Социальная психология в системе наук (соотношение с общей психологией и социологией).

Социальная психология в системе наук (соотношение с общей психологией и социологией).

Социальная психология— часть психологии, изучающий поведение человека в обществе.

Социальная психология— часть психологии, занимающийся закономерностями поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Определение Г. М. Андреевой).

Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений – результата взаимодействия людей и их групп как представителей различных общностей. (Определение В. Г. Крысько).

Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. (Определение Д. Майерса)

Социальная психология включает в себя 3 основных раздела:

социальная психология групп;

социальная психология общения;

социальная психология личности.

Социальная психология, по мнению Б. Д. Парыгина, изучает:

социальную психологию личности;

социальную психологию общностей и общения;

социальные отношения;

формы духовной деятельности.

Социальная психология изучает не только социально-психологические явления. В качестве прикладной науки она исследует социально-психологический аспект (или сторону) любых реальных явлений жизни и деятельности людей практически во всех сферах. В полной мере это относится к сферам экономики, политики, права, религии, национальных отношений, образования, семьи и т. д.

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально — психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические.

Социальная психология возникла в большинстве своём на стыке психологии и социологии, но в её создании участвовали и такие науки, как биология, физиология, анатомия и другие науки, изучающие человека во всём его многообразии.

Предмет – закономерности психической деятельности, поведения и взаимодействия людей как представителей социальных групп, психологические характеристики самих этих групп и психологические аспекты любых иных явлений социальной жизни.

Основные направления социальной психологии.

Социальная психология разделяется на теоретическую и прикладную.

Теоретическая психология включает:

1) социальную психологию личности и малых групп;

2) социальную психологию больших общностей (групп);

3) социальную психологию общества.

Прикладная психология включает:

1) профессиональную социальную психологию, которая включает психологию профессиональной деятельности, трудового коллектива;

2) отраслевую социальную психологию, которая изучает социальную психологию управления, экономики и предпринимательства, образования, культуры, торговли и др.;

3) практическую психологию, которая включает систему социально-психологического обеспечения практики, социально-психологическую диагностику, экспертизу, анализ, консультирование, технологию службы доверия, семьи и др.

Дискуссия о предмете

В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа:

ПЕРВЫЙ ЭТАП

В 1920-е годы дискуссия о предмете была стимулирована двумя обстоятельствами:

1 – Задача разработки социально-психологической проблематики в условиях жизни послереволюционного общества;

2 – идейная борьба тех лет захватила область социально-психологического знания (борьба между материалистической и идеалистической психологией, когда вся психология как наука переживала период острой ломки своих философских, методо­логических оснований).

Особое значение имела точка зрения Г. И. Челпанова, который, защищая идеалистическую психологию, предложил разделить психологию на социальную и собственно психологию.

Социальная психология может разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой.

Одно из возражение Челпанову исходило от Бехтерева, который выступал с предложением создать рефлексологию (коллективую рефлексологию). Ее предмет — поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Для Бехтерева такое понимание коллективной рефлексологии представлялось преодолением субъективистской социальной психологии. Подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с условиями жизни и классовой борьбы в обществе). Хотя в таком подходе и содержалась полезная идея, общая методологическая платформа оказывалась весьма уязвимой.

Несмотря на субъективное желание многих психологов создать марксистскую социальную психологию, такая задача в 1920-е годы не была выполнена. Хотя отпор точке зрения Челпанова и был дан достаточно решительно, ключевые методологические проблемы психологии не были решены. Стремясь противостоять идеалистическому подходу, исследователи оказывались в плену позитивистской философии и механицизма. Не было четкости и относительно предмета социальной психологии: по существу были смешаны две проблемы, или два различных понимания, предмета социальной психологии.

Из борьбы мнений явился тот факт, что лишь одна из трактовок предмета социальной психологии получила права гражданства — как учение о социальной детерминации психики. Социология же в эти годы вообще оказалась под ударом, поэтому о существовании социальной психологии в ее рамках вопрос вообще не поднимался.

Факт развития социальной психологии параллельно и на Западе вне рамок марксистской традиции привёл к её отождествлению «буржуазией», исключив саму возможность существования социальной психологии в нашей стране.

