Структура современной юридической психологии

Структура современной юридической психологии

Как науки

В структуре данной современной юридической психологии как прик­ладной науки следует выделять следующие основные составляющие:

1) Методолого-теоретические и методические основы, где обос­новываются объект, предмет, задачи, система, методология и методы, а также раскрывается история и перспективы раз­вития юридической психологии.

2) Правовая психология - раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты правотворчества и пра­вореализации, психологические закономерности и механизмы правовой социализации личности, развития правосознания и его дефекты.

Криминальная психология - раздел юридической психологии, где исследуются психологические особенности личности преступника и генезиса различных видов преступных деяний (насильственных, корыстных и др.), а также психология преступных групп и организованной преступности.

4) Психология следственной и оперативно-розыскной деятель­ности - разделы юридической психологии, в которых изуча­ются психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разрабатываются психотехнические средства воздействия на криминальные элементы.

5) Судебная психология - раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбиратель­ства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

6) Пенитенциарная психология - раздел юридической психоло­гии, где изучаются психологические аспекты эффективности различных видов наказания, психология осужденных и их общ­ностей, а также обосновываются меры по их ресоциализации и реабилитации лиц, отбывающих наказания.

Кроме указанных основных составляющих в последние десятиле­тия активно начали развиваться и такие направления юридической психологии, как превентивная, военно-юридическая, психология юри­дического труда, психология правоотношений в предпринимательстве и др.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ И

ПРЕВЕНТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Состояние и перспективы развития

Правовой психологии

Правовая психология– это раздел (подотрасль) юридической психологии, которая изучает психологические закономерности и ме­ханизмы реализации правопонимания и правотворчества, формирование индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правоисполнительного поведе­ния.

Усвоение людьми законов, правовых знаний и требований, опре­деляющих меру возможного и должного поведения, осознание своих прав и социально-приемлемых способов их реализации, а также по­нимание сложных правовых взаимоотношений между различными людьми, их группами и социальными институтами происходит в процессе пра­вовой социализации. Он происходит при развитии человека в социу­ме, где создаются условия, чтобы, во-первых , дать индивиду представления о правовых ценностях, нормах, санкциях и ролевых предписаниях, а во-вторых, обеспечить их перевод во внутренний план и превратить в личное поведенческие регуляторы.

Первое знакомство с существующей в обществе правовой культу­рой осуществляется человеком еще в детстве: из сказок возникают первые юридические представления, из детских ролевых игр приобре­таются понятия о функциях права и его представителях, из средств массовой информации, бесед со взрослыми и чтения книг возникают знания о правовых ценностях, стандартах нормативно - оценочного поведения. Возникшая в детстве индивидуальная правовая картина мира в последующем с возрастом значительно обогащается и уточня­ется, при усложнении форм деятельности (учеба, труд), расширением круга общения человека, реализации им попыток самоактуализации и самореализации.

Итогом правовой социализации личности является возникновение индивидуального правосознания- системы знаний, оценок и предс­тавлений о правопорядке данного общества, а также установок пра­воисполнительного поведения. Содержание правосознания конкретного человека (его правовая информированность, оценка правовой дейс­твительности, мотивация правомерного поведения) зависит от уровня личностно-гражданской зрелости. Последний определяется характером и объемом полученного правового опыта, т.е. зависит от степе­ни освоения доминирующей правовой культуры общества и субкультур его конкретных социальных групп, в которые включен человек.

В развитой правовой культуре следует выделять три взаимосвя­занных звена: 1) правовая осведомленность (компетентность); 2) позитивное психологическое отношение к праву, согласие с ним; 3) интерноризация права, т.е. включение в его систему собственных ценностных ориентаций, в потребностно-мотивационную подсистему личности, которая и выражается в правомерном поведении. Как происходит формирование и развитие у человека в онтогенезе право­вой культуры рассмотрим более подробно.

При взрослении человека важнейшими агентами формирования правосознания (их порой еще криминологи называют институтами социализации) выступают семья, школа, референтные группы сверстни­ков, трудовые коллективы, средства массовой информации. При этом основными механизмами формирования правосознания выступают: иден­тификация, внушение, заражение, подражание, убеждение.

Психологический механизм идентификации рассматривается как отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого ли­ца.

