следует условно выделить три ведущих направления:
1) в аспекте социализации;
2) с позиции социальных реакций;
3) в плане социального контроля.
В отечественных научных традициях отклоняющееся поведение обычно изучается через анализ системы поступков или отдельных социальных действий, которые противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К его основным видам относят как преступное (делинквентное), так и непротивоправное (уголовно не наказуемое) аморальное поведение (например, систематическое пьянство, стяжательство, сексуальные и другие формы асоциальной распущенности). Однако приведенное выделение видов девиантного поведения является достаточно условным, т.к. игнорирование морально-нравственных норм довольно часто перерастает в преступление или иное правонарушение.
Актуальность разработки нового, более многопланового (в том числе базирующегося на достижениях психологической науки ) подхода к проблеме профилактики и предупреждения отклоняющегося поведения, состоит в том, чтобы в постсоветской России при построении правового государства отказаться от ранее существовавшей “карательной профилактики”, основанной на императиве санкций, а также мерах жесткого социального и административного контроля. Новый подход должен быть как “охранно-защитная профилактика”, представлять собой комплекс мероприятий социальной, правовой, медицинской, педагогической и психологической помощи и поддержки конкретным категориям граждан и их общностям.
Среди первостепенных задач превентивной психологии рассматриваются следующие:
1) выявление закономерностей и механизмов отклоняющегося поведения, а также факторов, вызывающих социопатогенез, и разработка мер по их нейтрализации;
2) психологическое обеспечение социально-правовой и коррекционно-реабилитационной практики, осуществляемой учреждениями и специальными службами различных ведомств (народного образования, социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных органов и пр.).
Реализация первой из указанных задач требует проведения системного исследования генезиса отклоняющегося поведения, где возможно вскрытие сложной взаимосвязи биологических, социальных и культурных факторов, играющих различную роль на разных этапах развития индивида. Разноплановые негативные факторы, обуславливающие генезис асоциального поведения, можно классифицировать следующим образом:
1) индивидный фактор, действующий на уровне биопсихологических предпосылок асоциального поведения, которые моут затруднять социальную адаптацию индивида;
2) психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах семейного развития, школьного и других видов образования, в формализме воспитательных функций производственных коллективов и т.д.;
3) социально-психологический фактор, охватывающий неблагоприятные особенности взаимодействия человека со своим ближним окружением (в семье, на улице, в классе, на производстве и т.д.);
4) личностный фактор, раскрывающийся в активно-избирательном отношении человека к предпочитаемым видам деятельности и среде общения, а также к социальным нормам и ценностям, реализуемым конкретными государственными и общественными институтами;
5) социальный фактор, определяющийся политическими, социальными, правовыми, экономическими, культурными, этническими и другими условиями, которые имеют место в социуме.
Вышеуказанные факторы действуют не изолированно, а во взаимосвязи, в контексте жизненных ситуаций. При этом в различных возрастных периодах существует своя иерархия и проявляется в разной мере негативный вклад различных факторов в генезис отклоняющегося поведения.
Механизмы девиантного поведения различны на разных стадиях психосоциального развития человека и в контексте разноплановости действий в конкретных жизненных ситуациях тех или иных факторов. Так для “трудных подростков” харатерны:
гиперидентификация со своей спонтанной группой сверстников и нарушение межличностных отношений со взрослыми (родителями, учителями, и пр.);
подверженность эмоциональному заражению при демонстрации “иррационального протеста” как самоутверждения;
определенная жесткость, вызванная, с одной стороны, упрощенным пониманием мужественности (отождествление ее с грубостью), а с другой - анонимностью группового поведения (появление чувства безнаказанности).
В связи с тем, что поведение “трудного подростка” преимущественно ситуативно, а социальные нормы еще не стали действенным регулятором, то для него типичным является постоянное стремление выделиться и привлечь внимание (причем неважно чем: внешним видом, жаргоном, манерой поведения и пр.).
В отношении молодежи причины девиантного поведения часто объясняются реально имеющимся разрывом в их возможностях и степени удовлетворения ими тех или иных потребностей. При этом именно стремление к преодолению такого разрыва чаще всего и является тем внутренним мотивом, который побуждает молодых людей с недостаточно устойчивой социальной ориентацией к поступкам и действиям, противоречащим социально-этническим или правовым нормам.
В социально-психологическом плане в выборе механизмов девиантного поведения решающая роль принадлежит отношению самой личности к совершаемым ею нарушениям, реагированию на мнение окружающих, всего общества. Для большинства девиантов это отношение носит самооправдательный характер, в чем, в частности, и проявляются конкретные психологические механизмы защиты (проекция, вытеснение, отрицание, подавление и др.). Поэтому самооправдание своих асоциальных поступков и действий, какими бы тяжелыми и опасными они ни были, есть реальный психологический феномен, который может затруднить проведение с ними профилактической работы. Так, по данным криминологов, признание вины в совершенном преступлении встречается лишь у четверти убийц, воров, насильников и еще более редко у хулиганов. Среди алкоголиков каждый пятый лично мало озабочен тем, что о нем думают другие люди.
