Тема 3. Психология отношения – семья и детьми.
1. Роль отца и матери в воспитании детей. Семейное консультирование по вопросам воспитания.
2. Особенности формирования личности ребенка в неполных и асоциальных семьях.
По первому вопросу необходимо знать, что пренатальный период длится в среднем 266 дней и состоит из трех стадий, соответствующим разным фазам развития от оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка.
Предзародышевая стадия – соответствует развитию оплодотворенного яйца (зиготы) во время его перемещения в матку и внедрения в её стенку вплоть до образования пупочного канатика и длится она две недели.
Зародышевая – (эмбриональная) – охватывает период с начала третий недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. К концу этой стадии заканчивается эмбриогенез.
Стадия плода - начинается с третьего месяца и завершается к моменту родов.
Развитие ребенка полностью завершено на 37-38 неделе. Оставшееся время плод будет прибавлять в массе и росте. В 39-40 недель он имеет все признаки зрелости. Его масса более 3000гр., а рост более 50см., у него светлая кожа, достаточное количество подкожной клетчатки, не нуждается в специальном обогреве. У него развиты органы чувств, скоординированы движения.
Становление пренатального материнства.
Инстинкт материнства – направлен на вынашивание потомства, заботу о нем.
Отцовский менее устойчив, и направлен на защиту матери и потомства.
Материнский и отцовский инстинкт – это преломление инстинкта самосохранения в виде инстинкта продолжения рода.
Без инстинкта самосохранения невозможно вынашивание, т.е. сохранение беременности. Сама беременность обусловлена инстинктом материнства и имеет цель продолжение рода.
Факторы, способствующие сохранению и появлению инстинкта материнства в виде последующей заботы о детях и любовь к ним.
1. Про образ материнства. Выраженность инстинкта материнское и отцовское у прародителей и родителей.
2. Желание иметь детей, установка на них. При не желанности ребенка все факторы могут «не работать», т.е. не включать инстинкт материнства.
3. Положительный отклик на беременность. Заранее планируемый день зачатия или ожидаемая задержка месячных, получает адекватный эмоциональный отклик.
4. Нежность к зарождающейся жизни. Первое шевеление ребенка, создает волнующее ощущение сопричастности, желание быть вместе с ребенком.
5. Чувства желанности и сострадания к ребенку. Первый крик ребенка новорожденного вызывает чувства огромной радости. С первым криком у матери пробуждается жалость и сочувствие к беззащитному существу, и желание ему помочь.
6. Чувство близости с ним. Первое прикладывание к груди означает первый опыт соучастие в жизни ребенка близость чувств и непосредственность ощущений.
7. Эмоциональная отзывчивость матери. Первая улыбка ребенку в ответ на симпатию, доброжелательное, любящее отношения взрослых создает эмоциональный контакт между матерью и ребенком.
1. Докоммуникативный период ставит перед будущей матерью главную задачу, что бы постепенно выделить в своем субъективном мире для своего ребенка место.
2. Коммуникативный период. Во время беременности мать разговаривает с ребенком. Положительно также влияет и спокойно мелодичная музыка.
3. «Беспроблемный рай» или « внутриутробная война».
Существует две гипотезы:
1. С одной стороны медики и физиологи придерживаются точки зрения, что в материнском лоне плод ощущает безопасность, защищенность, глубокую удовлетворенность, переживание единства с космосом и океанского блаженства. Это чувство мы берем с собой в жизнь из нашего пребывания в материнском лоне. И только в момент рождения обрушиваются первый удар, и возникает первая трудность внутриутробного существования.
2. Гармония между матерью и её плодом не существует.
Микро психоаналитики признают эмбриональную агрессивность, направленную на мать, и заменили понятие «внутриутробного симбиоза» на понятие «внутриутробной войны», в которой периоды перемирия, достижения временного равновесия постоянно нарушается периодами дисбаланса в силу самого роста плода.