Психологический механизм внушения представляет собой особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, но неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей.

Заражениеесть бессознательная (невольная) подверженность индивида определенным психологическим состояниям, при которых происходит некритическое принятие какой-либо информации и чувств.

Подражаниеявляется способом воздействия людей друг на дру­га, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство личностных черт и поведенческих паттернов.

Убеждение– это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирова­ния определенных взглядов и в целом мировоззрения.

В процессе социализации освоение правовых ценностей и норм (или иначе, их интерноризация - перевод во внутрь) вначале преи­мущественно происходит на бессознательном уровне. Так, для детей наиболее значительными фигурами идентификации выступают их роди­тели, а также учителя. Именно от них они узнают, как подобает се­бя вести в различных ситуациях, копируют с них модели социального поведения. При этом глубина усвоения ребенком образцов поведения, степень принятия им социальных ценностей и норм (в том числе пра­вовых) во многом зависит от эмоционального отношения к конкретным лицам. При позитивном отношении к ним ребенком усваиваются не только внешние поведенческие проявления взрослых, но и ценностно-­мировоззренческое отношение к правовой реальности. При негативном же отношении ребенка к родителям, и учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственных и правовых ценностей, но­сителями которых они являются. В последующем может происходить и полная переориентация на других людей, с иной, часто противопо­ложной системой ценностей, т.е. иного восприятия добра, зла, справедливости, вины и других основных нравственных и правовых императивов.

В случае наличия благоприятных условий правовой социализации личности (развитие в семье правопослушных граждан, целенаправлен­ное правовое обучение и воспитание в школе, общение в подростко­вом и юношеском возрасте в просоциальных группах сверстников и т.п.) происходит достижение высокого уровня индивидуального пра­восознания. При этом в достаточной мере развитым оказываются все структурные компоненты (стороны) правосознания: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (мо­тивационно-волевой). Познавательный компонент правосознания характеризуется суммой правовых представлений, знаний и умений.

Эмоциональный-оценочными суждениями и отношениями к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий ком­понент предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычек к безоговорочному исполнению норм различных видов законодательств и негативному отношению к их нарушителям.

В научных исследованиях выявлено, что дефекты в правовой социализации личности могут возникать из-за следующих негативных моментов: конфликтов с родителями, воспитания в социально небла­гополучных семьях (криминогенных, аморальных, проблемных, непол­ных, псевдоблагополучных), трудностей саморегуляции в школе, сближения с неформальными асоциальными группами сверстников и т.д. Следствием последних может быть как совершение незначитель­ных правонарушений, так и серьезных преступлений. О том, в какой мере конкретные условия и определенные факторы ведут к противоп­равному поведению, речь будет вестись в разделе, посвященном проблемам криминальной психологии. Далее же хотелось особо отме­тить факт, что в качестве важной предпосылки к противоправным де­яниям в последние годы часто указывается влияние особой менталь­ности, сложившейся в российском обществе советского периода. Она часто приводила и приводит до сих пор к недооценке ценности права (правовой негативизм), или к легкомысленному, безответственному отношению к требованиям закона (правовой инфантилизм) или к ак­тивному неприятию норм права (правовой нигилизм).

Длительное существование в нашей стране тоталитарного режима привело к специфической деформации правосознания. В правосознании большинства социальных групп и общества в целом доминирующим представлением стала карательная функция закона, а сами законы и другие нормативные акты воспринимались преимущественно как обя­занность личности перед государством, а не как права. Игнорирова­ние в законотворчестве личности в качестве главной правовой еди­ницы отразилось на дисгармоничном противопоставлении норм и мер правового воздействия, зафиксировавших приоритетность отношений к государству и его институтам, по сравнению с правами конкретного человека. Одновременно низкая правовая культура должностных лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступления от права, ярче всего проявлялась в неуважении права и пренебре­жении им. Права человека - категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечить их незыб­лемость.

Учитывая, что правовые представления, интерпретация права принадлежат к самым сложным психосоциальным явлениям, имеющим комплекс исторических, государственно-иституциональных, мировозз­ренческих, личностных детерминант и одновременно множество харак­теристик или измерений, то в качестве основных групп условий, ко­торые могут обеспечить эффективность функционирования правовых норм, выступают следующие:

1) макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права и т.д.);

2) микросоциальные условия ( субкультуральные правовые ори­ентации в различных формальных и неформальных социальных группах, трудовых и иных коллективах);

3) личностные условия (субъектная правовая активность в пра­вотворчестве и правоисполнительном поведении).

