История возникновения психодиагностики как науки и ее основных методов исследования (проективные техники, тесты, контент–анализ).
Основные этапы развития психодиагностики как науки.
В конце XIX – начале XX века широкую известность приобретают такие науки, как: френология, физиогномика и графология. Френология – наука о связи психики человека и строения поверхности его черепа; физиогномика - учение, ориентированное на определение типа личности человека и его душевных качеств (как врождённых, так и приобретённых), исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения. Графоло́гия - направление в прикладной психологии согласно которому, существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Данные учения нельзя назвать полностью научно-обоснованными, также нельзя сказать что они были построены на достоверных научных данных. Несмотря на это, они заслуживают упоминания, потому как их объединяет поиск средств диагностики индивидуальных особенностей личности. В перечисленных учениях существовали определённые способы диагностики индивидуальных особенностей (например, френология изучала как развитие разных участков мозга влияет на форму черепа, и соответственно на индивидуальные особенности человека).
Становление научной психодиагностики связано в первую очередь с проникновением в психологическую науку эксперимента, идеи измерения. Идея квантификации психологических наблюдений родилась в 30-х гг. XIX столетия.
Квантификация – это сведение качественных характеристик к количественным для следующего этапа — измерения, то есть придания результату численного значения.
Впервые об этом заговорил немецкий исследователь Вольф, который полагал, что можно продолжительностью аргументации, за которой мы в состоянии проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было введено понятие психометрии.
Психометрия (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Однако психологические замыслы философов, естествоиспытателей и математиков тех лет начали воплощаться в реальность только век спустя.
Реализация идеи измерения психических явлений, начавшись с работ по психофизике Э. Вебера и Г. Фехнера (середина XIX столетия), определила важнейшее направление исследований в экспериментальной психологии того времени. Очень скоро в психологии начинают совершаться попытки говорить на «математическом языке» не только в области ощущений, но и в вопрос измерений более сложных психических функций.
Итак, основным в исследованиях XIX века является то, что психическое становилось особой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии.
Французский психиатр Э. Сеген (1812-1880) первый уделил вниманиеобучению отсталых детей с помощью особых методик, разработал ряд методов обследования и лечения больных. «Доска Сегена» (1831 год) успешно применяется в детской и специальной психодиагностике до настоящеговремени.
Френсис Гальтон (1822-1911) в течение 1884-1885 годах провел сериюиспытаний, в которых посетители лаборатории в возрасте от 5 до 80 летмогли проверить 17 физиологических и психологических показателей. Исследование результатов 9337 человек легло в основу дифференциальнойпсихологии.
Первым исследователем, употребившим в психологической литературе термин «интеллектуальный тест» (1890), был американский психологДжеймс Кеттелл (1860-1944). Кеттелл предложил в качестве образца 50тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количествозвуков, воспроизводимых после однократного прослушивания.Немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) разработал на клиническом материале серию испытаний, позволяющих судить о таких процессах, как память, утомление нарушение внимания, по показателям выполнения достаточно простых арифметических действий.
В работах Германа Эббингауза используются тесты на выполнениеарифметических действий, непосредственного запоминания, оценки которых дают высокие корреляции с оценками школьной успеваемости.
Новый шаг в развитии тестов был сделан французским врачом и психологом Альфредом Бине (1857-1911), создателем самой популярной длясвоего времени серии тестов.
Альфред Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трех лет), проведенные на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и сталирассматриваться как средство определения интеллектуального уровня.
Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Она давала возможность разделить испытуемых только на две группы по величинеинтеллектуального уровняВторой вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 г. и имелтак много серьезных изменений по сравнению с основным вариантом, чтобыл назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных нововведений было два:
- введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности IQ, выводимого из отношения между умственным и хронологическим возрастом;
- применение критерия оценки тестирования, для чего вводится понятие статистической нормы.
Коэффициент интеллектуальности IQ был предложен ВильямомШтерном (1871-1938) – немецкий психолог, профессор Гамбургского университета.
Шкала Стэнфорд-Бине получила популярность во всем мире, она имела несколько редакций. В последней редакции онаприменяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемый по шкалеСтэнфорд-Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь создаваемые тесты интеллекта стали проверяться на валидностъ путем сопоставления с результатами шкалы Стэнфорд-Бине.
Следующий этап развития психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания – групповое тестирование.
На протяжении первой половины XX века специалистами в областипсиходиагностики было создано множество разнообразных тестов. Приэтом разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили ее до высокого совершенства. Все тесты тщательным образом стандартизировалисьна больших выборках; тестологи добивались того, что все они отличалисьвысокой надежностью и хорошей валидностью.Возникло новое направление в тестологии – тестирование специальных способностей, – которое впоследствии выделилось в самостоятельнуюобласть.Возник еще один тип тестов, особенно широко применяемых в учебных заведениях – тесты достиженийШирокое распространение в психодиагностике получили опросники.Опросники психологи заимствовали из естествознания; опросники использовал Чарльз Дарвин. Первые психодиагностические опросники использовал Ф. Гальтон для оценки познавательной сферы человека. Другим распространенным методом психодиагностики личности являются проективные методики. Их родоначальником традиционно считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоциативных теорий. Возникновение метода словесных ассоциаций связано с именемФ. Гальтона. Позднее эта методика получила развитиев исследованиях Эмиля Крепелина (1892) и К.Г. Юнга (1904-1906).Юнг показал, что бессознательные переживания личности доступны объективной диагностике. Теоретическим истоком проективных методов также являетсяпсихоанализ.
На основе ассоциативного метода были разработаны методики Чернильных Пятен Г. Роршаха (1921) и «Незаконченных предложений»А. Пейном (1928). Первой методикой, специально создаваемой как проективной, стал Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Х. Моргана и Генри Мюррея (1936).
Критические замечания сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, а главное, на большой субъективизм в интерпретации результатов.
В середине тридцатых годов оформляется социометрический методДж. Морено. В 40-50-е годы в мировой психодиагностике сформировалисьосновные диагностические подходы и была завершена разработка большинства наиболее известных методик. К новым научным направлениямможно отнести техники семантического шкалирования (Чарльз Осгуд,1952; Джордж Келли, 1956), сочетающие методы стандартизированногоопроса и проективных техник.
В России 1910 году А.Н. Бернштейн и его единомышленники организовал в Москве Общество экспериментальной психологии. Ими были созданы первые тесты на русском языке«Экспериментально-психологические схемы» (А.Н. Берштейн) и «Психологические профили» (Г.И. Россолимо).Работы по созданию методов психодиагностики велись также в клинике Психоневрологического института – В.М. Бехтеревым и С.Д. Владычко.
Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Переводились зарубежные тесты и разрабатывались собственные. Шкала исследования моторики детей Н.И. Озерецкого (1923) используется до сихпор, в том числе и зарубежной психологии (Шкала Линкольна-Озерецкого). Теоретические разработки способствовали развитию тестирования внашей стране. Идеи Льва Семеновича Выготского о психологическом диагнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическаяклиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор.
Объективные ошибки и ряд причин субъективного характера (например, утверждают, что И.В. Сталин был недоволен низким тестовым балломсына Василия) привели к появлению постановления ЦКВКП(б) запрет на применение бессмысленных (как там отмечалось)тестов и анкет.
С конца 60-х годов начинается второй период развития отечественнойпсиходиагностики.
В 90-е годы в связи с развитием практической психологии появилисьгораздо большие возможности для развития психодиагностики. Основнаяпроблема прикладной психодиагностики, существующая последние двадесятилетия, заключается в использовании психологами методик, не соответствующих психометрическим требованиям, взятым из недостоверныхисточников или устаревших.