Именно в этом смысле говорят о наступившем на длительный период «перерыве» в развитии социальной психологии.

Но перерыв не исключал реального существования отдельных исследований, являющихся по своему предмету социально-психологическими. Они продиктованы потребностями общественной практики, особенно педагогической. (А.С.Макаренко). Важнейшую роль сыграли исследования Л. С. Выготского - две гипотезы: об опосредованном характере психических функций и о происхождении внутренних психических процессов из деятельности. Это позволяли сделать вывод, что главный механизм развития психики — это механизм усвоения социально-исторических форм деятельности.

Поэтому идеи Выготского, высказанные в 1920-е годы, явились предпосылкой, сформировавшейся внутри психологии, чтобы точно определить предмет социальной психологии.

ВТОРОЙ ЭТАП

В конце 1950-х — начале 1960-х годов развернулся второй этап дискуссии о предмете.

Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы.

Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позвонило более пристально анализировать психологическую сторону различных проявлений общественной жизни.

Во-вторых, когда все эти проблемы с особой остротой были поставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологии. Советская психология, осуществляя радикальную перестройку на базе марксизма, превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую теоретическими работами, разветвленной практикой экспериментальных исследований.

Были созданы и необходимые субъективные предпосылки для возрождения полемики о социальной психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также месте в системе наук.

Новая дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г.Ковалева, опубликованной в журнале «Вестник ЛГУ», после чего была продолжена на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963 г.

Два вопроса:

1) понимания предмета социальной психологии и круга ее задач;

2) соотношения социальной психологии с психологией и с социологией.

Точки зрения могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.

Дискуссия о предмете

В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа:

ПЕРВЫЙ ЭТАП

В 1920-е годы дискуссия о предмете была стимулирована двумя обстоятельствами:

1 – Задача разработки социально-психологической проблематики в условиях жизни послереволюционного общества;

2 – идейная борьба тех лет захватила область социально-психологического знания (борьба между материалистической и идеалистической психологией, когда вся психология как наука переживала период острой ломки своих философских, методо­логических оснований).

Особое значение имела точка зрения Г. И. Челпанова, который, защищая идеалистическую психологию, предложил разделить психологию на социальную и собственно психологию.

Социальная психология может разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой.

Одно из возражение Челпанову исходило от Бехтерева, который выступал с предложением создать рефлексологию (коллективую рефлексологию). Ее предмет — поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Для Бехтерева такое понимание коллективной рефлексологии представлялось преодолением субъективистской социальной психологии. Подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с условиями жизни и классовой борьбы в обществе). Хотя в таком подходе и содержалась полезная идея, общая методологическая платформа оказывалась весьма уязвимой.

Несмотря на субъективное желание многих психологов создать марксистскую социальную психологию, такая задача в 1920-е годы не была выполнена. Хотя отпор точке зрения Челпанова и был дан достаточно решительно, ключевые методологические проблемы психологии не были решены. Стремясь противостоять идеалистическому подходу, исследователи оказывались в плену позитивистской философии и механицизма. Не было четкости и относительно предмета социальной психологии: по существу были смешаны две проблемы, или два различных понимания, предмета социальной психологии.

Из борьбы мнений явился тот факт, что лишь одна из трактовок предмета социальной психологии получила права гражданства — как учение о социальной детерминации психики. Социология же в эти годы вообще оказалась под ударом, поэтому о существовании социальной психологии в ее рамках вопрос вообще не поднимался.

Факт развития социальной психологии параллельно и на Западе вне рамок марксистской традиции привёл к её отождествлению «буржуазией», исключив саму возможность существования социальной психологии в нашей стране.

Именно в этом смысле говорят о наступившем на длительный период «перерыве» в развитии социальной психологии.

Но перерыв не исключал реального существования отдельных исследований, являющихся по своему предмету социально-психологическими. Они продиктованы потребностями общественной практики, особенно педагогической. (А.С.Макаренко). Важнейшую роль сыграли исследования Л. С. Выготского - две гипотезы: об опосредованном характере психических функций и о происхождении внутренних психических процессов из деятельности. Это позволяли сделать вывод, что главный механизм развития психики — это механизм усвоения социально-исторических форм деятельности.