На основе современных достижений и тенденций развития правовой психологии остановимся на научно-психологических предпосылках для реализации каждой из указанных групп условий.

Учет макросоциальных условий имеет целью гармонизовать объ­ективные потребности общества, строящего правовое государство, и интересы его граждан. Последнее будет достигнуто, если при разра­ботке законов, в непосредственной работе государственных и об­щественных институтов будут реализовываться следующие моменты:

во-первых, учитываться общественное мнение и уровень развитости правовой культуры населения в целом;

во-вторых, предприниматься целенаправленные меры по научному обоснованию и повышению прести­жа права в обществе;

в-третьих, наряду с политической и социально-экономической стабилизацией будет вестись активная борьба с правонарушителями, и осуществляться разноплановая профилактическая деятельность среди различных слоев и групп населения.

Отмечая важность реализации всех указанных моментов, в то же время следует особо отметить имеющую место недостаточную востребованность российскими законодателями достижений и рекомендаций психологической науки. Среди негативных причин последнего часто выступают, с одной стороны, иллюзии отечественных разработчиков законодательства, что они в состоянии самостоятельно выделять и решать проблемы, фактически требующие использования психологичес­ких знаний на профессиональном уровне, а с другой - отсутствие в современной юридической психологии концепции использования ее знаний в разработке законодательства и формирования практики его применения.

Учет микросоциальных условий, обеспечивающих эффективность норм права, предполагает реализацию социально-психологического мониторинга тенденций в развитии правовых субкультур, свойствен­ных тем или иным социальным слоям и группам. Ведь последние всег­да различаются практикой исполнения права, своеобразным понимани­ем его. Например, в среде бизнесменов, где оборот товаров и денег проходит быстро, соблюдение определенных правовых формальностей может замедлить скорость и наращивание обьемов торгово-финансовых операций. Поэтому здесь в определенной мере легализована практика отступления от оперативного заключения юридических актов при продлении или заключении контрактов деловыми партнерами, т.к. сделки даже связанные с большим риском могут заключаться под уст­ное “честное слово”, на основе телефонных договоренностей и т.п.

Учет личностных условий субъекта, реализующего право, требу­ет прежде всего, изучения соотношений внешней и внутренней право­вой мотивации у конкретных типов людей. Мотивы правомерного пове­дения личности могут отличаться большим разнообразием:

1) убежденность в общественной пользе поступка;

2) долг перед обществом;

3) профессиональное чувство ответственности;

4) практическая полезность поступка для другого;

5) стереотип, привычное поведение;

6) конформизм, подчинение большинству;

7) боязнь юридической или моральной ответственности;

8) личная польза от совершения поступка;

9) эгоистические интересы;

10) негативные мотивы (месть, ревность и др.), реализуемые правомерными средствами.

Из приведенного перечня видно, что здесь представлены как мотивы общественные и сугубо личные, так и множество переходных и смешанных форм мотивации.

Существует необходимость создания условий для проявления личностью позитивной социально-правовой активности - добровольно­го, инициативного совершения действий, способствующих укреплению законности и правопорядка. Чтобы такая активность реально имела место, у человека должен быть интерес и уважение к праву, призна­ние высокого престижа деятельности правовых учреждений, поиск наи­более эффективных путей использования своих правомочий и реализа­ции своих гражданских обязанностей, долга в правовой сфере. Одна­ко, хотя позитивная социально-правовая активность в полной мере соответствует духу правового государства и демократическому об­щественному строю, она еще не свойственна широким кругам российс­кого населения. В индивидуальном правосознании россиян содержатся консервативные элементы (социальные привычки, установки), ко­торые унаследованы от ранее полученной в советский период право­вой деформации личности. На личностном уровне правосознания могут существовать два рода противоречий: одно связано с прямым, до сих пор имеющим место собственно правовым насилием и унижением достоинства личности со стороны государства, общества, его институ­тов; второе же - с неурегулированностью отношений личность - “другой” (“другие”).

