Раздел 4. Развитие взаимопомощи в сообществах
Привлечение к участию местного населения (сообщества) подразумевает активное и функциональное взаимодействие людей. Как правило, люди, намного реже ощущают свою беспомощность и зависимость, когда имеют возможность работать и действовать сообща. Это касается взаимодействия как при реагировании на ЧС, так и при выполнении программ развития, когда на помощь приходят добровольцы, способные организовать работу групп с учетом местных традиций, потребностей и задач. Такой подход позволяет заинтересовать местное население в исполнении гуманитарных программ, дает им чувство сопричастности с общим делом и целями и приводит к долгосрочным результатам.
В этом разделе мы рассматрим методы вовлечения местного населения в процесс восстановления после кризиса и то, как это влияет на преодоление психологических последствий ЧС. Механизмы взаимопомощи внутри сообществ применимы в операциях по оказанию срочной помощи и в любой другой гуманитарной деятельности в контексте любой программы КК/КП. Такой подход применялся и ранее в программах по исследованию потенциала и уязвимости (ИПУ) и при исследованиях нужд населения (ИНН)[24][25][26]. Эти программы помогали представителям местных сообществ самим определять свои потребности, уязвимость и потенциал.
Вы можете заметить, что наша учебная методика также предополагает вовлечение обучающихся и стимулирует их активное участие в процессе обучения. Упражнения направлены в основном на диалог и общение участников, а также на действия, где требуется их совокупноый опыт, навык и способности для решения общих задач.
Задачи обучения
По завершении изучения темы раздела, участники семинара смогут:
§
|
§ знать, каким образом можно помочь сообществам использовать внутренние ресурсы для решения своих проблем
§ расширить идеи и способы привлечения отдельных людей к общественной деятельности и активизации всего сообщества.
Определение сообщества
Сообщество – это группа людей, объединенная на основе ряда признаков. Географическое местонахождение – один из них. В качестве примера сообщества можно назвать группу людей, проживающих и работающих на одной территории.
Вопрос для обсуждения Чтобы участники лучше поняли определение сообщества, попросите их привести примеры сообществ, частью которых они себя считают. Выявите общие признаки, определяющие принадлежность людей к данному сообществу. Запишите ответы на доске (листе) и сравните этот список с приведенным ниже списком факторов, объединяющих членов сообщества. |
В ходе дискуссии вы увидите, что сообществом является группа людей, обладающих общими признаками по одному из следующих факторов:
§
|
§ Язык общения
§ Традиции
§ Убеждения
§ Поведенческие особенности
§ Общность интересов
§ ... и т.п.
Значит, и группа участников семинара также может считаться сообществом, объединенным, скорее всего, общим языком общения, традициями, интересами и жизненными принципами.
Работа с населением
Чрезвычайные происшествия (ЧС) по силе своего воздействия бывают разные: от трагедии в одной семье до кризиса в огромном регионе планеты. Но, как правило, в район действия ЧС попадают, по меньшей мере, одно или несколько сообществ людей, имеющих общие ресурсы и возможности. Поэтому организация помощи на уровне сообществ будет иметь лучший результат, так как позволит использовать для восстановления пострадавших все местные ресурсы.
Пример:
Группа молодых людей, живущих с ВИЧ/СПИД, находится в подавленном состоянии, размышляя о своем будущем. Работая с ними, добровольцы КК/КП узнают, что ребята страдают от своей невостребованности в обществе (сообществе), от того, что их жизнь потеряла смысл, и что они фактически убивают время в ожидании смерти. Один из них переживает, что его младший брат начинает вести активную половую жизнь, подвергая себя той же опасности, от которой пострадал он сам и его друзья. Другая девушка говорит, что чувствует себя менее угнетенно, с тех пор как начала выступать в местном молодежном любительском театре.