Поэтому идеи Выготского, высказанные в 1920-е годы, явились предпосылкой, сформировавшейся внутри психологии, чтобы точно определить предмет социальной психологии.

ВТОРОЙ ЭТАП

В конце 1950-х — начале 1960-х годов развернулся второй этап дискуссии о предмете.

Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы.

Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позвонило более пристально анализировать психологическую сторону различных проявлений общественной жизни.

Во-вторых, когда все эти проблемы с особой остротой были поставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологии. Советская психология, осуществляя радикальную перестройку на базе марксизма, превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую теоретическими работами, разветвленной практикой экспериментальных исследований.

Были созданы и необходимые субъективные предпосылки для возрождения полемики о социальной психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также месте в системе наук.

Новая дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г.Ковалева, опубликованной в журнале «Вестник ЛГУ», после чего была продолжена на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963 г.

Два вопроса:

1) понимания предмета социальной психологии и круга ее задач;

2) соотношения социальной психологии с психологией и с социологией.

Точки зрения могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.

Политическая психология

Историю политической психологии можно исчислять с тех времен, когда появились первые, пусть самые примитивные политические отношения между людьми, появились проблема власти, и проблема социальных и международных отношений.

Задолго до возникновения политической психологии интерес к ее проблемам проявляли почти все авторитетные представители психологической науки (З.Фрейд, А.Адлер, Б.Скиннер и др.).

Россию можно по праву назвать первой страной, где уже в XIX веке были проведены серьезные социально-психологические и политико-психологические исследования. Не случайно, подчеркивает А. Л. Журавлев, Г. Спенсер и В. Вундт, признанные мировые авторитеты, высказывали сожаление по поводу незнания русского языка, полагая, что российские исследователи в некоторых вопросах опередили их.

К политико-психологическим исследованиям можно отнести, например, изучение поведения солдат при разгоне толпы и демонстраций, работы по проблемам массовых психических заражений и самоубийств, попытки анализа психологических основ правосознания и многие другие.

Таким образом, политическая психология - это наука о психологических компонентах политической жизни общества, которые формируются и проявляются в политическом сознании наций, социальных групп и индивидов и реализуются в практических действиях всех субъектов политических процессов.

Экономическая психология

Одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки стало появление стремительное развитие экономической психологии.

Среди психологов проблемы экономической психологии одним из первых начал разрабатывать французский ученый Габриэль Тард («Экономическая психология» опубликовал в 1902 г.). По определению Г. Тарда «экономическая психология имеет дело с психологическими основами» экономики или с психологическими положениями, на которых основывается экономика.

В США отцом экономической психологии считается Джордж Катона, который первый начал систематически применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем в сотрудничестве с группой экономистов и социологов. Именно Катона сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способности (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности).

Организационное оформление экономической психологии произошло в начале 80-х годов, когда исследователи, занимающиеся проблемами экономической психологии, объединились в Международную ассоциацию исследователей экономической психологии.

Среди отечественных мыслителей большое внимание роли психологических факторов в хозяйственной деятельности уделяли С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, П.Н.Савицкий и др. Характерной особенностью российских работ является повышенное внимание к проблемам общения, взаимодействия и взаимоотношений между людьми и группами в хозяйстве и иной деятельности.

Экономическая психология – это наука, изучающая психологические закономерности экономического поведения человека, связанного с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Значительная часть исследований, относимых в настоящее время к области экономической психологии, изначально развивалась в русле организационной психологии или психологии управления. Это исследования, связанные с изучением влияния «человеческого фактора» или «человеческих отношений» на экономическую эффективность функционирования организаций.

В качестве относительно самостоятельных направлений в экономической психологии традиционно выделяются эмпирические исследования: отношения представителей различных социальных групп к деньгам и особенностей «денежного поведения», сберегающего поведения, отношения к долгам и кредитам, психологии предпринимательства. В последние годы все большее внимание исследователей в области экономической психологии привлекают психологические проблемы, связанные с налоговой политикой государств, проблемы безработицы, инфляции, богатства и бедности.

