Паника как массовое психическое явление.
Паника (panikon – безотчетный ужас) –состояние массового страха при угрозе.
Характеристики паники:
1) возникает в больших группах;
2) вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на угрозе;
3) возникает стихийно и неорганизованно;
4) свойственна поведенческая неопределенность людей.
Виды паники:
1) по охвату людей:
а) массовая; б) индивидуальная;
2) по характеру:
а) аффективная паника – групповая реакция, регулируемая мгновенно охватившими людей сильными чувствами ужаса и страха. Начинается с индивидуальной паники паникеров, которые заражают паническими настроениями других людей;
б) поведенческая паника – эмоционально продиктованные осмысленные решения и действия, которые не всегда адекватны угрозе или причине, побуждающих к ним. Возникает не в толпе, а среди населения или его отдельных групп.
Формы проявления паники:
1) массовое бегство – неосознанное бегство людей от мнимой или реальной опасности;
2) панические настроения – психологические состояния отдельных лиц или целых классов, слоев общества. Поведение подвержено случайным стимулам, плохо предсказуемо;
3) экономическая паника.
Факторы, способствующие развитию паники:
1) атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей;
2) опасности, в случае свершения грозит человеку смертью, увечьем;
3) кратковременность ситуации для принятия решения, от которого многое зависит;
4) необходимости действовать без осознанного плана;
5) наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов;
6) большое количество людей, подверженных панике;
7) некоторые непредсказуемые стечения обстоятельств.
Факторы препятствующие панике:
1) социально-демографические особенности:
а) высокий уровень образованности;
б) имущественный статус;
в) мужской пол;
г) взрослый возраст;
2) психологические свойства личности.
Развитие паники:
1) появление стимула к панике;
2) сильная эмоциональная реакция индивидов, начинающих сеять панику;
3) эмоциональное заражение окружающих, приходящее в паническое движение;
4) всеобщая паника, которая сопровождается криками, воплями и т.д.;
5) восстановление спокойствия в результате поредения толпы и потери сил, апатия.
Способы предотвращения паники:
1) на первом этапе – громкое и властное убеждение;
2) на втором – планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей;
3) на третьем – применение сверхсильного раздражителя (предупредительного выстрела, громко переданного через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями действий).
Психология массовых слухов.
Слухи – это достоверная или частично достоверная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения.
Модель психологического воздействия слухов включает:
1) источник слуха;
2) субъект психологического воздействия – индивид передающий слух;
3) собственно слух;
4) объект психологического воздействия – индивид воспринимающий слух.
Этапы психологического воздействия слухов:
1) воздействие субъекта;
2) принятие (непринятие) воздействия объектом;
3) последствия перестройки психики объекта.
Слухи оказывают воздействие на центральную нервную систему, вызывая повышенную напряженность, стресс, вплоть до истерики.
Виды слухов:
1) по достоверности:
а) абсолютно недостоверные; б) частично правдоподобные; в) правдоподобные; г) частично неправдоподобны.
2) по экспрессивности:
а) слух-желание; б) пугающий слух; в) агрессивный слух.
3) по происхождению:
а) стихийные; б) умышленно сфабрикованные (изначально сфабрикованные и зародившиеся стихийно, но были приукрашены заинтересованными в них лицами).
4) по силе влияния:
а) будоражащие групповое мнение;
б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;
в) разрушающие связи между лицами и группами.
Факторы, способствующие распространению слухов:
1)неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей среде;
2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;
3) недоверие к информации властей;
4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов;
5) общая усталость, изнурение;
6) подтверждение предыдущих слухов;
Мотивы распространения слухов:
1) потребность в самоутверждении;
2) чувство солидарности (стремление предупредить людей об опасности);
3) неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями;
4) стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников;
5) подталкивание к действиям, которые трудно, опасно совершать в одиночку;
6) стремление выйти в лидеры;
Социально-психологические особенности восприятия слухов:
1) стремление спасаться вместе со всеми;
2) анонимность слуха, придающая ему характер достоверности;
3) одобрение слуха большинством;
4) легкая внушаемость и заражаемость части людей;
Функции слухов:
1) удовлетворение естественной потребности в общении и познании;
2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;
3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;
4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть
Последствия слухов:
1) рост напряженности;
2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности;
3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами;
4) снижение работоспособности;
5) увеличение конфликтов
6) возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.