Противоречия в сфере отношений личность - “другие” в России усугубляется из-за того, что здесь, во-первых, до сих пор преоб­ладают не правовые, а морально-этические регуляторы поведения (например доверие - недоверие, совесть и пр.), а во-вторых, вместо взаимности в интерпретации прав и обязанностей партнеров по отношению друг к другу действует преимущественно механизм пси­хологического обмена, реализуемый по формуле “ты - мне, я - те­бе”.

Единственно действенным путем построения у нас правового об­щества является путь “снизу”, т.е. становления сознания личности и ее способности и умения оценивать и защищать свои права. При этом начальным моментом должно стать развитие у личности способ­ности регулировать взаимоотношения с другим человеком без того, чтобы игнорировать чужие и жертвовать своими интересами.

Превентивной психологии

Превентивная психология- это направление юридической психо­логии, которое изучает природу и механизмы отклоняющегося поведе­ния с позиции междисциплинарного системного подхода, включая лич­ностные, социальные, социально-психологические, психолого-педаго­гические факторы, обуславливающие социопатогенез, а также предла­гает научно обоснованные рекомендации по психологическому обеспе­чению, предупреждению, диагностике и коррекции отклоняющегося по­ведения.

Объектом исследований отечественных превентивных психологов преимущественно являются социально-дезадаптивные дети и подростки (иначе “трудновоспитуемые”, “педагогогически запущенные”), чье отклоняющееся поведение на докриминальном уровне носит формы аг­рессивного, корыстного или социально-пассивного саморазрушающегося характера.

Зарубежными учеными девиантное поведение рассматривается в более широком (преимущественно социокультурном) контексте. При этом среди богатства теоретических подходов зарубежных ученых к феномену девиации следует условно выделить три ведущих направле­ния:

1) в аспекте социализации;

2) с позиции социальных реакций;

3) в плане социального контроля.

В отечественных научных традициях отклоняющееся поведение обычно изучается через анализ системы поступков или отдельных со­циальных действий, которые противоречат принятым в обществе пра­вовым или нравственным нормам. К его основным видам относят как преступное (делинквентное), так и непротивоправное (уголовно не наказуемое) аморальное поведение (например, систематическое пьян­ство, стяжательство, сексуальные и другие формы асоциальной рас­пущенности). Однако приведенное выделение видов девиантного пове­дения является достаточно условным, т.к. игнорирование мораль­но-нравственных норм довольно часто перерастает в преступление или иное правонарушение.

Актуальность разработки нового, более многопланового (в том числе базирующегося на достижениях психологической науки ) подхо­да к проблеме профилактики и предупреждения отклоняющегося пове­дения, состоит в том, чтобы в постсоветской России при построении правового государства отказаться от ранее существовавшей “кара­тельной профилактики”, основанной на императиве санкций, а также мерах жесткого социального и административного контроля. Новый подход должен быть как “охранно-защитная профилактика”, представ­лять собой комплекс мероприятий социальной, правовой, медицинс­кой, педагогической и психологической помощи и поддержки конкрет­ным категориям граждан и их общностям.

Среди первостепенных задач превентивной психологии рассмат­риваются следующие:

1) выявление закономерностей и механизмов отклоняющегося по­ведения, а также факторов, вызывающих социопатогенез, и разработ­ка мер по их нейтрализации;

2) психологическое обеспечение социально-правовой и коррек­ционно-реабилитационной практики, осуществляемой учреждениями и специальными службами различных ведомств (народного образования, социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных органов и пр.).

Реализация первой из указанных задач требует проведения сис­темного исследования генезиса отклоняющегося поведения, где воз­можно вскрытие сложной взаимосвязи биологических, социальных и культурных факторов, играющих различную роль на разных этапах развития индивида. Разноплановые негативные факторы, обуславлива­ющие генезис асоциального поведения, можно классифицировать сле­дующим образом:

1) индивидный фактор, действующий на уровне биопсихологичес­ких предпосылок асоциального поведения, которые моут затруднять социальную адаптацию индивида;

2) психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах семейного развития, школьного и других видов образования, в фор­мализме воспитательных функций производственных коллективов и т.д.;

3) социально-психологический фактор, охватывающий неблагоп­риятные особенности взаимодействия человека со своим ближним ок­ружением (в семье, на улице, в классе, на производстве и т.д.);

4) личностный фактор, раскрывающийся в активно-избирательном отношении человека к предпочитаемым видам деятельности и среде общения, а также к социальным нормам и ценностям, реализуемым конкретными государственными и общественными институтами;

5) социальный фактор, определяющийся политическими, социаль­ными, правовыми, экономическими, культурными, этническими и дру­гими условиями, которые имеют место в социуме.