В период нарушения равновесия, когда плод растет особенно интенсивно, проявляя свою активность и жизнеспособность мать может испытывать приступы беспричинной тревожности, раздражительности подавленности, агрессивности, что является отражением в её бессознательности иммунных и нитрохимических реакций, связанных с «победой» плода.
Факторы и условия психического риска для будущего ребенка.
1. Стрессы матери во время беременности – хронические конфликты в семье, где женщина себя чувствует жертвой, а не где отстаивает свои интересы.
В момент переживаний, эмоциональных стрессов плод начинает быстрее двигаться, как бы выражает явное недовольство поведением и самочувствием матери.
Тревожные ощущения беременной матери передаются малышам, вызывая у них повышенную двигательную активность и проблемы с пищеварением.
Частое состояние внутренней неудовлетворенности является единственным фактором стресса, способствующим серьезным осложнением, как угроза выкидыша и преждевременная отслойка плаценты, отсудова следуют преждевременные роды (только в случае, если рождается девочки).
2. Страхи матери во время беременности:
1. боязнь выкидыша;
2. родить ребенка с физическими или психическими отклонениями;
3. перед самими родами;
4. перед сексом в период беременности;
5. страх за здоровья и судьбу будущего ребенка;
6. обеспокойность ухудшением благополучия своей семьи;
7. ущемление личной свободы;
8. переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной не привлекательности.
3. Отрицательные отношения матери к настоящей беременности.
Когда рождается нежеланный ребенок. При отрицательных отношений к беременности у плода ещё внутриутробно повреждена реактивность – защитные силы организма.
Уже с самого рождения такие дети физически слабые, с плохим аппетитом, часто и подолгу болеют, у них выше риск развития нарушения, патологических привычек и пристрастий, самоубийств и смертности в целом.
А.И. Захаров выделяет:
- Случайного
- Вынужденного (его не ждали, ещё до брака)
- Преждевременного (раньше времени)
- Нежеланный по полу ребенка.
Материнство как психологический феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю культурные и индивидуальные особенности.
Интерес к материнству в психологии возник в начале двух направлений: при изучении роли матери в образовании ранних личностных структур (психоанализ и другиех направления личности) З.Фрейд; К. Хорни: Э. Эриксон и другие.
И практических исследованиях, связанных с нарушением психологического развития ребенка А. Фрейд, М. Клейн, Д. Винникотт, М. Малер и другие.
В отечественной психологии в рамках второго направления изучалось материнское отношение, материнская позиция (родительская), детско-родительское взаимоотношение (В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, И.Ю Ильина и другие).
В современной психологии – изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью, как стадия личностной и половой идентификации.
Если обобщать все направления, то материнство можно рассматривать с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сфере женщины.
Материнство: врожденное или приобретенное.
Формирование материнства. Формируется на основе её опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, также в процессе собственной беременности и материнства.
Родительская семья. Является первичным и необходимым условием формирования материнства.
Взаимодействие с собственной матерью. Этот этап начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь. Значимые являются младенческий и ранний возраст, в этот период формируется базовые основы личности и отношению к миру (Эриксон).
В последние годы в центре внимания исследователей находится феномен привязанности матери и ребенка. Ему придается большее значение в формировании материнского поведения.
Первым шагом к привязанности является установления связи в результате ранних контактов в течении первых часов после рождения.
Игровая деятельность.
В сюжетно ролевых играх в дочки – матери происходит развитие некоторых компонентов материнской сферы. Первоначально возникает сюжетно – изобразительное действие (кормление куклы, укачивание), а затем принятие на себя роли матери.
Нянченье - Опят взаимодействия с младенцами в детском возрасте.
Начинается примерно в 4,5 лет, когда развита, сюжетна ролевая игра. Наиболее сензитивным является возраст от 6 до 10 лет.
Взаимодействие с собственным ребенком
Этот этап является сложным для развития всех блоков материнской сферы.
Выделяет несколько самостоятельных периодов:
- Беременность
- Роды
- Грудное вскармливание.
