Блок-модуль 1. Специальная психология, ее предмет. Задачи и связь с другими науками
Блок-модуль 1. Специальная психология, ее предмет. Задачи и связь с другими науками
1. Определения предметного содержания специальной психологии. Категориально - понятийный аппарат специальной психологии
2. Раскройте связь специальной психологии с психологическими дисциплинами. Чем определяются эти связи с специальной психологии?
3. Методология специальной психологии.
4. Теоретическое и практическое значение специальной психологии и специальной педагогики.
Тезаурус:специальная психология, специальная педагогика, проблема, нарушенное развитие, неблагоприятная ситуация, закономерности, предметное содержание, типологические особенности.
Литература:
1.Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В.Кузнецовой.– М., 2002.
2.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 2002.
3.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.
4. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Рост.на Дону: Феникс,2000.
5. Сорокин В.М. Специальная психология / Под. Ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь» 2003. – 216с.
6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПБ., 2001
7. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.
8. Петрова В.Г. Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М.,1998.
9. Усанова О.Н. Специальная психология. М. , 2002.
10. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. и др. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер. 2006. – (Серия «Учебное пособие»).
Блок- модуль 2. История развития специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики.
1. Проанализируйте основные тенденции развития представлений об аномальном человеке в истории философской мысли.
2. Зарождение государственной системы предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении у детей и подростков.
3. Развитие системы специального образования, ее роль в становлении специальной психологии и специальной педагогики.
4. Исторические изменения в отношении общества к инвалидам. Отношение к инвалидам в наше время.
Тезаурус:история научного познания, гипотеза, философская мысль, обыденная, житейская психология, житейские знания, религиозное сознание, источник знаний, научно-просветительская работа.
Литература:
1. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология. – Рост. на Дону., 1998.
2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.
3. Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика. – Рост.на Дону.,2002.
4. Замский Х. С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины Х1Х в. М., 1995.
5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1999.
6. Коннабих Ю. История психиатрии. М., 1994.
7. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1999.
8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 2002.
9. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.:1996
10. Сорокин В.М. Специальная психология / Под. Ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь» 2003.
11. Шиповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.
Блок- модуль 3. Нормальное, аномальное и отклоняющееся развитие
1.Значение проблемы норма и патология для специальной психологии.
2.Понятие нормы и аномальности. Нормативное и отклоняющиеся развитие.
3.Психология здоровья и современные представления о психическом здоровье.
4.Уровневая концепция в решении проблемы нормы и патологии. Психический дизонтогенез, как «болезни развития».
5.Психологические и социальные аспекты понятия инвалидности.
Тезаурус: норма, патология, дефектология, дизонтогенез, аномалия, инвалид, недоразвитие,аномальное развитие, ненармальное развитие, анармальное развитие, нарушенное развитие, поврежденное развитие, негармоничное развитие, стесненное развитие, субнормальное развитие, неблагоприятные условия, индивидуальные, статистические, групповые, возрастные, предметные, социо-культурные нормы, здоровье, психическое здоровье, психологическое здоровье.
Методические указания
Литература:
1. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология. – Рост. на Дону., 1998.
2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.
3. Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика. – Рост.на Дону.,2002.
4. Замский Х. С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины Х1Х в. М., 1995.
5. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология./Под ред. М.Р. Гинзберга. – М.: «Ин-т практ. псих. ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1999.
7. Коннабих Ю. История психиатрии. М., 1994.
8. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1999.
9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 2002.
10. Никифоров Г.С. Психология здоровья.СПб.,2002.
11. Сорокин В.М. Специальная психология / Под. Ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь» 2003.
12. Шиповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.
13. Холмс Д. Анормальная психология.- СПб.: Питер, 2003.
14. Усанова О.Н. Специальная психология. М. , 2002.
15. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. и др. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер. 2006. – (Серия «Учебное пособие»).
Вопросы для обсуждения
1. Определение страха и его разграничение. Виды страхов. Значение страха.
