Краткое описание типов акцентуаций
Итак, в характере параноика главное:
1. Целеустремленность, надежность.
2. Энергетизм, самостоятельность.
3. Агрессивность, гневливость.
Эпилептоида отличают:
1. Любовь к порядку, педантизм.
2. Исполнительность, пунктуальность.
3. Агрессивность, злопамятность.
Для гипертима характерны:
1. Повышенное настроение, экстравертированнсть.
2. Оптимизм; инициативность.
3. Легкомысленность, поверхностность.
Истероид — это прежде всего:
1. Демонстративность, коммуникабельность.
2. Жажда восхищения собой, инициативность.
3. Эгоцентризм, лицемерие.
Шизоида характеризуют:
1.Интровертированность, серьезность.
2. Устойчивость интересов.
3. Замкнутость, рассудочность.
В характере психастеноида главное:
1. Неуверенность в себе, мнительность.
2. Аккуратность, серьезность.
4. Нерешительность, безынициативность
Для сензитива характерны:
Чувствительность, впечатлительность.
Робость, застенчивость.
Мнительность, замкнутость.
Гипотима отличают:
1. Постоянно пониженное настроение.
2. Низкая энергитичность, совестливость.
3. Обидчивость, ранимость.
В характере конформного типа основными являются:
1. Зависимость от группы, исполнительность.
2. Дружелюбие, покладистость.
3. Безволие, несамостоятельность.
Неустойчивый тип — это:
1. Полное непостоянство, открытость.
2. Доброжелательность, безволие.
3. Болтливость, лицемерие.
Для астеника характерны:
1. Повышенная утомляемость, скромность.
2. Аффективные вспышки, незлопамятность.
3. Склонность к ипохондрии, раздражительность.
Для лабильного типа характерны:
1. Крайняя изменчивость настроения.
2. Чуткость, привязанность.
3. Вспыльчивость, ослабленный самоконтроль.
Циклоид — это прежде всего:
1. Периодические смены настроения.
2. Непоследовательность.
3. Неуравновешенность.
Краткий словарь специальных терминов
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА — чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайний вариант нормы.
АСТЕНИЯ — нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна.
АУТИЗМ — крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающими, в погружении в мир собственных переживаний.
АФФЕКТ — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко, выраженными движениями и изменениями в функциях внутренних органов.
ДЕПРЕССИЯ — эффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает подавленность, тоску, отчаяние. „
ИНТРОВЕРСИЯ — характеристика преимущественной направленности личности, отличающейся фиксацией ее интересов на явлениях собственного внутреннего мира, за которыми признается высшая ценность. Для интровертированных людей характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затрудненность социальной адаптации.
ИПОХОНДРИЯ — состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болезнями. При ипохондрии человек переоценивает степень заболевания и убежден в том, что он •страдает тяжелым заболеванием.
КОНФОРМНОСТЬ — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с позицией большинства, которую ранее он не разделял.
ЭКСТРАВЕРСИЯ — характеристика преимущественной направленности личности, отличающаяся обращенностью на окружающий мир.
Экстравертированным людям свойственны импульсивность, инициативнось гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.
ФОБИЯ — навязчивые страхи.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
5.1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей.
Самостоятельная работа —это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д.
Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы.
Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студентов сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.
Самостоятельная работа способствует:
· углублению и расширению знаний;
· формированию интереса к познавательной деятельности;
· овладению приемами процесса познания;
· развитию познавательных способностей.
Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:
1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).
2. Четкая постановка познавательных задач.
3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание аспирантом способов ее выполнения.
4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
5. Определение видов консультационной помощи (консультации — установочные, тематические, проблемные).
6. Критерии оценки, отчетности и т. д.
7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т. д.).
Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы. В зависимости от этого различают три уровнясамостоятельной деятельности аспирантов:
1. Репродуктивный (тренировочный) уровень.
2. Реконструктивный уровень.
3. Творческий, поисковый.
1. Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность аспирантов проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ — закрепление знаний, формирование умений, навыков.
2. Реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.
3. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Аспирант должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).
Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы:
1. Комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы.
2. Сочетание всех уровней (типов) СР.
3.Обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации).
4.Формы контроля.
Практика показывает, что глубокое усвоение студентами курса педагогической психологии невозможно без самостоятельной работы над литературными источниками, без овладения умениями и навыками педагогического общения с детьми, методами психологического наблюдения за ними и проведения психологических экспериментов.
Формы самостоятельного изучении курса могут быть разнообразными: аннотирование, рецензирование, конспектирование, реферирование, написание докладов и рефератов; подбор методического материала, рекомендаций, памяток, заданий на саморазвитие и самопознание., составление библиографического списка (по отдельным разделам, темам), решение педагогических ситуаций
Аннотирование литературы — перечисление основных вопросов, рассматриваемых автором в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы, имеющие прямое отношение к изучаемой проблеме.
Конспектирование литературы. Сам термин «конспект» означает краткое изложение какой-то статьи, книги, выступления, речи и т. д. Существует мнение, что конспектирование необходимо только для лучшего запоминания материала (например, лекций). Однако более важным здесь является возможность обращения к конспекту с целью более глубокого или нового (под новым углом зрения) осмысления законспектированного материала. Для этого конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным.
Краткость и ясность изложения не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект превращается в заметки по поводу прочитанной книги. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках автора, указывая страницу, на которой изложена записываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведения логики авторского изложения материала.
Для того чтобы иметь возможность при последующей работе с конспектом записывать свои замечания и рассуждения, лучше всего конспектировать только на одной стороне листа, оставляя вторую пустой.
Как и всякому умению, конспектированию надо учиться. Лишь со временем приходит способность быстро и точно выбирать из читаемого главное содержание. При конспектировании полезно изучаемый источник читать, по меньшей мере, два раза. При первом чтении складывается общее впечатление о работе, при втором выделяется главное содержание, которое и заносится в конспект.
Опытный читатель при конспектировании научной работы опирается на ее основные структурные элементы: гипотезу, теоретическую и экспериментальную проверку гипотезы, факты, эмпирические и теоретические обобщения, методику эксперимента.
При конспектировании важно сразу же находить значения непонятных терминов, используя для этого разнообразную справочную литературу.
Подготовка реферата или доклада. Реферативные работы, как и научный доклад, могут быть трех видов:
1) критическая рецензия на научную работу,
2) аналитический обзор исследований по теме,
3) критический анализ дискуссии.
Указанные работы включают анализ литературы по выбранной проблеме, на основе которого формулируются задачи экспериментального исследования.
Структура реферата определяется его видом.
Критическая рецензия может включать:
а) обоснование актуальности рецензируемой работы;
б) краткое изложение теоретической позиции автора рецензируемой работы (позиция автора не всегда прослеживается достаточно четко, она может присутствовать как бы в скрытом виде. В этом случае автору реферата следует попытаться выделить и аргументировать ее; в некоторых работах отсутствует теория, излагается лишь эмпирический материал — следует отметить и это);
в) критический анализ теоретической позиции автора с точки зрения методологических, философских положений и (если есть такая возможность) в сопоставлении с теоретическими взглядами других ученых;
г) критический анализ доказательств гипотезы, доказательства могут быть теоретическими и экспериментальными. В первом случае следует проанализировать их логику, во втором — обоснованность выбор методики эксперимента (эксперимент может не доказывать, а лишь соответствовать или не противоречить гипотезе), методическую грамотность процедуры эксперимента, выбор условий его проведения, достаточность учета факторов, которые могут влиять на изучаемые явления, обоснованность и достаточность математической обработки;
д) особенности изложения: ясность или путаность, достаточная или недостаточная полнота (особенно при изложении экспериментальных данных);
е) выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа, — что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительной проверки и уточнения, что — неправильно.
Аналитический обзор по проблеме может быть построен двояко:
- в виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи);
- в виде анализа современного состояния проблемы (рассматриваемые работы группируются по признаку общности).
Эти две формы обзора представляют собой одновременно и этапы работы с литературными источниками.