Вышеуказанные факторы действуют не изолированно, а во взаи­мосвязи, в контексте жизненных ситуаций. При этом в различных возрастных периодах существует своя иерархия и проявляется в раз­ной мере негативный вклад различных факторов в генезис отклоняю­щегося поведения.

Механизмы девиантного поведения различны на разных стадиях психосоциального развития человека и в контексте разноплановости действий в конкретных жизненных ситуациях тех или иных факторов. Так для “трудных подростков” харатерны:

гиперидентификация со своей спонтанной группой сверстников и нарушение межличностных отношений со взрослыми (родите­лями, учителями, и пр.);

подверженность эмоциональному заражению при демонстрации “иррационального протеста” как самоутверждения;

определенная жесткость, вызванная, с одной стороны, упро­щенным пониманием мужественности (отождествление ее с грубостью), а с другой - анонимностью группового поведения (появление чувства безнаказанности).

В связи с тем, что поведение “трудного подростка” преиму­щественно ситуативно, а социальные нормы еще не стали действенным регулятором, то для него типичным является постоянное стремление выделиться и привлечь внимание (причем неважно чем: внешним ви­дом, жаргоном, манерой поведения и пр.).

В отношении молодежи причины девиантного поведения часто объясняются реально имеющимся разрывом в их возможностях и степе­ни удовлетворения ими тех или иных потребностей. При этом именно стремление к преодолению такого разрыва чаще всего и является тем внутренним мотивом, который побуждает молодых людей с недостаточ­но устойчивой социальной ориентацией к поступкам и действиям, противоречащим социально-этническим или правовым нормам.

В социально-психологическом плане в выборе механизмов деви­антного поведения решающая роль принадлежит отношению самой лич­ности к совершаемым ею нарушениям, реагированию на мнение окружа­ющих, всего общества. Для большинства девиантов это отношение но­сит самооправдательный характер, в чем, в частности, и проявляют­ся конкретные психологические механизмы защиты (проекция, вытес­нение, отрицание, подавление и др.). Поэтому самооправдание своих асоциальных поступков и действий, какими бы тяжелыми и опасными они ни были, есть реальный психологический феномен, который может затруднить проведение с ними профилактической работы. Так, по данным криминологов, признание вины в совершенном преступлении встречается лишь у четверти убийц, воров, насильников и еще более редко у хулиганов. Среди алкоголиков каждый пятый лично мало оза­бочен тем, что о нем думают другие люди.

В отечественной превентивной психологии в настоящее время ведутся активные исследования по разработке типологий и психоло­гических характеристик, прежде всего, детей и подростков с пато­генной, психосоциальной и социальной дезадаптацией. Однако прог­рессирующая тенденция роста различных проявлений девиантного по­ведения ставит вопрос об изучении факторов и механизмов не только по конкретным видам отклоняющегося поведения, типичным для опре­деленных возрастных групп, а разработка более глубоких концепций - о сути и механизмах социальной девиации. Ведь девиантное поведе­ние как сложное многоплановое социальное явление, во-первых, не может быть раскрыто лишь через определенные аспекты (личностные, социальные, культурные и др.), во-вторых, быть сведено лишь к от­дельным видам проявлений (аморальный поступок, деликт, девиации и т.п.). Девиантное поведение– это специфический способ передачи, усвоения и закрепления проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий. Операционализм предложенного опреде­ления, на наш взгляд, позволяет четко увидеть актуальность именно междисциплинарного подхода к исследованию девиантного поведения. Ведь его могут провоцировать (стимулировать) нестабильные полити­ческие, социально-экономические условия, неразработанность законодательства и дефекты правовой системы, недостатки семейно-бы­товых отношений, деформированные индивидуально-личностные потреб­ности, социально-культурное окружение, межгрупповые отношения и межличностное взаимодействие людей друг с другом.