В отечественной психологии в последние годы активизировались психологические исследования в сфере рекламы. Проводятся исследования психологических проблем российского предпринимательства. Особое внимание уделяется исследованию социально-психологических проблем экономических изменений в российском обществе, экономико-психологической адаптации российского населения к рынку, экономической депривации.

Этническая психология

Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологии больших групп — народов.

В истории исследований по этнической и кросскультурной психологии за рубежом и в России выделяют четыре периода (этапа).

Первый этап (донаучный) включает работы до середины XIX века. В 1859 г. в Германии вышел первый номер журнала «Психология народов и языкознание». В России в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программным заявлением на заседании Русского географического общества по изучению народов, входящих в состав Российского государства. В программе исследования он выделил три области: язык, «этнографию физическую» и «этнографию психическую».

Второй этап (описательный) в западной этнической психологии закончился в 1905 г. Наиболее известной работой данного периода являются первые тома многотомного издания немецкого ученого В. Вундта «Психология народов». В России этот период длился до 1935 г.

Третий период (создание научных основ) в западной этнической психологии начался в 1906 г., когда в Великобритании опубликовали результаты исследований по зрительному восприятию в разных этносах, полученные с помощью экспериментальных методов. 1925 г. — знаменательная дата в истории развития этнической психологии: в США был впервые опубликован психологический и социально-психологический тест на этническую предубежденность (шкала Богардуса). Это позволило в дальнейшем перейти от описательных характеристик этносов к количественным замерам. В 1934 г. в США сложилось первое научное направление в этнической психологии «Модели культуры», основоположником которого является Р. Бенедикт.

Четвертый период (становление этнической психологии) на Западе с 1946 г. и продолжается по настоящее время. Данный этап характеризуется лавинообразным потоком публикаций по кросскультурной и этнической психологии и стремительной тенденцией использования экспериментальных методов. Этот период в нашей стране характеризуется активным привлечением экспериментальных методов в проводимые исследования, увеличением числа публикаций и подготовкой высококвалифицированных специалистов по проблемам этнической психологии. Основоположниками этнической психологии в России можно считать Г.Г.Шпета, С.И.Королева, И.С.Кона, Б.Ф.Поршнева, в экспериментальном плане — А.Р.Лурию и Г.У.Кцоеву (Солдатову).

Блок – теории агрессии.

А) теории агрессии подражаний (Миллер, Доллард): фрустрация всегда приводит к агрессии. Выделены 2 типа фрустрации: смещённая - перенос обиды на другого человека или объект; и сдерживание. Но здесь нужно отметить, что агрессия является естественным следствием фрустрации, но необязательным.

Б) теория социального научения (Бандура – наблюдающее научение).

Блок – теории обмена.

А) теория элементарных поведенческих актов (при встрече - Хоманс).

Б) теория взаимодействия и сходств (Тибо, Келли) – каждый из участников может получать как вклады, так и потери (обмен лекциями). У каждого индивида существует свой уровень ценности, то есть он всё сравнивает с ним.

Е гг 19 в. - начало 20-го в.

Работы Н.К. Михайловского. Социально-психологическая проблематика в правоведении представлена Л.И. Петражицким. Идеи психологии народов развивались в учении А.А.Потебни. Огромный вклад в отечественную социальную психологию внес Бехтерев. Он формирует новое направление – «Рефлексологию». Суть коллективной рефлексологии сводится к унаследованным рефлексам коллектива, масс и толпы на биосоциальные раздражители. Бехтерев провел классификации групп, ввел целый ряд новых понятий (возбудимость группы, коллективное настроение, коллективная сосредоточенность). Разработал множество методов исследования и статистической обработки. Дал характеристику коллектива как особенного явления.

Количественные единицы.

· единицы контекста — части текста (предложения, ответы на вопросы, абзацы текста), в которых считаются частота и объем употребления категорий;

· единицы счета и объема — пространственные, частотные, временные характеристики представленности в тексте смысловых единиц анализа.

Кодировочная инструкция – описание приемов, с помощью которых производилось кодирование текста, способов, которыми фиксировались и обрабатывались данные.

Во время проведения количественной обработки информации необходимо использовать типичные способы статистического анализа данных: распределение и частота встречаемости категорий анализа, коэффициенты корреляции и пр.