Обзор любого вида должен представлять собой не компиляцию, а анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих друг друга и противоречащих друг другу. При таком сопоставлении работ нельзя ограничиться сравнением только выводов, авторских обобщенных формулировок. Необходимо знать, какие конкретные факты (в каких конкретно экспериментах) стоят за обобщенными выводами. В противном случае легко впасть в ложное противоречие или сделать ложный вывод об общности имеющихся в литературе данных.
Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечислением уже исследованных аспектов проблемы, результатов исследований, постановкой дискуссионных вопросов, а также выделением новых аспектов, подлежащих изучению.
Критический анализ дискуссии представляет собой более глубокое изучение противостоящих точек зрения по какому-то вопросу. Главная его цель — выявить существо спора. Для этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и (или) теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему.
Необходимо строго соблюдать правила ссылки на используемые литературные источники. Слова цитируемых авторов следует брать в кавычки, указывая в скобках порядковый номер литературного источника по списку литературы, который дается в конце реферата; через запятую дается страница. Если мысль какого-то автора излагается собственными словами, то кавычки не ставятся, но обязательно в скобках указывают номер литературного источника. Если приводимая мысль встречается в ряде работ, то в скобках соответствующие номера литературных источников указываются через точку с запятой.
Характерными ошибками при написании реферата являются: переписывание целых кусков из реферируемых источников без ссылки на источник, без собственного анализа и обобщений; отсутствие четкой структуры работы (плана, выделения главных мыслей), выводов, бездоказательность изложения (отсутствие логического или экспериментального обоснования выводов), отсутствие собственной позиции автора реферата, а также списка литературы или указание тех публикаций, которые не были использованы при написании реферата и на которые нет ссылок в тексте.
Решение психологических задач. Большую роль в формировании у студентов умения анализировать различные психологические факты и осуществлять правильные, педагогически обоснованные практические действия играет самостоятельное решение психологических задач по курсу «Педагогическая психология». Психологические задачи предусматривают анализ разнообразных фактов и ситуаций, требующих обязательного учета условий и индивидуальных особенностей учащихся.
Самостоятельное решение студентами психологических задач имеет своей целью научить их применять полученные по курс психологии знания на практике. Опыт преподавания психологи показывает, что решение психологических задач вызывает у студентов повышенный интерес к психологии как науке, способствует закреплению усвоенных теоретических знаний, а также проявлению и развитию у них творческих способностей, формированию умения педагогически мыслить и осуществлять правильные, нравственно обоснованные воздействия на личность учащегося.
5.2. Список заданий для самостоятельной работы студентов
Направления СРС | СРС (часы) |
1. Введение в специальную психологию | |
Конспектирование: Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 Т. – М., 1984. Т. 5. С. 181-187, с. 196-218. | |
2. Психологические особенности формирования аномалий личности | |
Конспектирование: Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов н/Д., 2000, с. 109-116. | |
3.Виды нарушений развития и их причины | |
Конспектирование:Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002. С. 5-12, 134-137. Заполнить таблицу «Характеристика детей с ЗПР» Составить на себя характеристикупо результатам поведенного теста акцентуации характер «Чертова дюжина». | |
Итого: |
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Предметом изучения специальной психологии является…..
а) воспитание и обучение детей с нарушенным развитием
б)развитие психики, протекающее в неблагоприятных условиях
в) своеобразие психического развития лиц с нарушенным зрением
г) особенности психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями
2. Отклоняющееся развитие можно охарактеризовать как развитие……
а) имеющее стихийный, непредсказуемый характер
б) протекающее вне воспитательного воздействия
в) протекающее в рамках иной языковой культуры
г) при котором влияние неблагоприятных факторов превышает компенсаторные возможности индивида
3. Одной из основных задач специальной психологии является...
