Ознакомится со схемой сбора анамнестических сведений о ребенке
Схема сбора анамнестических сведений о ребенке
Паспортная часть
Фамилия, имя, отчество.
Точная дата рождения.
Организован ребенок или нет. Какое учреждение посещает.
Кем и где работают родители.
Точный адрес и телефон.
2. Жалобы(отмечаем, с чьих слов записаны жалобы). В жалобах отмечается все, что говорят родителя или родственники.
Анамнез
3.1. Анамнез жизни ребенка.Начинаем с уточнения состояния матери и отца, их братьев и сестер, родителей по обеим линиям. Выявляем хронические болезни, злоупотребления алкоголем, те болезни, по поводу которых мать обращается к врачу в настоящее время.
Уточняем количество беременностей у матери и их завершение. Если в семье есть другие дети, то расспрашиваем об их здоровье, развитии речи и возможностях обучения. Если предшествующая нашему обследованию беременность закончилась медицинским вмешательством, то необходимо уточнить время между ними.
Непосредственно о нашем пациенте.
Наш обследуемый от ______ (по счету) беременности, протекавшей ___________________ (отмечаем болезни матери: токсикозы, невропатия, интоксикации, гипертония, травмы и психотравмы, вредности производства и другие отклонения в самочувствии).
Роды наступили ________ (в срок, досрочно, перенос).
Если роды были досрочные, то уточняем, на сколько раньше срока они насупили. Выясняем длительность родовой деятельности: роды быстрые или затяжные, какую акушерскую помощь в этих случаях применяли __________ (стимуляция, вакуум, щипцы, кесарево сечение и др.). Состояние ребенка после рождения: закричал ли он сразу или применялись методы оживление ____________ (какие, в течение какого времени), на какие сутки приложили к груди, как брал грудь, не было ли цианоза, судорог и других отклонений в состоянии ребенка.
Масса и длина тела при рождении. Цифры шкалы Айгар.
Состояние ребенка в период новорожденности и в течение первого года жизни: чередование бодрствования и сна, глубина сна, вскармливание. Болезни первого года жизни ___________ (инфекции, ОРЗ, травмы, судороги и др.). физическое развитие ребенка первого года жизни: держать головку _______, сидеть ___________, ползать _________, стоять ________, ходить _______. Речевое развитие ребенка: гулить _________, лепетать __________, понимать слова и короткие фразы (инструкции) _________, произносить отдельные лепетные слова _________.
Психическое развитие ребенка: улыбаться ________, реагировать на звук __________, на свет ________, узнавать родных _________, играть с игрушками ______.
На втором году жизни необходимо отметить дальнейшее физическое, нервно-психическое и речевое развитие ребенка, фиксируя внимание на речевом и психическом развитии. Отмечаем перенесенные инфекции и травмы в этот период.
Незавершенность развития первого и второго года жизни должна найти отражение при изучении развития ребенка третьего года жизни по тем же параметрам.
Подготовка ребенка к детскому коллективу.
Четвертый и пятый годы жизни ребенка имеют свои характеристики. Дальнейшее развитие моторного и речевого профиля, психическое развитие, контакты с детьми и педагогом, выполнение правил поведения в детском саду или в другом детском коллективе. Усидчивость, интерес к играм, книгам, лепке рисунку и т. д. Является ли лидером в игре, умеет ли подчиняться коллективу.
Шестой и седьмой годы жизни ребенка характеризуются подготовкой к школьному обучению. В связи с этим отмечаем интерес к обучению грамоте, счету, рисунку, читать, писать, считать еще до поступления ребенка в школу. Готовность к школьному обучению.
В школьном возрасте на первый план выходят трудности обучения и поведения, в связи с чем уточняются особенности уровня речевого и психического развития, причины трудностей обучения.
3.2. Анамнестические сведения о расстройстве.В этой части анамнеза рассматриваются особенности появления и протекания данного отклонения в психофизическом развитии ребенка. Если родители приходят с жалобами по поводу речевого нарушения, то необходимо уточнить, когда обратили внимание на отклонения в речевом развитии ребенка (позднее речевое развитие, плохое звукопроизношение или появившиеся в речи запинки судорожного характера). Что предпринималось по вопросу лечения и места обучения ребенка. Если родители обращаются по поводу судорожных приступов, то необходимо уточнить время их появления, частоту, особенности развития ребенка, использование лекарственных препаратов. Если родители обращаются по поводу ограничения контакта ребенка со сверстниками и окружающими взрослыми, то необходимо уточнить, в связи с чем возникла ситуация, каким ребенок был по характеру с раннего возраста, чем интересовался, во что играл, какое у него речевое развитие и речевой контакт с родными.
