Психология больших социальных общностей.

Изучение больших групп в рамках социальной психологии испытывает определенные трудности, наиболее значимой из которых является отсутствие методик исследования. Однако это не означает, что психология больших групп не поддается научному исследованию.

Самостоятельное развитие социальная психология начала именно с изучения больших социальных групп (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт, Г. Тард, Г. Леббон). Исследователи XIX в. заложили основу изучения психологии народов, масс.

В первой половине XX в. интерес к проблеме больших групп стал снижаться из-за отсутствия эмпирических методов и вновь возрос лишь с 1970-х гг., что объясняется возрастанием общественной активности в Европе: бурными студенческими выступлениями против войны во Вьетнаме, акциями «зеленых» и т. п.

В настоящее время психология больших групп переживает второе рождение. Отечественная социальная психология считает данный раздел ведущим в своей структуре. Исследования по этой тематике начались с 1960-х гг. (А. И. Горячева, Б. Д. Парыгин). В результате научных дискуссий было признано право на существование внутри социальной психологии раздела «Психологии больших социальных групп», рассматривающего различные типы больших социальных групп как стихийных, так и организованных.

Социальные нормы, ценности, потребности, установки возникают на основе исторического опыта больших групп и через культуру, идеологию доводятся до индивида посредством малой группы и межличностного общения. Важное значение имеют и массовые социальные процессы и движения.

Рассмотрим некоторые методологические аспекты проблемы, прежде всего, что такое большая группа. Взгляд на проблему Г. М. Андреевой: большие группы разделяются на случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества, поэтому долговременные и устойчивые.

Структуру больших групп составляют социальные классы и слои, этнические группы (прежде всего нации), профессиональные группы, половозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые и т. д.).

Каждая из больших групп обладает своим набором психологических черт, в то же время имеются и общие признаки, типы коммуникаций.

Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, что во многом определяет своеобразие их содержания.

°CТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Выделяют следующие общие признаки больших групп.

1. Нравы, обычаи, традиции.

2. Образ жизни. В основе лежат определенная система социокультурных ценностей, приоритетов; картина мира; круг общения, интересы, потребности; социальные стереотипы, привычки. Образ жизни – это существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и поколений (например, «шестидесятники»).

Существуют различные образы жизни: здоровый; нравственно-здоровый; замкнутый, аскетичный; богемный; студенческий. Согласно другой классификации выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, курортный образы жизни и т. д.

3. Специфический язык.

4. Ценности и стереотипы. Длительное время существования больших

групп требует учета временных характеристик: синхронизации (анализа процессов, протекающих в одно и тоже время), диахрони-зации (анализа процессов в их временной протяженности) и трансляции (изменения признаков группы от поколения к поколению).

Структура психологии большой социальной группы – это различные психические свойства, психические процессы и психические состояния подобно психике отдельного человека.

Исследователи выделяют две составные части этой структуры:

1) психологическую как устойчивое образование (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т. п.);

2) эмоциональную как динамическое образование (интересы, настроение). Психологические характеристики большой

группы не являются простой суммой индивидуальных черт отдельных личностей. По мнению Л. С. Выготского, коллективная психология изучает лишь ту часть личной психологии, которая считается собственностью коллектива. Это то типичное, что порождено общими условиями существования, но не есть одинаковое для всех (например, молодежь начала XXI в.). Не все черты группы присущи каждому члену группы, так как каждый обладает индивидуальными характеристиками, в различной степени вовлечен в сферы жизнедеятельности и т. д.

Французская школа разработала концепцию социальных представлений С. Моско-виси, которая предлагает метод исследования больших групп. Анализируются социальные представления различных больших групп, и через них познается их психология. Так считают А. В. Донцов, Т. П. Емельянова. По мнению Г. М. Андреевой, социальные представления вырабатываются на основе опыта, деятельности группы, обращаясь к житейскому опыту, способствуют формированию групповой идентичности.

Из этой концепции вытекает понятие менталитет как интегральная характеристика некой культуры, отражающей своеобразное видение и понимание мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира.

Наши рекомендации