а) хирургическое вмешательство
б) медикаментозное лечение
в) психологическая диагностика отклонений в развитии
г) внедрение образовательных технологии
4. Среди закономерностей нарушенного психического развития выделяют (выбрать несколько ответов):
а) межсистемные
б) общие
в) модально-специфические
г) модально-неспецифические
5. С какими смежными науками связана специальная психология (выбрать несколько ответов):
а) с психологией
б) с травматологией
в) со специальной педагогикой
г) с медицинской генетикой
6. Дизонтогения — это………
а) нарушение физического и психического развития
б) психическое заболевание
в) исследование соматического статуса ребенка
г) нормальное физическое и психическое развитие
7. Теорию системного строения дефекта выдвинул………
а) В. И. ЛубовскийБ)
б)В.В.Лебединский
в) Л.С.Выготский
г) С.Я.Рубинштейн
8. Одним из дополнительных методов исследования в специальной психологии является……...
а) эксперимент
б) наблюдение
в) тестирование
г) алгоритм проведения занятий
9. Установить соответствие:
1. Модально-неспецифические закономерности | А. Гетерохронность психического развития |
2. Модально-специфические закономерности | Б. Замедление переработки поступающей информации |
3. Общие закономерности | В. Особенности психического развития, свойственные отдельным видам дизонтогенеза |
10. Методом специальной педагогики, сущность которого заключается в непосредственном общении с аномальным ребенком, является …..….
а) ранжирование
б) изучение документов
в) беседа
г) анкетирование
11. В специальной психологии выделяют следующие принципы проведения исследований (выбрать несколько ответов):
а) двойной диссоциации Б)
б) системности
в) педагогического оптимизма
г) динамического изучения в сочетании с качественным анализом результатов
12. По времени возникновения нарушения развития классифицируют (выбрать несколько ответов):
а) врожденные Б)
б) социальные)
в) биологические
г) приобретенные
13. По характеру психического дизонтогенеза классифицируют (выбрать несколько ответов):
а) асинхронию )
б) дисгармонию
в) ретардацию Г
г) анозогнозию
14. Основные параметры нарушенного развития описал…….
а) В. И. Лубовский Б
б) В. В. Лебединский
в) Л. С. Выготский Г
г) С.Я.Рубинштейн
15. Минус дефекта превращается в ……………
а) плюс коррекции
б) плюс компенсации
в) минус коррекции
г) плюс вторичного дефекта
16. Установить последовательность стадий олигофрении:
а) идиотия
б) дебильность
в) имбецильность
17. Основные принципы построения экспериментальных методик для изучения психики детей с отклонениями в развитии сформулировал……..
а) С.Л.Рубинштейн
б) Л.С.Выготский
в) В.В.Лебединский
г) О.Н.Усанова
18. Нарушение компенсаторных механизмов вследствие неблагоприятных влияний на аномальных детей называется..…….
19. Психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека, для удовлетворения в достаточной мере основных потребностей называется……..
20. Проблема детей с задержкой психического развития приобрела особое значение в отечественной и зарубежной психологии…...
а) в начале XIX века
б) на рубеже XVII и XVIII веков
в) в середине XX века
г) в конце XVIII века
21. В настоящее время под понятием «общее психическое недоразвитие» понимается…..
а) детский церебральный паралич
б) олигофрения
в) аутизм
г) дезадаптация
22. Первичные и вторичные нарушения относятся к следующей характеристике дизонтогенеза:
а) к динамике формирования межфункциональных связей
б) к времени появления нарушений
в) к функциональной локализации нарушений
г) к структуре нарушенного развития
23. Дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением называются ………
24. Исправление тех или иных недостатков развития называется…………
а) коррекция
б) компенсация
в) абилитация
г) реабилитация
25. Госпитализм является следствием……..
а) вирусного заболевания
б) отрыва ребенка от матери
в) неправильного воспитания
г) генетических отклонений
26. Концепция акцентуированных личностей была разработана………....
а) Н.К. Крупской
б) А.С. Макаренко
в) К. Леонгардом
г) 3. Фрейдом
27. Ученым, выделившим основные категории детей с недостатками слуха, является…...
а) А. Адлер
б) К. Юнг
в) 3. Фрейд
г) P.M. Боскис
28. Синдром Каннера - это вариант…….