Если родители приходят с жалобами на трудности обучения в школе, то необходимо уточнить особенности развития ребенка в дошкольном возрасте, его подготовку к школе: интересы, умения, заучивание букв и звукобуквенный анализ, счетные операции, структура письма и другие трудности.
Если родители приходят с жалобами на снижение слуха или зрения, то необходимо уточнить возможную причину нарушения, время возникновения болезненных явлений, сопутствующие симптомы.
После сбора анамнестических сведений проводится обследование ребенка.
Практическое занятие № 2.
Тема: Дети с задержкой психического развития.
Цель:рассмотреть психическое содержание понятия ЗПР; основные варианты ЗПР; ознакомиться с психолого-педагогической характеристикой детей с ЗПР; изучить методики диагностики развития детей с ЗПР.
Основные понятия:задержанное психическое развитие, варианты ЗПР: ЗПР конституционального происхождения; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебральноорганического происхождения; инфантилизм.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о задержке психического развития в специальной психологии.
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
3. Учебно-воспитательные учреждения для детей с ЗПР.
Литература:
1. Амасьянц Р.А, Амасьянц Э.А.. Интеллектуальные нарушения: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
2. Кулагина И.Ю. Личность школьника: от задержки психологического развития до одаренности. – М., 1999.
3. Лаут Г.В., Брак У.Б., Линдеркамп Ф. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство. Т.2. Отклонения и нарушения /.- М.: Академия, 2005.
4. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов н/Д., 2000.
5. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
6. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
7. Ульенкова У.В., ЛебедеваО.В. Организация и содержание специальной психической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2002.
8. Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
Задание на СРС:
- Заполнить таблицу:
Характеристика детей с ЗПР
№ | Варианты ЗПР | Характеристика | Психокоррекционная работа учителя |
Рекомендуемая литература:
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейропсихологии и патопсихологии. - М., 1994.
2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Под ред. В.А. Сластенина.- М., 1999.
3. Основы специальной психологии: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
4. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
5. Семаго Н.Я.; Семаго М.М. Проблемные дети. – М., 2000.
Практическая часть
1. Методика «Мотивационная готовность»
Стимульный материал.Набор вопросов, предлагающих ребёнку выбор одного из двух вариантов поведения.
Инструкция: Послушай меня внимательно. Я сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше:
1. Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая – только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая – только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел учиться?
6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы её заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
7. Если бы мама сказала: «Ты у меня ещё маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдёшь на будущий год», - согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу», - согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравиться в школе, что бы ты ему ответил?
Проведение теста.
Детям читают вслух вопросы, причём время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей.
Анализ результатов.
За каждый правильный ответ даётся 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребёнок набрал 5 баллов и больше.
2. .Решение проблемной ситуации:
Какой тип нарушения психического развития возможен в данном случае?
Оля П., 8 лет. Обратилась учительница с жалобой на неуспеваемость и нарушение поведения на уроках. Девочка с трудом усваивает навыки чтения, письма, счета, на уроках иногда встает из-за парты, выкрикивает, дерется на переменах с детьми.
Из беседы с матерью удалось выяснить, что девочка родилась, росла и развивалась нормально до 5 лет. В 5 лет перенесла тяжелую форму кори с явлениями менингита. После этого стала раздражительной, двигательно расторможенной. Перед поступлением в школу Оля упала с качелей и пробыла несколько дней в больнице с сотрясением мозга.
Теперь девочка с трудом готовит уроки, негативно относится к домашним заданиям, неусидчива.
При патопсихологическом обследовании отмечается истощаемость по гипостеническому типу. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны. Механическое запоминание затруднено; осмысление, ассоциативное запоминание значительно лучше. Интеллект – нижняя граница возрастной нормы. При исследовании функций мышления отмечаются отдельные решения в «исключениях» и «классификации», основанные на конкретных наглядных признаках. При указании на ошибки возможна их самостоятельная коррекция.
Эмоции лабильны. Самооценка несколько завышена, однако имеются точные представления об отношении к себе со стороны окружающих.
При нейропсихологическом обследовании отмечается сохранность зрительного и слухового гнозиса, отдельные ошибки при исследовании сомато-сенсорного гнозиса. Выявляются некоторые трудности пространственного расположения элементов. Фонематический слух не нарушен. Однако нарушено понимание сложных лексико-грамматических конструкций. Слуховая память негрубо снижена.
