Объект науки психология-человек
Психология наука о человеке
Психология стала самостоятельной наукой лишь в XIX в., когда были усовершенствованы ее методы исследования, введен эксперимент, сформировались собственный понятийный аппарат и предмет исследования.
Предметом психологии является психика. Психика - одно из фундаментальных понятий психологической науки. Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее животным и человеку способность отражать воздействия внешнего мира. Несмотря на то что психика неразрывно связана с мозгом, она относительно автономна от мира и тела и как таковая представляет собой способ функционирования целостного организма, животного или человека. Мы будем рассматривать психологию человека. Человеческая психика многообразна в своих формах: это чувства, мысли, переживания, намерения - все то, что составляет внутренний мир личности, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
Все многообразное содержание психики предстает как совокупность таких компонентов, как психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.
Психические процессы обеспечивают первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение, ярко выраженный конец и длятся от доли секунды до десятков минут. К психическим процессам обычно относят познавательные процессы. При непосредственном участии таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление, познает себя и окружающую его действительность. Выделяют также эмоциональные (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.) и волевые процессы.
Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К психическим состояниям относятся проявления чувств, внимания, воли, мышления и т. д., например, состояния сосредоточенности или рассеянности, уверенности или неуверенности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости. Психические состояния являются более продолжительными по сравнению с психическими процессами и могут длиться в течение нескольких часов, дней, недель.
Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, которые обеспечивают определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Психические свойства определяют возможность самореализации человека и специфику его отношения к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия. Они присущи человеку на протяжении достаточно длительного периода его жизни. К психическим свойствам личности относят качества ума; устойчивые особенности ее волевой сферы, закрепляющиеся в характере, темпераменте, способностях; свойства чувств; потребности и мотивы и др.
Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, это то, что становится результатом работы психики человека: приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т. п.
Интеллектуальное и нравственное развитие человека, его профессиональная деятельность невозможны без повседневного общения людей. Взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга обусловлены социально-психологические явления и процессы.
Задачи психологии как науки - раскрытие объективных закономерностей функционирования психических явлений, анализ их становления и развития, изучение структурных особенностей и физиологических механизмов психических явлений.
Предмет психология
Психология происходит от двух греч корней (психо - душа логос-наука)
Объект науки психология-человек
Феномен- это явление, которое изучается в чувственном опыте
Феноменальность психологии состоит в том что человек является сущ природным социальном и представляет собой душевную и духовную сущность
Основные этапы становления психологии
Психология-наука о знаниях
Человек-духовная сущность
Бихевеоризм- Уотсон окрыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии на новый, объявив психически явления принципиально непознаваемыемыми естественнонаучными методами. Для достижения цели вполне достаточно выполнить три условия:точно описать само поведения, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит и установить связи, существующиемежду стимулами и поведением. С точки зрения бихивиориста поведение животного и человека принципиально одинаково
Психоанализ- его основы были разработаны австрийским психиатром и психологом Фрейдом. Они стримились найти выход из кризиса в самой психологи, образовав более тесный ее союз с другими науками например с медициной. Для психоанализа ключевыми понятиями стали (сознания) и (бессознательное). Основная задача понимающей психологии раскрыть смысловое содержание душевной жизни человека систе6му его ценностей. Понимающая психология стремилась получить и собрать сведения об элементах сознания, которые необходимы и достаточны для того, чтобы представить все течения индивидуальной душевной жизни.хорошими психологами по мнению Дальтея являются писатели, актеры, историки, педагоги, врачи
Гештальтпсихология- зародилась в германии и получило призвание в Европе. Ориентировалась на естественные науки как на образец научного знания, но больше использовала достижения физики и математики, а не физиологии организма.гештальтпсихологи заявили о себе утверждением о существ собсвенных законов формирования сложных целостных систем, психических явлений не сводимых к элементарным законом сочитании элементов..представителей этого направления не устраивались упрощенный подход к изучению к анализу психических явлений. Психические явления по сути дела сводились к разнообразным сочетаниям простейших элементов по ограничении числу знаков
Гуманистическая психология-направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода,ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.
Когнитивная психология-это направление возникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программирования ЭВМ. Человек понимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе каким образом он не использует при принятии решений и в повседневном поведении. Для того чтобы объяснить и предсказать его поведении в ответ на определенноу совокупность внешних и внутренних стимулов , необходимо знать, как он воспринимает и перерабатывает в своей голове, каким образом он принимает решение. Основное специальное понятие когнитивной психологии-(схема). Когнитивные схемы складываются в индивидуальном опыте человека, но отчасти являются врожденными. Они позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информацию о прошлом, настоящем и вероятном будущем
Развитие отечественной психологии
Психологические воззрения отечественных ученых во второй половине 19 века находились на острие борьбы между наукой и религией. Одной из наиболее известных ранних заявок на построение нового психологического знания явилась работа Сеченова(рефлексы головного мозга) она внесла значительный вклад в развитиепсихо-физиологии ,нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.
