Феномен- это явление, которое изучается в чувственном опыте
Феноменальность психологии состоит в том что человек является сущ природным социальном и представляет собой душевную и духовную сущность
Основные этапы становления психологии
Донаучный-возник более 2,5 тыс лет назад тогда не было ни науки ни психологов, все что человек не мог объяснить, он называл душой. Благодаря наблюд и самонаблюд человек стал накапливать знания
Психология-наука о знаниях
Филосовский этап- возник основной вопрос. Что важнее материя или сознание? Первично материя, вторично сознание
Идеалисты- от слова( идеал) они считали что первично было сознание или (идея)
Психология- наука о сознании, способность человеком чувствовать, думать
Научный этап-нем учитель Вильгельм вуидлт ввел в психологию эксперемент
Психология превращается в науку о поведении
с конца 19-20 ввека можно сказать что психология стала самостоятельной наукой
Со 2-ой половины 20 века –современный этам в развитии психологии
4) современный этап-оформилось на базе материализма самостоятельной науки психология. И сегодня она располагает собственным методом исследования и спец современ аппаратурой
Психология-наука о фактах механизмах о закономерностях психики
Факты- это явление которое имело место быть: факты бывают бытовыми(случайными)паузные(закономерные) возникшие в скорбных условиях
Механизм-последствие возникновение кого-либо явления
Человек-духовная сущность
Закономерность предполагает, что в определенных условияхвозникают определенное явление, при этом допускаются случайности и отклонения
Закономерность- сложность человеческой психики
Психика-это субъективный образ субъективного мира
Основной задачей психологии как науки является изучение закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности
Представления человека о сновных направлениях психологии
Бихевеоризм- Уотсон окрыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии на новый, объявив психически явления принципиально непознаваемыемыми естественнонаучными методами. Для достижения цели вполне достаточно выполнить три условия:точно описать само поведения, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит и установить связи, существующиемежду стимулами и поведением. С точки зрения бихивиориста поведение животного и человека принципиально одинаково
Психоанализ- его основы были разработаны австрийским психиатром и психологом Фрейдом. Они стримились найти выход из кризиса в самой психологи, образовав более тесный ее союз с другими науками например с медициной. Для психоанализа ключевыми понятиями стали (сознания) и (бессознательное). Основная задача понимающей психологии раскрыть смысловое содержание душевной жизни человека систе6му его ценностей. Понимающая психология стремилась получить и собрать сведения об элементах сознания, которые необходимы и достаточны для того, чтобы представить все течения индивидуальной душевной жизни.хорошими психологами по мнению Дальтея являются писатели, актеры, историки, педагоги, врачи
Гештальтпсихология- зародилась в германии и получило призвание в Европе. Ориентировалась на естественные науки как на образец научного знания, но больше использовала достижения физики и математики, а не физиологии организма.гештальтпсихологи заявили о себе утверждением о существ собсвенных законов формирования сложных целостных систем, психических явлений не сводимых к элементарным законом сочитании элементов..представителей этого направления не устраивались упрощенный подход к изучению к анализу психических явлений. Психические явления по сути дела сводились к разнообразным сочетаниям простейших элементов по ограничении числу знаков
Гуманистическая психология-направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода,ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.
Когнитивная психология-это направление возникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программирования ЭВМ. Человек понимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе каким образом он не использует при принятии решений и в повседневном поведении. Для того чтобы объяснить и предсказать его поведении в ответ на определенноу совокупность внешних и внутренних стимулов , необходимо знать, как он воспринимает и перерабатывает в своей голове, каким образом он принимает решение. Основное специальное понятие когнитивной психологии-(схема). Когнитивные схемы складываются в индивидуальном опыте человека, но отчасти являются врожденными. Они позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информацию о прошлом, настоящем и вероятном будущем
Развитие отечественной психологии
Психологические воззрения отечественных ученых во второй половине 19 века находились на острие борьбы между наукой и религией. Одной из наиболее известных ранних заявок на построение нового психологического знания явилась работа Сеченова(рефлексы головного мозга) она внесла значительный вклад в развитиепсихо-физиологии ,нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.