Доброволец Красного Креста сделал несколько выводов из услышанного:
Потребности | § ВИЧ-позитивная молодежь страдает от состояния эмоциональной подавленности и депрессии. § ВИЧ-позитивная молодежь ищет способов участия в жизни местного сообщества. § Необходимо предотвратить распространения ВИЧ-инфекции среди подрастающего поколения данного сообщества. |
Ресурсы | § ВИЧ-позитивные молодые люди имеют время, энергию и заинтересованность в том, чтобы внести вклад в жизнь сообщества и заняться общественно полезной работой. § ВИЧ-позитивные люди обладают особым жизненным опытом, которым могут поделиться. § Можно более широко использовать местный молодежный театр в интересах сообщества. |
Проект | Добровольцы КК/КП привлекают ВИЧ-позитивных молодых людей, и вместе с актерами молодежного театра готовят исценировки и музыкальные номера, информирующие население о проблемах ВИЧ/СПИДа. Свое новое представление они показывают всем возрастным группам своего города. |
Результат | § Молодежь города получила информацию об опасности распространения вируса и о том, что надо делать для профилактики ВИЧ/СПИД. § Члены сообщества узнали о проблемах людей, живущих с ВИЧ/СПИД. § ВИЧ-позитивные люди в городе получили дополнительную информацию и поддержку. § Стали менее острыми негативные стереотипы и стигматизация (изоляция) в отношении ВИЧ-позитивных людей. § ВИЧ-позитивные молодые люди, которые раньше страдали от изолированности, вовлеклись в общественную жизнь сообщества и почуствовали, что они могут быть полезны. § Чувства угнетенности и безнадежности у людей, живущим с ВИЧ/СПИДом ослабли, так как они стали вносить реальный вклад в жизнь города. |
Данный сценарий вымышлен, но он вполне реален и наглядно иллюстрирует методы, подходы, преимущества и возможности обсуждаемого подхода к работе с местным населением.
Вовлечение населения
Вовлечение населения, или организация самопомощи, подразумевает следующее:
|
§ В основе проектов лежат идеи, которые предложили люди, непосредственно заинтересованные в решении данной проблемы. Люди вместе определяют общую задачу, и вместе будут работать по ее выполнению.
§ Группы населения принимают участие в процессе планирования, в процессе принятия решений, касающихся их потребностей и проблем, а также в разработке планов и их исполнении, используя коллективный потенциал и ресурсы каждого[27].
Упражнение 4А: Определение участия сообщества |
Мозговой штурм. Попросите участников назвать особенности общественной деятельности. Запишите ответы на доске/листе. Можно начать с таких характеристик, как: § Работа на базовом уровне социальной структуры § Коллективная деятельность § Демократия § Право на самоопределение Обсудите разные точки зрения участников, а затем попросите их разместить эти характеристики по степени значимости. Цель упражнения: § Определить основные характеристики общественной деятельности, основываясь на опыте и знаниях участников. § Подробно обсудить важность некоторых характеристик, а также могут ли одни характеристики быть более важными, чем другие. |
Развитие взаимопомощи
В рамках своей работы добровольцы КК/КП могут успешно развивать и укреплять взаимопомощь среди местного населения. Как правило, добровольцы могут оказать наиболее действеннуюпомощь, потому что принадлежат к тому же сообществу, что и пострадавшие, говорят с ними на одном языке и являются носителями тех же культурных ценностей[28]. Работая под руководством координатора программы, добровольцы должны способствовать тому, чтобы местное население могло:
§
|
§ Определить приемлемую модель сотрудничества с КК/КП, а также роль добровольцев в этом процессе;
§ Оценить свои потребности, учитывая общие знания и местные традиции
§ Стимулировать постоянный диалог для обмена информацией, влияющей на решение проблем.
Ниже приведены важные аспекты развития взаимопомощи в местном сообществе:
|
§ Выявление местных лидеров или влиятельных людей и вовлечение их в деятельность;
§ Развитие чувства сопричастности;
§ Выявление имеющихся потенциала и ресурсов;
§ Укрепление психологического благополучия;
§ Мобилизация (раскрытие и активизация) ресурсов;
§ Коллективное обсуждение и принятие решений.