Первые исторические формы соц-псих знания
Первые теории социально-психологического знания создавались в канонах философского знания, были умозрительны (описательный характер соц.псих-и). Из всего многообразия первых соц-псих теорий обычно выделяют 3 наиболее значимые: псих-ю народов, псих-ю масс и теорию инстинктов соц-го поведения. Критерием их различения является способ анализа взаимоотношений личности и общества. Возможны 2 принципиальных решения: признание примата личности (псих-я масс и т-я инстинктов соц поведения) или примата общества (псих-я народов).
Психология народов, как одна из первых форм соц-псих-х теорий, сложилась в середине 19 в. в Германии. Предлагала коллективистическое решение вопроса о соотношении личности и общества. Есть индивидуальная душа, которая подчинена сверхиндивидуальной (нация). Непосредственными создателями психологии народов выступили Лацарус и Штейнталь. В их работе была сформулирована опирающаяся на Гегеля мысль о том, что главная сила истории- народ, который выражает себя в искусстве, религии, языках и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт. Задача соц псих- познать психологическую сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа. В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах Вундта. Психология народов в работах Вундта закрепилась, как чисто описательная (изучение языка, мифов, обычаев, искусства). Эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто, кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.
Психология масс- другая форма соц-псих теорий, т.к. дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с индивидуалистических позиций. Эта теория родилась во Франции в концепции подражания Тарда. Он считал, что социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как идеи подражания. Именно идеи Тарда о подражании и иррациональных моментах в соц поведении были усвоены создателями психологии масс. Это были Сигеле и Лебон. Тем более 19 в ознаменовался многочисленными массовыми выступлениями. Чисто теоретическое значение психологии масс оказалось двойственным: с одной стороны, здесь было предложено определенное объяснение взаимоотношений личности и общества, но, с другой, это объяснение было не обосновано. Формально признавался примат индивида над обществом, но само общество произвольно сводилось к толпе. Серьезного значения для дальнейшей судьбы соц псих-и концепция псих-и масс не имела, но тематика до сих пор представляет большой интерес.
Теория инстинктов социального поведения (Макдаугалла)- причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. В противовес бихевиоризму он говорит, что стремление (желание, порыв) выступают как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение и реализующаяся в качестве инстинктов. Инстинкты включают афферентную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля и т.д. Не смотря на популярность идей Макдаугалла, они сыграли отрицательную роль в истории науки (интерпретация социального поведения с точки зрении некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы индивида и человечества. Преодоление идей т. Инстинктов послужило дальнейшей вехой становления научной соц псих-и.
Подытоживая, можем сказать, что:
· были выделены и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению: о соотношении сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.д.
· в первых подходах пытались найти решение, походя с 3- сторон, социальной и психологической, но только социально-психологический подход смог дать ответ.
· Первые соц-псих исследовании оказались слабыми, т.к. не опирались на какую-либо исследовательскую практику, были умозрительными.
Однако не смотря на все минусы, социальная психология была заявлена, как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. В 1908 г, этот год считается годом окончательного утверждения соц псих-и как самостоятельной науки.
Дискуссия о предмете соц пси: 20-е гг. и 50-60-е гг.
20-е гг.: Челпанов (деление на собственно пси – без марксизма и соц пси – с марксизмом), отрицают необходимость деления Артемов(пси индивида и пси коллектива), Корнилов(реактология), Блонский (вся пси - социальная), Бехтерев (коллективная рефлексология, исследует поведение личности в коллективе, условия их возникновения и т.д.). Нет четкости относительно понимания предмета, 2 понимания: 1) учение о соц детерминации пси процессов и 2) исследование явлений, порождаемых коллективом.
Выготский– культурно-историческая теория: социальная пси (общая пси+соц детерминация пси процессов) и коллективная пси (пси церкви, войска и др групп).
50-60-е гг. 3 подхода. Социологический: соц пси изучает массовидные явления психики. Психологический: соц пси изучает личность. Их синтез: соц пси изучает массовые пси процессы и положение личности в группе.
Все существующие сегодня подходы к предмету соц пси можно объединить в 4 группы: 2 интер- и 2 интрадисциплинарных.
Современное состояние соц пси в России:
- меньший стаж по сравнению с зарубежной соц пси (с 50-х гг.)
- построение на основе культурно-исторического подхода и марксизма
- прикладная соц пси – последнее 10летие
- проблемы финансирования, развитие в основном только финансируемы направлений
- необходимость наработки инструментария: много переводной литературы, которую нужно адаптировать
- поверхностные знания о соц пси в массах, неадекватность понимания социального психолога
- много низкоквалифицированных психологов
- неравномерный рост и развитие направлений соц пси
__________________________________________________________________________________________
КРАТКО
Начальный этап выделения социальной психологии в самостоятельную науку можно определить как феноменологический (середина Х1Х в.). Он связан:
1) с развитием языкознания;
2) накоплением значительных фактов в области этнографии, антропологии, археологии;
3) становлением массового производства и развитием городов.
На этом этапе социально-психологические феномены выделяются в самостоятельные психические явления (народный дух, поведение толпы, подражание, внушение). Для их изучения разрабатываются способы и приемы исследования. В этот период ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковый материалы, не подвергая их количественной обработке и экспериментальной проверке. Английский антрополог Э. Тейлор завершает работу о первобытной культуре, американский этнограф Л. Морган исследует быт индейцев, французский социолог и этнограф Л. Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека.
Непосредственными «родителями» социальной психологии считаются психология и социология.
Психология второй половины Х1Х века – это прежде всего психология индивида, ее социальный аспект лишь намечается. Наиболее это заметно в патопсихологии. Психиатрическая практика использует гипноз как специфическую форму внушения, рассматриваются вопросы регуляции поведения человека другим индивидуумом. Как отмечает М. Г. Ярошевский (1976 г.), прообраз социальной психологии зарождается на боковых путях психологии, а не на магистральной линии развития.
Социология как самостоятельная дисциплина начала функционировать в середине Х1Х в. (родоначальник – французский философ О. Конт). Попытки объяснить социальные явления независимо от других наук не удались. Корни социальных явлений, как правило, находились в психологии. Так, французский социолог Г. Тард представлял общую модель социального как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Подобные модели оказались несостоятельными, после чего законы социального стали сводиться к законам коллективной психики.
Оформляется психологическое направление в социологии. Его родоначальники: Л. Уорд и Ф. Гиддингс. Это направление, с одной стороны, тормозило становление социальной психологии как самостоятельной дисциплины, так как запутывало вопрос о ее предмете, с другой – вызывало повышенный интерес к развитию социально-психологического знания.