Научное творчество И.П.Павлова оказало огромное влияние на развитие научных представлений о механизмах кровообращении и регуляции работы сердца, о нервных механизмах регуляции пищеварения и отдельных желез пищеварительной системы, а его учение об условных рефлексах послужило фундаментом для нового и оригинального подходя к изучению высших функций мозга животных и человека. Переход И.П.Павлова к изучению высшей нервной деятельности закономерен и обусловлен общей направленностью его исследований и его представлениями о приспособительном характере деятельности организма человека в целом.
В процессе многолетних исследований закономерностей работы головного мозга И.П.Павлов разрабатывал основные принципы деятельности мозга, такие как формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов, закономерности закрепления и угасания условнорефлекторной деятельности, открытие такого важного явления как торможение нервных процессов, открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации (т.е. сужение сферы деятельности) возбуждения и торможения. Подробное исследование этих базовых процессов нервной системы позволили И.П.Павлову внести значительный вклад в разработку такой существенной проблемы как механизмы сна, его отдельные фазы, причины нарушений сна при ряде невротических заболеваний.
Огромную роль сыграло учение И.П.Павлова о типах нервной системы, которое базируется на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в нервной системе.
Л.С.Выготский: теория высших психических функций. Лев Семенович Выготский (1896-1934) – один из выдающихся русских психологов и философов. Считая первоначально, что новая психология призвана интегрироваться с рефлексологией в единую науку, Выготский осуждал рефлексологию за дуализм, поскольку, игнорируя сознание, она выносила его за пределы телесного механизма поведения. В статье "Сознание как проблема поведения" (1925) он намечает план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение Маркса о различии между инстинктом и сознанием, Выготский доказывает, что благодаря труду происходит "удвоение опыта" и человек приобретает способность "строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле".
С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должностей.С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики трудаТаким образом мы можем сделать несколько выводов. Во - первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей её развития целесообразно строить на принципах деятельного подхода. Во - вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей,определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) – российский психолог; доктор психологических наук, профессор, действенный член АНП РСФСР (1950), АПН СССР (1968), Почетный член Венгерской академии наук (1937), Почетный доктор Парижского университета(1968). Разработал общепсихологическую теорию деятельности. Основные научные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» совместно с А.В. Запорожцем (1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы развития психики» (! 959, 1965), «Об историческом подходе к изучению психики человека» (1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).
Лурия
Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии Лурия (изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов) показал значение речи в организации психических функций у детей. Докторская диссертация Александра Романовича по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. он проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов.
В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга (в годы Великой Отечественной войны - в восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всес. НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче, а после войны - в Моск. Институте нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко АМН СССР), - Лурия создал новое направление в психологии - нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение.
Петр Яковлевич Гальперин и его вклад в отечественную психологию.
Трудно представить отечественную психологию без тех теоретических позиций и положений, которые были сформулированы и экспериментально подтверждены Петром Яковлевичем Гальпериным, а также его сотрудниками и последователями. Им были конкретизированы и уточнены многие теоретические положения, ранее выдвигаемые в рамках культурно-исторического и деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.
Безусловным вкладом П.Я. Гальперина в теоретическую психологию выступает теория формирования умственных действий, а в психологию прикладную – метод планомерного поэтапного формирования умственных действий, элементы которого широко используются в современном образовании. Вместе с тем, результаты его научного творчества – это еще и вклад в общепсихологическую методологию, в теорию антропогенетического и исторического формирования психических функций человека, в психологическую теорию сознания, а также в разрешение проблемы формирования и развития психологических механизмов внимания.