В отечественной превентивной психологии в настоящее время ведутся активные исследования по разработке типологий и психологических характеристик, прежде всего, детей и подростков с патогенной, психосоциальной и социальной дезадаптацией. Однако прогрессирующая тенденция роста различных проявлений девиантного поведения ставит вопрос об изучении факторов и механизмов не только по конкретным видам отклоняющегося поведения, типичным для определенных возрастных групп, а разработка более глубоких концепций - о сути и механизмах социальной девиации. Ведь девиантное поведение как сложное многоплановое социальное явление, во-первых, не может быть раскрыто лишь через определенные аспекты (личностные, социальные, культурные и др.), во-вторых, быть сведено лишь к отдельным видам проявлений (аморальный поступок, деликт, девиации и т.п.). Девиантное поведение– это специфический способ передачи, усвоения и закрепления проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий. Операционализм предложенного определения, на наш взгляд, позволяет четко увидеть актуальность именно междисциплинарного подхода к исследованию девиантного поведения. Ведь его могут провоцировать (стимулировать) нестабильные политические, социально-экономические условия, неразработанность законодательства и дефекты правовой системы, недостатки семейно-бытовых отношений, деформированные индивидуально-личностные потребности, социально-культурное окружение, межгрупповые отношения и межличностное взаимодействие людей друг с другом.
Для реализации второй узловой задачи превентивной психологии – психологического обеспечения социально-правовой и коррекционно-реабилитационной практики с девиантными людьми - актуальным является, прежде всего, разработка адекватных методических средств по диагностике и коррекции, причем в рамках профессиональной компетенции лиц, занимающихся профилактической деятельностью (психологи, социальные работники, учителя, воспитатели, сотрудники правоохранительных органов и др.).
Инструментарий превентивной диагностики должен быть составной частью так называемых диагностико-коррекционных комплексов. Они должны позволять, с одной стороны, выявлять вид дефекта психосоциального развития, а с другой - определять комплексную коррекционную программу его устранения.
В процессе превентивной психодиагностики и психокоррекции может быть реализован следующий процедурный алгоритм.
Диагностика должна начинаться с выявления наличия либо отсутствия психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, затруднивших социальную адаптацию ребенка (отставание или задержки в умственном развитии, наличие или отсутствие нервно-психических заболеваний и патологий неврозов, психопатий, психиатрических расстройств и т.п.). При обнаружении подобных предпосылок требуются специальные лечебно-воспитательные программы, в реализацию которых необходимо включать патопсихологов, дефектологов, врачей-психиаторов и других специалистов.
Далее важно выявлять возможные дефекты индивидуально-психологического плана, в том числе нарушений эмоционально-волевой и мотивационной сферы (повышенная тревожность, агрессивность, сниженные эмпатийные качества, акцентуации характера, неадекватная самооценка и т.д.). Для устранения данного типа дефектов требуется индивидуальный психолого-педагогический подход, а также некоторые дополнительные психокоррекционные программы.
При дальнейшей диагностике выясняется уровень социального развития человека, в том числе изучается включенность в различные сферы социализации (познание, общение, труд и др.), характер референтной ориентации на определенные группы и социальные слои, а также выявляется направленность личности (ценностно-смысловые предпочтения, социальные установки, ожидания и т.д.). Для последующего определения условий, обуславливающих социальную дезадаптацию, исследуется атмосфера семьи, характер межличностных отношений и социометрический статус человека в среде сверстников (коллег) и многое другое. Полученная в данном случае информация, возможно, потребует распространения коррекционно-профилактической деятельности и на ближайшую микросреду дезадаптанта.
Сегодня наиболее углубленное психологическое знание и наиболее полный диагностико-коррекционный инструментарий применяется психологами, работающими с детьми и семьями групп риска в системе учреждений образования и социальной защиты. Здесь психологи имеют надежные психодиагностические методики для выявления нарушений познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы характерологических и мотивационных особенностей детей и подростков. На основе результатов психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые психокоррекционные программы по устранению имеющихся дефектов. Одновременно широкое распространение получило психологическое консультирование родителей девиантных детей, их учителей и воспитателей с целью реализации индивидуального подхода к дезадаптированным детям и подросткам.
КРИМИНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Криминальная психологияявляется разделом юридической психологии, которая изучает закономерности и механизмы подготовки и совершения преступлений отдельными лицами и преступными группами, психологические аспекты вины и роль потерпевших в преступном деянии, а также разрабатывает психологически обоснованные теории и типологии(классификации) личности преступников, рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.
