Коучинг: понятие, цели и задачи. Основные принципы коучинга.
Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод «индивидуального тренинга», отличается от группового тренинга тем, что тренер работает с клиентом индивидуально.
Краткая история происхождения коучинга
Этимологически слово коучинг произошло от англ. «coach» – наставлять, тренировать, воодушевлять.
Основоположником коучинга как метода считается Тимоти Голви – гарвардский преподаватель и эксперт по теннису. Началось всё с того, что Тим Голви опубликовал книгу "Внутренняя игра в теннис". Слово внутренний Тимоти использовал для обозначения внутреннего состояния игроков, поскольку, пользуясь выражением Голви, "оппонент внутри нашей собственной головы более труден, чем противник в реальной игре". Каждый у кого (например, на корте) бывал день, когда он ничего не мог сделать правильно, понимает, что Голви имеет в виду. Далее Голви утверждает, что если коуч-преподаватель может помочь игроку устранить или ослабить внутренние барьеры в его действиях, то неожиданно появляется внутренняя способность, которая будет вести его дальше, без необходимости значительных технических пояснений.
Смысл коучинга - движение к цели. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, и получают уверенность, что выбранное ими направление развития - это действительно именно то, что им нужно. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует свои цели, нарабатывает стратегии действия, осуществляет наилучший выбор и реализует наиболее удачную.
Коучинг помогает, работая над своим настоящим, по-другому взглянуть на жизнь, осознать свои истинные, а не навязанные обществом желания, потребности и ценности, избавиться от внутренних барьеров и внутренних саботажников, препятствующих достижению целей и научиться находить собственные решения.
Отличие коучинга от всех видов консультирования — ставка на реализацию потенциала самого клиента.
Что такое коучинг
«Коучинг» —это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.
«Коучинг» — это совершенствование своих мыслей и действий, имеющее цель достижения поставленных задач.
«Коучинг» — ненавязчивый обучающий процесс, в ходе которого человек узнает больше о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал, учится развивать их и применять их для решения своих жизненных задач.
«Коучинг» — процесс, помогающий человеку взглянуть на ход развития его личности, на конкретный этап ее развития, и свои дальнейшие перспективы, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.
«Коучинг» — процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
«Коучинг» — процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.
«Коучинг» — процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от опробования нового, своих успехов и достижений.
«Коучинг» - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.
Идеи Тимоти Голви не были абсолютно новым ... Их провозглашали ещё Сократ (утверждавший, что Личность человека должна расти и развиваться, и помочь в этом могут специально заданные вопросы) и Конфуций (призывавший к «исправлению умов» и «наблюдению за своими действиями»), но долгое время эти идеи не находили отклика в западном обществе, близорука видящим только прибыль, и не видящую стоящего за любой деятельностью Человека. И только последние десятилетия мы открываем для себя мудрость Востока, мудрость ненавязчивую и молчаливую, помогающую больше самим своим присутствием, чем бурными действиями, направленными вовне. Мы всё чаще начинаем ощущать потребность в жизненном наставнике, который может просто быть рядом, откликаясь и поддерживая – и это успокаивает нас, вселяя жизненные силы. Мы начинаем понимать смысл и возможности личностного роста для каждого конкретного человека, и образ коуча-наставника проникает в нашу жизнь с каждым днём всё яснее.
Три ключевых момента коучинга
1. Осознание
Осознание – знание того, что происходит вокруг нас. Самоосознание – это знание того, что вы переживаете.
Осознавать означает иметь знание о чём-то посредством наблюдения и объективной интерпретации того, что некто видит, слышит, чувствует... Осознание – это собранность и ясность восприятия. Осознание включает в себя самоосознание – (понимание того, как и когда эмоции или желания искажают восприятие.
2. Доверие
В повседневной жизни мы всегда подвергаемся внешней и внутренней оценке, и эта оценка сильно влияет на наши действия и результат этих действий. Даже если мы избавимся от внешней оценки, останется Внутренний Оценщик, который будет оценивать все действия, поступки и результаты. И именно из-за страха что-то сделать не так как хотелось бы, или не так как от нас ожидают, мы действуем неловко и неудачно. Если же создать обстановку доверия, когда клиент (или обучаемый, в случае обучения) доверяет не только коучу, но и себе, то желаемый результат достигается гораздо быстрее.
