Общее понятие о психодиагностике
*всем привет от Лыбко ;) *
Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Предмет
психическое – обнаруживается в самых различных формах.Т.е. в:
• интраиндивидуальных связях (диагностические данные должны отражать взаимосвязь психических свойств личности);
• интериндивидуальных вариациях св-в (диагностические данные должны служить основой для установления различий между данным индивидом и другими личностями);
• отношениях “объект – субъект” (диагностические данные о личности имеют
Или же:
Предмет зависит от теоретических воззрений психодиагноста. Последователь бихевиористов – изучай поведение; гуманист – возись с пс. реальностью.
Цель психодиагностики:
в установлении ивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.
Принципы (естественнонаучная парадигма)
1. Детерминизма
a) психодиагностические признаки (то, что можно непосредственно наблюдать, фиксировать, регистрировать) «он плохо говорит»
b) психодиагностические категории (скрытые внутренние принципы, оправдывающие поведение и особенности человека) «он плохо говорит, так как волнуется»
c) психодиагностический вывод (переход от наиболее наблюдаемых психодигночтисечких признаков к уровню скрытых категорий) «о первого ко второму и как мы это обнаружили»
2. Целостности или системности (не один признак не стоит изучать оторвано, изучаем личность в целом)
3. Развития (любое пс свойство имеет свою динамику)
F:
1. осуществление контроля за формированием необходимых знаний и профессионально важных качеств
2. оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения
3. оценка качества самого образования.
4. применение психодиагностических методик для отбора абитуриентов в те или иные учебные заведения.
Задачи
- Теоретические
a) конструирование и апробация ПД-х методик
b) разработка требований, предъявляемых к ПД-м методикам
c) выработка правил проведения ПД-го обследования и способов обработки полученных данных и интерпретация результатов.
- Практические
a) установление норм для Человека того или иного пс-го свойства
b) определение степени выраженности или развития этого свойства (колич. показатель)
c) сравнение степени развитости изученного свойства у разных групп людей
d) описание диагностируемых психофизических свойств и псх-х св-в.
Гл. целью психодиагностики является обеспечение полноценного психического и личностного развития. Также сюда входит создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, проведения психотерапевтических мероприятий и т.д.
Области применения
- В целях оптимизации принципов обучение и воспитания (возр психология, пед)
определение готовности ребенка к школе, выявление причин неуспевания, нарушения в личностной сфере, дифференциация обучения (по способностям и возможностям), профориаетация в школе, реализация личностного подхода
- ПД как составная деятельности по профотбору, профобучению, профориетации (проводится в спец учреждениях – центрах занятости) на предприятии и в специализированных учебных заведениях.
- Клинико-консультационная и психотерапевтическая работа.
нахождение причин проблем консультируемого; выбор способов и приемов, способных их разрешить
- Судебная практика
проведение судебно-психологической экспертизы (СПЭ): наличие аффекта, ур интеллекта, психофизич особенности и тп, спасибо Малейчуку, последняя глава его с Тарасовым книги.
Тенденции современной психодиагностики
Связано с решение проблем, ныне стоящих перед наукой, такие как:
проблема адекватного соответствия между ПД-ми признаками и ПД-ми категориями
существует ли эта связь? если да – руководствуемся детерминизмом, нет – гуманистический подход
проблема выбора предмета
как изучать (методы, средства изучения зависят от предмета)
проблема критериев оценки (внешние проявления или внутр закономерности)