Г.Г. Филиппова выделяет девять периодов развития материнской сферы поведения:
1. Идентификация беременности
- связана с осознанием факта беременности. ДО подтверждения факта беременности переживания носят оттенок беспокойства, причина которого может быть либо страх наступления беременности, либо страх её ненаступления. Идентификация беременности не влияет на дальнейшее развитие материнства, а только отражает «стартовое» содержание материнской сферы.
2. До начала ощущения шевеления
Этот период характеризуется появлением симптоматики беременности, неприятными физическими ощущениями, изменениями в эмоциональном состоянии.
Появляется тревожность, резкая смена настроений, раздражительность, снижается общая активность.
В этот период происходит перестройка гормонального фонда.
3. Появления и стабилизация ощущений шевеления ребенка.
Первые ощущения шевеления ребенка создают волнующее ощущения сопричастности, желание быть вместе с ребенком, этот период наиболее благоприятен относительно физического и эмоционального самочувствия матери.
Гормональный фон стабилизируется, исчезают симптомы недомогания, настроение более устойчиво.
4. Седьмой и восьмой месяц беременности.
Третий триместр беременности считается достаточно сложным.
У женщины несколько ухудшается самочувствие, быстро устает, затрудняется двигательная активность, ухудшается сон.
Отмечается повышения тревожности, страхов родов, беспокойство по поводу послеродового периода.
К концу этого периода возникает чувство, скорей бы уж все закончилось
5. Предродовой.
Этот период является важным.
Происходят изменения в тканях костной системе, обеспеченные гормональным фоном и способствующие гибкости и эластичности костно-мышечной системы.
Одновременно идет накопление энергетических запасов организма для родов и послеродового периода.
На поведении и эмоционального состоянии это отражается как снижение активности, общее расслабление, некоторое эмоциональное «отупение». Все это влияет и на ребенка.
Ограниченная активность и способность резкого эмоционального реагирования, что предохраняет от преждевременных родов.
У матери снижается страх перед родами и концентрация на способности переключения и распределение эмоций, которые будут необходимы во время родов и послеродового взаимодействия с ребенком.
6. Роды и послеродовый период.
В этот период происходит встреча с ребенком.
Для того чтобы образовалась эмоциональная связь ребенка с матерью надо в первые часы приложить ребенка к груди.
7. Новорожденность.
Мать и ребенок всегда более или менее строго изолируются от внешнего мира и контакта с другими людьми.
8. Совместно разделенная деятельность матери с ребенком.
В этот период у матери уже есть определенный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком. Происходит дальнейшее развитие ее переживаний и поведение в ситуациях, где требуется ее функции как объекта привязанности и участия в деятельности ребенка.
9. Возникновение интереса к ребенку как личности.
Первое полугодие второго года для ребенка считается анзитивным для изменения формы привязанности. Это связано с необходимостью нового отношения матери к его активности, сочетанию обеспеченности и самостоятельности.
Изменяя тревожность и ограничение активности ребенка, ведут к тому, что его вера в надежность мира и защиту матери могут поколебаться.
Нечувствительность матери к проблемам ребенка, способствуют развитию избегающей привязанности.
Участие матери в игровой деятельности ребенка и ее поддержка эмоций ребенка в процессе достижения цели в игре участвуют в формирование его уровня притязаний.
Семья как персональная микросреда развития ребенка.
Важнейшая функция семьи – удовлетворение потребностей человека.
Существует иерархия различных потребностей человека.
Рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу.
Маслоу считает, что высшие потребности не могут проявиться, если более примитивные не удовлетворяют.
1. Физиологические (витальные) потребности (есть, пить, спать и др.), без удовлетворения которых ничего другое невозможно. Всегда выступает на первый план, только родители на протяжении всего периода детства (особенно на более ранних этапах) могут обеспечить ребенку нормальное питание и сон.
2. Потребность в безопасности (физической и психической).
Ребенку в своей жизни часто приходит сталкиваться с внешним миром: с его необычностью, новизной и опасностями. При взаимодействии с другими людьми, взаимоотношение, правилами он может оказаться в сложной ситуации. В такие моменты ребенку необходимо спрятаться в некой психологической безопасной, комфортной нише, роль которой должна выполнять семья.