Практическое занятие №3 (4 часа)
Тема: Акцентуация характера и особенности ее проявления.
Цель: изучить и провести на себе методику по выявлению акцентуаций характера.
Основные понятия:характер, акцентуация характера, астения, аутизм, аффект, депрессия, интроверсия, ипохондрия, конформность, экстраверсия, фобия.
Вопросы для обсуждения.
1. Типологии акцентуации характера.
2. Особенности проявлений акцентуации характера в общении и деятельности.
Литература:
1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2006.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах.– М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Учебно- методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова.- М.: ВЛАДОС, 2006.
4. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие.- Самара: ИД БАХРАХ-М, 2006.
5. Лаут Г.В., Брак У.Б., Линдеркамп Ф. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство. Т.2. Отклонения и нарушения /.- М.: Академия, 2005.
6. Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй, ты, параноик! – М.: Новая школа, 1995.
7. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками.- М.: Педагогическое общество России, 2005.
8. Фристад М., Арнольд Дж. Ребенок с эмоционально неустойчивым характером,.- СПб.: Питер, 2004.
9. Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
Практическая часть
Тест акцентуации характер «Чертова дюжина» (Прутченков А.С., Сиялов А.А.)
Инструкция: Сделайте табличку (см. бланк для ответов). В клетки (1—104) вписывайте свои ответы — слева направо ряд за рядом. Отвечая на утверждения теста, оценивайте степень своего согласия или несогласия следующими баллами:
+2 — совершенно верно, я, как правило, так и делаю;
+1 — верно, но все же бывают заметные исключения;
0— трудно сказать;
-1— не верно, по все же иногда бывают такие ситуации;
-2 — совершенно неверно, это несвойственно для моей обычной жизни.
Старайтесь не отвечать «Трудно сказать», отдайте предпочтение одному из остальных четырех ответов, соотнеся его со своими привычками, желаниями, поступками. Причем любое из приведенных в тесте утверждений нужно оценивать, исходя из принципа «как правило» и из обычного для вас образа жизни. Ведь мы всем время от времени бываем или веселыми, или
Бланк для ответов
Фамилия, имя_______________________________ Дата_____________
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII |
Если у тестируемых возникают вопросы по содержанию утверждении теста, необходимо разъяснить непонятные слова или смысл всего утверждения.
Время для проведения теста вместе с объяснением инструкции примерно 35—40 мин.
Текст теста
1. Я никогда не доверяю незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав.
2. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды.
3. Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил. Как правило, настроение у меня хорошее.
4. Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие.
5. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.
6. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать и определенный час; я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем.
7. Малейшие неприятности сильно огорчают меня; после огорчений и беспокойств возникает плохое самочувствие.
8. У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительно-тоскливые сновидения; утро для меня — самое тяжелое время суток.
9. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей.
10. О друзьях, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых.
11. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем, часто бываю раздражителен.
12. Мое настроение легко меняется от незначительных причин.
13. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо.
14. Я считаю, что у человека должна быть большая и серьезная цель, ради которой стоит жить.
15. У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски.
16. Я сплю мало, по утром встаю бодрым и энергичным.
17. Мое настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь.
18. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось.
19. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей.
20. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях, я чрезмерно чувствителен.
21. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг.
22. Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих.
23. Я легко завожу новые знакомства.
24. О своей одежде я мало думаю.
25. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие — без всякой причины с утра угнетен и уныл.
26. Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется.
27. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями.
28. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения.
29. Я люблю лакомства и деликатесы и ненавижу заранее рассчитывать все расходы.
30. Мой сон богат яркими сновидениями.
31. Я не могу найти себе друга по душе и страдаю от того, что меня не понимают; от окружающих стремлюсь держаться подальше.
32. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, от неуверенности в себе, от беспокойства за близких.
33. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.
34. Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока.
35. Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что о нем говорят люди.
36. Я стремлюсь быть с людьми, трудно переношу одиночество.
37. В будущем меня больше всего беспокоит мое здоровье; упрекаю родителей в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью.
38. Я люблю одеться так, чтобы было к лицу.
39. Периодами я люблю больше дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества.
40. У меня не бывает .уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев.
41. Измены бы я никогда не простил.
42. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке, охотно завожу новые знакомства, люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним.