3. Ответственность
Если мы по-настоящему принимаем на себя ответственность в наших мыслях и наших действиях, наши обязательства по отношению к ним возрастают что сказывается на повышении нашей производительность, способности решать свои проблемы и задачи.
Если нам велено быть ответственными, или ожидается, что мы будем ответственны, или же нам просто передана ответственность, но мы не приняли её полностью, то производительность не возрастёт. Естественно, мы можем выполнять задания потому, что в противном случае нам грозит нечто неприятное (выговор, штраф, увольнение...), но делать что-либо во избежание не значит оптимизировать производительность. Чувство настоящей ответственности неизбежно включает выбор.
Философия коучинга
Философия коучинга базируется на следующих принципах:
1. Человек, обратившийся к коучу за помощью, – здоров и в полном порядке.
2. Каждый человек в каждый момент времени делает лучшее, на что он способен. При этом он руководствуется известными ему вариантами решения задач, вариантами поведения, прошлым опытом.
Задача коуча – помочь клиенту выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов.
3. Потенциал каждого человека не имеет границ. Всё что требуется от коуча – это помочь клиенту раскрыть его.
4. Клиент знает о себе, своих проблемах и текущей ситуации, в которой он оказался, гораздо больше, чем коуч или консультант. Ни один консультант не сможет помочь советом для решения текущей задачи настолько же эффективно, как это может сделать сам клиент.
Поэтому коуч не даёт советов!
Коуч не предлагает готовых решений!
Задача коуча при этом – помочь клиенту активизировать оба полушария, задействовать все его возможности и способности, сознательные и бессознательные, помочь клиенту повысить ясность восприятия, развить осознание.
У коучей есть пословица: «Как правило, люди не следуют чужим советам. Если же следуют, то только лишь для того, чтобы было кого обвинить в случае неудачи».
5. Люди не нуждаются в отрицательной оценке (критике) своих действий, чтобы совершенствовать свою жизнь.
В трансформационном коучинге рассматриваются такие предпосылки, на которые опирается коуч:
Изменение постоянно и неизбежно.
Маленькие изменения приводят к большим изменениям.
Создание решений более эффективно, чем решение проблем.
У всех игроков есть ресурсы для поиска и создания собственных решений.
С людьми в целом все в порядке.
Это то, во что верит коуч. Через определенное взаимодействие с человеком он может передать это отношение к жизни, что создает условия для развития и обучения клиента. Последний вовсе не обязан четко осознавать все пресуппозиции. Хороший коуч в процессе общения приводит своего клиента к ощущению этих принципов, как чего-то естественного, само собой разумеющегося.
Вся работа коуча основывается на пяти основных принципах:
· Вера в людей
Коуч верит в людей. Это самое важное, причём вера в клиента начинается с веры в самого себя — в собственный потенциал, собственные силы, в собственную способность достигать того, что важно. Помогать расцветать талантам в человеке, можно лишь в том случае, если коуч может верить в себя, и тем самым, верить в других. Постепенно эта вера, подтверждаемая личным опытом, срастаясь со знанием, преобразуется в формулу: «Я верю, что я могу» = «Я знаю, что я могу».
· Доверие к миру
Коуч верит, что мир поддерживает нас, когда мы идём собственным путём. Он знает, что всё, что приходит в жизнь, имеет глубокий смысл, нужно лишь постараться его найти и осмыслить.
· Осознанность
Благодаря осознанию возникает полная ясность относительно того, что коуч делает, как он это делает, о чём думает, что чувствует и зачем ему это нужно.
Коуч знает, что у каждого человека уже есть все необходимые ему ресурсы для достижения цели
Таким образом, коуч претворяет в жизнь принцип Сократа: «Каждый человек знает истину. Я выступаю в роли повивальной бабки, позволяя этой истине родиться».
· Готовность ставить дерзкие цели
Коуч — это тот человек, который сам стремится быть смелым в своих желаниях, мечтах, формулировке своих ценностей и выстраивании целей в соответствии с ними, и помогает своему клиенту вести себя также, причём, коуч учит клиента создавать возможности под свои задачи. То есть, сначала: «Что я хочу, что мне важно?», а затем: «А что у меня сейчас есть?»