Психопрофилактическая работа

Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

· разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

· контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

· обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;

· подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

· своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

Психодиагностическая работа

Развивающая и психокоррекционная работа

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

· активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;

· участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;

· реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.

· Консультативная работа (психологическое консультирование)

· Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:

· консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;

· консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;

· консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.

Психологическое просвещение

Психологическое просвещение предусматривает деятельность:

· получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;

· выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;

· определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.

· Психологическая реабилитация

· Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:

· психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;

· конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.

Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т.п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы.

Первыми "практическими психологами" в СССР были патопсихологи, подготовка которых началась еще в 70-е гг. (см. Патопсихология). Начало систематизированной подготовки отечественных практических психологов образования - 90-е гг. прошлого века.

Самое первое определение термина «практический психолог» было предложено лишь в 1995 г.: «Практический психолог – специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям».

Виды психологической помощи

1.Психопрофилактика (предупреждение).

Психопрофилактика - это одна из разновидностей психологической помощи, направленная на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных людей, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья (психогигиена). К психопрофилактике можно отнести и психологическое просвещение (лектории, семинары и т.д.). Психопрофилактика - это предупреждение каких-то действий человека. Можно выделить три уровня психопрофилактики: первичный, вторичный, третичный. В первичной профилактике, например, может участвовать вся группа, с которой работает психолог. Вторичная профилактика проводится с теми людьми, которые находятся в зоне риска, которые склонны к той или иной проблеме. Третичная профилактика проводится с теми, у кого уже есть проблемы.

2.Психологическое просвещение- раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

3.Психологическое консультирование – это вид психологической помощи выделившийся из психотерапии, который оказывает профессиональный психолог, решая проблемы совместно с клиентом в ходе беседы и ее обсуждения. (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

Виды:

1..Индивидуальное психологическое консультирование;

2..Семейное психологическое консультирование;

3.Групповое психологическое консультирование;

4.Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

5.Мультикультурное психологическое консультирование.

4.Психотерапия- система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик. Однако, такое определение не является полным.

5.Психодиагностика- (выявление проблем и др. психологических показателей)

(от греч. - душа, и греч. - способный распознавать) - отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности

Основные области применения психодиагностики:

1.управление персоналом, подбор и отбор персонала, профориентация;

2.оптимизация обучения и воспитания, проблема «сложных детей»;

3.прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза в армии, при формировании экспедиций и др.);

4.судебно-психологическая экспертиза;

5.консультативная, психотерапевтическая помощь.

6.клиническая (оценка психологического статуса пациента, в условиях амбулаторного врачебного приема или скорой медицинской помощи.);

6.Психокоррекция- деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

7.Тренинг– один из практических методов, используемых в психологии, сочетающий психотерапевтические, психокоррекционные, а так же активные методы обучения. Тренинги могут быть направлены на повышение личной (личностные тренинги) и профессиональной (бизнес-тренинги) компетенции участников

8.Коучинг- это вид психологического консультирования. Кардинальное отличие коучинга от консультирования в том, что если на консультирование приходит клиент с невысказанным вопросом: «Что делать?», то в помощи коуча нуждаются те, кто задается вопросом: «Как это сделать?».

Это люди, которые уже мотивированы на изменения, но пока не могут грамотно организовать процесс этих изменений. И потому нуждаются в помощи того, кто поставит все на нужные рельсы. В силу того, что с наплывом информации сегодня очень многие теряются в этом потоке – и кочинг становится все более востребованным явлением. Существуют специальные схемы, которые в разы упрощают жизнь, постановку целей и способы их достижения.

22.В процессе оказания психологической помощи психологпостоянно фиксирует и обсуждает изменения в содержании запроса клиента. В целом, такая динамика определенным способом характеризует продвижение консультируемого.

Необходимо отметить еще два момента, с анализом и обеспечением которых связано начало консультации и весь ее процесс – это контакт и контракт, которые взаимодействуют между собой, вкраплены в течение консультативной практики

В начале консультации клиент решает задачу достижения эмоционального комфорта в общении именно с этим психологом, ориентировке в новом для него месте и типе отношений. Пытается эмоционально принять ситуацию консультирования, если принятие состоялось, он начинает чувствовать себя раскованным и свободным, перестает опасаться неожиданностей, строит обоснованные прогнозы. Ситуация для него становиться предсказуемой.

Психолог, в свою очередь, обеспечивает достижение принятия ситуации, обсуждение состояния клиента “здесь и сейчас”, его опасения связаны с консультативным процессом. На этом этапе для психолога важно понять состояние клиента путем подстройки к его позе, ритму дыхания, попытаться в таком взаимодействии корректировать состояние напряжения и тревоги. Основные приемы такой работы – отзеркаливание и вентиляция чувств.

При отзеркаливании психолог повторяет позу, движения клиента, отдельные его речевые высказывания, показывает, что ему можно довериться, что он такой же, как клиент. Вентиляция чувств выражается в обсуждении актуального состояния клиента, его чувств. Именно в такой беседе опасения, когда на них обращают внимание, исчезают или частично уменьшаются. Применение специальных приемов дает возможность для заключения динамического контракта на консультирование.

В процессе беседы заключается контракт на результат, который связан с четким определением запроса клиента. Контракт на процесс нередко бывает сложно выделить в консультации, так как он скрыт, завуалирован. Психолог может предложить клиенту воспользоваться техниками арттерапии, медитации, гештальта, получив согласие, применить их.

Этапы профессиональной психологической помощи.

В отечественной психологической науке можно ясно выделить два подхода к определению этапов профессиональной психологической помощи.

В первом, условно названным нами диагностическим, акцент явно или не очень явно делается на формализованных данных психологической диагностики (опросниках, анкетах, тестах).

При втором подходе, более "терапевтическом", основной акцент делается на данных наблюдения и беседы, которые детально не формализуются, а сразу используются в процессе работы.

Такие различия связаны со старым спором между психологами по поводу возможностей использования психодиагностики в процессе профессиональной психологической помощи. На этом вопросе полезно остановиться несколько подробнее.

Наши рекомендации