Можно ли изменить тип темперамента?
Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности.
Не существует «лучших» и «худших» типов. Кроме того, человек действительно может изменить свой темперамент, если будет работать над собой. Из человека, который любит одиночество, можно превратиться в человека, который любит, действительно любит общаться. Из мечтателя, который берётся за всё и сразу, можно превратиться в человека дела, который доводит до конца начатое. Темперамент можно менять. А так как нет «лучшего» темперамента, к которому стоило бы стремиться, то необходимо развивать баланс. Ведь иногда человеку полезно побыть наедине, поразмышлять о своей жизни, планах.
Тема 7. Характер субъекта, его проявления в поведении.
Характер — целостные свойства личности (нрав), постоянно проявляющиеся в её поведении (в отношениях к миру и людям). По сути, характер личности состоит из привычек и установок.
Субъект -носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект
Структура хар-ра
К первой группе относятся черты, проявляющиеся по отношению к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и т.п. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.
Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к деятельности. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами. Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них следует также выделить черты характера, выражающие отношение к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.
Третья группа – это система отношений человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности и т.д.). Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе, тесно переплетаются с чертами характера, проявляющимися в отношениях с людьми. По тому, как человек относится к себе, можно предположить, каким будет его отношение к окружающим. Отношение к другим людям во многом формирует отношение человека к самому себе. В эту группу входят такие черты, как скромность и самовлюбленность, самокритичность и самоуверенность, гордость и приниженность, альтруизм и эгоизм, тщеславие и неуверенность в своих силах.
Четвертая группа включает черты, характеризующие отношение личности к вещам, причем не только отношение к собственности вообще, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и т.п. К таким чертам можно отнести: щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и многие другие.
Ацентуация характера (по Личко)— это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников.. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфликты.
2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками
3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.
5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям
6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле.
7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в, компании взрослых. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие.
9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.
10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению.У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.
11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству, в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть как все».
Тема 8. Способности как проявление субъективности в деятельности.
Способности-индувидуальные особенности людей,от которых зависит приобретение ими знаний,умений и навыков,а так же успешность выполнения различных видов дея-ти.
Зададки-предпосылки к развитию способностей.Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.
Условия развития способностей:
-Наличие общества,социально-культурной среды,созданной трудом многих поколений людей.Эта среда искусственна,включает множество предметов материальной и духовной культуры,обеспечивающих существование человека и удовлетворение его собственно человеческих потребностей.
-Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства.
-Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.
-Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей,которые уже обладают необходимыми ему способностями и в сосотоянии передать ему нужные знания,умения и навыки,распологая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания
-Отсутствие с рождения у человека жестких,запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов ,незрелость соответствующих мозговых структур,обеспечивающих функционирование психики, и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.
Структура способностей
различают по их направленности, или специализации:
- общие способности — индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;
- специальные способности — свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности.
Каждая способность имеет свою структуру, состоящую из совокупности психических качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности. Различают ведущие и вспомогательные свойства.
Так, по мнению В. А. Крутецкого, ведущими свойствами в математических способностях являются:
- получение математической информании (формализованное восприятия, охватывание формальной структуры задачи);
- переработка математической информации (логическое мышление, быстрое и широкое обобщение математических объектов, экономичность и рациональность мышления);
- хранение математической информации (математическая память);
- математическая направленность ума.
Рефлексивный уровень педагогических способностей включает три вида чувствительности:
1) «чувство объекта» — особая чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действительности Находят у учащихся и в какой мере интересы и потребности учащихся, выявляемые при этом, «совпадают» с требованиями ПС и с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог. В свою очередь, эта чувствительность связана с эмпатиеий проявляющейся в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося и эмоциональной идентификацией, которая предполагает активную целенаправленную совместную деятельность педагога с учащимися;
2) «чувство, меры или такта» — чувствительность к мере изменений, происходящих в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия и особенно системы воздействий самого педагога, меры их вклада в искомый результат;
3) «чувство причастности» — чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной деятельности личности, проявляемых во взаимоотношениях;
Тема 9. Познавательная деятельность человека.
Основные формы человеческого познания(Внимание, Ощущение, Восприятие, Память, Мышление, Воображение, Речь)
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального
Виды внимания:
1. внешнее (направлено на внешние объекты) и внутреннее (на мысли и чувства человека)
2.внутреннее(направленное на мысли и чувства самого чел)
Непроизводное внимание – внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.
Условия возникновения: 1. Сила и неожиданность возникновения
2. Новизна, необычность, контрастность раздражителя.
3. Подвижность объекта.
Произвольное внимание – внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий.
Условия возникновения: 1. Осознание долга и обязанности.
2. Отчетливое понимание конкретной задачи.
3. Привычные условия работы.
Послепроизвольное внимание – внимание, возникающее после, и на основе произвольного, на основе появляющегося у человека интереса к деятельности.
Св-ва внимания
Сосредоточенность – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.
(игра с горошинами на платочке)
Устойчивость внимания – длительное удержание внимания на объекте или на какой-либо деятельности.
Объем внимания – количество объектов, которые фиксируются вниманием с достаточной ясностью, т.е. охватываются им одновременно.
Переключение – перенос внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи
(не путать с отвлечением!)
Распределение внимания – одновременное внимание к двум видам объекта или нескольким, при одновременном выполнении действий с ними, т.е. это умение выполнять две и более различные деятельности.
