Ведущие методы социально-психологического исследования.

Наблюдение — метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

Деление наблюдения:

Стандартизированное (предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения и тд)

Нестандартизированное (определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме)

От роли наблюдателя:

Включенное

Невключенное

По условию организации:

Полевые

Лабораторные

Объект – отдельные люди, малые группы, большие социальные общности и социальные процессы, происходящие в них.

Предмет – вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации.

Метод анализа документов - разновидность способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документ – любая информация, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях. Впервые применен как основной метод исследования У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении социальной установки.

Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 30-40-х годах в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом.

Контент-анализ – способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе лне явном содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов.

Метод опроса – весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода – получение информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т, д.) фактах со слов опрашиваемых.

Наибольшее распространение имеют два основных типа:

а) опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);

б) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития.

Интервью – разновидность опроса. В социально-психологическом исследовании используются стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее.

Анкетированиеразделяется по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое).

Метод социометрии относят к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой — диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы.

Метод групповой оценки (ГОЛ)— способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров.

Тест— краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия.

Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения:

· опыт и испытание, как принято в естественных науках;

· исследование в логике выявления причинно-следственных связей.

Эксперимент предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия.

Специфические признаки эксперимента:

1. моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация);

2. активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных);

3. измерение реакций испытуемых на это воздействие;

4. воспроизводимость результатов.

Возникновение социальной психологии как науки обязано проникновению эксперимента в исследование человеческих отношений: ставшие классическими исследования В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и др. заложили экспериментальные основы изучения «группового эффекта», социальной психологии личности. По мере развития социальной психологии данный метод приобретал все большее значение в теоретических прикладных исследованиях, совершенствовалась его техника

Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако использование эксперимента как основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е годы к кризису экспериментальной социальной психологии.

Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, то есть невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия).

Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации.

Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации в социально-психологических исследованиях.

Наши рекомендации