Этапы конструктивного диалога
|
Создайте атмосферу взаимного комфорта | Именно на этой стадии устанавливается доверие и взаимопонимание - важные для дальнейшего общения. | ||
Выясните важные вопросы (проблемы и причины для беспокойства) | Получите необходимую информацию о положении человека и подготовьте почву для определения того, что нужно изменить. | ||
| Люди, попав в кризисную ситуацию, как правило, видят меньше вариантов решения проблемы, чем обычно. Вы можете помочь им восстановить способность рассмотрения большего числа возможных путей решения, тем самым, повысив их потенциал преодоления трудностей. | ||
Определите самые наиболее эффективные варианты действий | На этой стадии начинается согласование возможных путей решения проблем. Помогая людям оценить свой собственный потенциал, вы способствуете восстановлению их ощущения контроля над обстоятельствами и чувства самоопределения. | ||
Подсчитайте возможные затраты по каждому возможному варианту решения проблемы | Важно осознавать, что любой способ подразумевает какие-то затраты и неопределенность. Призывая пострадавших к оценке возможных затрат, Вы помогаете человеку восстановить связь с реальной ситуацией и осознать собственные ограничения. | ||
Выберите и претворите в жизнь лучший план действий | На этой стадии принимается решение и претворяется в жизнь план действий. Зачастую, это наиболее сложный шаг для человека, переживающего кризис, потому что именно в этот момент он наиболее подвержен новым разочарованиям. Таким образом, во время этого преобразования пострадавшему может потребоваться значительная поддержка от вас или со стороны других членов сообщества. | ||
Оцените результат действия и полученные уроки | Эта стадия приносит ощущение завершенности, т.к. предоставляется возможность оценить правильность выбранного решения и достигнутые результаты. На этой стадии важно стимулировать у пострадавших чувство сопричастности к процессу и его результатам, чтобы у них не осталось ощущения беспомощности и зависимости. Ведь основной задачей является восстановление у людей уверенности в себе и способности самостоятельно принимать решения. | ||
Продолжайте следить за развитием ситуации | Эта стадия в некоторой степени оторвана от реальности, потому что почти никто никогда ее не выполняет. Тем не менее, она имеет веское обоснование. Неважно, вернетесь ли вы к этой ситуации через день или через год, для людей это будет означать, что они по-прежнему важны, также давая добровольцу возможность извлечь важные выводы об эффективности его/ее работы. Если не отслеживать дальнейшего развития событий, невозможно будет в полной мере оценить весь процесс, ведь оценка является важным элементом любой деятельности подобного рода[21]. |
Помощь в преодолении трудностей
Как только вы начнете оказывать реальное влияние на преодоление пострадавшим возникших трудностей, переходите к сопоставлению выявленной проблемы с одним из предложенных ниже способов ее преодоления. Зачастую, сочетание этих двух подходов дает неоспоримо лучший результат.
Помните, что Вашей задачей является не преодоление трудностей за пострадавших, а оказание необходимой поддержки вашим подопечным для самостоятельного их преодоления ими. Таким образом, помощь в преодолении трудностей заключается в основном в укреплении потенциала пострадавших, что отражает и их интересы.
Фокус на решении проблемы
Помогите определить, в чем состоит проблема | § Ограничивайтесь тем, что реально разрешить |
Помогите человеку определить разные варианты решения проблем | § Реально оценивайте возможные затраты и преимущества каждого варианта § Не перестарайтесь с советами, дайте людям возможность восстановить собственную способность принимать решения. § Исключайте варианты, которые практически невозможно осуществить, однако, относитесь с пониманием к тому, что людям иногда необходимо верить в чудеса (т.е. неосуществимое). Возможно, они еще не смирились со своим затруднительным положением. |
Сформулируйте план действий и воплотите его в жизнь. | |
Оценивайте эффективность реализации плана, для того, чтобы своевременно вносить необходимые изменения. |
В качестве примеров такого подхода можно назвать оказание социальной помощи, деятельность по организации самопомощи, отстаивание собственных прав (адвокация), реабилитация, обучение, а также другие виды деятельности, приводящие к ощутимому изменению положения пострадавших. Будьте осторожны при выборе способа преодоления трудностей. Решение, как помочь лучше всего, приходит не сразу. Помните, что людям необходимо время, чтобы освоить новые способы преодоления проблем, поэтому методы, близкие к традиционным, могут оказаться наиболее эффективными. Избегайте тенденции рассматривать только инидивидуальные решения. Коллективные (социальные) решения имеют огромное преимущество, так как позволяют укрепить связи внутри семьи или сообщества, которые потом сохранятся на долгие годы.