а) умственной отсталости
б) раннего детского аутизма
в) задержки психического развития
г) атрофии зрительного нерва
29. Психологическими проблемами диагностики аномальных детей занимается……..
а) М.И.Земцова
б) В.И.Лубовской
в) В.В.Лебединский
г) Л.В.Занков
30.Первой наукой, пытавшейся понять природу отклонений была……….
а) медицина
б) педагогика
в) психология
г) патопсихология
31. Ребенок, у которого физические и психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития называется……..
32. Установить соответствие между видами ЗПР и их характеристиками (по классификации К. С. Лебидинской, В. В. Лебидинского):
1. ЗПР конституционального происхождения | А. Связана спатологией беременности и родов, инфекциями, травмами нервной системы в первые годы жизни |
2. Соматогенная задержка психического развития | Б. Характеризуется гармоническим, психическим и психофизическим инфантилизмом |
3. ЗПР психогенного происхождения | В. Характеризуется эмоциональной незрелостью, которая обусловлена длительными, хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы |
ЗПР церебрастенического генеза | В. Связана с неблагоприятными условиями воспитания. |
33. Врожденная слепота бывает следствием……....
а) осложнений после общих заболеваний организма
б) повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития
в) заболеваний центральной нервной системы
г) травматических повреждений глаз
34. Система специальных мер, направленных на преодоление недостатков психофизического развития, называется ….....
а) компенсацией
б) коррекцией
в) воспитанием
г) адаптацией
35. Дизонтогения— это……..
а) нарушение физического и психического развития
б) психическое заболевание
в) исследование соматического статуса ребенка
г) нормальное физическое и психическое развитие
36. Система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности, называется:……….
а) компенсация
б) абилитация
в) реабилитация
г) адаптация
37………………– стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.
38. Место и степень поражения слуха определяются при помощи…….
а) динамометрии
б) аудиометрии
в) квалиметрии
г) социометрии
39. Нервно-психическое возбуждение, возникающее внезапно при психотравмирующих обстоятельствах и сопровождающееся утратой волевого контроля за собственными действиями называется……...
40. Медленно текущая болезнь, сопровождающаяся судорожными или иными припадками, изменениями личности называется…...
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Предмет, цели и задачи курса.
2. Теоретические предпосылки специальной психологии.
3. Методологические позиции и принципы специальной психологии.
4. Практическое и теоретическое значение специальной психологии.
5. Основные категории специальной психологии.
6. Теория Л.С. Выготского об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка.
7. Дефекты в развитии: первичный и вторичный.
8. Виды нарушений развития.
9. Факторы, вызывающие отклонения в развитии.
10. Психологический аспект проблемы «норма-аномалия».
11. Диагностика отклонений в развитии.
12. Основные формы ЗПР.
13. Психолого-педагогическая характеристика детей.
14. Особенности деятельности детей с ЗПР.
15. Характеристика умственной отсталости.
16. Симптомы олигофрении на разных возрастных этапах.
17. Стадии шизофрении
18. Особенности мышления при шизофрении.
19. Психолого-педагогическая характеристика больных шизофренией.
20. Особенности проявлений эпилепсии.
21. Эквиваленты судорожных припадков при эпилепсии.
22. Психолого-педагогическая характеристика больных эпилепсией
23. Причины и признаки раннего детского аутизма.
24. Особенности поведения аутичного ребенка.
25. Психопатия как форма дисгармонии личности.
26. Патологическое формирование личности.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. Адаптация
2. Акцентуация характера
3. Аномальный ребенок
4. Астения
5. Аутизм
6. Аффект
7. Возрастной кризис
8. Дебильность
9. Депривация
10. Дефектология
11. Дефицитарное развитие
12. Дизонтогения
13. Задержка психического развития
14. Зона актуального развития
15. Зона ближайшего развития
16. Идиотия
17. Имбецильность
18. Импульсивность
19. Индивидуальная норма
20. Инфантилизм
21. Компенсация
22. Коррекция
23. Олигофрения
24. Органическая деменция
25. Органические нарушения
26. Предметная норма
27. Психомоторное развитие ребенка
28. Психопатия
29. Сомнамбулизм
30. Социально-возрастная норма
31. Специальная психология
32. Умственная отсталость
33. Фобия
34. Шизофрения
35. Церебрастения
36. Эпилепсия
37. Этиология
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
I. Основная литература
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейропсихологии и патопсихологии. - М., 1994.