2. Распространенность страхов. Фобии (школьные, социальные и т.д.) Панические атаки.
3. Анализ нарушений поведения в состоянии страха, с преобладанием психической неустойчивости.
4. Семейная обусловленность страхов. Возрастные особенности.
5. Проявление страха при неврозах, при ЗПР, инфантилизме, гиподинамии, речевых нарушениях и заикании.
6. Диагностика и психолого-педагогическая коррекция страхов. Организация деловых игр учетом роли матери при снятии страха.
Тезаурус:тревога, эмоции, травмирующий фактор, опасность, волнение, ужас, беспокойства, боязнь, угроза, фобии, переживания, опасения, избегания, сигналы безопасности, панические атаки, агорафобия, школьная фобия, навязчивые страхи, клаустрофобия, невроз страха, социальные фобии, нозофобия,
Литература:
1. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Из-во Союз, 2000. – С.67-79.
2. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика,1986 – 109с.
3. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. С.48-78.
4. Детская патопсихология: Хрестоматия, /Сост. Н.Л.Белопольская. – М.:Когито-Центр, 2000. – С. 226-237.
5. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. – Уфа.,2001. – С. 39-44.
6. Фриц Риман Основные формы страха: Исследования в области глубинной психологии./Пер. с нем. – М 1998.
7. Как выявить и предупредить детские страхи/Дошкольное воспитание, 1997,№ 5, С-65.
8. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей.М.: Знание, 1981.
9.Хельмут Ремшмидт Детская и подростковая психиатрия. /Пер.с нем. – М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2001.- С.-288-309.
10. Майкл Раттер помощь трудным детям /Пер. с анг. Е.Алексеевой, С.Нуровой. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс.1999. (Мир психологии). – С-257-270.
Литература
1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986 - С. 27-29.
2. Кон И.С. Введение в сексологию.М.: Просвящение.1990.
3. Психосексология :Хрестоматия. (сост. К.В. Сельченок. Мн.Харвест, 1998.-С.496.
4. Детская и подростковая психиатрия, (сост. Х.Ремшмидт). 2002.
5. .Гэри Ф.Келли. Основы современной сексологии. СПб; из-во Питер. 2000.-С. 896.
6. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. –Уфа, 2001.
7. Васильченко Г.С. Нарушения психосексуального развития. В кн. Психосексология.- Минск: Хорвест. 1998.
8. Кле Мишель. Психосексуальное развитие подростка. М.:Педагогика, 1991.
9. Психология подростка. /под. Ред. А.А. Реана.-СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 480с.
10. Шапиро Б. Половое «антивоспитание» и его последствия.// Народное образование –Чехов: Нар. Образование. №7-8, 1993..
11. .Майкл Раттер. Помощь трудным детям. – М., 1999.
Блок - модуль29
Блок – модуль30
Блок-модуль 1. Специальная психология, ее предмет. Задачи и связь с другими науками
1. Определения предметного содержания специальной психологии. Категориально - понятийный аппарат специальной психологии
2. Раскройте связь специальной психологии с психологическими дисциплинами. Чем определяются эти связи с специальной психологии?
3. Методология специальной психологии.
4. Теоретическое и практическое значение специальной психологии и специальной педагогики.
Тезаурус:специальная психология, специальная педагогика, проблема, нарушенное развитие, неблагоприятная ситуация, закономерности, предметное содержание, типологические особенности.
Литература:
1.Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В.Кузнецовой.– М., 2002.
2.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 2002.
3.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.
4. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Рост.на Дону: Феникс,2000.
5. Сорокин В.М. Специальная психология / Под. Ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь» 2003. – 216с.
6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПБ., 2001
7. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. СПб., 2000.
8. Петрова В.Г. Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М.,1998.
9. Усанова О.Н. Специальная психология. М. , 2002.
10. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. и др. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер. 2006. – (Серия «Учебное пособие»).