Психологические проблемы эффективности деятельности малой группы.

Эффективность групповой деятельности - производительность труда в группе и удовлетворенность её членов совместной деятельностью.

На эффективность групповой деятельности оказывают влияние

содержательные (межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации),

формальные характеристики (число членов в группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи).

Первые описывают психологические состояния людей и непосредственно влияют на работу группы, однако они плохо поддаются изменению и зависят от формальных характеристик группы, например от ее состава. Формальные характеристики групповой работы оказывают лишь косвенное влияние на групповую деятельность – через психологию составляющих ее людей, однако управлять ими легче.

Критерии эффективности деятельности группы:

1) образовательный – включает знание предмета, общую образованность;

2) профессиональный – включают квалификацию, мастерство, творчество;

3) воспитательный – включают общественно-политическое и нравственное сознание.

Уровни соответствия деятельности группы предъявляемым к ней требованиям:

1) правовой или нормативный уровень – это соответствие группы, результатов ее работы обязательным требованиям, которые предъявляются к группе законом;

2) моральный, или сверхнормативный уровень – соответствие социальным ожиданиям, выраженным в форме нравственных суждений и общественных идеалов.

Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности:

1) величина группы оказывает как положительное влияние, так и отрицательное;

2) характер и сложность задачи, стоящей перед группой;

3) индивидуальный состав – неоднородные группы лучше справляются со сложными проблемами и задачами;

4) развитие группы (наличие общих целей, интересов, сплоченности);

5) стиль лидерства связан с уровнем социально-психологического развития группы. Для хорошо развитых групп больше демократичный и либеральный стили лидерства. К группам среднего уровня развития подходит гибкий стиль лидерства. В слаборазвитых группах, предпочтителен директивный стиль руководства с элементами демократичности;

6) микроклимат в группе, совместимость ее членов и их работоспособность;

7) форма организации ее деятельности:

а) коллективно-кооперативная – тесное взаимодействие и взаимозависимость участников группы в работе;

б) индивидуальная – основана на самостоятельной работе каждого;

в) скоординированная – каждый работает самостоятельно, но соотносительно с деятельностью остальных участников группы.

Понимание, функции и структурные элементы конфликта в малых группах Типы конфликтной личности.

Конфликт –это сложное, многомерное, многоуровневое социально-психологическое явление. Это своеобразное качество взаимодействия (между людьми или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. Это борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника. Эти противоречия могут носить объективный и субъективный характер.

Соревнование отличается от конфликта тем, что регулируется различного рода правилами, процедурами и соглашениями, с которыми, заранее согласны все участники соревнования. Конфликт может возникнуть только в случае, когда нарушаются правила соревнования.

Объект конфликта – ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон.

Предмет конфликта – противоречия, которые возникают между сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

Структура конфликта

Объект конфликта – это ценность, которая способна удовлетворить потребность, из-за овладения которой возникает конфликт. Ценности могут быть:

а) материальные;

б) социальные;

в) духовные.

Участники конфликта – отдельные индивиды, социальные группы, организации.

В зависимости от роли участника в конфликте различают:

1) противодействующие стороны или противников – главные участники конфликта, образующие его стержень. Выход из противоборства одного из противников прекращает конфликт.

2) подстрекатель – это физическое лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать.

3) пособник – лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами;

4) организатор – это физическое лицо или группа, планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др. Организатор может в одном лице совпадать с противоборствующей стороной, но может быть и самостоятельной фигурой.

Типы конфликтов по характеру сторон:

1) внутриличностный – один аспект личности противостоит другому ее аспекту;

2) межличностный – одна личность противостоит другой;

3) конфликт типа личность – группа;

4) конфликт группа – группа.

Условия конфликта – конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых конфликт развертывается, социальная среда.

Социальная среда – почва, на которой возникает и развивается конфликт, включая не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон.

Субъективное восприятие или образ конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Образ конфликта может не соответствовать истинному положению дел.

Виды образов, восприятий:

а) представления о самих себе;

б) восприятие других участников конфликта;

в) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.

Функции конфликта

Функция конфликта –роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.

По конструктивности различают:

1) общие конструктивные функции конфликта проявляются на различных уровнях социальной системы и имеют следующее значение:

а) информационное значение конфликта – состоит в обнаружении и фиксации противоречии и проблем в обществе, организации, группе;

б) способствуют разрешению противоречий, устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту;

в) интегративное значение – объединение перед общим врагом;

г) способствуют снятию социальной напряженности и стрессовой ситуации;

д) разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, предотвращению более серьезных конфликтов;

е) выяснение соотношения сил социальных групп или общностей и предотвращение более разрушительных конфликтов;

2) конструктивные функции конфликта на личностном уровне – касаются влияния конфликта непосредственного на личность и способствуют:

а) самопознанию и адекватной самооценке личности;

б) лучшему узнаванию союзниками друг друга, а также определению сил противника;

в) снятию психической напряженности в группе;

г) адаптации и социализации человека за небольшой отрезок времени;

д) самореализации и самоутверждению;

Наши рекомендации