Научное творчество И.П.Павлова оказало огромное влияние на развитие научных представлений о механизмах кровообращении и регуляции работы сердца, о нервных механизмах регуляции пищеварения и отдельных желез пищеварительной системы, а его учение об условных рефлексах послужило фундаментом для нового и оригинального подходя к изучению высших функций мозга животных и человека. Переход И.П.Павлова к изучению высшей нервной деятельности закономерен и обусловлен общей направленностью его исследований и его представлениями о приспособительном характере деятельности организма человека в целом.
В процессе многолетних исследований закономерностей работы головного мозга И.П.Павлов разрабатывал основные принципы деятельности мозга, такие как формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов, закономерности закрепления и угасания условнорефлекторной деятельности, открытие такого важного явления как торможение нервных процессов, открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации (т.е. сужение сферы деятельности) возбуждения и торможения. Подробное исследование этих базовых процессов нервной системы позволили И.П.Павлову внести значительный вклад в разработку такой существенной проблемы как механизмы сна, его отдельные фазы, причины нарушений сна при ряде невротических заболеваний.
Огромную роль сыграло учение И.П.Павлова о типах нервной системы, которое базируется на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в нервной системе.
Л.С.Выготский: теория высших психических функций. Лев Семенович Выготский (1896-1934) – один из выдающихся русских психологов и философов. Считая первоначально, что новая психология призвана интегрироваться с рефлексологией в единую науку, Выготский осуждал рефлексологию за дуализм, поскольку, игнорируя сознание, она выносила его за пределы телесного механизма поведения. В статье "Сознание как проблема поведения" (1925) он намечает план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение Маркса о различии между инстинктом и сознанием, Выготский доказывает, что благодаря труду происходит "удвоение опыта" и человек приобретает способность "строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле".
С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должностей.С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики трудаТаким образом мы можем сделать несколько выводов. Во - первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей её развития целесообразно строить на принципах деятельного подхода. Во - вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей,определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) – российский психолог; доктор психологических наук, профессор, действенный член АНП РСФСР (1950), АПН СССР (1968), Почетный член Венгерской академии наук (1937), Почетный доктор Парижского университета(1968). Разработал общепсихологическую теорию деятельности. Основные научные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» совместно с А.В. Запорожцем (1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы развития психики» (! 959, 1965), «Об историческом подходе к изучению психики человека» (1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).
Лурия
Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии Лурия (изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов) показал значение речи в организации психических функций у детей. Докторская диссертация Александра Романовича по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. он проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов.
В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга (в годы Великой Отечественной войны - в восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всес. НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче, а после войны - в Моск. Институте нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко АМН СССР), - Лурия создал новое направление в психологии - нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение.
Петр Яковлевич Гальперин и его вклад в отечественную психологию.
Трудно представить отечественную психологию без тех теоретических позиций и положений, которые были сформулированы и экспериментально подтверждены Петром Яковлевичем Гальпериным, а также его сотрудниками и последователями. Им были конкретизированы и уточнены многие теоретические положения, ранее выдвигаемые в рамках культурно-исторического и деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.
Безусловным вкладом П.Я. Гальперина в теоретическую психологию выступает теория формирования умственных действий, а в психологию прикладную – метод планомерного поэтапного формирования умственных действий, элементы которого широко используются в современном образовании. Вместе с тем, результаты его научного творчества – это еще и вклад в общепсихологическую методологию, в теорию антропогенетического и исторического формирования психических функций человека, в психологическую теорию сознания, а также в разрешение проблемы формирования и развития психологических механизмов внимания.
