Паника как массовое психическое явление.

Паника (panikon – безотчетный ужас) –состояние массового страха при угрозе.

Характеристики паники:

1) возникает в больших группах;

2) вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на угрозе;

3) возникает стихийно и неорганизованно;

4) свойственна поведенческая неопределенность людей.

Виды паники:

1) по охвату людей:

а) массовая; б) индивидуальная;

2) по характеру:

а) аффективная паника – групповая реакция, регулируемая мгновенно охватившими людей сильными чувствами ужаса и страха. Начинается с индивидуальной паники паникеров, которые заражают паническими настроениями других людей;

б) поведенческая паника – эмоционально продиктованные осмысленные решения и действия, которые не всегда адекватны угрозе или причине, побуждающих к ним. Возникает не в толпе, а среди населения или его отдельных групп.

Формы проявления паники:

1) массовое бегство – неосознанное бегство людей от мнимой или реальной опасности;

2) панические настроения – психологические состояния отдельных лиц или целых классов, слоев общества. Поведение подвержено случайным стимулам, плохо предсказуемо;

3) экономическая паника.

Факторы, способствующие развитию паники:

1) атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей;

2) опасности, в случае свершения грозит человеку смертью, увечьем;

3) кратковременность ситуации для принятия решения, от которого многое зависит;

4) необходимости действовать без осознанного плана;

5) наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов;

6) большое количество людей, подверженных панике;

7) некоторые непредсказуемые стечения обстоятельств.

Факторы препятствующие панике:

1) социально-демографические особенности:

а) высокий уровень образованности;

б) имущественный статус;

в) мужской пол;

г) взрослый возраст;

2) психологические свойства личности.

Развитие паники:

1) появление стимула к панике;

2) сильная эмоциональная реакция индивидов, начинающих сеять панику;

3) эмоциональное заражение окружающих, приходящее в паническое движение;

4) всеобщая паника, которая сопровождается криками, воплями и т.д.;

5) восстановление спокойствия в результате поредения толпы и потери сил, апатия.

Способы предотвращения паники:

1) на первом этапе – громкое и властное убеждение;

2) на втором – планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей;

3) на третьем – применение сверхсильного раздражителя (предупредительного выстрела, громко переданного через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями действий).

Психология массовых слухов.

Слухи – это достоверная или частично достоверная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения.

Модель психологического воздействия слухов включает:

1) источник слуха;

2) субъект психологического воздействия – индивид передающий слух;

3) собственно слух;

4) объект психологического воздействия – индивид воспринимающий слух.

Этапы психологического воздействия слухов:

1) воздействие субъекта;

2) принятие (непринятие) воздействия объектом;

3) последствия перестройки психики объекта.

Слухи оказывают воздействие на центральную нервную систему, вызывая повышенную напряженность, стресс, вплоть до истерики.

Виды слухов:

1) по достоверности:

а) абсолютно недостоверные; б) частично правдоподобные; в) правдоподобные; г) частично неправдоподобны.

2) по экспрессивности:

а) слух-желание; б) пугающий слух; в) агрессивный слух.

3) по происхождению:

а) стихийные; б) умышленно сфабрикованные (изначально сфабрикованные и зародившиеся стихийно, но были приукрашены заинтересованными в них лицами).

4) по силе влияния:

а) будоражащие групповое мнение;

б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;

в) разрушающие связи между лицами и группами.

Факторы, способствующие распространению слухов:

1)неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей среде;

2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;

3) недоверие к информации властей;

4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов;

5) общая усталость, изнурение;

6) подтверждение предыдущих слухов;

Мотивы распространения слухов:

1) потребность в самоутверждении;

2) чувство солидарности (стремление предупредить людей об опасности);

3) неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями;

4) стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников;

5) подталкивание к действиям, которые трудно, опасно совершать в одиночку;

6) стремление выйти в лидеры;

Социально-психологические особенности восприятия слухов:

1) стремление спасаться вместе со всеми;

2) анонимность слуха, придающая ему характер достоверности;

3) одобрение слуха большинством;

4) легкая внушаемость и заражаемость части людей;

Функции слухов:

1) удовлетворение естественной потребности в общении и познании;

2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;

3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;

4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть

Последствия слухов:

1) рост напряженности;

2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности;

3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами;

4) снижение работоспособности;

5) увеличение конфликтов

6) возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.

Наши рекомендации