Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности. Методы изучения профессиональной деятельности.

Цель:Сформировать у студентов теоретические представления об особенностях психологии профессиональной деятельности как раздела психологической науки;развитие представлений о предмете дисциплины и ее задачах и методах.

Задачи:

· введение в предмет и проблематику психологии профессиональной деятельности;

· обоснование практической значимости дисциплины;

· экстраполяция теоретических аспектов дисциплины на практические сферы жизни и деятельности профессионала;

· владению навыками ориентирования в быстроменяющихся условиях социальной и профессиональной жизни.

Вопросы к семинару

1. Охарактеризовать цели и задачи курса психологии профессиональной деятельности.

2. Дать характеристики методам, используемым в изучении психологии профессиональной деятельности.

3. Выделить основные достоинства и недостатки метода профессиографирования.

4. Определение новых терминов записать в словарь (эргономика; валидность, надежность и трудоемкость метода; обсервационные методы; наблюдение; хронометраж; экспертная оценка; анализ продуктов деятельности; анализ ошибок; независимые характеристики; профессиография)

5. Практическое задание: составить профессиограмму своей профессии.

Занятие2.

История исследований в области психологии профессиональнойдеятельности.

Цель:Сформировать у студентов теоретические представления об особенностях истории становления психологии профессиональной деятельности и исследованиях в этой области.

Задачи:

· рассмотреть этапы становления дисциплины в историческом контексте;

· приобретение навыков анализа и оценки научного исторического процесса;

· теоретическое освоение студентами современных представлений о психологии профессиональной деятельности;

· овладение навыками саморазвития, стремление к повышению квалификации и мастерства, умение ориентироваться в быстроменяющихся условиях

Вопросы к семинару

1. Выделить этапы становления научных знаний о труде и трудовой деятельности в зарубежной науке.

2. Особенности истории развития психологии труда в России.

3. Направления исследований в современной психологии профессиональной деятельности.

4. Практическое задание по теме «Современные исследования психологических проблем профессиональной деятельности человека в изучаемой профессии»

5. Определение новых терминов записать в словарь (биомеханические особенности рабочих движений человека; организация движений в пространстве и во времени; принцип чередования нагрузок и перерывов в работе; утомление; прогнозирование профессиональной пригодности»; система «человек-машина»).

Занятие 3.

Сущность и содержание профессионального самоопределения.

Цель:Сформировать у студентов теоретические представления и практические навыки определения проблемы профессионального и личностного самоопроеделения.

Задачи:

· разобрать теоретические конструкты проблемыличностного и профессионального самоопределения;

· овладение навыками анализа собственного процесса личностного и профессионального самоопределения;

· сформировать стремление к саморазвитию, повышению собственной квалификации и мастерства;

· овладение навыками критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.

Вопросы к семинару

1. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека.

2. Как соотносятся между собой цели и задачи профессионального самоопределения.

3.Определение новых терминов записать в словарь(личностное и профессиональное самоопределение; парадокс самоопределения; субъект самоопределения; элитарность; псевдоэлитарность; адаптация; карьера).

4. Практическое задание: проанализировать собственные цели и задачи в построении профессиональной карьеры; провести определение собственных профессиональных интересов с помощью диагностической методики «Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши

5. Подготовка к контрольным заданиям по тематике прошлых занятий.

Занятие 4.

Наши рекомендации