Рассеянность – недостаток внимания.
- рассеянность возникает из-за невозможности сосредоточится - «порхающее внимание»
- возникает из-за невозможности отвлечься - «липкое внимание»
-развивать сосредоточенность, устойчивость
-распределять переключение, распределение, объем
Ощущение. Ощущение–психический познавательный процесс направленный на получение знаний об окружающем мире
Классификация ощущений
По виду анализатора:
Зрительные
Обонятельные
Слуховые
Тактильные
Проприорецептивные
Двигательные
По контакту с раздражителем
Контактные (осязательные, вкусовые)
Дистантные (зрительные, слуховые)
По расположению рецептора
органические (чувство голода)
Проприорецепторное кинестетическое (смешанные, расположение тела в пространстве)
Экстерорецептивное (кожа)
Свойства ощущений
1). Адаптация –приспособление анализатора к действиям раздражителя (привыкание к запаху краски)
· Не адаптация - болевые ощущения, т. к. это является жизненноважным сигналом
2). Взаимодействие – одновременное ощущение разных органов чувств (музыкальные звуки вызывают у некоторых людей зрительные ощущения – Скрябин)
3). Контраст – одни ощущения отражаются на фоне других, как более яркие (жужжание мухи в тишине, весенний свет при выходе из подъезда)
4) Компенсация – одни ощущения частично или полностью выполняют функции других(При ослаблении зрения обостряются слуховые и тактильные ощущения)
5). Чувствительность – способность организма реагировать на воздействие среды, вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений
Диапазон ощущений – все раздражители которые отражаются человеком
· Чем шире диапазон ощущений, тем выше чувствительность. Порог ощущения (абсолютный) min. величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения
· Чем меньше величина абсолютного порога ощущений, тем выше чувствительность
· Чем меньше величина разностного порога, тем выше чувствительность
Мышление- психический процесс обобщенного ,посредственного отражения существенных связей между предметами и явлениями.
Виды мышления:
-Наглядно- действенное
-Наглядно- образное
-Словесно- логическое
Наглядно- действенное-
Свойственно высшим животным и детям раннего возраста.
Единицы оперирования- Реальные действия с реальными предметами.
Задачи решаются: во внешнем плане( практически), методом «проб и ошибок», «руки учат голову»
Наглядно- образное
Свойственно дошкольникам и ранним школьникам
Единицы оперирования- Образ предмета и образ действия с предметом.
Задачи решаются: во внутреннем плане( в уме), в процессе умственных действий с образами.
Словесно- логическое
Свойственно школьникам и взрослым
Единицы оперирования- понятия
Задачи решаются: во внутреннем плане ( в уме), в процессе умственных действий с понятиями.
Этапы мышления:
1. Проблемная ситуация( задача, перед человеком, которую нужно решить)
2. Анализ проблемной ситуации
3. Гипотеза ( предполагаемое решение)
4. Решение
5. Проверка
У девочки было 3 шарика, 2 отдала. Сколько осталось?
Главное- условие, вопрос, решение.
Решать вычитанием. Если от 3 -2 получится 2 шарика. Проверка происходит сложением.
Если не правильно- нужно углубиться в гипотезу или в анализ.
Операции мышления:
-Анализ
- Синтез
-Сравнение
-Обобщение
-Абстракция
-Конкретизация.
Анализ-мысленное расщепление целого на составные части ( у растения есть корень, стебель, листья)
МАЛИНА
Ма-ли-на
Синтез- мысленное соединение частей в целое.( уши, хвост, лапы, мяукает- кошка)
Сравнение- мысленное сопоставление с целью нахождения общего и различного.
Общее( форма)- геометрические объемные фигуры- кубы
Различие( цвет)- слева- синий, справа- черный.
Типичные ошибки при сравнении:
-Простое рядоположение ( описание одного объекта , затем другого)
-Не выделяются параметры для сравнения ( форма, цвет, размер)
-Сравнения по разным основаниям ( Этот мячик желтый, а тот круглый)
Обобщение– мысленное объединение в группе на основе ряда общих свойств.
Корова, собака, кит- животные, дышат легкими, живородящие, детенышей кормят молоком. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Абстракция-мысленное отвлечение от общих свойств и рассмотрение с точки зрения заданного свойства ( круглое- шарик, мяч, снеговик; нет чел-ка, есть взрослый и ребенок)
Конкретизация –частный случай абстракции( ЖИ-ШИ пиши с буквой И – машина, жито)
Качество ума:
-быстрота ума, но есть и инертность ума ( медлительность)
-гибкость ума( огромное количество решений 1 проблемы), но есть и постность ума ( человек наступает на одни и те же грабли)
-широта ума ( человек имеет большое количество знаний в разных областях и применяет для решений проблем), но есть и узость ума ( не знает ничего лишнего)
-Глубина ума ( докапывается до деталей проблемы), но есть и поверхность ума ( слегка, знаю приблизительно)
-Самостоятельность ума ( сам принимает решение, независимо от чужих и авторитетов и готов отвечать), но есть и несамостоятельность ума ( умнее тот, кто авторитет , «так не бывает»)
Формы мышления
-понятие(форма мышл.,в кот отражается суть предметов и явлений)
-суждение(форма мыш. Кот что –лбо утверждается или отрицается относительно понятия)
-умозаключение(ф.м. при кот. На основе 2х или нескольких суждений делается вывод)