Удалось разработать процедуры, с помощью которых можно обосновать полноту выделяемых единиц анализа: метод «снежного кома», метод экспертов, метод независимого критерия и пр.

Применение:

- в случае, когда необходим точный и объективный анализ документов;

- в случае, когда имеется большой по объему несистематизированный материал;

- в случае, когда категории анализа текста встречаются с определенной частотой.

Использовать контент-анализ можно и в качестве самостоятельного метода, но обычно его применяют, сочетая с другими.

В социальной психологии с его помощью изучают:

- социально-психологические особенности коммуникаторов и реципиентов;

- социально-психологические явления, отраженные в содержании документа;

- специфику средств коммуникаций, форм и приемов организации их содержания;

- социально-психологические аспекты коммуникационного воздействия.

Особенности, связанные с применением контент-анализа, во всех случаях в большей степени определены исходной теоретической основой исследования.

Главная задачеа контент-анализа – не только выявление реальных фактов, событий, упоминающихся в тексте, но и настроений, установок, чувств, и других социально-психологических феноменов.

Функции стереотипа

1) адаптивная (как и другие многие феномены в социальной психологии) Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы.

2) идеологизация (сохранить ценность, интерес)

3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа).

Виды стереотипов:

Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях.

Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы.

Структура Я-концепции

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции.

Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

Оценочная — как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.

Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Другие подходы к структуре Я-концепции (Я-образа)

Т.Ю.Каминская выделяет два подхода к разработке проблемы структуры Образа-Я.

В первом подходе в структуре Образа-Я не выделяется мотивационного компонента, или выделяются лишь незначительные его составляющие.

Второй подход заключается в признании влияния мотивационного компонента (связь Образа-Я и поведения) на развитие Образа-Я.

Г.Е.Залесским выделяются два компонента Образа-Я — мотивационный и когнитивный.

Когнитивный блок Образа-Я отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока Образа-Я близко к пониманию Образа-Я другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные, и целевые компоненты.

Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, то есть, выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков.

Принятие Я-образа

Признание и принятие всех аспектов своего Я в противоположность «условному самопринятию» обеспечивает интегрированность Я-концепции, утверждает Я в качестве мерила самого себя и своей позиции в жизненном пространстве. Согласованность работы всех структур, их гармоничное взаимодействие есть необходимое условие психологического комфорта.

Человеку свойственно иметь и строить не только теорию самого себя, такого, какой он есть сегодня в действительности, но и теорию идеального Я, такого, каким человек хочет быть в будущем. Полагается, что наличие такой концепции идеального Я, или будущего Я, является важнейшим мотивирующим фактором, побуждающим человека к действиям, направленным на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию, поиск подлинной жизни. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

Развитие Я-образа

Несмотря на устойчивость, Я-образ — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.

Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.

Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения завершается преобразованием всей её структуры.

Информационный подход

Сформирован в 40-х годах XX века.Главный акцент на термине «коммуникация». Общение всегда взаимно, а коммуникация может быть как односторонней, так и двусторонней.

Содержание – информация.

Основные положения: содержание информации передаётся в различных символах. Человек рассматривается как некий экран на котором проявляется полученная информация. По теории систем Шеннона: любая информация может измеряться.

Единицы измерения информации: само сообщение; источник информации; передатчик информации; получатель информации; обратная связь; шум при передаче.

60-е годы ХХ века – теория коммуникативного обмена (Ирвин-Гоффман):

Элементы коммуникативного общения: содержание, условия общения, форма представления информации, стратегии общения, коммуникативные ограничения, критерии и оценки.

2 – интеракционистский подход:

Автор: Джон Мид – общение как система взаимноориентированных акций и реакций, развёрнутых во времени.

Бейлз разработал схему анализа общения как взаимодействия.

Пример: «равновесная модель» - в общении люди стремятся к балансу:

вопрос-ответ; «модель социального навыка» - взаимные акции и реакции - ответные реакции; «лингвистическая модель» - анализ отдельных звуков, то, как они интегрируются в слова и т.д.

3 – реляционный подход:

Наиболее разработанный. Начал формироваться в 50-е годы.