Удовлетворение этой потребности создает возможности для развития потребности в общении, привязанности, любви.
В начале 20 в. большинство новорожденных в сиротских приютах теряли вес, становились вялыми, апатичными и в конце концов погибали, несмотря на регулярное кормление, купание и переодевание.
В некоторых учреждениях не выписывали ни один младенец в возрасте до 2 лет. И только в 1920 г было установлено, что для выживания малыша необходимо, чтобы его брали на руки, носили, баюкали, играли несколько раз в день!
3. Человеческое общение оказалось жизненно важным для новорожденного. Именно чуткое и заботливое отношение родителей становится источником удовлетворения этой потребности.
Если потребности этих 3 категорий удовлетворяются, то в последствии могут возникнуть новые черты.
Физически крепкий ребенок, которому не угрожает опасность, его любят, начинает исследовать окружающий мир. И здесь важна поддержка родителей: поощрение любознательности, креативности, предоставление свободы деятельности и информации об интересующем объекте или явлении.
1 Эта потребность в исследовании перерастает в когнитивные потребности в информации и знаниях, и в эстетические потребности (в порядке справедливости, красоте, симметрии).
Родители для этих удовлетворений могут обеспечить ребенку увлекательные игры, походы в кино, театры и на выставки, привить любовь к чтению книг и т.д. (в зависимости от ребенка).
2 Потребность познания самих себя и доискаться до смысла своего существования, до определенного места, которое занимают они в социальной группе, во всем обществе и во Вселенной. Удовлетворение таких потребностей связано с развитием чувства самоуважения.
3 Потребность в уважении и самоуважении. Эта потребность может выражаться как в общественном одобрении и признании, так и в желании быть независимым и свободным.
Этот вид потребности зависит от того, как развивалось чувство самостоятельности у ребенка.
Самостоятельность – умение и желание действовать в жизни так, как подсказывает собственный, личный опыт, воплотивший в себе социально-ценные, одобряемые и усвоенные им программы и нормы поведения.
Именно взрослый для ребенка- эталон, носитель общественных норм и образцов поведения.
В основе поведения у ребенка самостоятельности может демократический стиль общения. Корректность, вежливость, взаимность – лучшие формы такого стиля.
Умение родителей общаться с ребенком на равных, поощрение его инициативности помогает ему правильно, адекватно оценивать и присваивать социальные образы поведения и дает уверенность в своих силах.
Когда человек достигает определенного уровня самоуважения, он постепенно превращается в творческую личность.
4 Эта стадия завершающая, высшая - стадия самореализации.
В нашей стране нестабильная экономическая и политическая ситуация, всевозможные революции в системе человеческих взаимоотношений, угроза экологических катастроф, войн не позволяют современной семье в полной мере обеспечить прохождение всех стадий, а зачастую и организовать удовлетворение самых первичных потребностей.
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья – определяемого как состояние физического, психологического и социального благополучия.
Проблемные, трудные, непослушные дети, с комплексами, забитые, несчастные – всегда результат ,неправильно сложившихся отношений в семье и как следствие, неудовлетворение потребностей ребенка.
В раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, как слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.
По второму вопросу необходимо отметить что А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий.
Демократический – высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прети на помощь в видении ребенка.
Контролирующий – ограниченное поведение ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплины, четкое понимание ребенком смысла ограничений.
Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенком постоянно и последовательно, и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.
Выводится 3 типа детей, характер который соответствует методам воспитательной деятельности их родителей:
Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети.
Авторитетные те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относятся к их запросам. Такие родители проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, вспышками гнева.
Дети таких родителей любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, ответственно относятся к своим обязанностям. Энергичны, уверены в себе, у них развито чувство собственного достоинства, самоконтроль, легко налаживают отношения со сверстниками.
Авторитетные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Родители считают, что ребенка не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету.
Такие родители как правело не оставляют возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав.
Родители часто не обосновывают свои требования, жестко контролируют поведение ребенка – в виде суровых запретов, выговоров и физических наказаний.