43. Я люблю яркие, броские костюмы и одежду.
44. Я люблю одиночество; свои неудачи я переживаю сам.
45. Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть; могу быть впереди других в рассуждениях, но не в действиях.
46. Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы.
47. Я избегаю новых знакомств, мне не хватает решительности во всем.
48. Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого.
49. Не люблю много раздумывать о своем будущем и тем более заранее рассчитывать все свои расходы.
50. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей.
51. Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь; периодами все пугаюсь остаться без денег.
52. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие — они меня тяготят.
53. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам.
54. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой.
55. Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы.
56. Я предпочитаю тех друзей, которые очень внимательны ко мне.
57. Я люблю придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все.
58. Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке.
59. Я боюсь одиночества, и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве.
60. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.
61. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива
62. Люблю разнообразие и перемены в жизни.
63. Людское общество меня быстро утомляет и раздражает.
64. Периоды, когда я не очень слежу затем, чтобы соблюдать все правила, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность.
65. Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость.
66. Я не боюсь одиночества, свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи.
67. Я очень аккуратен в денежных делах, огорчаюсь и расслаиваюсь, когда не хватает денег.
68. Я люблю перемены в жизни – новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг.
69. Я не переношу одиночества, всегда стремлюсь быть среди людей; больше всего со стороны окружающих ценю внимание ко мне.
70. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром.
71. Я часто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-либо сказал или сделал в отношении окружающих.
72. Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов.
73. Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным, неудачи угнетают меня, и прежде всего я виню самого себя.
74. Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим.
75. При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться.
76. Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я ужё как-то привык.
77. Я легко ссорюсь, но быстро и мирюсь.
78. Периодами я люблю «задавать тон», быть первым, но периодами мне это надоедает.
79. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту.
80. Предпочитаю риз и навсегда установленный порядок, мне нравится учить людей правилам и порядку.
81. Я люблю всякое приключения, даже опасные, охотно иду на риск.
82. Приключения и риск привлекают меня, если в них мне достается первая роль.
83. Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится.
84. В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником, невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем.
85. Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит, неудачи приводят меня в отчаяние.
86. Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает.
87. Я охотно следую за, авторитетными людьми.
88. Одним людям я подчиняюсь, другими командую сам.
89. Я охотно слушаю те советы, которые касаются моего здоровья.
90. Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию.
91. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами – мрачным.
92. Всегда находятся люди, которые слушают меня и признают мой авторитет.
93. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
94. Я считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.
95. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной следовали другие.
96. Я не слушаю возражений и критики, всегда думаю и делаю по-своему.
97. Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал неправильно.
98. В детстве я был обидчивым и чувствительным ребенком.
99. Я не люблю командовать людьми, ответственность меня пугает.
100. Считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей.
101. Мне не хватает усидчивости и терпения.
102. Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает, мне не до приключений.
103. В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дурного настроения мне кажется, что мне не хватает положительных качеств.
104. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но временами начинаю их бояться и избегать.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
1. Подсчитывается сумма баллов в каждой вертикальной колонке, например, сумма баллов, поставленных учеником в клеточках под № 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79, 92.
При определении суммы учитывается знак балла «+» или «–».
Сумма баллов любой колонки находится в диапазоне от +16 (если все восемь утверждений оценены тестируемым +2, т.е. совершенно верно) до –16 (если все утверждения оценены -2, т.е. совершенно неверно).
2. Раскодируется наименование зашифрованных в вертикальных колонках типов акцентуации характера.
I параноик,
II эпилептоид,
III гипертим,
IV истероид,
V шизоид,
VI психоастеноид,
VII сензитив,
VIII гипотим,
IX конформный тип,
X неустойчивый тип,
XI астеник,
XII лабильный тип,
XIII циклоид.
3. Определяется степень выраженности каждого из психотипов путем построения графика «Рисунок личности».
Если кривая не выходит за пределы, ограниченные пунктирными линиями, которые проведены из точек + 10 и -10, это означает, что психотип находится в рамках обычного рисунка личности (эти точки приняты специалистами как нормативы).
Если кривая выходит за пределы, ограниченные пунктирной линией, проведенной из точки +10, это означает, что какой-то психотип у тестируемого проявляется наиболее ярко.
Если же одна или несколько точек находятся за пределами пунктирной линии, проведенной из точки –10, это означает, что у тестируемого проявляется антитип, т. е. черты, свойственные человеку с противоположным характером.