Суть общения – взаимные отношения, оценки.

Социальный контекст: ребёнок включается в межличностные отношения с самого рождения, посредством общения.

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМООБМЕН

Люди обмениваются опытом, информацией, поведенческими актами, эмоциями и т.д.

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Всякое общение можно назвать взаимодействием (субъект-субъектные отношения).

Стратегии поведения при общении:

А) стратегия содействия – активное содействие одного партнёра другому, с целью достижения какого-либо результата.

Б) стратегия противодействия – рассогласование общих результатов деятельности.

В) уклонение от взаимодействия.

7 типов взаимодействия:

1. сотрудничество (содействие двух партнёров);

2. противоборство (противоборство партнёров);

3. уклонение (уклонение двух партнёров);

4. одностороннее содействие (один содействует, второй уклоняется);

5. одностороннее противоборство (один - противоборство, второй - уклонение);

6. компромисс (оба – противоборство, содействие);

7. контрастное взаимодействие (один – содействие, второй – противоборство).

Информационные подходы

Три основных положения:

1) содержание информации может быть преобразовано в различные символы;

2) человек является экраном, на который «проецируется» передаваемая информация;

3) существует некое пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

Две основных модели:

1) модель К. Шеннона и В. Вивера

Представляет собой изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующую декодировку.

Пять элементов модели:

источник информации

передатчик информации (шифратор)

канал для передачи сигналов

приемник информации (дешифратор)

получатель информации.

Основным недостатком этой модели явилась недооценка других подходов в изучении проблемы общения;

2) модель коммуникационного обмена, которая включала:

а) коммуникационные условия;

б) коммуникационное поведение;

в) коммуникационные ограничения выбора стратегии общения;

г) критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

Интеракциональные подходы – общение как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов.

В рамках этих подходов было разработано пять моделей организации общения:

1) лингвистическая модель (все взаимодействия образуются и комбинируются из элементарных движений и поз тела человека, поведенческие акты организуются по принципу организации звуков в словах);

2) модель социального навыка (идея научения общению в самом общении);

3) равновесная модель (любое изменение поведения обычно компенсируется другим изменением и наоборот);

4) программная модель социального взаимодействия (общая структура межличностного взаимодействия порождается благодаря действию трех видов программ: простая координация движений; контролирование видов активности в неизвестной доселе ситуации; управление комплексной задачей метаобщения).

5) системная модель (взаимодействие как система поведения, управляющая обменом речевых высказываний и использованием пространства и территории взаимодействия).

Реляционный подход – общение – система взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Под информацией же понимается любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей. Люди, животные или другие организмы являются неотъемлемой частью процесса общения с момента рождения до момента смерти.

Особенности.

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, а также намеренным и ненамеренным. В большинстве обычно люди не осознают или мало осознают своё невербальное поведение. При помощи языка тела люди передают от 60 до 70 % всей информации в процессе общения. В одном случае информация может передаваться субъектом с целью довести её до другого субъекта. А в другом отправитель не имел намерения передавать какую-то информацию или даже пытался скрыть её, а другие тем не менее эту информацию получали.

Функции невербального общения:

Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных ситуациях и регулировать своё поведение, глубже понимать друг друга.

Невербальное общение позволяет передать информацию о: признаках расовой, социальной, социально-демографической принадлежности; физическом и психологическом состоянии; об эмоциональном отношении к чему - кому-либо; возможных вариантах поведения и способах действий человека в тех или иных ситуациях и т.д.

Структура.

1 система – оптическая: 80-85% информации получается с помощью зрения. Отдельная подструктура: контакт глаз (интимная зона – 45 см, личная – 45-120, социальная – 120-320, публичная – от 7 м).

2 система – тактильная: это информация, которую мы получаем при помощи тактильных ощущений.

3 система – ольфакторная: система запахов.

4 система – акустическая система: темп, тембр голоса, частота, кашель, вздох, и т.д.

31 – Структура невербального общения (классификация В.А.Лабунской и В.П.Морозова).

ВИДЫ МАЛЫХ ГРУПП

В зависимости от организационной структуры:

Формальные и неформальные

Диффузные и сплоченные

Реф

Наши рекомендации