Тема 2
Понятие о психике-это свойство человеческого мозга, обеспечивающий человеку способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира
Психика человека-это его чувство, мысли, переживания т.е все то, что составляет его субъективный,внутренний мир,который проявляется в поступках, во взаимоотношениях с другими людьми
Психика- субъективный образ объективного мира
Психическое отражение:психическое-физиологическое-физическое-
(самосознание)сознание)психическое) особенности псих отраж: по всегда активно, всегда субъективно, осуществ в деятельности, развив и совершенств
формы психич отражения
1) психические процессы-познавательные процессы-ощущения, восприятия памяит, мышление 2. эмоционально волевые процессы-эмоции, чувства, воля, волевые качества 2)деятельность-виды деят(игра, учение , труд) уровни освоения деятельности на уровне умен навыков привычек 2. направленность, мотивы,интересы,идеалы,мировоззрение 3. инд типолог свойства-темперамент,характер способности 3) личность 1. псих состояние внимательность апатия,агрессия тревога
понятие о сознании
сознание- психика есть и у человека и у животного
сознание свойственно только человеку
сознание- это высшая форма психич отражений сложившихся в процессе общественно исторического развития человека в трудовой деятельности и общения с другими людьми
сознание имеет общественную природу это означает что сознаниявнеобщества неразвиваются
историческая природа сознания
онтогенез-индивидуальное развитие
финогенез-история развития человека на земле
1) сознание обществ природу
2) сознание историческую природу
Структура сознания
В силу сложности феномена сознания каждая из изучающих его наук вносит определенную специфику в определение сознания. В ряде областей знания существует специфический профессиональный подход. Так, например, в юриспруденции под сознанием понимают способность субъекта к логически обоснованному и адекватно мотивированному замыслу. В медицине рассматривают сознание, исходя из того, что оно может усиливаться и ослабляться, полностью исчезать при обмороке. Говорят об узости и широте сознания, его устойчивости и неустойчивости, ясности, тусклости, мерцании. Когда врач говорит, что сознание больного ясное, он имеет в виду, прежде всего, нормальную ориентировку человека в окружающем: в месте, времени, а также в своей личности. Психология рассматривает сознание как специфический феномен духовной жизни человека, характеризующийся целым рядом признаков. Во-первых, сознание есть осознание окружающего мира, это определенная система знаний, исторически сложившихся, непрерывно пополняемых, преломленных через призму личного опыта. Осознать объект — это значит включить его в систему своих знаний, отнести его к определенному классу предметов, обозначить словом, вербализовать. При этом достоянием сознания могут быть как достоверные, так и недостоверные знания: догадки, вымыслы и пр. В сознании представлено единство чувственного и логического отражения. Вторым важным признаком и функцией сознания является отношение человека к миру, преломленное через систему потребностей. По поводу этой функции сознания Мясищев писал: «Психика и сознание, как высшая ступень психики, представляют единство отражения человеком действительности и его отношения к этой действительности. В каждом акте психической деятельности мы имеем элементы того и другого». Отношение предполагает оценку и переживание этой оценки. Целеполагающая функция сознания — третья важнейшая характеристика — заключается в том, что в функции сознания входит формирование целей деятельности, построение планов и программ деятельности. Еще не начав действовать, человек имеет представление о результатах своей будущей деятельности — «модель потребного будущего» по выражению Бернштейна или «акцептор действия» по терминологии Анохина. Эта идеальная модель выполняет функцию регуляции деятельности. Человеческое сознание способно отражать не только внешний мир, но и внутренний мир самого человека. Поэтому четвертой функцией сознания является самоотражение или рефлексия. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Самосознание — это знание своего физического облика, состояния, внутреннего духовного мира, своих возможностей. Сознание есть высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Сознание формируется в условиях предметно-практической деятельности и общения и представляет собой идеальную модель окружающего мира, других людей и самого себя. |
Подходы различных авторов к структуре сознания
Зигмунд Фрейд( сверх я-я-оно)
Выготский( сознание для сознания-сознания для бытия)
Леонтьев( значение(общепринят психология,характер понятия)
личностный смысл)
Зинченко(сознание 1.бытийно-деятельностный слой 1)чувствен ткань общества 2)ткань живого жвижения) 2.рефлексивно-соцерцательный слой 1)значение 2)личностный смысл
Сознательное и бессознательное в психике человека
Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания.Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трёх взаимосвязанных уровнях:бессознательном, подсознательном и сознательном.Сознание ведь далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует ещё и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - сохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. (3, стр.37)Существует также бессознательная память -- это та память, которая связана с долговременной и генетической памятьюЭто та память, кото-рая управляет мышлением, воображением, вниманием, опреде-ляя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направлен-ность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основевторой группы сознательных явлений, лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.