Тест № 9 Оценка агрессивности руководителя.

Флегматичный человек редко оказывается хорошим руководителем, но подчиненным не слаще и с чрезмерно агрессивным руководителем, на­брасывающимся на них каждый раз, как тигр из засады.

Тест А. Ассингера позволяет выявить, достаточно ли руководитель кор­ректен в отношениях с коллегами, подчиненным и легко ли им общать­ся с ним. Для большей объективности ответов можно провести вза­имооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

Занесите в бланк для ответов выбранную Вами позицию.

I. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

1. Всегда. 2. Иногда. 3. Никогда.

II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

1.Внутренне кипите. 2.Сохраняете полное спокойствие. 3.Теряете самообладание.

III. Каким считают Вас коллеги?

1. Самоуверенным и завистливым.

2. Дружелюбным.

3.Спокойным и независимым.

IV. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

1. Примете ее с некоторыми опасениями.

2. Согласитесь без колебаний.

3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему «по первое число».

2. Заставите вернуть.

3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

1. «Что это тебя так задержало?».

2. «Где ты торчишь допоздна?».

3. «Я уже начал(а) волноваться».

VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

1. Стараетесь обогнать машину, которая показала вам «хвост».

2. Вам все равно, сколько машин Вас обошло.

3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.

VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

1. Сбалансированными.

2. Легкомысленными.

3. Крайне жесткими.

IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

1. Пытаетесь свалить вину на другого.

2. Смиряетесь.

3. Становитесь впредь осторожнее.

X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

1. «Пора бы запретить им такие развлечения».

2. «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать».

3. «И чего мы столько с ними возимся?».

XI. Что вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?

1. «И зачем я только на это нервы тратил?».

2. «Видно, его физиономия шефу приятнее».

3. «Может быть, мне это удастся в другой раз?».

XII. Как Вы смотрите страшный фильм?

1. Боитесь.

2. Скучаете.

3. Получаете искреннее удовольствие.

XIII. Если из-за дорожной пробки Вы опаздали на важное совещание?

1. Будете нервничать во время заседания.

2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.

3. Огорчитесь.

XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

1. Обязательно стараетесь выиграть.

2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.

3. Очень сердитесь, если не везет.

XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

1. Стерпите, избегая скандала.

2. Вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание.

3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?

1. Поговорите с учителем.

2. Устроите скандал родителям «малолетнего преступника».

3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

XVII. Какой, по Вашему, Вы человек?

1. Средний.

2. Самоуверенный.

3. Пробивной.

XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед Вами?

1. «Простите, это моя вина».

2. «Ничего, пустяки».

3. «А повнимательней Вы быть не можете?!».

XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства
среди молодежи?

1. «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»

2. «Надо бы ввести телесные наказания».

3. «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!».

XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочитаете?

1. Тигра или леопарда.

2. Домашнюю кошку.

3. Медведя.

Ключ к тесту № 9

Внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.

45 и более очков. Вы излишне агрессивны и при этом нередко бываете неуравновешенным и чрезмерно жестким по отношению к другим людям. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, и добиться успеха, жертвуя интересами домашних, окружающих. Поэтому Вас не удивляет не­приязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы старае­тесь их за это наказать.

36—44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно иде­те по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что Вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком... И все же побольше решительности Вам не помешает.

Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам — по одному очку, то взрывы Вашей агрес­сивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный ха­рактер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее чем по семи вопросам — по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивно­сти, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.

Примечание: методы деловой оценки кадров могут быть исполь­зованы различными субъектами образования в соответствии с их целями. Занятия, связанные с деловой оценкой претендентов на долж­ность или конкретных должностных лиц, могут проводиться для лю­бой категории кадров образования. Особую актуальность приобре­тают эти методы в технологиях управления качеством образования. В этой связи не только руководители всех уровней, но и специалисты должны владеть методами деловой оценки и самооценки.

Использованная литература и тексты

1. Алексеев, А. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А. А. Алексеев, Л. А. Громкова. – СПб., 1993.

2. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2004.

3. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А.А.Реан. - СПб.: Питер, 2001.

4. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. – М.: Академический проект, 2004.

5. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

6. Жук, А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб. – метод. Пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. – 2-е изд. – Мн.: Аверсэв, 2004.

7. Куницина, В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.

8. Майерс, Д. Социальная психология / Девид Майерс. – СПб.: Питер, 1997.

9. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – М., 1995.

10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001.

11. Психология и педагогика: учеб. пособие/Под ред. К. А. Абуль­хановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. – М.: Изд – во «Совершенство», 1998.

12. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов, 1998.

13. Тутушкина, М. К. Современная практическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. К. Тутушкина, Е. А. Соловьева, О. Б. Годлиник и др.; Под ред. М. К. Тутушкиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

14. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и методикам обучения / А. В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004.

15. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М., 2000.

Наши рекомендации