Проективные психодиагностические техники.

Проективные психодиагностические методики

Сущность и назначение тематического апперцептивного теста (ТАТ)

Г. Мюррея. Получение информации о личности, ее ведущих потребностях

и мотивах, особенностях эмоциональной сферы, направленности личности,

внутриличностных и межличностных конфликтах, способах их разрешения

и другая информация.

Варианты и модификации ТАТ. Детский апперцептивный тест (САТ)

Л. Беллак и С. Беллак. Техника апперцепции пожилых Л. Беллак и С. Бел-

лак. Геронтологический апперцептивный тест (GAT) Р.Л. Уолк и Р.Д. Уолк.

Мотивационный тест Х. Хекхаузена.

Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Л.Н. Собчик.

Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак и С. Беллак. Сущность

и назначение САТ. Исследование восприятия ребенком окружающего мира

и своего места в нем, отношения к родителям, проблем конкуренции и

взаимоотношений с братьями и сестрами, детских страхов, адаптационные

возможности, особенности мотивационной сферы и защитных механизмов,

содержание потребностей, бессознательных переживаний и конфликтов,

наличия психических нарушений.

Регуляционная психология М. Люшера. Значение цветов и их сочета-

ний. Механизмы воздействия цвета. Интерпретация цветов по М. Люшеру

и Л.Н. Собчик. Методика «Выбор цвета» М.Люшера для оценки психо-

эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости;

для выявления актуальных внутри- и межличностных конфликтов, их ис-

точников, подавляемых и/или неудовлетворенных потребностей, особен-

ностей восприятия и понимания жизненной ситуации. Полный набор тес-

та Люшера (73 цвета), рабочий (23 цвета) и краткий (8 цветов).

«Цветовое зеркало» Г. Фрилинга для выявления восьми типов лично-

сти по К.Г.Юнгу, психологических и соматических проблем человека.

Цветовая диагностика эмоций.

Тест восьми влечений Л. Сонди и его модификация метод портретных

выборов Л.Н. Собчик. Теория судьбоанализа Л. Сонди. Восемь факторов

влечений и их реализация в жизни. Биполярная природа каждого фактора,

его проявление в раннем детстве, соответствующий ему набор характеро-

логических черт, выбор профессий, тип духовной жизни, болезненные рас-

стройства.

Тест Г. Роршаха для клинического исследования личности. Диагно-

стика общей направленности личности, степени реалистичности воспри-

ятия действительности, эмоционального отношения к окружающему миру,

тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей

активность человека.

Метод пиктограмм в патопсихологическом исследовании мышления –

исследование когнитивных процессов (мышления и памяти) и аффективно-

личностной сферы.

Ассоциативный метод как основа методик завершения рассказа, исто-

рии или предложения. Методики завершения рассказа или истории.

Методика «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса и С. Леви для

выявления проблемных, конфликтных внутри- и межличностных отноше-

ний, индивидуальной системы представлений о различных сферах отно-

шений.

Методика мотивационной индукции Ж. Нюттена для диагностики раз-

ных видов мотивации.

Тест эгоцентрических ассоциаций Т. Шустровой для выявления сте-

пени центрации на себе или других.

Фрустрационный тест С. Розенцвейга для выявления эмоциональных

стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях, оценки стрессоустой-

чивости и прогноза поведения человека в ситуациях межличностного

взаимодействия. Навыки конструктивного поведения в стрессовых ситуа-

циях. Экстропунитивные, интропунитивные и импунитивные реакции.

Взрослый и детский вариант теста.

Методики, созданные на основе теста С. Розенцвейга.

Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания

В.С. Мухиной и К.А. Хвостова для диагностики типов поведения в ситуа-

ции фрустрации в возрасте 9-18 лет.

Сказочный проективный тест К. Колакоглоу для оценки личностной

динамики ребенка, личностных черт в их взаимосвязи (26 личностных пе-

ременных) детей 7-12 лет.

Тест животных Заззо и его модификация проективное интервью

«Волшебный мир» для определения основных тенденций и ценностей ре-

бенка 5-12 лет.

«Тест двенадцати животных» Б.К. Пашнева для оценки разграничений

психических состояний в норме и патологии, половых и индивидуально-

типических различий.

Методика «Напиши рассказ» В.Е. Ланового.

Психодиагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» и MARI-test

Дж. Келлог для исследования состояния испытуемого в данный период его

жизни в соответствии с 13 архетипическими стадиями цикла развития,

роста и трансформации личности.

Тема 2. Графические методы в диагностике развития, личности и

системы отношений детей

Общие особенности развития рисунков в детском возрасте. Этапы

нормативного развития детских рисунков. Основные анализируемые пока-

затели детей разного возраста.

Использование детских рисунков для диагностики уровня умственно-

го развития детей. Применение графических методов для исследования

личностных особенностей, социально-психологического положения ребен-

ка в группе и в семье. Особенности изобразительной деятельности детей с

особенностями развития, соматически и психически больных.

Практические задачи, требующие использования рисуночных мето-

дов. Преимущества использования этих методов в работе с детьми. Основ-

ные требования к применению рисуночных методов.

Тема 3. Графические проективные методики

Проективная методика «Рисунок семьи» для исследования пережива-

ний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в це-

лом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгар-

моничных семейных отношений в восприятии ребенка.

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»

М.З. Дукаревич. Выражение личностных свойств, особенностей, проблем и

жизненных ситуаций при рисовании несуществующего животного и

структурированном рассказе о нем.

Методика «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука для исследования неосоз-

наваемых представлений человека о себе и своем характере, о его истин-

ной оценке событий, происходящих в жизни, о его эмоциональной сфере и

потребностях.

Тест Дерева К. Коха для диагностики свойств личности, характера и

способностей, уровня психического развития детей, а также органических

поражениях нервной системы.

Графический тест «Звезды и волны» для выявления уровня развития

детей, подростков и взрослых.

Рисуночный тест Р. Силвер для оценки пространственного мышления,

творческих способностей, эмоционального состояния, отношения к себе и

другим, склонности к депрессии, агрессии, суициду; для диагностики за-

держки психического развития.

Методика «Чужие рисунки» Г.Е. Романовой для диагностики значи-

мых переживаний личности, ее мотивационно-потребностной сферы, пси-

хологическом возрасте и поле, конфликтов и зон комфорта.

Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» И.Л. Соломина

для выявления эмоционального состояния человека, особенностей темпе-

рамента и характера, представлений о своей жизни и отношения к ней, оп-

ределения личностных проблем и путей их решения.

Рисуночная методика «Три дерева».

Диагностика личностных особенностей в Рисуночном тесте Э. Вар-

тегга.

«Фейс-тест» – рисунок лица человека и другие графические методики.

Наши рекомендации