Понятие, стратегии педагогического воздействия. Психол обеспеч т эфф-го пед возд-я
. Педагогическое воздействие - особый вид деятельности педагога, цель которой - достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения).Цель любого психологического воздействия - преодоление субъективных защит и барьеров индивида, переструктурирование его психологических характеристик или моделей поведения в нужном направлении. Первая стратегия - стратегия императивного воздействия; ее основные функции: функция контроля поведения и установок человека, их подкрепления и направления в нужное русло.Вторая стратегия – манипулятивная – основывается на проникновении в механизмы психического отражения и использует знание в целях воздействия.Третья стратегия - развивающая. Психологическое условие реализации такой стратегии - диалог. Принципы, на которых она основывается, - эмоциональная и личностная открытость партнеров по общению. субъектность как конечная цель педагогического воздействия является признаком, отличающим полноценное педагогическое воздействие от псевдовоздействия, каким является объектное воздействие.Субъектность - это характеристика активности субъекта, выражающаяся в степени реализации действенного и ценностного аспектов его образа «Я».
Эффективность педагогического воздействия зависит во многом от позиции педагога по отношению к ребенку. Еще в 1960-е гг. были сформулированы принципы педагогического воздействия: педагогический оптимизм, уважение к воспитаннику, понимание душевного состояния ученика, раскрытие мотивов и внешних обстоятельств совершаемых поступков, заинтересованность в судьбе ученика. Другое важное условие педагогического воздействия - высокий уровень культуры педагога, его авторитет. Убеждение - психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребенка. Это логически аргументированное воздействие одного человека: или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.Внушение - психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.
58. Основные понятия психологии воспитания. Особ-ти воспитания на разных возрастных этапах.
Воспитание - это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни [щурков). Понятие воспитания неразрывно связано с понятиями «социализация», «обучение», «образование», «развитие». компоненты процесса воспитания: цели - противоречия - закономерности - принципы - методы - формы - контроль - оценка результата.
Цель. Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Противоречия. Внутреннее противоречие между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Внешние противоречия между школой и семьей, словом и делом; внешними влияниями и внутренними стремлениями личности; требованиями взрослых и уровнем подготовл-ти воспитанников.Закономерности (некоторые). Эффективность воспитания зависит: от сложившихся воспитательных отношений; от активности участников в педагогическом взаимодействии; от интенсивности воздействия на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности.
Принципы воспитания:1.общественной направленности воспитания.2. связи воспитания с жизнью, трудом.3. опоры на положительное в воспитаннике, человеке.4. гуманизации воспитания.5. личностного подхода в воспитании.
6. единства воспитательных воздействий.
Содержание воспитания. Содержание воспитания раскрывается как «базовая культура личности», куда входят: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая культура; культура семейных отношений, культура жизненного самоопределения (т.е. готовность быть субъектом собственной жизни).
Методы воспитания. Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.Формы воспитания. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по количеству участников) (коллективные - от 5 до 40
Контроль и оценка результата. Постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности (показателей уровня сформированности различных качеств личности и коллектива).
В психологии выделены следующие этапы психического развития:1. От зачатия до момента рождения (пренатальный период). Формирование психики ребенка начинается задолго до его появления на свет2. Младенческий возраст (до 1 года). Пестушки, потешки, пальчиковые игры являются основой культурной программы освоения пространства телесного Я. потребность детей в человеке, в другом человеке, сначала в матери, отце, затем в товарище, друге, наконец в коллективе и в обществе.На развитие данной потребности стоит обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что дитя еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый.(эльконин)3. Раннее детство (с 1 года до 3 лет). потребность в теплых доверительных отношениях;потребность в компетентности;
4. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). Разрешение возрастного кризиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить свою инициативу, и в системе социальных связей, способствующих личностному росту. Родителям стоит стимулировать пробуждение нравственных чувств, основанных на альтруизме, бескорыстии Внешняя, социальная оценка постепенно становится внутренней самооценкой ребенка..
5. Младший школьный возраст (7-11 лет). Задача школьного психолога вместе с учителем обеспечить благоприятное вхождение ребенка в школьную жизнь, помочь ему освоить позицию школьника, способствовать формированию положительных отношений в классном коллективе.
6. Подростковый возраст (11-15 лет). Необходимо повысить в глазах взрослых ценность общения с детьми и показать, как важно проявлять искренний интерес к потребностям ребенка и его интересам
7. Старший школьный возраст (15-18лет).Готовность к самоопределению.
34. Основные направления деятельности психолога в сфере образования.
Основными видами деятельности детского психолога являются: просвещение, профилактика, консультирование, диагностика, коррекция.В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает. практическому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.просвещение— это приобщение взрослых — воспитателей, учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям. Психопрофилактика— это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Выделяют 3 уровня:все, группа риска,с ярко выр. Учеб и повед. Проблемами. Задача психолога в педагогическом консилиуме — помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, Психологический смысл консультациисостоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи.
1. Консультирует администрацию школы, учителей,родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей. 2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся Консультирует группы учащихся3. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей 4. По запросам судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания Задача психодиагностики—дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям.
♦ контроль динамики психического развития детей ♦ сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.