Забота о психологических потребностях помогающих
Люди, оказывающие помощь, испытывают те же потребности, что и пострадавшее население. Создание атмосферы поддержки является одним из жизненно важных факторов, позволяющих уменьшить воздействие стресса. Этого можно добиться одним из нижеперечисленных способов:
|
§ Управление деятельностью и поддержка со стороны руководителей и коллег должны осуществляться на ежедневной основе или сразу после возникновения кризиса
§ Культура организации, располагающая к открытому обсуждению вопросов без опасения за возможные последствия
§ Частые и регулярные собрания коллектива, объединяющие всех его членов и стимулирующие развитие чувства командной работы
§ Сохранение конфиденциальности информации, таким образом, чтобы люди чувствовали себя комфортно, признав, что находятся под воздействием стресса и обратившись за помощью
§ Создание системы взаимоподдержки между членами коллектива, когда регулярные встречи коллег становятся традицией
Обмениваясь своими впечатлениями от ежедневной деятельности, люди проникаются духом командной работы, что позволяет предотвратить возникновение психологических проблем в будущем. Эмоциональные реакции, оставленные без внимания, могут привести к срыву, в то время как обсуждение возникших трудностей с другими помогает избежать недопонимания, искажения информации и неправильного толкования фактов. Атмосфера взаимной поддержки, в которой человеку не только позволяют выражать свои эмоциональные реакции и ограничения, но и поощряют к этому, позволяет обеспечить как качество и эффективность выполняемой им работы, так и его душевное благосостояние.
Вопрос для обсуждения В общей группе, попросите участников прокомментировать изложенные выше соображения, а также обсудить свой собственный потенциал в выполнении работы при определенных обстоятельствах. Какие препятствия могут возникнуть для успешного осуществления деятельности, и каким образом их можно будет преодолеть? |
6.4 Приемы оказания самопомощи[46]
Методика оказания самопомощи включает в себя применение следующих приемов:
Помните, что возникающие реакции нормальны и неизбежны | Полезно выражать даже пугающие и странные эмоции |
Отдавайте себе отчет, когда Вы напряжены и сознательно старайтесь расслабиться | Замедлите дыхание и расслабьте мышцы |
Поговорите с человеком, с которым Вам приятно общаться; расскажите, о чем Вы думали и что чувствовали во время кризиса | Вы «перерабатываете» неприятные ощущения, когда говорите о них |
Рисуйте, играйте на музыкальных инструментах или занимайтесь физическими упражнениями. Ищите здоровый способ дать выход своим эмоциям | Иногда легче выразить свои чувства руками, а не языком |
Прислушивайтесь к мнению окружающих о произошедшем | Они тоже пострадали от произошедшего, и их впечатления могут помочь Вам преодолеть трудности |
Заботьтесь о себе | Постарайтесь продолжить правильно питаться и ограничить употребление алкоголя и табачных изделий. Физические упражнения полезны, так как они снимают напряженность |
Продолжайте выполнять свои ежедневные обязанности, даже если Вам тяжело сконцентрироваться на требующей внимания работе | Расскажите своим коллегам и руководителям, как на Вас подействовало критическое событие, чтобы они поняли Ваше состояние |
Если Вы страдаете от бессонницы или беспокойства, поговорите о своих страхах с человеком, которому Вы доверяете | |
Не занимайтесь самолечением | Обратитесь за медицинской помощью |
Будьте снисходительны к самому себе | Должно пройти время, прежде чем Вы поймете, как изменилось Ваше восприятие действительности после кризиса |
Избегайте завышенных или идеалистических ожиданий по отношению к себе и другим | Это лишь приведет к конфликту |
Если реакции продолжают Вас беспокоить в течение нескольких недель, обратитесь за помощью специалиста |
Эмоциональные реакции на критические события нормальны, их возникновения следует ожидать как у пострадавших, так и людей, оказывающих помощь. Большинство реакций кратковременны и не имеют долгосрочных последствий. Для успешного восстановления важны как забота о физическом состоянии, так и психологическая поддержка.
Упражнение 6В: Снятие стресса и напряжения |
Индивидуальная работа и обсуждение в общей группе. Попросите участников подумать несколько минут над пятью вещами, которые помогли бы им снять стресс и напряжение. Попросите участников поделиться своими методами с группой, запишите ответы на доске. Вовлеките участников в обсуждение на тему «зарядка батарей» и предложите прокомментировать некоторые из предложенных приемов. Задача упражнения: § Поделиться методами снятия стресса и напряжения, а также обсудить преимущества и недостатки предложенных приемов |
Руководство и поддержка
Как правило, руководитель отвечает за то, чтобы добровольцы своевременно и эффективно выполняли свою работу, обеспечивая эффективное управление. Однако, в рамках новейших моделей управления, на руководителей возлагаются новые обязанности по поддержанию эмоциональных потребностей и роста. Другими словами, теперь руководитель должен осознавать, что возможности добровольцев имеют свои ограничения, и несет ответственность за определение разумных пределов напряжения их физических и эмоциональных ресурсов.
При осуществлении программ по оказанию психологической помощи важно учитывать, что люди, оказывающие помощь пострадавшим, сами могут нуждаться в поддержке. В этом случае важна роль руководителя как человека, к которому помогающие могут обратиться за советом или информацией, необходимой для решения проблем других людей, а также для обсуждения своих личных затруднений. Эта модель взаимоотношений рекомендована для применения в среде КК/КП в виде неформального общения. Другой перспективной альтернативой является создание групп взаимопомощи коллег, позволяющих обменяться знаниями, видением и опытом на благо всех членов коллектива.
Поддержка со стороны коллег
Группы взаимопомощи могут существовать не только в неформальном виде, когда коллеги общаются друг с другом во время и после работы, но также и формально, в виде регулярных собраний, на которых члены коллектива могут вынести на общее обсуждение связанные с работой проблемы. Таким образом, более распространенная форма общественной поддержки, выражающаяся в совместном времяпрепровождении и взаимодействии в рабочее время, будет подкреплена формальными мероприятиями, улучшающими навыки и эффективность работы всех членов коллектива.