Краткие характеристики психодиагностических методик
1. Бланковые методики – составляют большинство из них. Вних исп туемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого. Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.
2. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы. Недостатки: · субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;· эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
3. Рисуночные психодиагностические методики –
используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
4. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики иэтой группы наиболее валидные и информативные.
5. Объективно– манипуляционные методики
– в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.+ещ е по классификации
+ еще классификация
1). Классификация по заданиям:
- психодиагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ (многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторые тесты личностных черт (например, тест Равена, тест регидности Лучинса и др.).
- методы, основанные на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует (заданий, которые характеризуются лишь частотой того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16 PF Р.Кеттелла).
2). Классификация по речевой активности:
- вербальные психодиагностичекие методики (опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания аппелируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком В вербальных тестах деятельность испытуемого осуществляется в вербальной, словесно-логической форме форме).
- невербальные.психодиагностические методики (включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности- перцептивные, моторные). Здесь материал представлен в виде картинок, чертежей, графических изображений.
·
3). Классификация психодиагностических методик по степени их формализованности:
- - малоформализованные (наблюдения, беседы, анализ разнообразных продуктов деятельности. Эти приемы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также переживания, чувства, некоторые личностные особенности и др).
- - высокоформализованные (тесты, анкеты и опросники, проективные техники и психофизиологические методики). Их отличает целый ряд характеристик, таких как регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций, времени проведения и др.), обработки и интерпретации результатов, стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов и др.), надежность и валидность.
4). Классификация методик по принципу, положенному в основу приёма:
- объективные тесты (методики, в которых возможен правильный ответ, т.е. правильное выполнение задания). Общим для всей группы методик стандартизированного самоотчёта является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.
стандартизованные самоотчёты, которые в свою очередь включают:
а). тесты- опросники; предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трёхальтернативный выбор ответов). Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие целый ряд психологических переменных.
б). открытые опросники, предполагающие последующий контент- анализ. не предусматривают стандартизированного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путём отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.
в). шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч.Осгуда. и методики классификации. Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, теплый - холодный , сильный - слабый ). Обычно используют трех-, пяти- и семиточечные шкалы Особый вариант шкалирования - это субъективная классификация.
г). индивидуально- ориентировочные техники типа ролевых репертуарных решёток
проективные техники. Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта.
диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).
Диалогические техники: о психодиагност вступает в контакт с обследуемым. Беседа или опрос позволяют получить обширную информацию о биографии человека, его переживаниях, мотивации, ценностных ориентациях, уверенности в себе, удовлетворенности межличностными отношениями в группе и др.
Этот метод требует от диагноста особого искусства вербального общения, умения расположить собеседника к разговору, знания того, какие вопросы задавать, как определить степень искренности респондента и т.д.
Наиболее распространенным методом проведения беседы является интервью.:
структурированное (предусматривает наличие заранее разработанной схемы опроса, включающей общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов, достаточно жесткую их интерпретацию (стойкую стратегию и тактику).
неструктурированное.
Интервью часто используется для изучения особенностей личности, для проверки и углубления информации, получаемой с помощью анкетирования и других методик.
Спасибо пани Авровой за предоставленную информацию :-*
ВОПРОС
Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента:
1. Самопознание и самооценка.
2. Познание других людей.
3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.
Псих помощь вкл: психол коррекцию и психотерапию.
(Р.С. Немов): психотерапия - это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний.
Психокоррекция- совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Псхк имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку.
"коррекция"- "исправление".
Психокоррекция- это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Специфические черты:
· Психокоррекция ориентирована: на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
· на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
· на настоящее и будущее клиентов.
· на среднесрочную помощь
· в псхк акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
· Психокор. воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Псхк имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку.
Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.
Объекты коррекц воздействия: личность, семья или группа.
27 ВОПРОС Виды психокоррекции:
1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
· симптоматическую;
· каузальную.
Симптоматическая коррекция - кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
2. По содержанию различают коррекцию:
· познавательной сферы;
· личности;
· аффективно-волевой сферы;
· поведенческих аспектов;
· межличностных отношений:
· внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
· детско-родительских отношений.
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;
· индивидуальную;
· групповую:
· в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
· в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
· смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По наличию программ:
· программированную;
· импровизированную.
5. По характеру управления корригирующими воздействиями:
· директивную;
· недирективную.
6. По продолжительности:
· сверхкороткую (сверхбыструю);
· короткую (быструю);
· длительную;
· сверхдлительную.
Сверхкороткая - длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.
Короткая - длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
Длительная - продолжается месяцы, в центре внимания -личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.
Сверхдлительная - может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.
7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
· общую;
· частную;
· специальную.
Общая - мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.
Частная - набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
Специальная психокоррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность,
сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.). -- т.е исправляет последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности.
ВОПРОС
Принципы психокоррекционной работы:
1. Принцип единства диагностики и коррекцииотражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Является основополагающим всей коррекц. работы, т.к эффективность кор. раб. на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Реализуется в двух аспектах:
Во-первых, началу осуществления корр работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования.
Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деят-ти психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Т.о., контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь.
2. Принцип нормативности развития.Нормативность развития - последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
При оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать сл хар-ки:
1) Особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.д.).
2) Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития.
3) Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.
3. Принцип коррекции "сверху вниз". (выдвинул Л.С. Выготским) - раскрывает направленность корр. работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для клиента (у Л.С. Выготского это были дети). Эта кор. носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
4. Принцип коррекции "снизу вверх".Кор. работу составляют упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. (Принцип реализ-ся в осн. сторон-ми поведенческого подхода: Коррекция поведения должна строиться как подкрепление (+ или -) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.)
Т.е. Главная задача : вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции - наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.
5. Принцип системности развития психологической деятельности.Учёт в корр. работе профилакт-х и разв-х задач. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые меры позволяют избежать отклонений в развитии.
Реализация этого принципа обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.
6. Деятельностный принцип коррекции. - определяет предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
Основное направление корр. работы: целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счёте в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.
Деят. принцип корр.: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.