Для реализации второй узловой задачи превентивной психологии – психологического обеспечения социально-правовой и коррекцион­но-реабилитационной практики с девиантными людьми - актуальным является, прежде всего, разработка адекватных методических средств по диагностике и коррекции, причем в рамках профессио­нальной компетенции лиц, занимающихся профилактической деятель­ностью (психологи, социальные работники, учителя, воспитатели, сотрудники правоохранительных органов и др.).

Инструментарий превентивной диагностики должен быть состав­ной частью так называемых диагностико-коррекционных комплексов. Они должны позволять, с одной стороны, выявлять вид дефекта пси­хосоциального развития, а с другой - определять комплексную кор­рекционную программу его устранения.

В процессе превентивной психодиагностики и психокоррекции может быть реализован следующий процедурный алгоритм.

Диагностика должна начинаться с выявления наличия либо от­сутствия психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, затруднивших социальную адаптацию ребенка (отставание или задерж­ки в умственном развитии, наличие или отсутствие нервно-психичес­ких заболеваний и патологий неврозов, психопатий, психиатрических расстройств и т.п.). При обнаружении подобных предпосылок требу­ются специальные лечебно-воспитательные программы, в реализацию которых необходимо включать патопсихологов, дефектологов, вра­чей-психиаторов и других специалистов.

Далее важно выявлять возможные дефекты индивидуально-психо­логического плана, в том числе нарушений эмоционально-волевой и мотивационной сферы (повышенная тревожность, агрессивность, сни­женные эмпатийные качества, акцентуации характера, неадекватная самооценка и т.д.). Для устранения данного типа дефектов требует­ся индивидуальный психолого-педагогический подход, а также некото­рые дополнительные психокоррекционные программы.

При дальнейшей диагностике выясняется уровень социального развития человека, в том числе изучается включенность в различные сферы социализации (познание, общение, труд и др.), характер ре­ферентной ориентации на определенные группы и социальные слои, а также выявляется направленность личности (ценностно-смысловые предпочтения, социальные установки, ожидания и т.д.). Для после­дующего определения условий, обуславливающих социальную дезадап­тацию, исследуется атмосфера семьи, характер межличностных отноше­ний и социометрический статус человека в среде сверстников (кол­лег) и многое другое. Полученная в данном случае информация, воз­можно, потребует распространения коррекционно-профилактической деятельности и на ближайшую микросреду дезадаптанта.

Сегодня наиболее углубленное психологическое знание и наибо­лее полный диагностико-коррекционный инструментарий применяется психологами, работающими с детьми и семьями групп риска в системе учреждений образования и социальной защиты. Здесь психологи имеют надежные психодиагностические методики для выявления нарушений познавательных процессов, эмоционально-волевой и комму­никативной сферы характерологических и мотивационных особенностей детей и подростков. На основе результатов психодиагностики разра­батываются индивидуальные и групповые психокоррекционные програм­мы по устранению имеющихся дефектов. Одновременно широкое расп­ространение получило психологическое консультирование родителей девиантных детей, их учителей и воспитателей с целью реализации индивидуального подхода к дезадаптированным детям и подросткам.

КРИМИНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Криминальная психологияявляется разделом юридической психо­логии, которая изучает закономерности и механизмы подготовки и совершения преступлений отдельными лицами и преступными группами, психологические аспекты вины и роль потерпевших в преступном дея­нии, а также разрабатывает психологически обоснованные теории и типологии(классификации) личности преступников, рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.

Криминальное поведение– это всегда сложное многофакторное явление, которое должно анализироваться не только в структурном и функциональном планах, но и в аспекте генезиса - возникновения у субъектов мотивации преступного деяния, особенностей выбора средств и принятия решения. Криминальное поведение отличается от правопослушного как по содержанию, направленности, так и по пси­хорегуляционным особенностям. В связи с этим предметом присталь­ного внимания со стороны криминальных психологов выступает изуче­ние, с одной стороны, истоков асоциальности личностей конкретного типа преступников, степени его антиобщественных взглядов и уста­новок, криминальных привычек и навыков, а с другой роли кримино­генной ситуации и самого асоциального субъекта в развитии преступного деяния.

