Методология и методы социальной психологии.
Методология (в переводе с греческого – «путь познания») –это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.
Уровни методологии социальной психологии:
1) общая методология – некий общий философский подход, способ познания явлений объективного мира. На этом уровне методология формулирует общие принципы соотношений общества и личности, которые применяются в социопсихологических исследованиях;
2) частная методология – совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию;
3) методология как совокупность конкретных приемов, методик, для которых характерно то, что они обычно являются относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.
Особенности научного исследования в социальной психологии:
1) исследование ведется с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые собираются с помощью конкретных техник, методик и приемов;
2) исследование подразумевает самостоятельное решение эмпирических, логических и теоретических задач;
3) для исследования характерно достаточно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, отработаны процедуры проверки гипотез;
4) целью социально-психологических исследований является объяснение фактов, явлений и их прогнозирование.
Источники информации в социальной психологии:
1) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;
2) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.);
3) характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной;
4) отдельные события, состояния социального взаимодействия.
Тенденции развития социально-психологических методов исследования:
1) повышение надежности методов, применяемых для сбора информации, за счет алгоритмизации исследования и формализации процедуры измерения (шкалирование признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки);
2) разработка компьютерных аналогов существующих методик исследования;
3) комплексность сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т. п.)
4) разработка методов уменьшающих субъективное влияние исследователя и исследуемых на процесс сбора эмпирической информации (аппаратные методы, проведение исследований в естественных условиях и др.).
Социальная роль и социальный статус.
Социальный статус.
Социальный статус - это показатель положения, занимаемого личностью или группой в обществе.
Каждый человек обладает несколькими статусами, однако статусы неравны. Положение в обществе определяет главный статус. В его основе лежат должность, профессия человека. Социологи различают статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус человек получает автоматически по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи вне зависимости от личных усилий. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации. Реальная стартовая позиция индивида влияет на его отношение к обществу, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом обусловливает дальнейшее поведение личности. Достигнутый статус приобретается усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Социальный статус обеспечивает определенные права и возможности личности. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как на внешнем поведении и облике человека, так и на внутренней позиции личности, т.е. на ее установках, ценностных ориентация и мотивах. Каждый статус требует (и дает возможность) выполнения социальных ролей.
Социальная роль.
Социальная роль - это модель поведения личности, обусловленная ее статусом.
Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. Роли различны по своей значимости. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию.
Исполнение роли всегда индивидуально, но оно должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих. Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности. Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт. Американский социолог Т. Парсонс предложил систему описания ролей личности посредством выделения пяти свойств.
1. Масштаб - часть ролей четко ограничена в пространстве и времени, другая часть размыта.
2. Формализация роли - действие происходит по строго установленным правилам или произвольно.
3. Эмоциональность - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности.
4. Мотивация - роль ориентирует на личную прибыль или на общее благо.
5. Способ получения роли - одни роли приписываются, другие - завоевываются.
Освоение различных ролей личности происходит в процессе ее социализации через деятельность различных социальных групп.
В социальную структуру общества включаются также многочисленные социальные группы.
Престиж (уважение, влияние) - это оценка обществом значимости позиций занимаемых людьми (оценка закреплена общественным мнением).
Половая социализация.
Половая социализация – это процесс формирования мужской или женской половой идентичности в соответствии с принятыми в данном обществе культурными нормами. Половая идентичность означает осознание и принятие своей половой принадлежности, т.е. соответствие личности, интересов и поведения человека его собственным определениям мужественности и женственности.
Первичная половая социализация ребенка начинается с рождения – родители, определив пол дитя, начинают обучать его половой роли мальчика или девочки. К 1,5 годам – у ребенка формируется половая идентичность, которая составляет наиболее устойчивый стержень его будущего самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются и включают широкий набор маскулинных и феминных черт. 2–х летний ребенок знает свой пол, но еще не умеет его объяснить. В 3 – 4 года – дети различают пол окружающих, но ассоциируют его, с внешними признаками – платье у женщин, брюки у мужчин. В 4 – 5 лет дети осознают основные различия в занятиях и поведении женщин и мужчин: считается, что мальчики должны быть большими, сильными, умными, боевыми, независимыми, а девочки – маленькими, тихими, послушными и т.д. В 6 – 7 лет дети окончательно осознают половую принадлежность.
В процессе половой социализации ребенок выступает не только как объект, но и активный индивид, становящийся личностью, т.е. он самосоциализируется.
Самосоциализация – это выбор ребенком из предлагаемых ему разными агентами социализации (родителями, сверстниками и т.д.) разных образцов поведения, а также своего жизненного опыта своего определенного способа поведения.
Механизм групповых санкций.
Групповые санкции — механизмы, посредством которых группа вынуждает или стимулирует своего члена к соблюдению групповых норм. Санкции могут быть двух типов: запретительные и поощрительные, негативные и позитивные. Арсенал средств, которые группа может использовать в качестве санкций в отношении своих членов, не выполняющих групповых норм, достаточно широк. Свое поощрение группа выражает похвалой, поддержкой, подчеркнутым вниманием к словам конкретного индивида, символами уважения и статуса (например, правом начинать совместную трапезу), и, наконец, предоставлением индивиду престижных или дефицитных ресурсов, которыми располагает группа. В то же время запретительные санкции, наоборот, направлены на то, чтобы связать нежелательное для группы поведение индивида с неприятными для него переживаниями и ограничениями. Эти санкции включают насмешки и презрение коллег, угрозы и даже остракизм, т. е. полное игнорирование «нарушителя». В исключительных случаях группа способна применять и прямую физическую агрессию к тем, кто откровенно нарушает ее нормы. Достаточно вспомнить уже упомянутые в этой главе хоуторнские эксперименты, которые внесли важный вклад в понимание группового поведения, и, в частности, продемонстрировали роль групповых норм и санкций в детерминации индивидуального поведения на рабочем месте.