Проективные психодиагностические техники.
Проективные психодиагностические методики
Сущность и назначение тематического апперцептивного теста (ТАТ)
Г. Мюррея. Получение информации о личности, ее ведущих потребностях
и мотивах, особенностях эмоциональной сферы, направленности личности,
внутриличностных и межличностных конфликтах, способах их разрешения
и другая информация.
Варианты и модификации ТАТ. Детский апперцептивный тест (САТ)
Л. Беллак и С. Беллак. Техника апперцепции пожилых Л. Беллак и С. Бел-
лак. Геронтологический апперцептивный тест (GAT) Р.Л. Уолк и Р.Д. Уолк.
Мотивационный тест Х. Хекхаузена.
Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Л.Н. Собчик.
Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак и С. Беллак. Сущность
и назначение САТ. Исследование восприятия ребенком окружающего мира
и своего места в нем, отношения к родителям, проблем конкуренции и
взаимоотношений с братьями и сестрами, детских страхов, адаптационные
возможности, особенности мотивационной сферы и защитных механизмов,
содержание потребностей, бессознательных переживаний и конфликтов,
наличия психических нарушений.
Регуляционная психология М. Люшера. Значение цветов и их сочета-
ний. Механизмы воздействия цвета. Интерпретация цветов по М. Люшеру
и Л.Н. Собчик. Методика «Выбор цвета» М.Люшера для оценки психо-
эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости;
для выявления актуальных внутри- и межличностных конфликтов, их ис-
точников, подавляемых и/или неудовлетворенных потребностей, особен-
ностей восприятия и понимания жизненной ситуации. Полный набор тес-
та Люшера (73 цвета), рабочий (23 цвета) и краткий (8 цветов).
«Цветовое зеркало» Г. Фрилинга для выявления восьми типов лично-
сти по К.Г.Юнгу, психологических и соматических проблем человека.
Цветовая диагностика эмоций.
Тест восьми влечений Л. Сонди и его модификация метод портретных
выборов Л.Н. Собчик. Теория судьбоанализа Л. Сонди. Восемь факторов
влечений и их реализация в жизни. Биполярная природа каждого фактора,
его проявление в раннем детстве, соответствующий ему набор характеро-
логических черт, выбор профессий, тип духовной жизни, болезненные рас-
стройства.
Тест Г. Роршаха для клинического исследования личности. Диагно-
стика общей направленности личности, степени реалистичности воспри-
ятия действительности, эмоционального отношения к окружающему миру,
тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей
активность человека.
Метод пиктограмм в патопсихологическом исследовании мышления –
исследование когнитивных процессов (мышления и памяти) и аффективно-
личностной сферы.
Ассоциативный метод как основа методик завершения рассказа, исто-
рии или предложения. Методики завершения рассказа или истории.
Методика «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса и С. Леви для
выявления проблемных, конфликтных внутри- и межличностных отноше-
ний, индивидуальной системы представлений о различных сферах отно-
шений.
Методика мотивационной индукции Ж. Нюттена для диагностики раз-
ных видов мотивации.
Тест эгоцентрических ассоциаций Т. Шустровой для выявления сте-
пени центрации на себе или других.
Фрустрационный тест С. Розенцвейга для выявления эмоциональных
стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях, оценки стрессоустой-
чивости и прогноза поведения человека в ситуациях межличностного
взаимодействия. Навыки конструктивного поведения в стрессовых ситуа-
циях. Экстропунитивные, интропунитивные и импунитивные реакции.
Взрослый и детский вариант теста.
Методики, созданные на основе теста С. Розенцвейга.
Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания
В.С. Мухиной и К.А. Хвостова для диагностики типов поведения в ситуа-
ции фрустрации в возрасте 9-18 лет.
Сказочный проективный тест К. Колакоглоу для оценки личностной
динамики ребенка, личностных черт в их взаимосвязи (26 личностных пе-
ременных) детей 7-12 лет.
Тест животных Заззо и его модификация проективное интервью
«Волшебный мир» для определения основных тенденций и ценностей ре-
бенка 5-12 лет.
«Тест двенадцати животных» Б.К. Пашнева для оценки разграничений
психических состояний в норме и патологии, половых и индивидуально-
типических различий.
Методика «Напиши рассказ» В.Е. Ланового.
Психодиагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» и MARI-test
Дж. Келлог для исследования состояния испытуемого в данный период его
жизни в соответствии с 13 архетипическими стадиями цикла развития,
роста и трансформации личности.
Тема 2. Графические методы в диагностике развития, личности и
системы отношений детей
Общие особенности развития рисунков в детском возрасте. Этапы
нормативного развития детских рисунков. Основные анализируемые пока-
затели детей разного возраста.
Использование детских рисунков для диагностики уровня умственно-
го развития детей. Применение графических методов для исследования
личностных особенностей, социально-психологического положения ребен-
ка в группе и в семье. Особенности изобразительной деятельности детей с
особенностями развития, соматически и психически больных.
Практические задачи, требующие использования рисуночных мето-
дов. Преимущества использования этих методов в работе с детьми. Основ-
ные требования к применению рисуночных методов.
Тема 3. Графические проективные методики
Проективная методика «Рисунок семьи» для исследования пережива-
ний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в це-
лом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгар-
моничных семейных отношений в восприятии ребенка.
Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»
М.З. Дукаревич. Выражение личностных свойств, особенностей, проблем и
жизненных ситуаций при рисовании несуществующего животного и
структурированном рассказе о нем.
Методика «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука для исследования неосоз-
наваемых представлений человека о себе и своем характере, о его истин-
ной оценке событий, происходящих в жизни, о его эмоциональной сфере и
потребностях.
Тест Дерева К. Коха для диагностики свойств личности, характера и
способностей, уровня психического развития детей, а также органических
поражениях нервной системы.
Графический тест «Звезды и волны» для выявления уровня развития
детей, подростков и взрослых.
Рисуночный тест Р. Силвер для оценки пространственного мышления,
творческих способностей, эмоционального состояния, отношения к себе и
другим, склонности к депрессии, агрессии, суициду; для диагностики за-
держки психического развития.
Методика «Чужие рисунки» Г.Е. Романовой для диагностики значи-
мых переживаний личности, ее мотивационно-потребностной сферы, пси-
хологическом возрасте и поле, конфликтов и зон комфорта.
Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» И.Л. Соломина
для выявления эмоционального состояния человека, особенностей темпе-
рамента и характера, представлений о своей жизни и отношения к ней, оп-
ределения личностных проблем и путей их решения.
Рисуночная методика «Три дерева».
Диагностика личностных особенностей в Рисуночном тесте Э. Вар-
тегга.
«Фейс-тест» – рисунок лица человека и другие графические методики.