Преступного поведения

Биологические и социальные факторы являются детерминантами криминального поведения, интегрируясь в личностно-психологических качествах преступника, являющегося субъектом противоправного дея­ния. Для поведения большинства преступников характерны социально ценностная дезадаптация и дефекты саморегуляции. Доказано, что преступники отличаются от правопослушных граждан в наибольшей степени отношением к таким ценностям как общественно-полезная де­ятельность, нравственность, эстетическое удовольствие, брак, семья, дети. Преступники являются людьми более фаталистичными и меланхоличными (т.е. крайне отрицательно оценивающими свою прожи­тую жизнь, повседневные дела и жизненные перспективы), у них так­же занижена потребность в социально-приемлемой саморегуляции. Все это может свидетельствовать о том, что преступников от непреступ­ников отличает не одно какое-то ведущее психологическое свойство, а неповторимое сочетание и особый удельный вес каждого из лич­ностных свойств (своеобразный “симптомокомплекс”), который харак­теризует деликвентную личность как человека с особой “жизненной философией” и поведенческими стереотипами.

В качестве психологических предпосылок преступного поведения могут выступать феномены отчуждения и тревожности. По мнению ученых, социально-психологическое отчуждение есть развивающая­ся чаще всего в результате эмоционального отвергания родителя­ми(психологической депривации), из безразличия, а также усвоенной социально-психологической дистанцией между индивидом и средой, изолированность от ценностей общества и невключенность в эмоцио­нальные контакты, отчужденность от общества в целом, его социаль­ных институтов и малых групп(семья, коллектив и др.). Фатально однозначно изолированность не может рассматриваться в качестве причины прес­тупного поведения, но она формирует общую нежелательную направ­ленность личности, которая может предопределять уголовно-наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты.

По данным эмпирических исследований наиболее отчужденными среди деликвентов являются бродяги, а среди них - алкоголики. Среди преступников наибольшая отчужденность наблюдается у лиц, отбывающих длительные сроки наказания в виде лишения свободы.

Большой криминогенностью обладает и феномен личностной тревож­ности, обусловленный наличием у определенного типа людей значи­тельного беспредметного страха. Как личностное свойство тревож­ность может возникнуть из-за постоянного ощущения неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могу­щества и угрожающего характера. В случае, когда человек, обладаю­щий чрезмерным уровнем тревожности, начинает оценивать субъективную угрозу безопасности, то он может предпринять попытки насильственных действий, против людей или явлений, которые воспринимаются им как угрожающие, деструктивные. В этом случае человек может совершить преступление, чтобы не разрушить представление о самом себе, своем месте в мире, самоощущении, самоценности, чтобы не прекра­тилось его биологическое и социальное бытие. По данным эмпиричес­ких исследований, тревожность как причина преступного поведения присуща преступникам женского пола, а также несовершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением.

Рассмотренные феномены тревожности и отчужденности диалекти­чески между собой взаимосвязаны, а поэтому при низких регуляцион­ных возможностях возникающие сначала асоциальные, а затем и анти­социальные установки и привычки не только не контролируются, но и могут становиться целеобразующими механизмами преступного поведе­ния.

Антисоциальное поведение может быть обусловлено не только рассудочным отношением к действительности, но и неосознаваемыми компонентами психики. В первом случае налицо так называемые умыш­ленные преступления, которые в зависимости от регуляционных осо­бенностей можно подразделить на следующие 3 вида:

1) преступления целевые, где всегда имеются определенные лич­ные интересы (материальная выгода, карьера, месть и др.);

2) преступления-самоцели, где сам процесс их совершения дос­тавляет чувство удовлетворения преступнику(хулиганство, сексуальное насилие и др.);

3) преступления – средства достижения других целей, где налицо неправильное понимание групповых или общественных интере­сов (например, ущемление прав граждан должностными лицами, осуществляемое “для экономии” и т.п.).

Во втором случае преступное поведение обуславливается таким механизмом как антисоциальные поведенческие стереотипы (привычки, навыки, установки). С позиций криминальной психологии последние часто ведут к ситуативно-импульсивному поведению, особенно в слу­чаях наличия у человека низкого уровня психической регуляции. В этой связи даже в отношении устойчивых преступников следует гово­рить о ситуативной обусловленности поведения, но уже вызываемыми характерологическими особенностями их личности, сформированными асоциальными операциональными установками(повторение определенно­го способа поведения в о<

Наши рекомендации