Характеристики эффективного урока
СОЗДАНИЕ ОБЩЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА УРОКЕ
1.Обеспечение общих условий эффективности урока:
- предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы и т.д.) лаконичны и ясны;
- учебные пособия и технические средства обучения способствуют быстрому включению учащихся в работу;
- отсутствуют ненужные задержки и отступлений на уроке
2. Адаптация обучения к учащимся:
- обучение соответствует возрастным особенностям учащихся;
- при необходимости учитываются индивидуальные особенности школьника;
- для учащихся с разным уровнем успеваемости даются групповые задания соответствующих уровней сложности.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
3. Владение учебным предметом и методами обучения:
- информация и демонстрация соответствует теме;
- без затруднения используются не менее двух форм и методов обучения;
- применяются оригинальные методы и приемы обучения.
4. Организация учебной деятельности (вступление, достижение, закрепление, интеграция):
- урок начинается со стимулирующего введения (привлечение учащихся и обеспечение необходимой мотивации);
- новый материал подается как ответ на поставленные ранее (на предыдущем занятии, во введении) вопросы;
- итоги уроков подводятся как соотнесение результатов с пройденным ранее, с другими предметами, с жизнью.
ТЕХНИКА ОБЪЯСНЕНИЯ
5. Устные и письменные объяснения:
- ключевые моменты урока отражаются на доске;
- записи на доске аккуратные и разборчивые;
- произношение и построение устной речи правильное и профессиональное.
6. Разъяснения при непонимании материала учащимися:
- выявляются непонятные слова в фразе и заменяются общедоступными описательными выражениями;
- пояснения даются с помощь, аналогий и примеров, неявная учебная информация логически выводится из анализа имеющихся знаний.
УЧЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
7. Контроль и коррекция деятельности учеников.
- оценка действий школьника отделяется от личного отношения к нему педагога;
- учитель избегает прямых указаний и коррекции действий учащихся;
- ученики побуждаются к самооценке и самокоррекции, а также к оценке и коррекции деятельности друг друга.
8. Использование предложений, инициативы и вопросов учащихся уроке:
- вопросы и предложения школьников принимаются с благодарностью;
- тактично отмечаются слабые места, несовершенство в примерах и предложениях учащихся;
- идеи учеников разрабатываются и используются на уроках.
СОЗДАНИЕ ПРОДУКТИВНОЙ АТМОСФЕРЫ НА УРОКЕ
9. Стимулирование интереса учащихся:
- используются интересные, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор;
- предлагаются проблемные и творческие задания; на уроке используется жизненный опыт учащихся.
10. Помощь учащимся в выработке положительной самооценки: в речи педагога нет сарказма и насмешек, упреков; конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу; педагог поддерживает, ободряет школьников, сталкивающихся с затруднениями на занятиях.
ПОДДЕРЖАНИЕ ПРИЕМЛЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ
11. Поддержание деловой включенности учащихся в урок:
- используются приемы активизации внимания школьников;
- применяются активные методы обучения (дискуссии, ролевые игры, диалог);
- используются специальные способы организации работы активных (пассивных) учащихся.
12. Методы воздействия при нарушении дисциплины:
- педагог не замечает мелких непреднамеренных нарушений;
- немедленно, но взвешенно реагирует на серьезные нарушения дисциплины;
- педагог по возможности не борется с нарушениями дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
1. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2007. – С.335-355.
2. Осмоловская И. М. Дидактика. – М., 2006. – С.66-77.
3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М., 2007.
4. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001. – С.255-401.
Дополнительная:
1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1.М.,1992.
3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2001.
4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- М., 1994.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.
6. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В, Штинова Г.Н, Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студ. – М.: 2003. – 224 с.
7. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989.
8. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. - Самара: Бахрах, 2000.- 248 с
9. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., 1988.
10. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991.
11. Немов Р.С. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений: в 3 кн.- кн. 3.- М.: ВЛАДОС, 1998.
12. Пакет психодиагностических методик. - Иркутск, 1991-169 с.
13. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1990.
14. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2000.-416 с.
15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М: Владос, 1995.-529 с.
16. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. - Ростов-на -Дону: Феникс, 1999-576 с.