Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.
2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.
5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.
Психолог имеет право отказаться от услуг, если наряду с психологическим вмешательством одновременно осуществляется независимое и не согласованное с психологом иное воздействие на психику. В случае платной психологической помощи размер гонорара заранее оговаривается с учетом возможностей и взаимной приемлемости вознаграждения. Консультирующий психолог должен быть готов к тому, что клиент не сможет оплатить предоставляемые услуги, и принять решение, не ущемляющее достоинства человека и не лишающее его необходимой психологической помощи.
8. запрет давать советы
Клиент имеет право: на выбор психолога; на обсуждение и принятие решения о приемлемости для него того или иного метода психологической помощи; на оценку результатов психологической помощи по ходу ее оказания; на отказ от услуг консультирующего психолога; на ориентировку в концепциях и сроках психологической помощи; на информацию об образовании и квалификации психолога.
Решение о необходимости психологической помощи, как правило, принимает сам клиент.
Вопрос № 12
Первое из этих направлений, восходящее к И. М. Сеченову,— медико<биологическое (психоневрологическое, физиологическое), связанное с именами И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, М. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, психиатров С. С. Корсакова и П. Г. Ганнушкина, — имело ярко выраженную естественнонаучную направленность в своих идеях, представлениях и методах и ориентировалось на идеалы классической науки своего времени: объективность истины, проверяемость и достоверность эмпирических данных, причинно-следственный детерминизм. Это направление составило основу последующих медицинских моделей отечественной психотерапии (В. Н. Мясищев, В. М. Блейхер, Б. Д. Карвасарский, В. Е. Рожнов, М. Е. Бурно, и др.). Кстати, именно в рамках этого направления в Казани, а затем и в Москве было создано первое в России психоаналитическое общество, издавались и обсуждались труды З. Фрейда, развивалась русская школа психоанализа. (Это был кусочек из бондаренко)
– это экспериментальные методы исследования деятельности НС и органов чувств, формирование психофизики, псметрии, теорий ощущений и восприятия. лекция
Больше ничего нет о медико-биологическом направлении…….. …….Это по медико-психологической помощи
Я думаю здесь можно сказать о том, как важна помощь психолога людям с тяжелыми заболеваниями, с ампутированными конечностями, онкологией и тд.
Основные подходы к организации медико-психологической помощи при определенной их специализации в целом соответствуют, используемым при оказании психиатрической и психотерапевтической помощи:
- Принцип приближения психологической помощи к населению реализуется введением должностей клинических психологов в психотерапевтические кабинеты лечебно-профилактических учреждений различного профиля, специализированные центры, психотерапевтические отделения многопрофильных больниц.
· Принцип системности обеспечивается включением клинических психологов в бригады специалистов, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь.
· Принцип непрерывности предполагает участие клинического психолога в ведении пациента на всех этапах лечебно-диагностического процесса и реализуется в раз-личных медико-реабилитационных мероприятий.
Системообразующим фактором участия клинического психолога в деятельности лечебно-профилактического учреждения является расположение его рабочего места: в учреждениях (центрах) и подразделениях психотерапевтической службы — психотерапевтический кабинет, психотерапевтическое отделение, во внебольничных учреждениях психиатрической и наркологической служб — психоневрологический и наркологический диспансеры, в психиатрическом и наркологическом стационарах, психотерапевтических подразделениях, в том числе подразделениях кризисной службы. Рабочее место (лаборатория) клинического психолога организуется также и в других учреждениях и подразделениях — кабинетах психологической разгрузки медико-санитарных частей, кабинетах социально-психологической помощи, психологических консультациях, психотерапевтических клубах и клубах бывших пациентов, психотерапевтических студиях.
Развитие психологии в здравоохранении в уже определившихся в настоящее время правовых рамках в наибольшей степени соответствует ее задачам в конкретных социальных и культурных условиях современной России. Социально-экономические проблемы на этапе реформирования государства, переживаемые каждым гражданином, только усиливает значение клинической психологии как области науки и практической деятельности, способной в возможной для медицинской практики мере оказать влияние на негативные последствия переживаемых трудностей для личности, семьи и общества, и нацеливает организаторов здравоохранения на скорейшее внедрение в практику оправдавших себя теоретических и практических достижений психологических наук.
Таким образом, к практическим задачам клинического психолога при работе в реабилитационном центре, отделении относятся:
- Экспериментально-психологическое обследование сложных больных для дифференциальной диагностики с целью прогноза и перспектив терапии и социально-трудовой реабилитации.
- Экспериментально-психологическое обследование с целью объективизации динамики психологической составляющей состояния больного для учета эффективно-сти социально-трудовой реабилитации.
- Экспериментально-психологическое обследование с целью оценки степени и структуры нарушений психического функционирования при проведении социально-трудовой реабилитации.
- Психологический анализ особенностей семейной жизни.
- Прихокоррекционные мероприятия для реализации лечебно-реабилитационных мероприятий на различных этапах этого процесса направленные на предотвращение индивидуально- и социально-психологических последствий перенесенного психического расстройства, преодоления изоляции, явлений «госпитализма», развитие навыков взаимодействия, целеполагания, формирования «жизненной перспективы».
- Психологическое воздействие с целью оптимизации семейно-супружеских отношений.
- Психологическая работа со здоровым микросоциальным окружением пациента на различных этапах реабилитации.
- Психологическая коррекция социально-трудовых возможностей с их осознанием пациентом, выбор направления профессиональной реализации, помощь в социально-трудовой адаптации.
Вопрос № 13