Можно ли изменить тип темперамента?

Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности.

Не существует «лучших» и «худших» типов. Кроме того, человек действительно может изменить свой темперамент, если будет работать над собой. Из человека, который любит одиночество, можно превратиться в человека, который любит, действительно любит общаться. Из мечтателя, который берётся за всё и сразу, можно превратиться в человека дела, который доводит до конца начатое. Темперамент можно менять. А так как нет «лучшего» темперамента, к которому стоило бы стремиться, то необходимо развивать баланс. Ведь иногда человеку полезно побыть наедине, поразмышлять о своей жизни, планах.

Тема 7. Характер субъекта, его проявления в поведении.

Характер — целостные свойства личности (нрав), постоянно проявляющиеся в её поведении (в отношениях к миру и людям). По сути, характер личности состоит из привычек и установок.

Субъект -носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект

Структура хар-ра

К первой группе относятся черты, проявляющиеся по отношению к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и т.п. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к деятельности. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами. Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них следует также выделить черты характера, выражающие отношение к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.

Третья группа – это система отношений человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности и т.д.). Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе, тесно переплетаются с чертами характера, проявляющимися в отношениях с людьми. По тому, как человек относится к себе, можно предположить, каким будет его отношение к окружающим. Отношение к другим людям во многом формирует отношение человека к самому себе. В эту группу входят такие черты, как скромность и самовлюбленность, самокритичность и самоуверенность, гордость и приниженность, альтруизм и эгоизм, тщеславие и неуверенность в своих силах.

Четвертая группа включает черты, характеризующие отношение личности к вещам, причем не только отношение к собственности вообще, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и т.п. К таким чертам можно отнести: щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и многие другие.

Ацентуация характера (по Личко)— это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников.. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфликты.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в, компании взрослых. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению.У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству, в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть как все».

Тема 8. Способности как проявление субъективности в деятельности.

Способности-индувидуальные особенности людей,от которых зависит приобретение ими знаний,умений и навыков,а так же успешность выполнения различных видов дея-ти.

Зададки-предпосылки к развитию способностей.Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.

Условия развития способностей:

-Наличие общества,социально-культурной среды,созданной трудом многих поколений людей.Эта среда искусственна,включает множество предметов материальной и духовной культуры,обеспечивающих существование человека и удовлетворение его собственно человеческих потребностей.

-Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства.

-Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.

-Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей,которые уже обладают необходимыми ему способностями и в сосотоянии передать ему нужные знания,умения и навыки,распологая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания

-Отсутствие с рождения у человека жестких,запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов ,незрелость соответствующих мозговых структур,обеспечивающих функционирование психики, и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.

Структура способностей

различают по их направленности, или специализации:
- общие способности — индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;
- специальные способности — свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Каждая способность имеет свою структуру, состоящую из совокупности психических качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности. Различают ведущие и вспомогательные свойства.

Так, по мнению В. А. Крутецкого, ведущими свойствами в математических способностях являются:
- получение математической информании (формализованное восприятия, охватывание формальной структуры задачи);
- переработка математической информации (логическое мышление, быстрое и широкое обобщение математических объектов, экономичность и рациональность мышления);
- хранение математической информации (математическая память);
- математическая направленность ума.

Рефлексивный уровень педагогических способностей включает три вида чувствительности:

1) «чувство объекта» — особая чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действитель­ности Находят у учащихся и в какой мере интересы и потребности учащихся, выявляемые при этом, «совпадают» с требованиями ПС и с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог. В свою очередь, эта чувствительность связана с эмпатиеий проявляющейся в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося и эмоциональной идентифика­цией, которая предполагает активную целенаправленную совмест­ную деятельность педагога с учащимися;

2) «чувство, меры или такта» — чувствительность к мере изме­нений, происходящих в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия и осо­бенно системы воздействий самого педагога, меры их вклада в ис­комый результат;

3) «чувство причастности» — чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной деятельности личности, проявляемых во взаимоотношениях;

Тема 9. Познавательная деятельность человека.

Основные формы человеческого познания(Внимание, Ощущение, Восприятие, Память, Мышление, Воображение, Речь)

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального

Виды внимания:

1. внешнее (направлено на внешние объекты) и внутреннее (на мысли и чувства человека)

2.внутреннее(направленное на мысли и чувства самого чел)

Непроизводное внимание – внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.

Условия возникновения: 1. Сила и неожиданность возникновения

2. Новизна, необычность, контрастность раздражителя.

3. Подвижность объекта.

Произвольное внимание – внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий.

Условия возникновения: 1. Осознание долга и обязанности.

2. Отчетливое понимание конкретной задачи.

3. Привычные условия работы.

Послепроизвольное внимание – внимание, возникающее после, и на основе произвольного, на основе появляющегося у человека интереса к деятельности.

Св-ва внимания

Сосредоточенность – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

(игра с горошинами на платочке)

Устойчивость внимания – длительное удержание внимания на объекте или на какой-либо деятельности.

Объем внимания – количество объектов, которые фиксируются вниманием с достаточной ясностью, т.е. охватываются им одновременно.

Переключение – перенос внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи

(не путать с отвлечением!)

Распределение внимания – одновременное внимание к двум видам объекта или нескольким, при одновременном выполнении действий с ними, т.е. это умение выполнять две и более различные деятельности.

Рассеянность – недостаток внимания.

