Рекомендуемое информационное

обеспечение дисци­плины

Основная учебная литература(только из фондов библиотеки)

1. Педагогика. Материалы для самостоятельной работы и подготовки к интернет-тестированию. Составитель Т.П. Линчук. – Иркутск: ИрГТУ, 2009. – 79 с.

2. Психология. Материалы для самостоятельной работы студентов непсихологических специальностей: составители Линчук Т.П., Абрамова О.Г. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2010 – 88 с.

3. Психология профессиональной деятельности: учеб.пособие / Боллигер Л., Варыханова К., Марчукова С.Ф. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. – 102 с.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. – 571 с.

Литература прошлых лет из фондов библиотеки:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.:Аспект Пресс, 2008.. – 365 с. 2. Бороздина, Г. В. , Психология делового общения: учебник для вузов -2-е изд./ Г. В. Бороздина – М.: ИНФРА, 2008 – 293 с.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта: учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Н.В. Гришина.-СПб.: Питер, 2007.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов / Э.Ф.Зеер. 4-е изд., перераб., дол.. – М.: Фонд «Мир», 2006. – 329с.

4. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Г. Носкова ; Под ред.Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

5. Психология и педагогика: Учеб.пособие Составители: Т.П. Линчук, С.А. Бышляго. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006 – 96 с.

6. Психология: Учеб.для экон. вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2007. – 608 с.

Электронные образовательные ресурсы:

Ресурсы ИрГТУ, доступные в библиотеке университета или в локальной сети университета.

1. Психология: Методические указания для самостоятельной работы и подготовки к интернет-тестированию студентов непсихологических специальностей. Составители: Т.П. Линчук, О.Г. Абрамова.- Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009.-88 с.

2. Психология профессиональной деятельности: учеб.пособие / Боллигер Л., Варыханова К., Марчукова С.Ф. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. – 102 с.

3. Психология и педагогика: Учеб.пособие Составители: Т.П. Линчук, С.А. Бышляго. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006 – 96 с.

4. Педагогика. Материалы для самостоятельной работы и подготовки к интернет-тестированию. Составитель Т.П. Линчук. – Иркутск: ИрГТУ, 2009. – 79 с.

Приложение

Диагностическая методика к занятию № 3

Определение профессиональных интересов.

Методика Л.А. Йовайши

Цель работы: изучение методов определения и анализа профессиональных интересов; формированиеумений и навыковопределения склонностей и интересов к различным сферам профессиональной деятельности личности.

Основные понятия.

Для эффективной профориентационной работы часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотрения интереса как эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности. Интерес порождает склонность, которая является реализацией интереса к конкретной деятельности. Интерес связанс направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью.

Интерес – этим термином обозначают чаще такие понятия как внимание, любопытство, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание.

Склонность – этим термином обозначают любую сильную, постоянную тенденцию к действию. Чаще склонность является врожденным качеством.

Инструкция: Вам предлагаются вопросы, основанные на выборе ваших предпочтений. Не задумываясь долго над ними, поставьте на листе ответов рядом с буквами «а» и «б» цифру, которая соответствует вашему выбору:

0 – полностью отвергается;

1 – скорее отвергается, чем принимается;

2 – скорее принимается, чем отвергается;

3 – полностью принимается.

Лист ответов:

№ вопроса А Б В Г Д Е
  а       б
      а б  
б а        
    б     а
б     а    
а     б    
б         а
    б а    
б       а  
  б   а    
        а б
  б а      
        а  
б   а      
  б       а
    а б    
а       б  
  а   б    
    а   б  
б         а
  б а      
      б   а
а   б      
        а б
а б        
    б     а
а     б    
  а     б  
      б   а
    б   а  
Сумма            


Опрсник;

1.Вы считаете, что важнее:

а – много знать или

б – создавать материальные блага?

2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:

а – прекрасный литературный стиль или

б – яркое изображение смелости и храбрости героя?

3. Какая награда вас больше бы обрадовала:

а – за научное изобретение или

б – за общественную деятельность?

4. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:

а- директора магазина или

б – главного инженера завода?

5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников художественной самодеятельности:

а – то, что они несут людям искусство и красоту или

б – то, что они выполняют общественно – полезную работу?

6. Какая, на ваш взгляд деятельность человека будет иметь доминирующее значение в будущем:

а – физика или

б - физическая культура?

7. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание:

а – на создание необходимых удобств (образцовая столовая, комната отдыха) или

б – на создание сплоченного коллектива?

8. Вы на выставке. Что больше всего вас привлекает в экспонате:

а – цвет, совершенство форм или

б – их внутреннее устройство, из чего они сделаны?

9. Какие черты характера вам больше всего нравятся в человеке:

а – мужество, смелость, выносливость или

б – дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти?

10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:

а – занятия литературой или

б - опытам по физике, химии?

11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы охотнее поехали:

а – как известный спортсмен на международные соревнования или

б – как известный специалист внешней торговли с целью покупки товаров для нашей страны?

12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас больший интерес:

а – статья о машине нового типа или

б – статья о новой научной теории?

13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:

а – слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада или

б – внешнее оформление колон (знамена, одежда)

14. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:

а – практическим трудом, что-нибудь смастерить своими руками или

б – общественной работой на добровольных началах?

15. Какую выставку вы с удовольствием бы посмотрели:

а – выставку новых продовольственных товаров или

б – выставку новинок научной аппаратуры из области физики, химии, биологии?

16. Если бы в вашей школе было только 2 кружка, какой бы вы выбрали:

а – технический или

б - музыкальный?

17. Как вам кажется , на что стоит обратить больше внимание:

а – на успеваемость учащихся, т.к. это необходимо для их будущего или

б – на спорт, т.к. это нужно для укрепления их здоровья?

18. Какие журналы вы с большим удовольствием читали бы:

а – научно-популярные или

б – литературно-художественные?

19. Какая работа на свежем воздухе вас больше бы привлекла:

а – работа с машинами или

б – «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?

20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее всего:

а – подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага или

б – подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?

21. Жизнь и деятельность каких выдающихся ученых вам более интересна:

а – Попова и Циолковского или

б – Менделеева, Павлова?

22. Что важнее для человека:

а – создавать себе благополучный быт или

б – жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать произведения искусства?

23. Для благополучного будущего человечества важнее:

а – правосудие или

б – техника?

24. Какую из 2-х книг вы бы прочли с большим удовольствием:

а – книгу о достижениях спортсменов или

б – книгу о развитии промышленности?

25. Что принесет больше пользы обществу:

а – забота о благосостоянии людей или

б – изучение поведения людей?

26. Служба быта оказывает людям разные услуги (шьет одежду, ремонтирует обувь). Считаете ли вы необходимым:

а – и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей или

б – лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту?

27. Какие лекции вы слушали бы с большим удовольствием:

а – о выдающихся ученых или

б – о выдающихся художниках?

28. Какого характера научную работу вы выбрали бы:

а – работу с книгами в библиотеке или

б – работу на свежем воздухе?

29. Что бы вас больше заинтересовало в печати:

а – сообщение о выигрыше в денежно-вещевой лотереи или

б – сообщение о состоявшейся художественной выставке?

30. Вам предоставлен ограниченный выбор профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение:

а- физической культуре или другой работе, связанной с движением или

б – работе малоподвижной, но по созданию новой техники?

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитайте общее количество баллов в каждой вертикальной колонке и посмотрите, к чему у испытуемого выявилась большая склонность:

А – склонность к работе с людьми;

Б – склонность к умственному труду;

В – склонность к работе на производстве;

Г – склонность к эстетике и искусству;

Д – склонность к подвижным видам деятельности;

Е – склонность к экономической деятельности.

Задание:

* Исследовать профессиональные склонности.

* Проанализировать полученные результаты, и с их помощью составить анализ соответствия профессиональных склонностей выбранной специальности.

Наши рекомендации