Тема 2
Понятие о психике-это свойство человеческого мозга, обеспечивающий человеку способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира
Психика человека-это его чувство, мысли, переживания т.е все то, что составляет его субъективный,внутренний мир,который проявляется в поступках, во взаимоотношениях с другими людьми
Психика- субъективный образ объективного мира
Психическое отражение:психическое-физиологическое-физическое-
(самосознание)сознание)психическое) особенности псих отраж: по всегда активно, всегда субъективно, осуществ в деятельности, развив и совершенств
формы психич отражения
1) психические процессы-познавательные процессы-ощущения, восприятия памяит, мышление 2. эмоционально волевые процессы-эмоции, чувства, воля, волевые качества 2)деятельность-виды деят(игра, учение , труд) уровни освоения деятельности на уровне умен навыков привычек 2. направленность, мотивы,интересы,идеалы,мировоззрение 3. инд типолог свойства-темперамент,характер способности 3) личность 1. псих состояние внимательность апатия,агрессия тревога
понятие о сознании
сознание- психика есть и у человека и у животного
сознание свойственно только человеку
сознание- это высшая форма психич отражений сложившихся в процессе общественно исторического развития человека в трудовой деятельности и общения с другими людьми
сознание имеет общественную природу это означает что сознаниявнеобщества неразвиваются
историческая природа сознания
онтогенез-индивидуальное развитие
финогенез-история развития человека на земле
1) сознание обществ природу
2) сознание историческую природу
Структура сознания
В силу сложности феномена сознания каждая из изучающих его наук вносит определенную специфику в определение сознания. В ряде областей знания существует специфический профессиональный подход. Так, например, в юриспруденции под сознанием понимают способность субъекта к логически обоснованному и адекватно мотивированному замыслу. В медицине рассматривают сознание, исходя из того, что оно может усиливаться и ослабляться, полностью исчезать при обмороке. Говорят об узости и широте сознания, его устойчивости и неустойчивости, ясности, тусклости, мерцании. Когда врач говорит, что сознание больного ясное, он имеет в виду, прежде всего, нормальную ориентировку человека в окружающем: в месте, времени, а также в своей личности. Психология рассматривает сознание как специфический феномен духовной жизни человека, характеризующийся целым рядом признаков. Во-первых, сознание есть осознание окружающего мира, это определенная система знаний, исторически сложившихся, непрерывно пополняемых, преломленных через призму личного опыта. Осознать объект — это значит включить его в систему своих знаний, отнести его к определенному классу предметов, обозначить словом, вербализовать. При этом достоянием сознания могут быть как достоверные, так и недостоверные знания: догадки, вымыслы и пр. В сознании представлено единство чувственного и логического отражения. Вторым важным признаком и функцией сознания является отношение человека к миру, преломленное через систему потребностей. По поводу этой функции сознания Мясищев писал: «Психика и сознание, как высшая ступень психики, представляют единство отражения человеком действительности и его отношения к этой действительности. В каждом акте психической деятельности мы имеем элементы того и другого». Отношение предполагает оценку и переживание этой оценки. Целеполагающая функция сознания — третья важнейшая характеристика — заключается в том, что в функции сознания входит формирование целей деятельности, построение планов и программ деятельности. Еще не начав действовать, человек имеет представление о результатах своей будущей деятельности — «модель потребного будущего» по выражению Бернштейна или «акцептор действия» по терминологии Анохина. Эта идеальная модель выполняет функцию регуляции деятельности. Человеческое сознание способно отражать не только внешний мир, но и внутренний мир самого человека. Поэтому четвертой функцией сознания является самоотражение или рефлексия. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Самосознание — это знание своего физического облика, состояния, внутреннего духовного мира, своих возможностей. Сознание есть высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Сознание формируется в условиях предметно-практической деятельности и общения и представляет собой идеальную модель окружающего мира, других людей и самого себя. |
Подходы различных авторов к структуре сознания
Зигмунд Фрейд( сверх я-я-оно)
Выготский( сознание для сознания-сознания для бытия)
Леонтьев( значение(общепринят психология,характер понятия)
личностный смысл)
Зинченко(сознание 1.бытийно-деятельностный слой 1)чувствен ткань общества 2)ткань живого жвижения) 2.рефлексивно-соцерцательный слой 1)значение 2)личностный смысл
Сознательное и бессознательное в психике человека
Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания.Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трёх взаимосвязанных уровнях:бессознательном, подсознательном и сознательном.Сознание ведь далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует ещё и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - сохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. (3, стр.37)Существует также бессознательная память -- это та память, которая связана с долговременной и генетической памятьюЭто та память, кото-рая управляет мышлением, воображением, вниманием, опреде-ляя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направлен-ность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основевторой группы сознательных явлений, лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Организационные
- сравнительный («метод поперечных срезов») – сравниваются различные группы испытуемых по одному и тому же признаку
«+» - можно быстро получить достоверные данные о различиях в развитии.
«–» - данные получаются усреднёнными и нет информации о самом процессе развития.
- лонгитюдный (длительный) – может происходить в течение долгого времени. Бывают выборочные лонгитюдные исследования (изучают, например, только мышление или волю и т.д.) и комплексные, когда изучают различные проявления психики.
