Возрастная периодизация по Петровскому
Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит
одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией. Адаптация - процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. этг фаза предполагает утрату инд. черт (конформность, робость, неуверенность в себе).
Индивидуализация - появляется как противоречие между результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка). Интеграция - ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группы (изоляция или
вытеснение) А.В. Петровский выделяет следующие возрастные периоды:
1. Эпоха детства 3-7 лет - преобладает адаптация, ребенок в основном
приспосабливается к социальной среде. 2. Эпоха отрочества 11-15 - доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность. 3. Эпоха юности (старший школьный возраст) - должна произойти интеграция в общество.
А.В. Петровский рассматривает процесс развития с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Выделяются три стадии развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция. На первой стадии человек максимально ориентирован на усвоение свойственных группе норм, особенностей (стать, как другие, быть в общей массе), на второй - активизируется потребность в проявлении своей индивидуальности (быть самим собой), на третьей стадии возникают противоречия между стремлениями быть, как все, и сохранить индивидуальность - и происходит интеграция личности в общности. На этой стадии формируются определенные новообразования, позволяющие личности состояться в группе, не теряя своей индивидуальности. Источником развития личности, согласно мнению А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализация (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Для успешной адаптации к новой общности на каждом возрастном этапе важна успешная интеграция на предыдущей стадии. В целом многоступенчатая схема периодизации по А.В. Петровскому с выделенными автором эпохами, периодами изображена на схеме ниже. Возрастная периодизация развития личности по А.В. Петровскому
В эпохе детства преобладают процессы адаптации, в подростковом периоде - индивидуализации, в старшем школьном возрасте - интеграции.
19.Условия, источники и движущие силы психического развития.
Центральной проблемой возрастной психологии является проблема источника и движущих сил психического развития. Развитие - это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологи] развитие — это качественные и количественные, прогрессивны регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии - под редакцией Гамезо)
Движущие силы - это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его источниками v содержат в себе энергетические побудительные силы развития направляют его в нужное русло.
Разные школы и направления по-разному рассматривают данную проблему.
1.Биогенетическая концепция.
Согласно биогенетическим концепциям, определяющим фактором развития ребенка, является наследственный фактор,: становление психики и поведения - есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных возможностей существующих в виде задатков. Теория рекапитуляции * Ст. Холла: заимствована основная идея из эмбриологии. Использовал биогенетический закон применительно к онтогенезу. Рекапитуляция - сокращенное повторение.
Закон рекапитуляции: онтогенез есть быстрое повторение филогенеза.
*Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении развития эмбриона.
Биогенетический закон: онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Этот закон был перенесен в возрастную психологию и дает возможность представить развитие ребенка как повторение основных стадий биогенетической эволюции и этапов культурноисторического развития.
Он выделяет и видит в филогенезе причины детского поведения По Холлу психического развитие - фатальный переход от одно! стадии развития к другой вне зависимости от индивидуальных особенностей человека. «+» сторона концепции: попытка показать связь между индивидуальным и историческим развитием
2.Социогенетическая концепция.
В социогенетической концепции среда выступает в качестве основного фактора развития ребенка. Истоки СК лежат в идеях философа 17 века *Дж. Локка- В сознании нет ничего, чтобы не было в ощущениях. Психика ребенка формируется исключительно в процессе жизни. Отрицал наличие врожденных идей, задатков к определенному знанию и поведению. По его мнению, душа ребенка чистая доска (табула раса). Придавал значение воспитанию, обучению, которое формирует сознание, взгляды, отношения. Недооценивал значение активности человеческого познания. Значительная работа - «Мысль о воспитании». Социологизаторские идея были созвучны идеологии господствовавшей в стране до середины 80 годов. Согласно этой теории с помощью целенаправленного обучения и воспитания можно сформировать у ребенка любые качества и поведенческие свойства. Для того чтобы изучить ребенка нужно изучить структуру его среды.
СК часто связывают с бихевиористическим направлением в психологии, согласно которому человек есть то, что делает из него его окружение, среда.
Главная мысль: отождествление развития с научением, с приобретением ребенком нового опыта. Американскими исследователями была взята идея Павлова о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого. Феномен УР был воспринят как некое элементарное.