Рекомендуемое информационное
обеспечение дисциплины
Основная учебная литература(только из фондов библиотеки)
1. Педагогика. Материалы для самостоятельной работы и подготовки к интернет-тестированию. Составитель Т.П. Линчук. – Иркутск: ИрГТУ, 2009. – 79 с.
2. Психология. Материалы для самостоятельной работы студентов непсихологических специальностей: составители Линчук Т.П., Абрамова О.Г. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2010 – 88 с.
3. Психология профессиональной деятельности: учеб.пособие / Боллигер Л., Варыханова К., Марчукова С.Ф. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. – 102 с.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. – 571 с.
Литература прошлых лет из фондов библиотеки:
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.:Аспект Пресс, 2008.. – 365 с. 2. Бороздина, Г. В. , Психология делового общения: учебник для вузов -2-е изд./ Г. В. Бороздина – М.: ИНФРА, 2008 – 293 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта: учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Н.В. Гришина.-СПб.: Питер, 2007.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов / Э.Ф.Зеер. 4-е изд., перераб., дол.. – М.: Фонд «Мир», 2006. – 329с.
4. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Г. Носкова ; Под ред.Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
5. Психология и педагогика: Учеб.пособие Составители: Т.П. Линчук, С.А. Бышляго. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006 – 96 с.
6. Психология: Учеб.для экон. вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2007. – 608 с.
Электронные образовательные ресурсы:
Ресурсы ИрГТУ, доступные в библиотеке университета или в локальной сети университета.
1. Психология: Методические указания для самостоятельной работы и подготовки к интернет-тестированию студентов непсихологических специальностей. Составители: Т.П. Линчук, О.Г. Абрамова.- Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009.-88 с.
2. Психология профессиональной деятельности: учеб.пособие / Боллигер Л., Варыханова К., Марчукова С.Ф. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. – 102 с.
3. Психология и педагогика: Учеб.пособие Составители: Т.П. Линчук, С.А. Бышляго. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006 – 96 с.
4. Педагогика. Материалы для самостоятельной работы и подготовки к интернет-тестированию. Составитель Т.П. Линчук. – Иркутск: ИрГТУ, 2009. – 79 с.
Приложение
Диагностическая методика к занятию № 3
Определение профессиональных интересов.
Методика Л.А. Йовайши
Цель работы: изучение методов определения и анализа профессиональных интересов; формированиеумений и навыковопределения склонностей и интересов к различным сферам профессиональной деятельности личности.
Основные понятия.
Для эффективной профориентационной работы часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотрения интереса как эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности. Интерес порождает склонность, которая является реализацией интереса к конкретной деятельности. Интерес связанс направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью.
Интерес – этим термином обозначают чаще такие понятия как внимание, любопытство, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание.
Склонность – этим термином обозначают любую сильную, постоянную тенденцию к действию. Чаще склонность является врожденным качеством.
Инструкция: Вам предлагаются вопросы, основанные на выборе ваших предпочтений. Не задумываясь долго над ними, поставьте на листе ответов рядом с буквами «а» и «б» цифру, которая соответствует вашему выбору:
0 – полностью отвергается;
1 – скорее отвергается, чем принимается;
2 – скорее принимается, чем отвергается;
3 – полностью принимается.
Лист ответов:
№ вопроса | А | Б | В | Г | Д | Е |
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
а | ||||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
Сумма |
Опрсник;
1.Вы считаете, что важнее:
а – много знать или
б – создавать материальные блага?
2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:
а – прекрасный литературный стиль или
б – яркое изображение смелости и храбрости героя?
3. Какая награда вас больше бы обрадовала:
а – за научное изобретение или
б – за общественную деятельность?
4. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:
а- директора магазина или
б – главного инженера завода?
5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников художественной самодеятельности:
а – то, что они несут людям искусство и красоту или
б – то, что они выполняют общественно – полезную работу?
6. Какая, на ваш взгляд деятельность человека будет иметь доминирующее значение в будущем:
а – физика или
б - физическая культура?
7. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание:
а – на создание необходимых удобств (образцовая столовая, комната отдыха) или
б – на создание сплоченного коллектива?
8. Вы на выставке. Что больше всего вас привлекает в экспонате:
а – цвет, совершенство форм или
б – их внутреннее устройство, из чего они сделаны?
9. Какие черты характера вам больше всего нравятся в человеке:
а – мужество, смелость, выносливость или
б – дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти?
10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:
а – занятия литературой или
б - опытам по физике, химии?
11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы охотнее поехали:
а – как известный спортсмен на международные соревнования или
б – как известный специалист внешней торговли с целью покупки товаров для нашей страны?
12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас больший интерес:
а – статья о машине нового типа или
б – статья о новой научной теории?
13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:
а – слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада или
б – внешнее оформление колон (знамена, одежда)
14. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:
а – практическим трудом, что-нибудь смастерить своими руками или
б – общественной работой на добровольных началах?
15. Какую выставку вы с удовольствием бы посмотрели:
а – выставку новых продовольственных товаров или
б – выставку новинок научной аппаратуры из области физики, химии, биологии?
16. Если бы в вашей школе было только 2 кружка, какой бы вы выбрали:
а – технический или
б - музыкальный?
17. Как вам кажется , на что стоит обратить больше внимание:
а – на успеваемость учащихся, т.к. это необходимо для их будущего или
б – на спорт, т.к. это нужно для укрепления их здоровья?
18. Какие журналы вы с большим удовольствием читали бы:
а – научно-популярные или
б – литературно-художественные?
19. Какая работа на свежем воздухе вас больше бы привлекла:
а – работа с машинами или
б – «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?
20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее всего:
а – подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага или
б – подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?
21. Жизнь и деятельность каких выдающихся ученых вам более интересна:
а – Попова и Циолковского или
б – Менделеева, Павлова?
22. Что важнее для человека:
а – создавать себе благополучный быт или
б – жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать произведения искусства?
23. Для благополучного будущего человечества важнее:
а – правосудие или
б – техника?
24. Какую из 2-х книг вы бы прочли с большим удовольствием:
а – книгу о достижениях спортсменов или
б – книгу о развитии промышленности?
25. Что принесет больше пользы обществу:
а – забота о благосостоянии людей или
б – изучение поведения людей?
26. Служба быта оказывает людям разные услуги (шьет одежду, ремонтирует обувь). Считаете ли вы необходимым:
а – и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей или
б – лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту?
27. Какие лекции вы слушали бы с большим удовольствием:
а – о выдающихся ученых или
б – о выдающихся художниках?
28. Какого характера научную работу вы выбрали бы:
а – работу с книгами в библиотеке или
б – работу на свежем воздухе?
29. Что бы вас больше заинтересовало в печати:
а – сообщение о выигрыше в денежно-вещевой лотереи или
б – сообщение о состоявшейся художественной выставке?
30. Вам предоставлен ограниченный выбор профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение:
а- физической культуре или другой работе, связанной с движением или
б – работе малоподвижной, но по созданию новой техники?
Обработка и интерпретация результатов:
Подсчитайте общее количество баллов в каждой вертикальной колонке и посмотрите, к чему у испытуемого выявилась большая склонность:
А – склонность к работе с людьми;
Б – склонность к умственному труду;
В – склонность к работе на производстве;
Г – склонность к эстетике и искусству;
Д – склонность к подвижным видам деятельности;
Е – склонность к экономической деятельности.
Задание:
* Исследовать профессиональные склонности.
* Проанализировать полученные результаты, и с их помощью составить анализ соответствия профессиональных склонностей выбранной специальности.