«+» - устанавливаются качественные особенности развития психики и личности, выявляются причины.
«–» - опасно распространять полученные данные на всех людей.
- комплексный метод – в нём участвуют представители разных наук.
а) возникает возможность установить связи и зависимость между представителями явлений разного рода.
Эмпирические методы
Основные:
1. Наблюдение – это направленный и планомерный способ восприятия явлений. Наблюдение – длительный метод, исследователь не имеет права вмешиваться.
Виды наблюдений:
- непосредственное и опосредственное (между наблюдаемым и наблюдателем есть что-то)
- открытое и скрытое
- включённое и невключённое (наблюдатель не включается в деятельность сам)
- систематическое и несистематическое (наблюдение ведётся от случая к случаю)
- долговременное и кратковременное
- каузальное (причинное, есть за чем наблюдать) и эпизодическое
- внешнее (за другими) внутреннее (т.е. самонаблюдение)
2. Эксперимент- это метод сбора фактов в специально созданных условиях. Условия создаются для получения интересующих исследователя фактов
Второстепепенныебеседа,анкета,
тест- это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и который позволяет с известной вероятностью определить у инвалида актуальный уровень развития необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и так далее.
изучение продукта д-ти, самонаблюдение
3. Обработки данных.
- количественные методы (статистика)
- качественные методы (дифференцировка материала по группам, указание различных вариантов, описание частных случаев)
4. Интерпритационные (разъяснительные, уточнительные)
- генетические (по возрасту устанавливаются вертикальные связи между уровнями развития)
- структурные (устанавливаются связи между всеми изучаемыми характеристиками)
тема 3
Бихевеоризм- (поведенческая психология) считали что личность нельзя опознать никакими другими способами как изуч ее поведение. Личность-это то что познать нельзя. Бихеристы пытались найти объект критерии изучения личности. Активн личности пораждалась со социальными стимулами.
Гуманистическая психология-человек рождается на свет личностью для того, чтобы быть самому, видеть личность в других, жить в гармонии с собой и с окружающем миром. От рождения у человека есть потребность любви, гармонии, справедливости. Человек приходит в мир для того, чтобы реализоваться. Уваж к личности и ее потребности
Психология отношении- Лазрский типологии характеров, очерк, науки о характере. Он изучал характер человека психологии отношений-психология личности. Эгоизми альтреизм проявляется в отношении человека к миру к себе, к другим людям. Возрождение этого направленияб ыло в середине 20 века благодаря Мяснищеву. Личность можно понять только через отношения. Каждый из отношений реализует какую-нибудь потребность. Если человек реализует потребность неодекватно, осознать свои отношение и реализуя свои потребности.
Психология деятельности- Леонтьев разработал всю теорию деятельности. Личность это человек труда. По достижениям человека в труде о человеке судят как о личности. Рассматривать личность с деятельности труда важно. Деят подходит личности это односторонний подход
Системный подход-это металогический принцип общенаучного характера
Борис Федорович Ломов привнес в психологию системный подход и применил его к личности
Если явления существуют как система то оно обладает следующими характеристиками:саморегуляция,саморазвития,самовоспроизведение
Системный подход выделяет в личности некоторую стуктуру многоуровневую
· Поведенческий
· Сознательный
· Интеллектуальный
· Потреб/регулято
Многоплановая Р(план потребностей), И (план восприятия), С( сознательное отражение), П( действия, поступки, привычки)
Направленность личности
Направленность личности- понятие, обозначает,совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное ее направление ее поведения и отношения к миру, к людям , к деятельности
Эгоистическая направленность личности- человек ориентирован в своем поведении получать благо для себя
Альтруистическая нап.лич.- человек ориентирован в своем поведении на благо других
Познавательная направленность личности- поведение человека ориентирован познания мира
Уровень притязаний
Уровень притязаний личности — это стремление к достижению той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Люди, обладающие уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.
Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают срывы, повышенная . Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.
люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность на достижении поставленных целей.
Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.
Самооценка
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.
Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т. е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).
Конечно, вполне адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.
Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку.
Самоактулизация
Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес и , считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.
Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.
Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Пирамида потребностей
· Потребность(целей, способные развивать личность)
· Эстетические(гармония, порядок,красота)
· Познавательная(знать,уметь,понимать,исследовать)
· Потребность в уважении(почетании) компетентность,достижение успеха одобрения
· Потребность в любви(быть принятым,любить и быть любимым)
· Потребность в безопасности
Физиологические(органические) потребности голод,жажда, половое влечение
Образ «Я»
Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.
Часто термин используют в качестве синонима к «само