2. Выготский Л.С. Соб. Соч.: В 6 т – М., 1983. – Т. 5.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова -М., 1991.
4. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Под ред. В.А. Сластенина.- М., 1999.
5. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». – М., 2001.
6. Детский аутизм. Хрестоматия. Учеб. пособие для вузов и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб, 2001.
7. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова.-М., 1990.
8. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов н/Д., 2000.
9. Основы специальной психологии: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
10. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2006.
11. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
12. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2008.
13. Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
II. Дополнительная литература.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей.– СПб.: Питер, 2006.
Амасьянц Р.А, Амасьянц Э.А.. Интеллектуальные нарушения: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология.- Ростов н/Д., 1996.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учеб.пособие. - М., 2001.
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2006.
Бухановский А.О. и др. Общая психопатология. - Ростов Н/Д, 1998.
Буянов М.И. Беседы о детской психологии: Книга для учителей и родителей.'' -М.,1992.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1985.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах.– М.: ТЦ Сфера, 2003.
Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Учебно- методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова.- М.: ВЛАДОС, 2006.
Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие.- Самара: ИД БАХРАХ-М, 2006.
Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. - М.,1988.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.И. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. – М., 1993.
Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. – М., 1998.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1993.
Захаров А.Ю. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2000.
Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л., 1990.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1999.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
Коррекционная педагогика. /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1997.
Кулагина И.Ю. Личность школьника: от задержки психологического развития до одаренности. – М., 1999.
Лаут Г.В., Брак У.Б., Линдеркамп Ф. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство. Т.2. Отклонения и нарушения /.- М.: Академия, 2005.
Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. – М., 1989.
Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.-СПб.,2001.
Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. СПб.,2000.
Никольская И.М Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) : учебное пособие для вузов и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия, 2000.
Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для вузов. – М., 2001.
Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М., 1995.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. /Под ред. М.М. Семаго. – М., 1999.
Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя. – М., 2000.
Пузанов Б.П. Дефектологический словарь. – М., 1996.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.. 2000.
Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.,1990.
Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками.- М.: Педагогическое общество России, 2005.
Ульенкова У.В., ЛебедеваО.В. Организация и содержание специальной психической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2002.
Фристад М., Арнольд Дж. Ребенок с эмоционально неустойчивым характером,.- СПб.: Питер, 2004.
Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов.- М.: Владос, 2004.
Фурманов И.А., Фурманов Н.В. Психология депривированного ребенка: Пособие для психологов и педагогов,.- М.: Владос, 2004.
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования.- СПб.: Питер, 2002.
Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. – Киев, 1993.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей.- М.: Владос-Пресс, 2006.
Шевченко С.Т. Ознакомление с окружающим миром учащегося с ЗПР: Пособие для учителя. - М., 1990.
Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении.- М.: Айрис-Пресс, 2005.
САЙТЫ
· Кабинет психологических портретов http://www.psyh-portret.ru
· History of psychology http://usite.ru/Psychology/Psychol
· Пси-портал http://www.psy-portal.ru
· Психология Интернета http://psynet.carfax.ru
· Психология на RIN.RU http://psy.rin.ru
· Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru
· Псипортал развития личности http://psy.com.ru
· Психологические ресурсы http://www.psyresurs.ru/
· Новости Харьковской New психиатрии http://www.psychiatry.org.ua/
· Национальная федерация New психоанализа http://oedipus.ru/
· Виртуальная Психоаналитическая Лаборатория http://www.e-psy.ru
· ВООКАР: Библиотека психологической литературы http://www.bookap.by.ru
· Открытая русская электронная PsyCatalog
· Все о психологии в России http://psycatalog.ru
· Институт практической психологии «Иматон» URL: http://www.imaton.ru
· Новости: http://www.imaton.ru