Конечно, не все проблемы можно решить и не все ситуации изменить. В некоторых случаях полезно проводить долгосрочную эмоциональную адаптацию пострадавших. Например, если воспоминания об утратах причиняют пострадавшему боль, то можно помочь ему дополнительным общением, отвлекая от этих мыслей, переключая на более светлые перспективы. Или, если даже планы новые человека заводят его в тупик старых проблем, будет полезно помочь ему переключиться на другие перспективы, несущие более позитивный заряд. Иногда этого можно достичь, размышляя о позитивных уроках, извлеченных из трудной ситуации. В любом случае необходимо проявлять исекренность, помня о намерении помочь человеку примириться с некоторыми потерями для того, чтобы продолжать жить дальше. Иногда этот процесс называется переходом из роли жертвы в образ человека, пережившего трагедию.
Работа с группами
Программы по оказанию психологической помощи осуществляются, как правило, на уровне сообщества. Именно поэтому, вам необходимо научиться эффективно работать с разнообразными по составу и размеру группами людей. Для начала, необходимо выявить определенную целевую группу, объединенную общей проблемой, которая обеспечить заинтересованное участие всех членов группы. Важно, чтобы участиники группы были настроены на активную деятельность, при которой можно достичь ощутимых результатов.
Это не значит, что менее активные группы, настроенные на обсуждении пережитого, своих эмоций и других психологических аспектов, менее ценны. Их деятельность тоже по-своему важна, особенно если она протекает под контролем соответствующих специалистов в сфере психического здоровья. Однако психическое здоровье зачастую основывается на опыте общественной деятельности и совместных попыток по преодолению трудностей.
От осознания принадлежности к успешной группе у людей возникает чувство солидарности и собственной значимости. Более того, вовлечение в подобную деятельность означает переход к нормальному образу жизни, когда люди вместе трудятся над улучшением условий жизни всех членов сообщества. Таким образом, имеет смысл ориентировать людей на выполнение задач, дающих конкретные практические результаты за короткие сроки, что косвенным образом скажется на улучшении психического состояния пострадавших в будущем.
Организовать группу поддержки нетрудно, и это не требует больших средств. В процессе организации важно учитывать следующее:
§ Составить график регулярных встреч в легко доступном месте
§ Назначить ведущего собраний группы. Этот человек должен хорошо знать интересы группы, обладать навыками ведения обсуждений и встреч, быть объективным, обладать положительными личностными качествами.
§ Группа формируются на основе проблемы, в решении которой заинтересованы члены группы и всего местного сообщества.
Членам группы должны совместно определить:
Цели и задачи группы.
Решить, какие действия необходимо предпринять для достижения этих задач.
Определить критерии, которые помогут понять, что задачи выполнены.
Каждый член группы должен осознавать, какой вклад в работу группы он/она может внести, а, следовательно, и каковы его/ее обязанности по решению поставленных задач.
Вопрос для обсуждения Попросите участников обсудить их опыт работы с группами. Вы можете задать следующие наводящие вопросы: § Какова была ваша целевая группа и почему было необходимо ее собрать? § Каким образом была организована эта группа? § Какие были у нее задачи? § Что способствовало успеху или провалу в работе группы? Продолжите дискуссию, обсудив основные моменты. Какие уроки извлекли участники из своего опыта, и каким образом представленные принципы организации работы групп могут помочь им в будущем? |
Перенаправление
Перенаправление подразумевает рекомендацию обратиться к специалисту, более компетентному в решении проблем и специфических потребностей пострадавшего. Старайтесь перенаправлять пострадавших к специалистам и организациям, сотрудничающим с Красным Крестом и Красным Полумесяцем. Для этого, вам необходимо обладать подробной информацией о контактах и сотрудничестве вашего национального общества. Всегда согласовывайте перенаправление с вашим прямым руководителем или координатором психологического проекта.