Наиболее частым способом дисциплинарного воздействия – запугивание, угрозы.
Жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувства вина и страха перед наказанием.
С трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей настороженности, враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и несчастны.
Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.
Родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которого случаются неприятности.
У детей плохая дисциплина, поведение неуправляемое. В таких случаях родители грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физические наказание. Лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.
Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивые, несогласованные. Это приводит к тому, что у детей не возникает желание усваивать социально приемлемые формы поведения, не формируется самоконтроль, и чувство ответственности.
Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из страха, что при столкновении с этим новым не смогут избрать привычную форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости, в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются не зрелостью суждений, постоянное недовольство, низкий уровень самоконтроля, занижается самооценка.
Им не легко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало, их вообще нет.
Глава семьи – это член семьи, чье лидерство признается остальными ее членами. Есть семьи, где лидером является муж, есть, где супруги делят сферу влияния. В большинстве семьях лидирует женщина. Она определяет уклад семьи, формы досуга, ведет хозяйство, распределяет бюджет.
Каким бы ни было главенство в семье, воспитанием детей в российской семье занимаются женщины. Она объясняет ребенку смысл нравственных норм, учит читать, считать, проверяет уроки, регулирует отношение со сверстниками, поощряет и наказывает.
Во многих случаях женщина определяет формы семейной жизни – регистрироваться или не регистрироваться, разводиться или сохранять семью, иметь ребенка в браке или вне брака.
Образованность женщины, ее профессиональные достижение, материально независимость подрывает авторитет мужчины в семье. Не удивительно, что современные девочки растут в пренебрежении к мужчинам, с детства мальчишкам противопоставляют девочек как послушных и трудолюбивых.
Девочки раньше осваивают нормы нравственности и социальности, они больше чем мальчики ориентируются на взрослых.
Воспитательное давление на девочек меньше, чем на мальчиков, к поведению девочек взрослые терпимее, мальчиков строже наказывают.
Нервная система мальчиков более уязвима, дольше страдает от нестабильности в семье, травмирующей обстановки. Для мальчиков опасна изоляция отцов от воспитания, если мальчик не находит в отце эталона мужчины, поведения и при этом зависим от сильной и энергичной матери, он вырастает психологически бесполым, нерешительным, боящимся жизни.
Девочки, наоборот становятся более агрессивными и драчливыми. У них развиваются мужские черты: рвутся в лидеры, стремятся руководить другими детьми. У них появляются мужские привычки – курить, ругаться.
Семейное воспитание по Личко и Эйдемилеру.
Отклонение в стилях воспитания.
Гипопротекция- недостаток опеки и контроля. Ребенок без надзора: к подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часто физическая заброшенность и неухоженность.
При скрытой гипопротекции – контроль и забота носят формальный характер. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению, из-за неудовлетворения потребности в любви и привязанности.
Доминирующая гиперпротекция - повышенное внимание и забота, чрезмерная опека и контроль поведения, слежка, запреты и ограничения. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности.
Это приводит либо к эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
Потворствующая гиперпротекция.- кумир семьи. Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, обожают, покровительствуют, восхищаются его минимальным успехам и требуют таково же восхищения от других. При таком воспитании проявляется высокий уровень притязаний, стремление к лидерству, которое может сочетаться с недостаточным упорством и опорой на свои силы.
Эмоциональное отвержение – ребенок тяготится. Потребности его игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенку. Строгое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
Жестокое взаимоотношение - могут проявляться открыто, когда на ребенка срывают зло, применяя насилие.
Или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена ( Эмоциональной холодности и враждебности ).
Повышенная материальная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы подростка на его перекладывают ответственность за близких людей. Часто перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.
Воспитание в семье через роли, которые выполняет ребенок.
Детские роли четко выявляются в семьях, где родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность.
К типичным относятся 4 роли:
козел отпущения
любимчик
примиритель
бэби
Козел отпущения - детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.
Любимчик - когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любви к нему.