- рассеянность возникает из-за невозможности сосредоточится - «порхающее внимание»

- возникает из-за невозможности отвлечься - «липкое внимание»

-развивать сосредоточенность, устойчивость

-распределять переключение, распределение, объем

Ощущение. Ощущение–психический познавательный процесс направленный на получение знаний об окружающем мире

Классификация ощущений

По виду анализатора:

Зрительные

Обонятельные

Слуховые

Тактильные

Проприорецептивные

Двигательные

По контакту с раздражителем

Контактные (осязательные, вкусовые)

Дистантные (зрительные, слуховые)

По расположению рецептора

органические (чувство голода)

Проприорецепторное кинестетическое (смешанные, расположение тела в пространстве)

Экстерорецептивное (кожа)

Свойства ощущений

1). Адаптация –приспособление анализатора к действиям раздражителя (привыкание к запаху краски)

· Не адаптация - болевые ощущения, т. к. это является жизненноважным сигналом

2). Взаимодействие – одновременное ощущение разных органов чувств (музыкальные звуки вызывают у некоторых людей зрительные ощущения – Скрябин)

3). Контраст – одни ощущения отражаются на фоне других, как более яркие (жужжание мухи в тишине, весенний свет при выходе из подъезда)

4) Компенсация – одни ощущения частично или полностью выполняют функции других(При ослаблении зрения обостряются слуховые и тактильные ощущения)

5). Чувствительность – способность организма реагировать на воздействие среды, вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений

Диапазон ощущений – все раздражители которые отражаются человеком

· Чем шире диапазон ощущений, тем выше чувствительность. Порог ощущения (абсолютный) min. величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения

· Чем меньше величина абсолютного порога ощущений, тем выше чувствительность

· Чем меньше величина разностного порога, тем выше чувствительность

Мышление- психический процесс обобщенного ,посредственного отражения существенных связей между предметами и явлениями.

Виды мышления:

-Наглядно- действенное

-Наглядно- образное

-Словесно- логическое

Наглядно- действенное-

Свойственно высшим животным и детям раннего возраста.

Единицы оперирования- Реальные действия с реальными предметами.

Задачи решаются: во внешнем плане( практически), методом «проб и ошибок», «руки учат голову»

Наглядно- образное

Свойственно дошкольникам и ранним школьникам

Единицы оперирования- Образ предмета и образ действия с предметом.

Задачи решаются: во внутреннем плане( в уме), в процессе умственных действий с образами.

Словесно- логическое

Свойственно школьникам и взрослым

Единицы оперирования- понятия

Задачи решаются: во внутреннем плане ( в уме), в процессе умственных действий с понятиями.

Этапы мышления:

1. Проблемная ситуация( задача, перед человеком, которую нужно решить)

2. Анализ проблемной ситуации

3. Гипотеза ( предполагаемое решение)

4. Решение

5. Проверка

У девочки было 3 шарика, 2 отдала. Сколько осталось?

Главное- условие, вопрос, решение.

Решать вычитанием. Если от 3 -2 получится 2 шарика. Проверка происходит сложением.

Если не правильно- нужно углубиться в гипотезу или в анализ.

Операции мышления:

-Анализ

- Синтез

-Сравнение

-Обобщение

-Абстракция

-Конкретизация.

Анализ-мысленное расщепление целого на составные части ( у растения есть корень, стебель, листья)

МАЛИНА

Ма-ли-на

Синтез- мысленное соединение частей в целое.( уши, хвост, лапы, мяукает- кошка)

Сравнение- мысленное сопоставление с целью нахождения общего и различного.

       
  Можно ли изменить тип темперамента? - student2.ru   Можно ли изменить тип темперамента? - student2.ru
 

Общее( форма)- геометрические объемные фигуры- кубы

Различие( цвет)- слева- синий, справа- черный.

Типичные ошибки при сравнении:

-Простое рядоположение ( описание одного объекта , затем другого)

-Не выделяются параметры для сравнения ( форма, цвет, размер)

-Сравнения по разным основаниям ( Этот мячик желтый, а тот круглый)

Обобщение– мысленное объединение в группе на основе ряда общих свойств.

Корова, собака, кит- животные, дышат легкими, живородящие, детенышей кормят молоком. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Абстракция-мысленное отвлечение от общих свойств и рассмотрение с точки зрения заданного свойства ( круглое- шарик, мяч, снеговик; нет чел-ка, есть взрослый и ребенок)

Конкретизация –частный случай абстракции( ЖИ-ШИ пиши с буквой И – машина, жито)

Качество ума:

-быстрота ума, но есть и инертность ума ( медлительность)

-гибкость ума( огромное количество решений 1 проблемы), но есть и постность ума ( человек наступает на одни и те же грабли)

-широта ума ( человек имеет большое количество знаний в разных областях и применяет для решений проблем), но есть и узость ума ( не знает ничего лишнего)

-Глубина ума ( докапывается до деталей проблемы), но есть и поверхность ума ( слегка, знаю приблизительно)

-Самостоятельность ума ( сам принимает решение, независимо от чужих и авторитетов и готов отвечать), но есть и несамостоятельность ума ( умнее тот, кто авторитет , «так не бывает»)

Формы мышления

-понятие(форма мышл.,в кот отражается суть предметов и явлений)

-суждение(форма мыш. Кот что –лбо утверждается или отрицается относительно понятия)

-умозаключение(ф.м. при кот. На основе 2х или нескольких суждений делается вывод)

Наши рекомендации