Характеристики эффективного урока

СОЗДАНИЕ ОБЩЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА УРОКЕ

1.Обеспечение общих условий эффективности урока:

  • предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы и т.д.) лаконичны и ясны;
  • учебные пособия и технические средства обучения способствуют быстрому включению учащихся в работу;
  • отсутствуют ненужные задержки и отступлений на уроке

2. Адаптация обучения к учащимся:

  • обучение соответствует возрастным особенностям учащихся;
  • при необходимости учитываются индивидуальные особенности школьника;
  • для учащихся с разным уровнем успеваемости даются групповые задания соответствующих уровней сложности.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

3. Владение учебным предметом и методами обучения:

  • информация и демонстрация соответствует теме;
  • без затруднения используются не менее двух форм и методов обучения;
  • применяются оригинальные методы и приемы обучения.

4. Организация учебной деятельности (вступление, достижение, закрепление, интеграция):

  • урок начинается со стимулирующего введения (привлечение учащихся и обеспечение необходимой мотивации);
  • новый материал подается как ответ на поставленные ранее (на предыдущем занятии, во введении) вопросы;
  • итоги уроков подводятся как соотнесение результатов с пройденным ранее, с другими предметами, с жизнью.

ТЕХНИКА ОБЪЯСНЕНИЯ

5. Устные и письменные объяснения:

  • ключевые моменты урока отражаются на доске;
  • записи на доске аккуратные и разборчивые;
  • произношение и построение устной речи правильное и профессиональное.

6. Разъяснения при непонимании материала учащимися:

  • выявляются непонятные слова в фразе и заменяются общедоступными описательными выражениями;
  • пояснения даются с помощь, аналогий и примеров, неявная учебная информация логически выводится из анализа имеющихся знаний.

УЧЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

7. Контроль и коррекция деятельности учеников.

  • оценка действий школьника отделяется от личного отношения к нему педагога;
  • учитель избегает прямых указаний и коррекции действий учащихся;
  • ученики побуждаются к самооценке и самокоррекции, а также к оценке и коррекции деятельности друг друга.

8. Использование предложений, инициативы и вопросов учащихся уроке:

  • вопросы и предложения школьников принимаются с благодарностью;
  • тактично отмечаются слабые места, несовершенство в примерах и предложениях учащихся;
  • идеи учеников разрабатываются и используются на уроках.

СОЗДАНИЕ ПРОДУКТИВНОЙ АТМОСФЕРЫ НА УРОКЕ

9. Стимулирование интереса учащихся:

  • используются интересные, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор;
  • предлагаются проблемные и творческие задания; на уроке используется жизненный опыт учащихся.

10. Помощь учащимся в выработке положительной самооценки: в речи педагога нет сарказма и насмешек, упреков; конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу; педагог поддерживает, ободряет школьников, сталкивающихся с затруднениями на занятиях.

ПОДДЕРЖАНИЕ ПРИЕМЛЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ

11. Поддержание деловой включенности учащихся в урок:

  • используются приемы активизации внимания школьников;
  • применяются активные методы обучения (дискуссии, ролевые игры, диалог);
  • используются специальные способы организации работы активных (пассивных) учащихся.

12. Методы воздействия при нарушении дисциплины:

  • педагог не замечает мелких непреднамеренных нарушений;
  • немедленно, но взвешенно реагирует на серьезные нарушения дисциплины;
  • педагог по возможности не борется с нарушениями дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2007. – С.335-355.

2. Осмоловская И. М. Дидактика. – М., 2006. – С.66-77.

3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М., 2007.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001. – С.255-401.

Дополнительная:

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1.М.,1992.

3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2001.

4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- М., 1994.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.

6. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В, Штинова Г.Н, Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студ. – М.: 2003. – 224 с.

7. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989.

8. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. - Самара: Бахрах, 2000.- 248 с

9. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., 1988.

10. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991.

11. Немов Р.С. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений: в 3 кн.- кн. 3.- М.: ВЛАДОС, 1998.

12. Пакет психодиагностических методик. - Иркутск, 1991-169 с.

13. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1990.

14. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2000.-416 с.

15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М: Владос, 1995.-529 с.

16. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. - Ростов-на -Дону: Феникс, 1999-576 с.

Наши рекомендации