Предлагаемые способы оказания формальной поддержки со стороны коллег
Рекомендуется как можно чаще созывать регулярные одночасовые собрания членов коллектива (обычно раз в неделю) | В особых обстоятельствах подобные собрания могут проводиться ежедневно |
Всем членам коллектива необходимо по возможности принимать участие в собраниях | Посещение собраний так же важно, как и качественное выполнение работы |
Каждую неделю роль ведущего выполняет новый член коллектива | Все члены коллектива должны попробовать себя в этой роли |
Каждое собрание должно начинаться с оглашения ведущим повестки, состоящей из заранее предложенных членами коллектива вопросов | Если позволяют временные рамки, члены коллектива могут вынести на обсуждение дополнительные вопросы |
Каждый пункт повестки должен быть представлен человеком, желающим узнать мнение коллектива по этому вопросу | Каждый комментарий должен быть основан на собственном практическом опыте |
В завершение, при обсуждении, человек, получающий отзыв, говорит каждому высказывающемуся, какое воздействие оказал его комментарий | Таким образом, коллеги получают реакцию на свой комментарий, и поток информации движется во всех направлениях. Иногда коллеги захотят развить дебаты на основании представленных откликов, что вполне естественно. Однако, этого нельзя допустить до тех пор, пока не выскажется без прерывания и не получит ответ каждый член коллектива. В противном случае, обсуждение отклонится от курса и никогда не будет завершено |
Вопрос для обсуждения В общей группе, попросите участников обсудить, каким образом может быть организована работа групп взаимопомощи в их рабочем контексте, и каковы могут быть ее преимущества. Обсудите, какие трудности могут возникнуть при организации работы групп взаимопомощи, и возможные пути преодоления этих препятствий. Попросите некоторых участников вспомнить тяжелые времена, которые они когда-то пережили, и призовите других участников высказаться, что бы они сделали как группа взаимопомощи в данной ситуации. |
Краткий обзор и подведение итогов: дальнейшая деятельность Выдайте участникам раздаточный материал в виде слайдов презентации. Это поможет напомнить об основных темах занятия и определить необходимость более углубленного изучения некоторых тем. Попросите участников задать вопросы, поделиться своими комментариями и отзывами. Попросите участников записать основные выводы, сделанные ими во время занятий, и дополнить их идеями по применению принципов в их дальнейшей работе. |
Выводы
§ Люди, оказывающие помощь, могут сами подвергнуться эмоциональному стрессу и оказаться в критическом состоянии, выполняя свою работу. При разработке программ оказания помощи необходимо учитывать потребности не только пострадавшего населения, но и людей, оказывающих им поддержку
§ Люди, помогающие пострадавшим, зачастую оказываются в крайне сложных обстоятельствах, предъявляющих к ним повышенные личностные требования, что зачастую приводит к необходимости облегчить собственные душевные страдания
§ Для того чтобы быть в состоянии помочь другим людям, необходимо владеть приемами самопомощи. Необходимо знание симптомов стресса и способов преодоления эмоциональных реакций в различных обстоятельствах
§ После выполнения своих обязанностей в течение длительного времени, может развиться синдром «выгорания», со следующей симптоматикой:
§ Потеря веры в идеалы
§ Цинизм
§ Ощущение недооцененности или предательства со стороны организации
§ Упадок духа
§ Грандиозная вера в собственную значимость
§ Героическое, безрассудное поведение
§ Игнорирование соображений личной безопасности и физических потребностей
§ Недоверие по отношению к коллегам и руководителям
§ Необщительное поведение
§ Чрезмерная утомленность
§ Проблемы с концентрацией внимания
§ Проявление симптомов заболевания
§ Бессонница
§ Низкая дееспособность
§ Чрезмерное употребление алкоголя, табачных изделий или наркотиков
§ Для удовлетворения психологических потребностей людей, оказывающих помощь, их необходимо окружить заботой. Необходимо поощрять развитие культуры взаимоподдержки
§ Приемы оказания самопомощи включают напоминание о нормальности своих реакций, обсуждение своих чувств с другими людьми, и предъявление к себе реалистичных ожиданий
§ Руководящие сотрудники могут играть важную роль в поддержке людей, оказывающих помощь, направляя их деятельность, обеспечивая дополнительную информацию и окружая их заботой
§ Группы взаимопомощи коллег могут стать форумом для решения проблем и обсуждения эмоциональных реакций без опаски. Собрания групп поддержки требуют качественной организации, особенно в отношении обмена информацией. Каждый член коллектива должен иметь возможность высказаться и выслушать советы других