Криминальное поведение– это всегда сложное многофакторное явление, которое должно анализироваться не только в структурном и функциональном планах, но и в аспекте генезиса - возникновения у субъектов мотивации преступного деяния, особенностей выбора средств и принятия решения. Криминальное поведение отличается от правопослушного как по содержанию, направленности, так и по психорегуляционным особенностям. В связи с этим предметом пристального внимания со стороны криминальных психологов выступает изучение, с одной стороны, истоков асоциальности личностей конкретного типа преступников, степени его антиобщественных взглядов и установок, криминальных привычек и навыков, а с другой роли криминогенной ситуации и самого асоциального субъекта в развитии преступного деяния.
Преступного поведения
Биологические и социальные факторы являются детерминантами криминального поведения, интегрируясь в личностно-психологических качествах преступника, являющегося субъектом противоправного деяния. Для поведения большинства преступников характерны социально ценностная дезадаптация и дефекты саморегуляции. Доказано, что преступники отличаются от правопослушных граждан в наибольшей степени отношением к таким ценностям как общественно-полезная деятельность, нравственность, эстетическое удовольствие, брак, семья, дети. Преступники являются людьми более фаталистичными и меланхоличными (т.е. крайне отрицательно оценивающими свою прожитую жизнь, повседневные дела и жизненные перспективы), у них также занижена потребность в социально-приемлемой саморегуляции. Все это может свидетельствовать о том, что преступников от непреступников отличает не одно какое-то ведущее психологическое свойство, а неповторимое сочетание и особый удельный вес каждого из личностных свойств (своеобразный “симптомокомплекс”), который характеризует деликвентную личность как человека с особой “жизненной философией” и поведенческими стереотипами.
В качестве психологических предпосылок преступного поведения могут выступать феномены отчуждения и тревожности. По мнению ученых, социально-психологическое отчуждение есть развивающаяся чаще всего в результате эмоционального отвергания родителями(психологической депривации), из безразличия, а также усвоенной социально-психологической дистанцией между индивидом и средой, изолированность от ценностей общества и невключенность в эмоциональные контакты, отчужденность от общества в целом, его социальных институтов и малых групп(семья, коллектив и др.). Фатально однозначно изолированность не может рассматриваться в качестве причины преступного поведения, но она формирует общую нежелательную направленность личности, которая может предопределять уголовно-наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты.
По данным эмпирических исследований наиболее отчужденными среди деликвентов являются бродяги, а среди них - алкоголики. Среди преступников наибольшая отчужденность наблюдается у лиц, отбывающих длительные сроки наказания в виде лишения свободы.
Большой криминогенностью обладает и феномен личностной тревожности, обусловленный наличием у определенного типа людей значительного беспредметного страха. Как личностное свойство тревожность может возникнуть из-за постоянного ощущения неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера. В случае, когда человек, обладающий чрезмерным уровнем тревожности, начинает оценивать субъективную угрозу безопасности, то он может предпринять попытки насильственных действий, против людей или явлений, которые воспринимаются им как угрожающие, деструктивные. В этом случае человек может совершить преступление, чтобы не разрушить представление о самом себе, своем месте в мире, самоощущении, самоценности, чтобы не прекратилось его биологическое и социальное бытие. По данным эмпирических исследований, тревожность как причина преступного поведения присуща преступникам женского пола, а также несовершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением.
Рассмотренные феномены тревожности и отчужденности диалектически между собой взаимосвязаны, а поэтому при низких регуляционных возможностях возникающие сначала асоциальные, а затем и антисоциальные установки и привычки не только не контролируются, но и могут становиться целеобразующими механизмами преступного поведения.
Антисоциальное поведение может быть обусловлено не только рассудочным отношением к действительности, но и неосознаваемыми компонентами психики. В первом случае налицо так называемые умышленные преступления, которые в зависимости от регуляционных особенностей можно подразделить на следующие 3 вида:
1) преступления целевые, где всегда имеются определенные личные интересы (материальная выгода, карьера, месть и др.);
2) преступления-самоцели, где сам процесс их совершения доставляет чувство удовлетворения преступнику(хулиганство, сексуальное насилие и др.);
3) преступления – средства достижения других целей, где налицо неправильное понимание групповых или общественных интересов (например, ущемление прав граждан должностными лицами, осуществляемое “для экономии” и т.п.).
Во втором случае преступное поведение обуславливается таким механизмом как антисоциальные поведенческие стереотипы (привычки, навыки, установки). С позиций криминальной психологии последние часто ведут к ситуативно-импульсивному поведению, особенно в случаях наличия у человека низкого уровня психической регуляции. В этой связи даже в отношении устойчивых преступников следует говорить о ситуативной обусловленности поведения, но уже вызываемыми характерологическими особенностями их личности, сформированными асоциальными операциональными установками(повторение определенного способа поведения в о<