Бэби - ребенок отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
Примиритель- ребенок включается в сложности семейной жизни ,занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
Ребенок в семье.
Стадии психологического развития ребенка и развитие идентичности.
1 стадия- доверие - недоверие - Охватывает первый год жизни. В этот период развивается параметр социального взаимодействия.
2 стадия самостоятельность-нерешительность - наступает на 2 и 3 годах жизни.
В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе его интеллектуальных способностей. Если родители не ограничивают активность, то у него развивается самостоятельность. В этот период для ребенка нужна и важна стабильность, неизменность окружающего мира.
3 предприимчивость и чувство вены.
-приходится на возраст от 4 до 5 лет, К этому возрасту, ребенок приобрел множество навыков и создал психологическую базу для развития изобретательности.
Если ребенку показывают, что его игры вредны и утомительны, вопросы назойливы, фантазии бестолковы, то, но начинает чувствовать себя виноватым.
Задача родителей - развитие навыков в самообслуживании, насыщения его информацией, поддержки в развитии детской игры.
4 стадия- умелость – неполноценность. От 6 до 11 лет. Когда детей поощряют мастерить, что угодно и хвалят за результаты, то у ребенка вырабатывается умелость и творческое отношение к миру.
Процесс развития идентичности. Э. Эриксон понимает как интеграцию и дифференциальную взаимосвязанных различных элементов ( идентификаций ).
Всякий раз, когда возникают изменения – биологические и социальные – необходимо интегрирующая работа эго и переструктурирование структуры ведет к потере идентичности и негативным состояниям.
В подростковом возрасте происходит переструктирование детских идентификаций в новую конфигурацию посредствам отказа от некоторых из них и принятие других.
Процесс формирования идентичности не заканчивается в юношеском возрасте. Развитие идентичности проходит через кризисы идентичности, когда возникает конфликт между конфигурацией элементов и изменившейся биологической и социальной нишей существования.
Дошкольник в семье.
Привязанность к родителям – важнейший компонент эмоционального развития дошкольника.
Эта форма эмоциональной коммуникации, общение с родителями – прежде всего с матерью как наиболее близким лицом.
Начальные проявления привязанности появляются к середине первого года жизни. Беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у детей до 2,5 года, у мальчиков до 3,5.
Тревожные и властные матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери испытывают страх одиночества, изживая его чрезмерной заботой о ребенке.
Подобная невротическая привязанность приводит к инфантильности, несамостоятельности. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, не воспитывающего, а дрессирующего, требующего беспрекословного подчинения и наказывают физически при малейшем непослушании. Эти отцы относятся к детям, как к взрослым, забывая об их повышенной потребности в нежности и ласке.
В таких семьях всегда существует конфликт по поводу воспитания. Матери стремятся восполнить недостаток эмоционального тепла, во всем уступая ребенку и окружая его избыточной заботой.
Таким детям невротически привязаны к матери, они капризны, обладают неустойчивым поведением и повышенной возбудимостью.
С другой стороны, когда родители рано отдают детей в ясли или перепоручают уход бабушкам, дедушкам или другим родственникам – это все приводит к недостатку эмоциональной заботы.
Чувствительные дети восполняют недостаток эмоциональности тем, что часто приходят в возбужденное состояние, кричат, плачут, клянчат, опасаясь, что про них забудут, не приласкают. Вместо изменения поведения, родители продолжают не обращать внимания на ухудшения эмоционального состояния детей.
Опасность данной ситуации – если она продолжительна – дети начинают любить себя в противовес чувству любви к другим и не способны делится с кем- либо своими радостями, печалями.
Задания и вопросы для самоконтроля:
1 Как происходит формирование материнской позиции в период беременности.
2 Каким образом ребенок оказывает влияние на стиль родительского поведения.
3 В чем состоит постоянство и изменчивость родительской роли.
Тема 4. Кризисы в семье.
Психологические проблемы измены. Ревность. Развод. Преодоление кризисных ситуаций. Принципы и схемы проведения семейной психотерапии и ее роль в преодолении кризиса.