Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности. Методы изучения профессиональной деятельности.
Цель:Сформировать у студентов теоретические представления об особенностях психологии профессиональной деятельности как раздела психологической науки;развитие представлений о предмете дисциплины и ее задачах и методах.
Задачи:
· введение в предмет и проблематику психологии профессиональной деятельности;
· обоснование практической значимости дисциплины;
· экстраполяция теоретических аспектов дисциплины на практические сферы жизни и деятельности профессионала;
· владению навыками ориентирования в быстроменяющихся условиях социальной и профессиональной жизни.
Вопросы к семинару
1. Охарактеризовать цели и задачи курса психологии профессиональной деятельности.
2. Дать характеристики методам, используемым в изучении психологии профессиональной деятельности.
3. Выделить основные достоинства и недостатки метода профессиографирования.
4. Определение новых терминов записать в словарь (эргономика; валидность, надежность и трудоемкость метода; обсервационные методы; наблюдение; хронометраж; экспертная оценка; анализ продуктов деятельности; анализ ошибок; независимые характеристики; профессиография)
5. Практическое задание: составить профессиограмму своей профессии.
Занятие2.
История исследований в области психологии профессиональнойдеятельности.
Цель:Сформировать у студентов теоретические представления об особенностях истории становления психологии профессиональной деятельности и исследованиях в этой области.
Задачи:
· рассмотреть этапы становления дисциплины в историческом контексте;
· приобретение навыков анализа и оценки научного исторического процесса;
· теоретическое освоение студентами современных представлений о психологии профессиональной деятельности;
· овладение навыками саморазвития, стремление к повышению квалификации и мастерства, умение ориентироваться в быстроменяющихся условиях
Вопросы к семинару
1. Выделить этапы становления научных знаний о труде и трудовой деятельности в зарубежной науке.
2. Особенности истории развития психологии труда в России.
3. Направления исследований в современной психологии профессиональной деятельности.
4. Практическое задание по теме «Современные исследования психологических проблем профессиональной деятельности человека в изучаемой профессии»
5. Определение новых терминов записать в словарь (биомеханические особенности рабочих движений человека; организация движений в пространстве и во времени; принцип чередования нагрузок и перерывов в работе; утомление; прогнозирование профессиональной пригодности»; система «человек-машина»).
Занятие 3.
Сущность и содержание профессионального самоопределения.
Цель:Сформировать у студентов теоретические представления и практические навыки определения проблемы профессионального и личностного самоопроеделения.
Задачи:
· разобрать теоретические конструкты проблемыличностного и профессионального самоопределения;
· овладение навыками анализа собственного процесса личностного и профессионального самоопределения;
· сформировать стремление к саморазвитию, повышению собственной квалификации и мастерства;
· овладение навыками критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.
Вопросы к семинару
1. В чем сущность профессионального и личностного самоопределения человека.
2. Как соотносятся между собой цели и задачи профессионального самоопределения.
3.Определение новых терминов записать в словарь(личностное и профессиональное самоопределение; парадокс самоопределения; субъект самоопределения; элитарность; псевдоэлитарность; адаптация; карьера).
4. Практическое задание: проанализировать собственные цели и задачи в построении профессиональной карьеры; провести определение собственных профессиональных интересов с помощью диагностической методики «Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши
5. Подготовка к контрольным заданиям по тематике прошлых занятий.
Занятие 4.